Рабочие программы, разработки уроков, презентации
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Осенних Татьяна Валерьевна

Рабочиая программа по литературе 11 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 8 классе Учитель Осенних Т.В. МОСШ №6 г.Нижневартовск

Слайд 2

ПЕРВЫЙ РАУНД ТЕМЫ первого раунда: Гринев – отец Гринев –сын Швабрин Пугачев

Слайд 3

Выбери вопрос! 10 20 30 40 50 Загадки ударения 10 20 30 40 50 Этимология 10 20 30 40 50 Объясни фразеологизм 10 20 30 40 50 Из истории языка 10 20 30 40 50

Слайд 4

Гринев – отец (10) Как оформил конверт письма своему сыну Гринев – старший « Сыну моему Петру Андреевичу Гриневу, в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость»

Слайд 5

Гринев – отец - 20 Ответьте на вопрос В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринев? О Вышел в отставку премьер -майором

Слайд 6

Гринев – отец- 30 Закончите реплику Гринева- старшего «Нет. Пускай служит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет… «… солдат, а не шаматон»

Слайд 7

Загадки ударения 40 Поставьте ударение в словах Донельзя Духовник (священник) Исподволь Колледж Знамение Немота Оптовый Дон е льзя Духовн и к (священник) И сподволь К о лл е дж Зн а мение Немот а Опт о вый

Слайд 8

Загадки ударения 50 Поставьте ударение в словах Обетованный Пепелище Разминуться Втридешева Ветеринария Исчерпать Углубить Обетов а нный Пепел и ще Размин у ться Втр и дешева Ветерин а рия Исч е рпать Углуб и ть

Слайд 9

Этимология 10 Являются ли этимологически родственными слова: юг – ужин? Являются. Юг (старослав.) родственное литов. agume – «утро» Ужин (общеслав.) от угъ – «юг, подень» В этих словах видны исторические чередования: начальное Ю в старослав. перешло в У в древнерусском, а Г/Ж

Слайд 10

Этимология 20 Являются ли этимологически родственными слова: Нога, ноготь, нож, подноготная? Все слова этимологически родственные. Нога – общеслав., то же, что литовск. Копыто, латышск. Коготь Ноготь – общеслав. Производное от слова «нога» Подноготная – буквально «то, что под ногтём» Нож – не является этимологически родственным, произошло от «колоть, резать»

Слайд 11

Этимология 30 Являются ли этимологически родственными слова: Кровля, кровать, покрывало? Являются кровля и покрывало В них чередуются В/ВЛ Кровля – общеслав. – от слова «кров». От этого слова происходят слова: кров, сокровище, покров, крыша, покрывало Кровать не родственное, оно древнерус., заимств. из греческого. Кровать – буквально «ложе из дуба»

Слайд 12

Этимология 40 Являются ли этимологически родственными слова: Завтра, заутреня, завтрак? Завтра – общеслав. Сращение за+утра с изменением безударного У в В. Буквально «время, следующее за утром» Заутреня – завтрак – общеслав. За+утра. Первоначально заутръкъ – заутрок – завтрак. О перешло в А после закрепления аканья, а У перешло в В.

Слайд 13

Этимология 50 Являются ли этимологически родственными слова: Ведомость, вожак, вожделение, проводник? Вожак и проводник этимологически родственные слова, в них чередуются Ж/Д. Вожак – тот, кто ведёт, идёт впереди. Проводник – тот, кто проводит, указывает путь. Вожделение также родственное слово, в нём чередуются ЖД/Ж/Д. Это слово старослав. Буквально «то, что двигает чувствами, желаниями» Ведомость не этимологически родственное, оно от слова «ведать» то есть «знать»

Слайд 14

Объясни фразеологизм 10 Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: А) синонимичные фразеологизмы, Б) антонимичные фразеологизмы. Со всех ног Кот наплакал Вагон и маленькая тележка Со всех ног – очень быстро, на всех парах, во весь дух; черепашьим шагом, нога за ногу Кот наплакал – мало, не ахти сколько; сила несметная, тьма-тьмущая Вагон и маленькая тележка – очень много (см. кот наплакал)

Слайд 15

Объясни фразеологизм 20 Дамоклов меч Хватать с неба звёзды Делать погоду Притча во языцех Дамоклов меч – о постоянно грозящей опасности Хватать с неба звёзды – легко добиваться успеха Делать погоду – иметь решающее значение в каком-нибудь деле Притча во языцех – предмет всеобщих разговоров

