Урок по творчеству Г.Державина
план-конспект урока (7 класс) на тему

Солохина Гелена Геннадьевна

урок-тест по творчеству Г.Державина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass_po_derzhavinu.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок–тест для 7 класса по творчеству Г.Р. Державина

Цели:
1. Повторить  основные факты из жизни М.В.Ломоносова.
2. Познакомиться с творчеством Г.Р.Державина на примере некоторых стихотворений.
3. Вырабатывать умение работать с тестом.
4. Развивать интерес к творчеству Г.Р.Державина.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.
Задание: Работая в творческих группах, составить вопрос по биографии М.В.Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом мы составим тест “Биография М.В.Ломоносова”.
(Тематика вопросов: 1 и 4 группы – детские и юношеские годы, 2, 5 и 7 группы – академическая деятельность, 3 и 6 группы  – реформы Ломоносова).
Проверка: вопросы задавать от группы  к группе  по кругу.

II. Новый материал.
1.Знакомство с биографией

На доске:

img1.jpg (29651 bytes)

Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816))

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов.

Н.В.Гоголь

- Слова Гоголя можно считать эпиграфом ко всему творчеству Державина.

Задание:
1.Работа в тетрадях ( запись материалов с доски).
2. Самостоятельное изучение биографии:
письменно ответить на вопросы теста (карточки), прочитав материал в учебнике.

Тест.

  1. Где родился Г.Р.Державин?
    А.
    Казанская губерния.
    Б. Пензенская губерния.  
    В.Самарская губерния.
  2. Когда родился?
    А. в 1741 г.
    Б.
    в 1743 г.
    В. 1745 г.
  3. Где учился?
    А. Пензенская гимназия.
    Б. Московский университет.
    В.
    Казанская гимназия.
  4. Когда началась настоящая поэтическая деятельность?
    А. В 1770 г.
    Б.
    В 1777 г.
    В. В 1772 г.
  5. Укажите должности поэта при дворе.
    А
    . Сенатор.
    Б.
    Казначей.
    В. Посол.
    Г.
    Министр юстиции.
    Д. Генерал.
  6. Какой вклад внёс в развитие литературы?
    А. Теория “3 стилей”.
    Б
    . Соединил слова “высокие” и “низкие”.
    В.
    Развитие реалистического языка.
    Г.Онегинская строфа.

Проверка: рассказать биографию, опираясь на опорные слова – ответы теста.

2.Чтение стихотворений.
Задание
: Учащиеся  работают по творческим группам ,готовят выразительное чтение стихотворений и ответ на вопрос карточки с выбором ответа.

1 творческая группа  читает стихотворение “Признание”.
Вопрос карточки: Какие стороны державинского мастерства отразились в стихотворении?
А. Новая рифма.
Б. Соединение “высоких” и “низких” слов.
В. Соединение мужской и женской рифмы.
Докажите примерами.

2 творческая группа читает стихотворения “На птичку”, “Река времён”.
Вопрос карточки: Над чем заставляет задуматься стихотворение “Река времён…”?
А. Всё, что создаёт человек вечно.
Б. Всё, что создано человеком, исчезнет, уйдя в вечность.
В. Нужно больше трудиться, чтобы ты был вечен.

3 творческая группа  читает стихотворение “Памятник”.
Вопрос карточки: Какова тема стихотворения?
А. Главное – воздвигнуть себе бронзовый памятник.
Б. Поэт бессмертен в своих творениях.
В. Родина у всех одна.

Проверка:
1-й ученик читает стихотворение.
2-й ученик отвечает на вопрос.
3-й ученик приводит примеры или дополняет.

III. Закрепление.
Эрудит – лото
- Цель последнего этапа урока: проверить как усвоили материал при изучении творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
(В таблице обвести номер верного ответа. У каждого ученика своя карточка “Эрудит – лото” и тест, каждый вопрос оценивается в 2 балла).

Тест.

  1. Кто из поэтов был выходцем из дворянской семьи?

А.. Державин;    Б.. Ломоносов.

  1. Сколько иностранных языков знал Ломоносов?

А. 6;     Б. 2;     В. ни одного.

  1. Верно ли, что Державину не удалось закончить гимназию, где он учился?

А. да;     Б. нет.

  1. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В. Ломоносову?

А. Реформа стихосложения;
Б. Реформа литературного языка;
В. Р
еформа прозы.

  1. В чем проявилось новаторство Г.Р. Державина в области литературы?

А. Новое содержание поэзии;
Б.
Соединение “высокого” и “низкого” стилей в поэтическом произведении, развитие реалистического языка.

  1. Теория “трех штилей” литературного языка М.В. Ломоносова относится:

А. К реформе стихосложения;
Б.
К реформе литературного языка;
В. К реформе в области науки.

  1. Кого из поэтов характеризует приведенное высказывание Белинского: “С него начинается наша литература, он был ее отцом”?

А. М.В. Ломоносов;
Б. Г.Р. Державин.

  1. Кому из поэтов принадлежит приведенный фрагмент стихотворения?

Я памятник себе воздвиг, чудесный вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

А. А.С. Пушкин;     Б. Г.Р. Державин;      В. М.В. Ломоносов.

  1. Определите тему и главную мысль стихотворения Г.Р. Державина “Памятник” - вольный перевод оды Горация “К Мельпомене”.

а. Назначение поэта – петь славу царям, и память о нем останется вечной, и поэт возвысится над толпой;
б
. Бессмертие поэта – в его творчестве. Основная заслуга поэта в том, что он мог истину говорить царям с “улыбкой”, петь о их добродетелях простым слогом

  1. . О ком Пушкин сказал: “Он был нашим первым университетом”?
    А.. Г.Р. Державин;     Б. Н.М. Карамзин;      В.
    М.В. Ломоносов.

1

А

Б

 

2

А

Б

В

3

А

Б

 

4

А

Б

В

5

А

Б

 

6

А

Б

В

7

А

Б

 

8

А

Б

В

9

А

Б

 

10

А

Б

В

Проверка учителем:
(Оценки выставляются по количеству набранных баллов.)
20-18 баллов – “5”
17-14 баллов – “4”
13-10 баллов – “3”
меньше 10 баллов – “2”

IV Итог урока.
Самостоятельно сделать анализ  своей работы в каждой творческой группе, оценить эффективность урока.

V. Домашнее задание: стихотворение Г. Державина наизусть по выбору обучающегося, анализ произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"

Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества...

А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта

В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

"Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"

quot;Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"...