Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"
план-конспект урока (11 класс)

Колесниченко Светлана Владимировна

Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_pasternaku.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по Пастернаку

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Начнём урок литературы.

    Бывают в истории времена, когда только поэзии под силу совладать с действительностью, непостижимой простому человеческому разуму. Это происходит оттого, что поэт смотрит на мир сначала сквозь призму сердца, а потом сквозь призму живой истории. Другой оптики человечеству не дано.

   Но ведь и мы с вами, обычные люди, сводим эти две перспективы в единый фокус, иначе говоря, делаем нравственный выбор. И от того, каким он будет, зависит, что нас ждёт впереди – победа или поражение.  Ребята, а вы можете отличить победу от поражения? Вам кажется это очевидным?

Оказывается, есть другое мнение. Послушайте  аудиофрагмент  и  запишите, что думает автор о поражении  и победе (две группы), а также запишите те поэтические строки, которые вам понравятся, покажутся самыми яркими, афористичными (третья группа). (Звучит стихотворение     Б. Пастернака «Быть  знаменитым некрасиво» в исполнении С. Бехтерева).

Предполагаемые ответы: 1,2 группа : «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…»

3 группа: «Быть знаменитым некрасиво», «Цель творчества – самоотдача», «Но быть живым, живым и только!»

Обсуждение наблюдений учащихся: 1, 2 группы: А кто же должен отличить пораженье от победы, если не ты сам? (Другие люди, время и т.д.)

3 группе: Почему именно эти строки привлекли внимание?

Всем: Предположите, каким был человек, который так мыслил? Кто же это?

-Борис Леонидович Пастернак.

2. Работа с цитатами.   Эпиграф

№1 «Он был совесть нашего  поколения… Русская  интеллигенция искала у него решения всех вопросов времени, гордилась его нравственной твёрдостью, его творческой силой. Я  всегда считал, что  в жизни должны быть люди, наши современники, которым мы могли бы верить, чей нравственный авторитет был бы безграничен… Тогда им легче жить, легче сохранять веру в человека.»   (В, Шаламов.  Воспоминания  о Б.Л. Пастернаке)

№2. «Что делать Пастернаку в пределах Советской страны? Кому он нужен, чьи мысли он выражает? Не следует ли этому внутреннему эмигранту стать эмигрантом действительным? Пусть незавидная судьба эмигранта-космополита, предавшего интересы Родины, будет ему уделом! Собрание обращается к правительству с просьбой о лишении гражданства предателя Пастернака. Ни один честный человек, ни один писатель, - все, кому дороги идеалы прогресса и мира, не подадут ему руки, - как человеку, предавшему Родину и её народ!»

(Резолюция общего собрания писателей г. Москвы, состоявшегося 31 октября 1958г.)

Победа – поражение ---2 высказывания. Соотнесите эти понятия с цитатами.

Что же мы сегодня будем обсуждать? Что вас заинтересовало? Сформулируйте проблему, которую актуально поставить в связи с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака.

«Борис Пастернак – жизнь и судьба: победа или пораженье?» - тема нашего урока.

Работа в группах

  1. Оргмомент. Объяснить, что в группах есть биограф,  аналитик, критик, секретарь, наблюдатель-современник. Работа самостоятельно, затем – в группе (5 и  5 минут)
  2. Представление результатов работы в группе  по 3  минуты
  3. Письменная работа «Мой Пастернак: победитель ? побеждённый?»(1-2 минуты).
  4. «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам» (М. Цветаева)

Заключительное слово учителя(после пп.2): Марина Цветаева сказала: «Пастернак неисчерпаем». Она же добавила: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам»

Напишите одним- двумя предложениями, что вы открыли сегодня важного лично для себя, работая над жизнью и творчеством Бориса Пастернака.

  1. группа.

Тема: Музыка, природа, философия в жизни Б. Пастернака.

Биограф.  Работа с цитатным материалом.

  1. «Б.Пастернак родился в 1890 году в Москве. Его отец – известный ХУДОЖНИК Л.О.Пастернак, мать – ПИАНИСТКА Р.И. Кауфман. Детские годы поэта протекали в атмосфере музыки, литературы, искусства. Ещё в пору детства и юности Неизгладимое впечатление на него произвели немецкий поэт Рильке, писатель Л.Толстой, композитор А.  Скрябин».
  2. «Пастернак не сразу пришёл в литературу. Он готовился к композиторской деятельности, учился у Глиэра, но отказался от профессии музыканта из-за отсутствия абсолютного слуха, что считал недопустимым для композитора. Закончил Пастернак философское отделение историко-филологического университета. Сначала поэт был лидером футуристической группы «Центрифуга», но скоро пришёл к необходимости выработать свой собственный творческий метод».
  3. «Из своего я признаю только лучшее из раннего  ( «Февраль.  Достать  чернил и плакать»,  «Был утренник, сводило челюсти»).  Мне кажется, моей настоящей стихией были именно такие характеристики действительности или природы…»
  4. «Поэт не  мог  да и не хотел «замыкаться»  только  на  теме природы. Две революции (1905 и 1917), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущёвской оттепели – вот что вместилось в рамки одной жизни».