Слайд 16

Объясни фразеологизм 30 Восстановите фразеологизм. Объясни его значение и происхождение. Буриданов … … орешек Казанская … Парфянская … Буриданов осёл – о крайне нерешительном человеке. Связано с именем французского философа Буридана, который доказывал, что поступки живых существ зависят от внешних причин, и приводил в пример осла между двумя охапками сена. Крепкий орешек – о трудной, неразрешимой задаче. Связано со взятием Петром Первым крепости Орешек Казанская сирота – притворяющийся несчастным. Связано со взятием Казани Иваном Грозным. Татарские мурзы называли себя униженно «сиротами» Парфянская стрела – находчивый довод, приберегаемый к концу спора. Парфяне славились хорошими стрелками. Они прибегали к приёму: обращались в бегство, а когда противник устремлялся за ними, резко поворачивались и стреляли.

Слайд 17

Объясни фразеологизм 40 Объясните значение и происхождение фразеологизмов: Ахиллесова пята Железная пята Бабушка надвое сказала Вот тебе, бабушка, и Юрьев день Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место. Из древнегреческого мифа Железная пята – о капитализме. Из романа Джека Лондона «Железная пята» Бабушка надвое сказала – неизвестно, сбудется ли то, что предполагают. Из усечённой пословицы «Бабушка гадала, да надвое сказала» Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – о неожиданно не сбывшихся надеждах. Выражение возникло в связи с отменой права перехода крестьян от одного помещика к другому раз в году в день святого Георгия (Юрия)

Слайд 18

Объясни фразеологизм 50 Определи значение и происхождение фразеологизмов: Разделать под орех Человек в футляре Кричать во всю ивановскую При царе Горохе Разделать под орех – сильно отругать; одержать полную победу. Из речи столяров и краснодеревщиков: мебель из простой древесины часто разделывалась под орех. Человек в футляре – человек, замкнувшийся в кругу узких, мещанских интересов. Взято из одноимённого рассказа Чехова Кричать во всю ивановскую – кричать громко. Ивановская – площадь в Москве, на которой оглашали царские указы При царе Горохе – очень давно. Из русских народных сказок, то есть в те давние времена, когда жили сказочные герои, например, царь Горох.

Слайд 19

Из истории языка 10 В системе русской орфографии до 1917 года употреблялись буквы и (восьмеричное) и i (десятеричное). Объясните происхождение этих названий. И («ижеи») обозначала цифру «восемь», а i («иже») - число «десять».

Слайд 20

Из истории языка 20 Отметьте, какие из приведённых ниже слов с сочетаниями ра, ла, ре, ле не являются старославянскими по происхождению. Трава, плен, среда, кран, сладкий, слава, правда, брат, страна, план, след, шлем, мрак, власть, глава, град. Не являются старославянскими те, которые не имеют аналогов с полногласными сочетаниями: трава, кран, правда, брат, план, след, слава Остальные имеют исконно русские аналоги: Плен – полон, среда – середина, сладкий – солод, страна – сторона, шлем – шелом, мрак – морока, власть – волость, глава – голова, град – город.

Слайд 21

Из истории языка 30 Какие из перечисленных языков родственны русскому? Немецкий, финский, итальянский, литовский, эстонский, армянский, азербайджанский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский. Немецкий, итальянский, литовский, армянский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский. Все они относятся к индоевропейской семье языков. Финский, эстонский(финно-угорские), азербайджанский (тюркские)

Слайд 22

Из истории языка 40 Какие из данных языков являются славянскими? Польский, чешский, венгерский, румынский, болгарский, македонский, греческий, албанский, хорватский, итальянский, грузинский, русский, армянский, белорусский, литовский, украинский, молдавский. Польский Чешский Болгарский Македонский Хорватский Русский Белорусский Украинский

Слайд 23

Из истории языка 50 В древнерусских текстах употребляются формы местоимений 1 лица азъ, язъ, я. Какая из них является иноязычной? Азъ, так как в русском языке начальному А в старославянском языке соответствовало Я. Сравните АГНЕЦ (старослав) – ЯГНЁНОК (исконно-рус). В русском языке практически нет исконных слов, начинающихся с буквы А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Своя игра

