Главные вкладки

    Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"
    план-конспект урока (6 класс) на тему

    Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина.

     Рассказ "Критики"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_lit-ry_shukshin.docx24.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    «СРЕДНЯЯ ШКОЛА  №5»

    План-конспект урока по литературе в 6-А классе:

    Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина.

     Рассказ "Критики"

    Выполнила:

    Пятчина Евгения Сергеевна

    2016 г.

    урок литературы №53 в 6-А классе      24.03.2016

    Тема: Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина.

     Рассказ "Критики"

    Цели: рассказать о жизни и творчестве В.М.Шукшина; дать понятие о шукшинском герое - "чудике"; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи; подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.

    Тип урока: Комбинированный урок

    Формы работы: индивидуальная, коллективная.

    Оборудование: портрет В.М. Шукшина; текст рассказа.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. (приветствие, проверка готовности класса к уроку, запись в журнал отсутствующих)

    2. Прогнозирование по названию.

    - Посмотрите на тему урока, о чем мы сегодня будем говорить?

    - Как вы думаете, что значит "странный" герой ?

    - Как вы понимаете слово "Критик"?

    Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

    (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)

     Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

    3. Основной этап урока

    Прежде давайте познакомимся с жизнью и творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина

    А) Сообщение учащегося о жизни и творчестве В.М.Шукшина

    Б) Сообщение учащегося и типе "странного" героя в творчестве Шукшина

    Слово учителя:

    Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?

    В) Аналитическая беседа по рассказу

    - Почему рассказ называется "Критики"?

    - Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)

    - В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

    ( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

    - Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

    ( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

     - Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?

    (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)

     

    - Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

    - Почему так ведет себя дед?

    (Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.  )

    - Как поступают взрослые? Муж тети?

    (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

    - Как поступает тетя?

    (Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

    - Как поступает отец Петьки?

    (Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)

    - Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

     (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

    Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

    - Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

    (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

    - Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

     (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

    Задание:

    От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)

     - Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.)

    4. Подведение итогов

     - Можно ли назвать героя рассказа "Критики" "странным"?

    ( Да. Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.)

    5. Рефлексия.

    - Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ?

    - Какие  проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?

    (Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)

    - Как вы думаете, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?

    Домашнее задание: написать продолжение рассказа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

    Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

    «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

    Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

    интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

    интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

    Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

    Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

    Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

    Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

    Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

    Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....