  1. группа.

Тема: Музыка, природа, философия в жизни Б. Пастернака.

Аналитик.  Работа с текстами стихов.

  1. «Его грудь заполнена природой до предела, - писала о Пастернаке Марина Цветаева. – Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает её, но никогда не выдохнет». Согласны ли Вы с Мариной? Ответьте, обращаясь к стихам Б. Пастернака:

  • Февраль. Достать чернил и плакать!

             Писать о феврале навзрыд,

             Пока грохочущая слякоть

             Весною черною горит.

  • Ужасный! – Капнет и вслушается:

Всё ли он один на свете

Мнёт ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель. (О «плачущем саде»)

  • Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

 Намокшая  воробышком

 Сиреневая ветвь!

  • Наряд щебечет, как подснежник

Апрелю: здравствуй!

  • Как были те выходы в тишь хороши!
  • «ожил ночью нынешней,

Забормотал, запАх» (о весеннем саде)

  • «смеются и вырваться силятся» (о дождевых каплях»)
  • «звёзды благоуханно разАхались»
  • «и кипящее белыми воплями мирозданье»

 

  1. Один из сборников Б. Пастернака  называется «Сестра моя – жизнь». Как такой выбор названия характеризует самого автора?
  2. Что такое природа, по Пастернаку? Кому она открывает свои тайны? Ответьте, опираясь на следующие строки:

Как будто внутренность собора -

Простор земли, и чрез окно

Далёкий отголосок хора

Мне слышать  иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою!

Справочный материал:

1. «Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Поэтому в его стихотворениях она не фон, не декорация, а действующее лицо. Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к её голосам, фиксирует их»

 ( В.В.Рогозинский ).

2. Слова для справок: языческое преклонение перед природой, музыка стиха,

Пастернаковская цветомузыка строфы, высокая ассоциативность мышления поэта, метафоричность языка поэта.

  1. группа.

Тема: Музыка, природа, философия в жизни Б. Пастернака.

Критик.  Работа с текстами стихов.

  1. «Его грудь заполнена природой до предела, - писала о Пастернаке Марина Цветаева. – Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает её, но никогда не выдохнет». Согласны ли Вы с Мариной? Ответьте, обращаясь к стихам Б. Пастернака:

  • Февраль. Достать чернил и плакать!

             Писать о феврале навзрыд,

             Пока грохочущая слякоть

             Весною черною горит.

  • Ужасный! – Капнет и вслушается:

Всё ли он один на свете

Мнёт ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель. (О «плачущем саде»)

  • Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

 Намокшая  воробышком

 Сиреневая ветвь!

  • Наряд щебечет, как подснежник

Апрелю: здравствуй!

  • Как были те выходы в тишь хороши!
  • «ожил ночью нынешней,

Забормотал, запАх» (о весеннем саде)

  • «смеются и вырваться силятся» (о дождевых каплях»)
  • «звёзды благоуханно разАхались»
  • «и кипящее белыми воплями мирозданье»

 

  1. Один из сборников Б. Пастернака  называется «Сестра моя – жизнь». Как такой выбор названия характеризует самого автора?
  2. Что такое природа, по Пастернаку? Кому она открывает свои тайны? Ответьте, опираясь на следующие строки:

Как будто внутренность собора -

Простор земли, и чрез окно

Далёкий отголосок хора

Мне слышать  иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою!

Справочный материал:

1. «Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Поэтому в его стихотворениях она не фон, не декорация, а действующее лицо. Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к её голосам, фиксирует их»

 ( В.В.Рогозинский ).

2. Слова для справок: языческое преклонение перед природой, музыка стиха,

Пастернаковская цветомузыка строфы, высокая ассоциативность мышления поэта, метафоричность языка поэта.

  1. группа.

Тема: Музыка, природа, философия в жизни Б. Пастернака.

Секретарь.

Исследуя тему природы, музыки, философии в жизни и  творчестве Бориса Пастернака, мы пришли к убеждению, что одной из любимейших  тем поэта стала тема …………………..    Она, тем не менее, настолько тесно связана с двумя другими, что можно говорить о …………………………………………………………………………..