Слайд 2

Слова, слова Ба ! Знакомые все лица Биографическая Доскажи словечко Всякая всячина

Слайд 3

Биографическая ,100 Назовите годы жизни А.С.Грибоедова 1795-1829

Слайд 4

Биографическая,200 В каких учебных заведениях учился А.С.Грибоедов? Московский университетский благородный пансион, Московский университет

Слайд 5

Биографическая,300 В какой стране находился Грибоедов с дипломатической миссией в последний год жизни? Персия

Слайд 6

Биографическая, 400 Кто из близких людей поставил ему памятник, и какие слова на нем высечены? Жена Нина Чавчавадзе. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя…»

Слайд 7

Биографическая,500 Под чьим началом служил А.С.Грибоедов на Кавказе в 1822 году? Генерал Ермолов

Слайд 8

Слова , слова,100 Чьи слова? «Служить рад, прислуживаться тошно…» А.А.Чацкий

Слайд 9

Слова,слова,200 «Покойник был почтенный камергер…» Кто такой камергер? Камергер – придворное звание. Золотой ключ, привешивающийся к мундиру камергера, служил знаком камергерского звания.

Слайд 10

Слова, слова,300 «…езжал – то вечно цугом..» Цугом – это как? Богатый выезд, в котором лошади запряжены гуськом.

Слайд 11

Слова,слова,400 Кто такие фармазоны? Фармазоны – искаженное слово «франкмасоны» (с французского – свободные каменщики) – члены тайного общества, распространившегося по всей Европе в 18 веке

Слайд 12

Слова,слова, 500 «а в те поры все важны! В сорок пуд… / Раскланяйся – тупем не кивнут.» Что такое тупей? Тупей – старинная мужская прическа с собранным на затылке пучком волос.

Слайд 13

Ба ! Знакомые все лица,100 О ком идет речь? «Он за других себя забыть готов, Враг дерзости…» Молчалин Алексей Степаныч.

Слайд 14

Ба ! Знакомые все лица,200 «Скромна, а ничего кроме Проказ и ветру на уме.» О ком идет речь? Лиза

Слайд 15

Ба ! Знакомые все лица, 300 «Хрипун, удавленник,фагот, Созвездие маневров и мазурки!» О ком эти слова? Кто говорит? О Скалозубе. Фамусов.

Слайд 16

Ба ! Знакомые все лица,400 «Человек он светский Отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись: переносить горазд, И в карты не садись: продаст. О Загорецком. П.М.Горич.

Слайд 17

Ба ! Знакомые все лица,500 «Курчавая, горбом лопатки, Сердитая, все кошачьи ухватки, Да как черна, да как страшна..» О ком это? Кто говорит? О девке-арапке. Старуха Хлестова

Слайд 18

Доскажи словечко, 100 Счастливые … … часов не наблюдают

Слайд 19

Доскажи словечко,200 … . хлопочут набирать учителей полки… … числом поболее, ценою подешевле.

Слайд 20

Доскажи словечко, 300 Свежо предание… … а верится с трудом.

Слайд 21

Доскажи словечко, 400 Минуй нас пуще всех печалей…. … и барский гнев, и барская любовь

Слайд 22

Доскажи словечко, 500 Кричали женщины :Ура! и… … в воздух чепчики бросали!

Слайд 23

Всякая всячина, 100 Имя , отчество Фамусова? Павел Афанасьевич

Слайд 24

Всякая всячина, 200 У кого должен был Фамусов крестить? У вдовы, у докторши

Слайд 25

Всякая всячина, 300 Родина Молчалина? Тверь

Слайд 26

Всякая всячина, 400 Почему московские барышни «к военным людям так и льнут»? « Потому что патриотки»

Слайд 27

Всякая всячина, 500 Кому принадлежат вещицы: «туалет, прехитрая работа – подушечка, из бисера узор, и перламутровый прибор»? Молчалину



Предварительный просмотр:

Тест – зачёт по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»?

          А. классицизм                      

          Б. романтизм

          В. реализм

        1) главный герой одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

        2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героя; принцип отражения жизни правдиво, «без прикрас»;

        3) единство места, времени и действия произведения; определённые роли – амплуа героев; принцип говорящих фамилий.                        

2.Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

          А. философскую        В. семейно-бытовую     Д. совокупность разновидностей

          Б. социальную            Г. политическую           Е. сатирическую

3.Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума»?

