Знаки препинания в сложносочиненных преложениях
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Вихарева Татьяна Сергеевна

Урок по русскому языку по теме: Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Рассчитан на учащихся 10-11-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ssp.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях». (1 час).

Тема программы: Тема 8. Синтаксис и пунктуация.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Цель урока: Расширить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях.

Задачи урока:

1. Образовательная:

- углубить знание о постановки знаков препинания в ССП.

2. Развивающая:

- учить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

- выступать перед аудиторией;

- учить рационально организовывать и планировать свой труд, анализировать выполненную работу с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах времени;

- развивать умения сравнения, сопоставления, выделения главного.

3. Воспитательная:

- формировать любовь к родному языку;

- формировать ответственное отношение к порученному заданию;

- формировать уверенность в себе, способность к самовыражению, умение работать в команде.

Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ход урока

№ и название этапа

Дидактические задачи этапа

Деятельность преподавателя

Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

1. Организационный этап.

1 – 2 минуты.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Предъявление единых педагогических требований: приветствие.

Отвечают на приветствие.

Психологическая установка на восприятие материала урока.

Организация внимания и готовности учащихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте)

Готовятся к восприятию урока.

2. Вводный этап.

Сообщение темы.

Подготовка к основному этапу урока.

Мы продолжаем изучать раздел синтаксиса и пунктуации

Слайд-текст с названием изучаемого раздела

Орфоэпическая разминка

Слайд-текст со словами, в которых надо поставить ударение.

Слайд-текст для самопроверки.

Записывают слова в тетради, ставят ударения; проверяют себя, исправляют ошибки.

Мотивация.

Обеспечение возникновения у учащихся желания разобраться в предложенной теме.

Придумайте предложение с союзом И, используя слова, в которых вы расставляли ударения (желательно поработать с тем словом, в котором допустили ошибку).

Записывают предложения, желающие читают вслух.

Два предложения – в одном нет запятой перед союзом И, в другом есть –

записываются на доске.

Организует фронтальную беседу, цель которой подтолкнуть учащихся к размышлению над темой урока. (Анализируем знаки препинания; вспоминаем основные понятия раздела синтаксис). Значит, таким простым правилом не ограничивается тема.

Оказывается, не всегда между частями ССП необходимо ставить запятую. Иногда это может быть тире или точка с запятой. Бывают такие случаи, когда знаков препинания между частями нет вообще.

Слайд-текст с темой урока и основным материалом по данной теме.

Участвуют в беседе.

Постановка цели.

Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Слайд-текст с целью урока:

Расширить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях

Осознают проблему, цель урока; по-разному её формулируют.

Как вы думаете, почему…?

Слайд-текст с ССП, в которых нет запятой или стоит другой пунктуационный знак

Выдвигают гипотезы, объясняющие постановку знаков препинания.

Планирование деятельности учащихся.

Куда мы обращаемся, чтобы найти информацию?

Слайд-текст

Определяют, где и как искать информацию.

3. Основной этап.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление.

Организует групповую деятельность учащихся

Выдает группам  раздаточный материал (по теории и по практике), памятки работы в группе, листы самооценки, критерии оценивания работы группы (см.приложение).Определяет время выполнения работы.

Рассаживаются по группам.

Наблюдает за работой каждой группы и работой отдельных учеников, уточняет задания и проверяет понимание задания учащимися, контролирует соблюдение правил групповой работы.

Работают в группах;

записывают основные положения, необходимые для представления результатов работы.

Организует проверку работы группы в виде игры.

Слайд – текст с предложениями, иллюстрирующими теоретический материал.

Отвечают, исправляют ошибки, дополняют друг друга.

Контролирует результаты работы, уточняет выводы.

Ведут записи в тетрадях.

Организует выполнение теста с самопроверкой.

Выполняют тест, проверяют себя, анализируют ошибки.

4. Заключительный этап.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Организует проведение рефлексии каждой группы.

Самоанализ выполненной работы. Заполняют лист самооценки группы (см. приложение).

Проводит оценивание работы группы в соответствии с критериями (см. приложение) (словесное оценивание работы группы).

Ставит оценки учащимся.

Самокоррекция

Мотивация.

Формирование у учащихся ориентации на успех.

Поощрение учащихся в процессе достижения ими поставленной цели.

Самоактуализация.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слайд-текст с домашним заданием.

Осмысление содержания и способов выполнения домашнего задания.


Приложение

Раздаточный материал

Лист самооценки работы группы

1. Как справились члены группы с решением проблемной задачи? Что удалось и что не удалось? Почему?

2. Удалось ли соблюдать правила работы в группе? Что нужно учесть при последующей работе?

3. Как справились члены группы с ролями организаторскими (организатор, секретарь-оформитель, докладчик)? Рекомендации (если есть).

4. С какими трудностями вы столкнулись при работе в группе? Почему?

5. Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Критерии для оценивания работы группы

1. Глубина и правильность раскрытия проблемы задания.

2. Логика изложения материала, четкость выводов.

3. Полнота и точность выражения мыслей.

4. Соблюдение учениками правила работы в группе, умение сотрудничать.

5. Владение монологической и диалогической формами речи.

6. Выполнение членами группы своих организационных и интеллектуальных ролей.

Памятка «Правила работы в группе»

1.Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.

2.Нужно слушать и понимать друг друга.

3.Нужно уметь договариваться.

4.Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Для эффективной работы группы необходимо:

1. Распределить организаторские роли – выбрать организатора, секретаря-оформителя, докладчика (они работают в соответствии со своими функциями)

2. Помнить всем членам группы, что все вы – генераторы идей, вы все выдвигаете предложения по решению учебной проблемы, от вклада каждого из вас будет зависеть качество работы группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"

Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по  русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Урок русского языка в 11 классе. Повторение и системацизация материала по теме"Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Эта тема представлена на ЕГЭ в задании А19. Поэтому урок является и под...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Тренировочные упражнения к заданию 12 (ОГЭ, русский язык): «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

«ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ». Задания с сайта ФИПИ....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной р...