Природа для Пастернака – это………………………………………………………………………(можете при ответе  пользоваться цитатами, справочным материалом). В этом нас убедили следующие поэтические строки Бориса Леонидовича: ………………… Описывая поэтический стиль Пастернака, мы отметили такие черты его  языка, как…………………………………………….Отказавшись от профессии…………………………….. из-за……………………………………..,  Б. Пастернак  избрал делом всей своей жизни ……………………………………….Однако  из времени не выпадешь: поэт не мог да и не хотел «замыкаться» на теме…………………………………………………………………………………..

Победитель или побеждённый Борис Леонидович Пастернак?  Мы думаем,……………….., потому что человек, находящийся в родственных связях с  ливнями дождями и грозами, человек, провозгласивщий своей сестрой саму…………………., конечно, уже…………………………..

  1. группа

Тема: Общественная позиция.  Слова и поступки

           Б. Л.    Пастернака.

Биограф.    Работа с цитатами. Оцените поступки поэта. Обсудите, что стояло за подобными поступками - поза, жест или непреодолимое свойство личности?

№1. «В эти страшные и кровавые  годы мог быть арестован каждый. И я хочу по-обывательски радоваться, что я цел,   а  другой – нет. Нужно, чтобы кто-нибудь гордо скорбел, носил траур, переживал жизнь трагически, нужен ЧЕЛОВЕК-НОСИТЕЛЬ ЭТОГО ТРАГИЗМА». (Б.Л. Пастернак)

№2. В 1934г. Был арестован О.Э. Мандельштам, написавший стихи, порочащие Сталина. Чтобы вступиться за автора этих стихов, уже в то время, «сравнительно вегетарианское», как говорила Ахматова, требовалось незаурядное мужество. Пастернак вступился. По его просьбе Н.И. Бухарин обратился к Сталину с личным письмом, в котором упомянул, что  «Пастернак тоже волнуется». Благодаря этому заступничеству гибель поэта была на несколько лет отсрочена.

№3. Э.Г. Герштейн вспоминала: «Осенью Анна Ахматова неожиданно появилась в Москве, пришла ко мне, произнеся вместо приветствия только одну фразу: «Они арестованы». «Они» - это её муж Николай Пунин и сын Лев Гумилёв. Через 2 дня

А. Ахматова сообщила, что они дома. Позже Ахматова рассказала, что произошло.

Было написано два письма Сталину. Одно – от Б.Л. Пастернака, другое – от самой Анны Андреевны. Эффект от писем был мгновенный. Оба арестованных были отпущены Сталиным»

№4. По свидетельству вдовы Н. И. Бухарина, «в дни тяжёлых предарестных событий, когда однажды в газетах сообщили (это была очередная уловка Сталина) , что дело Бухарина прекращено, Николай Иванович получил поздравительную телеграмму от Ромена Ролана и поздравительное письмо от Пастернака, чем был глубоко взволнован. А позже, когда во второй половине января 1937 года была снята подпись Бухарина как ответственного редактора газеты «Известия» и стало яснее ясного, что дела Н.И. совсем плохи, Борис Пастернак вновь прислал Бухарину коротенькое письмо, в котором писал: «…никакие силы не заставят меня поверить в Ваше предательство».

№5. « Именно в 36-м году,- вспоминал через 20 лет Пастернак,- когда начались эти страшные процессы (вместо прекращения поры жестокости, как мне в 35-ом году казалось), всё сломилось во мне, и ЕДИНЕНИЕ СО ВРЕМЕНЕМ ПЕРЕШЛО В СОПРОТИВЛЕНИЕ ЕМУ, которое я не скрывал»

Слова для справок: общественные поступки, немыслимые и просто самоубийственные с точки зрения воцарявшихся тогда норм социального поведения

  1. группа

Тема: Общественная позиция.  Слова и поступки

           Б. Л.    Пастернака.

Аналитик. Работа с текстами стихов.

  1. Вслушайтесь в совет, который даёт поэт и определитесь, приемлем ли он для Вас, если Вы оказались в сложной ситуации противостояния клеветникам  и завистникам. Как Вы думаете, это позиция победителя или приспособленца, конформиста?

 Не слушай сплетен о другом,

Чурайся старых своден.

Ни в чём не меряйся с врагом,

Его пример не годен.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений.

  1. Как Вы понимаете строки Пастернака из его «Послесловия»? К кому они обращены?

Нет, не я вам печаль причинил,

Я не стоил забвения Родины,

Это солнце горело на каплях чернил,

Как в кистях запылённой смородины…

  1. Прочтите отрывок из  стихотворения  Б. Пастернака и решите, кого поэт считает настоящими героями, победителями? Как развивается понятие «победитель» в этом стихотворении? Что нового появляется в нём?