     А. соответствие системе «амплуа» ;     В. отсутствие деления персонажей на + и – ;

     Б. количество действующих лиц – более 20;  Г. введение внесценических персонажей;

4. Соотнесите элементы композиции и части текста комедии:

  1. экспозиция                3.  кульминация
  2. завязка                       4.  развязка

   А. Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью; Софья и Чацкий всё слышат;  

   Б. диалоги героев в доме Фамусова до появления Чацкого;          

   В. монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…»

   Г. приезд Чацкого.

5.Соотнесите героя комедии «Горе от ума» и амплуа, которому он соответствует:

          А. отец, не догадывающийся о любви дочери                   1) Чацкий    

          Б. удачливый герой-любовник                                            2) Софья

          В. субретка (бойкая, весёлая служанка)                             3) Фамусов          

          Г. герой – резонёр                                                                 4) Молчалин

          Д. героиня любовного треугольника                                  5) Лиза

6.Соотнесите героев и роли, которые отводятся им в комедии А.С.Грибоедова:

  1. главные герои                3.  эпизодические  
  2. второстепенные             4.  внесценические

     А. Хрюмины, Тугоуховские, Хлёстова

     Б. Кузьма Петрович, Максим Петрович, Марья Алексевна

     В. Чацкий, Молчалин, Фамусов, Софья

     Г. Сказозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов.

7. Соотнесите персонажа комедии с его характеристикой:

  1. Чацкий                    4.  Скалозуб
  2. Молчалин               5.  Загорецкий
  3. Фамусов                  6. Софья

       А. «И золотой мешок, и метит в генералы…»

       Б. «Он славно пересмеять умеет всех…Остёр, умён, красноречив…»

       В. «При нём остерегись: переносить горазд, и в карты не садись – продаст»

       Г. «Услужлив, скромненький…вот он на цыпочках и не богат словами»

       Д. «Людей с душой гонительница, бич!»

       Е. «Английского клоба старинный, верный член до гроба»

8. Соотнесите героев комедии «Горе от ума» с их высказываниями о Чацком:

      А. Софья          Б. Фамусов         В. Лиза

  1. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий»
  2. «Этот франт-приятель объявлен мотом, сорванцом»                                      
  3. «Не человек – змея!»; «Он не в своём уме»                                                      
  4. «Опасный человек» , «Он вольность хочет проповедать»
  5. «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол»
  6.  «Он малый с головой; и славно пишет, переводит».

9.Соотнесите данное высказывание с его автором:

          А. Грибоедов А.С.                 В. Гончаров И.А.

          Б. Пушкин А.С.                      Г. Белинский В.Г.

  1. «Комедия «Горе от ума» есть и критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира…В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний воздух, исторический момент и нравы»
  2. «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён. В комедии «Горе от ума» кто главное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А…Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами, и сатирическими замечаниями»
  3. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»
  4. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин…  –  всегда жертва»

10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

         А. Чацкий       Б. Фамусов          В. Софья          Г. Молчалин          Д. Лиза  

  1.  «Счастливые часов не наблюдают»»                                              
  2. «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»                      
  3. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»                                    
  4. «Герой не моего романа»                                                                  
  5. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь»                    
  6. «Свежо предание, а верится с трудом»                                
  7. «Молчалины блаженствуют на свете»
  8. «Ах, злые языки страшнее пистолета»
  9. «Ну как не порадеть родному человечку»
  10. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться»
  11. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»
  12. «А впрочем,  он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных»
  13. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»
  14. «Кто беден, тот тебе не пара»
  15. «И дым отечества нам сладок и приятен»

Дополнительное задание.

Письменно ответьте на один вопрос (на выбор):

  1. Почему главный герой испытывает «мильон терзаний»? В чём заключается горе, которое приносит Чацкому ум?
  2. Кто, по-вашему, Чацкий – победитель или побеждённый?
  3. Как вы считаете, действительно ли «Молчалины блаженствуют на свете»?
  4. Сожаление или осуждение вызывает у вас Софья?
  5. Чем интересна и поучительна комедия  А.С.Грибоедова сегодня?

Ключ к тесту:

  1. А-3,Б-1,В-2;
  2.  Д
  3. Б, Г
  4. 1-Б,2-Г,3-А,4-В
  5. А-3,Б-4,В-5,Г-1,Д-2
  6. 1-В,2-Г,3-А,4-Б
  7. 1-Б,2-Г,3-Е,4-А,5-В,6-Д
  8. А-3,5; Б-2,4,6; В-1
  9. А-3, Б-2, В-4, Г-1
  10. А – 3,6,7,10,12,13,15;   Б – 2,9,14   В – 1,4;   Г – 5,8;   Д – 11.



Предварительный просмотр:

  Тест  по сказкам Салтыкова-Щедрина.  Вариант – 1.

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.С помощью волшебства

4.Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

1. В котелке    

2. В пригоршне

3.В кокосовой скорлупке

4.В кастрюльке.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

1. По следам, оставленным на песке

2. По звукам балалайки

3. По запаху мякинного хлеба

4. По его крикам.

5.  Кем этот мужик работал в Петербурге?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

4 Извозчиком.

6.  Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

1. Маленькой пенсией

2. Обилием мужиков

3.Отсутствием жены

4. Отсутствием детей.

7.  Кого звал помещик в гости?

1. Медведя

2. Губернатора

3. Генералов-соседей

4. Судью

8.  Какой способ прогулки помещик «считал самым удобным»?

1. На четвереньках

2. В карете

3. Верхом на лошади    

4. В телеге.

9. Как пытался заглушить голод один из генералов в «Повести…»?

1. сосал палец

2. откусил у другого генерала орден

3. ел фрукты

4. жевал свою перчатку.

 

 Тест  по сказкам Салтыкова-Щедрина.  Вариант – 2.

1.  В каком виде два генерала прибыли на остров?

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

4. Раздетые.

2. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1. Пуговицу

2. Орден

3. Медальон

4. Платочек.

3. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1. Все время спать

2. Научиться работать

3. Найти мужика

4. Поймать зверя.

4.  Из чего мужик сделал силки для птиц?

1. Из собственных волос

2. Из собственной рубахи

3. Из собственных лаптей

4. Из лески.

5.  Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

6.  С кем дикий помещик охотился на зайцев?

1. С волком

2. С медведем

3. С лисой

4.  С кабаном

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1. Колбасой

2. Пряниками

3. Вареньем

4. Ягодами и грибами.

8.  Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1. Надел тулуп

2. Сидел на печи

3. Оброс волосами

4. Беспробудно спал.

9.  Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужиков к помещику?

1. Губернское начальство

2. Сам помещик

3. Соседи  

4. Царь.

  Тест  по сказкам Салтыкова-Щедрина.  Вариант – 3.

1.  На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1. На Подьяческой

2. На Фонтанке

3. На Литейной

4. На Невском.

2.  Какой из двух генералов был поумнее?

1. Тот, кто был учителем каллиграфии

2. Тот, кто был учителем географии

3. Тот, кто был учителем логики

4. Тот, кто вообще не был учителем.

3. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1. Высекли

2. Напоили

3. Откормили

4. Отпустили поплавать.

4. Как генералы мужика при себе удерживали?

1. Цепью приковали

2. Веревочкой привязали

3. Просто приказали.

4. Он остался сам.        

5. Чем генералы наградили мужика?

1. Бутылкой пива и воблой.

2. Медалью и премией.

3. Плетьми и розгами.

4. Рюмкой водки и пятаком.

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1. В некотором царстве        

2. В Орловской губернии

3. В приволжских степях

4. За границей.

7.  Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1. Вперед

2. Старайся

3. Долой

4. Даешь.

8.  Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1. Когтей

2. Хвоста

3. Звериной силы

4. Шерсти.

9. чем по дороге в Петербург мужик генералов кормил?

1. Киселём

2. Селёдками

3. Вяленой воблой

4. Булками.

 



Предварительный просмотр:

Тест по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Часть 1. Выполните тест.

1."Левша" – это…

  1. быль, народное сказание
  2. придуманный рассказ, выросший из поговорки
  3. обработанный вариант народной сказки

2.Какой подзаголовок носит рассказ "Левша"?