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

 Когда ей к свету и величию

Своею жертвой путь прочертишь…

Справочный материал:

  1. В. Брюсов: «Воздух революции проникал в поры «чистого» лирика Пастернака.  У него нет  отдельных стихотворений о революции, но его стихи, может быть, без  ведома автора, пропитаны духом современности»
  2. «…как бы ни пытался поэт укрыться в желанный мир природы и души, он понимает, что «судьбы под землю не заямить». Как быть? Оставаться самим собою – человеком, который немыслим вне человечества. А  «жажда воли и покоя» только усиливает жажду работы в мастерской времени.   В этой работе он видит своё предназначение» (О.Г. Парамонов)

2 группа

Тема: Общественная позиция.  Слова и поступки

           Б. Л.    Пастернака.

Критик . Работа с текстами стихов.

  1. Вслушайтесь в совет, который даёт поэт и определитесь, приемлем ли он для Вас, если Вы оказались в сложной ситуации противостояния клеветникам  и завистникам. Как Вы думаете, это позиция победителя или приспособленца, конформиста?

 Не слушай сплетен о другом,

Чурайся старых своден.

Ни в чём не меряйся с врагом,

Его пример не годен.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений.

  1. Как Вы понимаете строки Пастернака из его «Послесловия»? К кому они обращены?

Нет, не я вам печаль причинил,

Я не стоил забвения Родины,

Это солнце горело на каплях чернил,

Как в кистях запылённой смородины…

  1. Прочтите отрывок из  стихотворения  Б. Пастернака и решите, кого поэт считает настоящими героями, победителями? Как развивается понятие «победитель» в этом стихотворении? Что нового появляется в нём?

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

 Когда ей к свету и величию

Своею жертвой путь прочертишь…

Справочный материал:

  1. В. Брюсов: «Воздух революции проникал в поры «чистого» лирика Пастернака.  У него нет  отдельных стихотворений о революции, но его стихи, может быть, без  ведома автора, пропитаны духом современности»
  2. «…как бы ни пытался поэт укрыться в желанный мир природы и души, он понимает, что «судьбы под землю не заямить». Как быть? Оставаться самим собою – человеком, который немыслим вне человечества. А  «жажда воли и покоя» только усиливает жажду работы в мастерской времени.   В этой работе он видит своё предназначение» (О.Г. Парамонов)

2 группа

Тема: Общественная позиция.  Слова и поступки

           Б. Л.    Пастернака.

Секретарь.

Мы с интересом узнали о том, что в годы сталинских репрессий Пастернак поступал глубоко ……………….и вместе с тем это были общественные поступки,  ……………………………………………………………..: заступничество за арестованных Мандельштама, Бухарина, сына и мужа Ахматовой могли стоить ему свободы и даже жизни. Что стояло за подобными поступками –…………,          …………….,   или ………………?   Мы думаем, ……………………….

К этому выводу нас подвели его убеждения, выраженные в стихах:…………….

Понимая, что «судьбы под землю не заямить», поэт  не углубляется в свои любимые темы………………………………………………………………………,

 он   принимает  решение:  …………………………………………………………………………………

Победитель или побеждённый Борис Леонидович Пастернак?  Мы думаем,……………….., потому что человек, который утверждал:…………………………

(процитируйте стихи Пастернака,  наиболее ярко выражающие жизненное кредо Поэта),   безусловно, ………………………………….!

  1. Группа

Тема: Роман-счастье и трагедия поэта.

Биограф.    Работа с цитатами. Ознакомьтесь с биографическими фактами и определите: отказ от «любимого детища» - проявление силы или слабости Поэта?

  1. «Когда после великодушия судьбы, после такой ценой купленной победы повернули к жестокости и мудрствованиям самых тупых и тёмных довоенных годов… я почувствовал, что сверх покорности надо делать что-то дорогое и своё, в более рискованной степени, попробовать выйти на публику». Зимой 1945-46гг.  был начат роман «Доктор Живаго».
  2. В 1955 году Пастернак закончил роман «Доктор Живаго» .  Ивинская отвезла его в различные редакции. Потом – долгое молчание. Роман не публикуется, но и отрицательных отзывов нет. Итальянский издатель Фельтринелли, заинтересованный произведением Пастернака, добивается от измученного автора разрешения использовать рукопись по своему усмотрению. Роман был напечатан и сразу же приобрёл мировую известность. Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. В октябре 1958 года состоялось общее собрание московских писателей с целью одобрить постановление об исключении Пастернака из ССП и решить вопрос о лишении его советского гражданства.  В этот же день до собрания Борис Леонидович написал письмо Хрущёву: «…Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне  её. Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти»