  1. "Легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем"
  2. "Цеховая легенда..."
  3. "'Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе"

3.Кто из героев сказал эти слова: "... мы русские, со своим значением никуда не годимся"        

               1) донской казак Платов

2) император Александр Павлович

3) государь Николай Павлович

 4.  Кому из героев принадлежит следующая мысль: "...наши на что взглянут - все могут сделать":        

              1) Платову

              2) Николаю Павловичу

              3) Левше

5. Самые искусные тульские оружейники, получив заказ Платова, отправились

  1. в Киев поклониться святым
  2. помолиться в Москву  
  3. к Мценску  в Орловской губернии отслужить молебен

6. Какую работу выполнял Левша:

  1. выковывал подковы для блохи
  2. гравировал имя мастера
  3. выковывал гвоздики

7. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

  1. за волосья отодрал
  2. обнял его и поцеловал
  3. схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

8.  Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

  1. за большую образованность
  2. за искусные руки
  3. за то, что прельстился на их жизнь

9. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

  1. жизнь в гостинице
  2. английская вера
  3. старые ружья

10. Почему Левша заторопился домой?

  1.  соскучился по родине
  2. торопится привезти разгаданный секрет
  3. спешит получить награду

11. Как в России поступили с больным  Левшой?

  1. привезли в больницу и бросили в коридоре умирать
  2.  положили на перину, позвали лекаря
  3.  отправили домой в Тулу

12. Кто беспокоился о судьбе Левши?

  1.  Платов
  2.  английский полшкипер
  3.  император Александр Павлович

13. С какими словами Левша умер?        

  1. «…хоть  и шуба овечкина, так душа человечкина»
  2. «Где наша Россия?»
  3. «...у англичан ружья кирпичом не чистят…»

14.  Почему рассказчик искажает некоторые слова (игра слов)?

  1.  специально, для комического эффекта
  2.  потому что хочет показаться умнее
  3.  говорит, как понимает, т.к. неграмотный

15. Укажите  детали портрета Левши:

  1.  на щеке пятно родимое
  2.  на висках волосы при ученье выдраны
  3.  на левую ногу прихрамывает

16. Какова основная мысль (идея) сказа?

  1. гордость за талантливость и патриотизм русского народа
  2. обличение жестокости и равнодушия русских царей
  3. горечь автора от униженности и бесправия народа

         

 

 Часть 2. Письменно ответьте на вопрос (один на выбор):

  1. Какую диковинку и за сколько приобрёл у англичан император Александр Павлович?

 

  1. «У него, -говорит, -хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»  Какая душа скрывается за неприглядной внешностью Левши?

  1. Кто, по-вашему, виноват в страшной судьбе Левши?

  1. Какое впечатление оставил у вас рассказ Н.С. Лескова?

  1. О каком человеке обобщённо говорят: «Левша!»  ?

Ключ к тесту:  1-2, 2-3, 3-2, 4-1, 5-3, 6-3, 7-2, 8-2, 9-3, 10-2, 11-1, 12-2. 13-3, 14-3, 15-1, 2; 16-1, 3.



Предварительный просмотр:

Тест – зачёт по лирике.                                       6 класс.

Часть 1.

1.Выберите верное определение понятия лирика:

          А. стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом;

          Б. поэзия Пушкина и Лермонтова;

          В. один из родов литературы, в основе которого  -  выражение чувств;

          Г. Эмоциональное восприятие повествователем изображаемого.

2.Выберите признаки, характеризующие лирику:

         А. наличие сюжета, много событий;

         Б.  автор изображает людей, их жизнь, не выражая своего отношения;

         В.  произведение представлено в виде реплик персонажей;

         Г. Главное – чувство, настроение, переживание, вызванное событиями, картинами      

             природы.

3.Выберите верное определение понятия лирический герой:

         А. герой, чьи мысли и чувства отражены в стихотворении;

         Б. автор произведения;

         В. литературный герой эпического произведения;

         Г. выдуманный персонаж, о котором повествует автор.

4.Что такое стих?

         А. поэтический текст;

         Б. стихотворение;

         В. одна строка в стихотворении;

         Г. то же, что и строфа.

5.Выберите верное определение понятия  рифма:

         А. стихотворный размер в стихосложении;

         Б. звуковое совпадение последних слогов слов в конце стиха.

         В. повторение в стихе определённых стоп;

         Г. правильное чередование слогов.

6.Выберите верное продолжение фразы

 Перестановка, нарушение прямого, привычного для языка порядка слов называется…

          А. антитеза

          Б. инверсия

          В. метафора

          Г. сравнение

7. Выберите верное продолжение фразы

Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге называется…

          А. хорей

          Б. ямб

Часть 2.