И поэт вынужден был отказаться от признания романа, который сам автор любил, как любят единственного позднего ребёнка. Это была плата за разрешение остаться на родине…

  1. «Когда я писал «Доктор Живаго», я ощущал огромный долг по отношению к своим современникам… После долгих лет писания одних лирических стихов или     переводов мне казалось, что я обязан сказать об этой эпохе … Я хотел запечатлеть прошлое в «Докторе  Живаго» и .отдать должное прекрасным и чувствительным аспектам России тех лет. Не вернутся ни те дни, ни наши отцы и праотцы, но в великом цветении будущего я предвижу воскресение их ценностей…»

Для справки: «Он был совесть нашего  поколения… Русская  интеллигенция искала у него решения всех вопросов времени, гордилась его нравственной твёрдостью, его творческой силой. Я  всегда считал, что  в жизни должны быть люди, наши современники, которым мы могли бы верить, чей нравственный авторитет был бы безграничен… Тогда им легче жить, легче сохранять веру в человека.»   (В, Шаламов.  Воспоминания  о Б.Л. Пастернаке)

  1. Группа

Тема: Роман-счастье и трагедия поэта.

Аналитик. Работа с текстами стихов.

  1. Какие сложные и противоречивые чувства испытывает лирический герой стихотворения «Гамлет»? Чья судьба отразилась в нём? В чём смысл сопоставления шекспировского героя и целого поколения, трагически воплощённого героем Пастернака?

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль,

 Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Слова для справки: удел  глубокого одиночества, тревоги, неприятие насилия режима и – одновременно – готовность «испить чашу до дна»; судьба русской интеллигенции в непростой период советской действительности, шекспировский вопрос: «быть или не быть»; философия свободной личности, протестующей против насилия, неприятие авторитаризма, нивелирующего всё индивидуальное, самобытное, сводящее всё многоцветие жизни до лозунгов, мёртвых фраз.

3  Группа

Тема: Роман-счастье и трагедия поэта.

Критик. Сопоставьте стихотворения В.  Высоцкого «Мой Гамлет» и Б.  Пастернака «Гамлет»

Какой мотив отличает позиции лирических героев?

                                       Б. Пастернак. Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль,

 Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

         Владимир Высоцкий. Мой Гамлет

В непрочный сплав меня спаяли дни -

Едва застыв, он начал расползаться.

Я пролил кровь, как все, и - как они,

Я не сумел от мести отказаться.

А мой подъем пред смертью - есть провал.

Офелия! Я тленья не приемлю.

Но я себя убийством уравнял

С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Я, Гамлет, я насилье презирал,

Я наплевал на Датскую корону.

Но в их глазах - за трон я глотку рвал

И убивал соперника по трону.

Но гениальный всплеск похож на бред,

В  рожденьи смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

Слова для справки: отказ от мести, готовность «испить чашу до дна», чувство глубокого одиночества, тревоги; неспособность «пролить кровь, как все»

3  группа

Тема: Роман-счастье и трагедия поэта.

Секретарь.

Мы работали над темой «Роман-счастье и трагедия поэта». Когда мы узнали о трагической судьбе романа «Доктор Живаго», мы задумались:  отказ от «любимого детища» - проявление силы или слабости Поэта? Наверное, только сильные люди способны отказаться от романа, который сам автор любил, как любят ……………………

Как это объяснить? Той ценой, которая была предложена Поэту - …………………………….

Этот поступок, безусловно, подтверждает мысль В.  Шаламова о том, что Пастернак был ……………………………………………………………………………………………………………………… Пастернаковский  Гамлет остался самим собою ……………….( процитируйте отрывок),

А обладающий этой силой никогда не сольётся с толпой, значит, его удел – созерцание и ……………………………..

Он остался «нравственным  авторитетом» и для последующих  поколений.  Стихотворение………………………………– подтверждение тому. Да, изменилась трактовка образа Гамлета : ………………………………(процитируйте отрывок из  Высоцкого ),  но извечный шекспировский вопрос «……………………» каждый решает по-прежнему сам.

Победитель или побеждённый Борис Леонидович Пастернак?  Мы думаем,……………….., потому что человек, который представил философию………………..личности, протестующей против……………………………………..,

 Борис Пастернак  сделал  это и в творчестве и в жизни, - конечно, он  ………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Конспект урока изобразительного урока 6 класс "Стилизация в декоративном творчестве"

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе (по реалицации ФГОС) "Стилизация в декоративном творчестве"...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...