8.Соотнесите примеры языковых средств выразительности с их названиями:

         1) тяжёлые тучи, серебряный снег                            А. метафора

         2) вьюга злилась, тьма носилась                                 Б. сравнение

         3) воробышки игривые, как детки сиротливые         В. эпитет

         4) море чернозёма, кудри берёз                                    Г. олицетворение

9. Придумайте стихотворение – четверостишие по данным рифмам:

          А. Солнце – оконце, свет – привет.

          Б. кошка – окошко, летать – хватать.

10.Приведите примеры известных вам стихотворений

          А. А.С.Пушкина: …

          Б. М.Ю.Лермонтова: …

11*.Напишите стихотворение о родной природе собственного сочинения.

12*  Напишите  продолжение предложения: Я люблю (не люблю) поэзию, потому что…

Ключ к тесту: 1-В, 2-Г, 3-А, 4-В, 5-Б, 6-Б, 7-Б;  8 – 1-в,2-г,3-б,4-а.



Предварительный просмотр:

   Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»                                        5 класс.

1.  Действие рассказа происходит:

а)        летом,       б)       весной,           в)       осенью.

2. Жилин поехал домой:

а)        жениться,    б)       лечиться,    в)       проведать старую мать.

3. Жилин поехал:

а)        один,  б)       с обозом,  в)       вдвоем с Костылиным.

4. Офицеры, оказались одни, потому что:

а)  они и поехали вдвоем,   б) других всех убили,  в) обоз шел медленно, они не хотели ждать.

5. У Жилина:

а)        было ружье,   б)       не было ружья,   в)       ружье он потерял.

6. Жилин:

а)        бедный,  б)       богатый,  в)       об этом в рассказе не говорится.

7. Костылин:

а)        бедный,  б)       богатый,    в)       об этом в рассказе не говорится.

8. Костылин попал в плен:

а)        вместе с Жилиным,   б)       отдельно от него,   в)       он не попал в плен.

9.Дине:

а)        10 лет    б)       17 лет    в)       13 лет

10. Пленных держали:

а)        в сарае,  б)       в доме, в)       в мечети.

11. Жилин лепил кукол:

а)        из хлеба,   б)       из глины,   в)       из пластилина.

12. Жилин вылечил татарина:

а)потому что был врачом,  б)вспомнил способ лечения, о  .. читал      в) случайно так получилось.

13.Пленников велел убить:

а)        красный татарин,     б)       старик,    в)       черный татарин.

14. Офицеры были в плену:

а)        неделю,  б)       меньше месяца,  в)       больше месяца.

15.  Жилин вновь решается на побег, потому что

а) Костылину стало лучше     б) с него сняли колодки    в)  узнал, что его хотят убить

16. Костылин не мог бежать из плена, потому что:

а)        испугался,   б)       разболелся, в)       надеялся и ждал, что его выкупят.

17. Жилину помогли бежать:

а)        Дина,    б)       красный татарин    в)       Костылин.

18. Жилин:

а)        сразу убежал,  б)       бежал дважды,  в)       остался у татар до выкупа.

19. Жилин вернулся в крепость:

а)        на коне,   б)       в колодках пешком,  в)       его привели татары.

20. Какая пословица применима к содержанию рассказа «Кавказский пленник»:

а)Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

б) Лихо помнится, а добро век не забудется.  

в)Двум шпагам в одних ножнах не ужиться.



Предварительный просмотр:

Тест – зачёт по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Часть 1.

1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

          А. реализм                                В. сентиментализм

          Б. классицизм                           Г. романтизм

2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?

          А. теория «триединства»        В. любовная интрига

          Б. «говорящие» фамилии        Г. односторонность характеристики героев

3.Какой социальный тип не представлен в комедии?

          А. дворянские интеллигенты      В. столичные вельможи

          Б. провинциальные помещики    Г. крепостные крестьяне

4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

          А. главный герой комедии           Б. подросток 15 – 17 лет              

          В. ленивый, ограниченный, невежественный человек

          Г. дворянин, не получивший образования, не  имеющий права служить, жениться.

5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

          А. воспитания и образования     В. любовная

          Б. обличения невежества            Г. борьба с самодержавием

6.Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

          А. Вральман                                  В. Кутейкин

          Б. Цыфиркин                                 Г. Простакова

7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это

          А. неповоротливый лентяй         Б. безвредный невежа и обжора

          В. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда

          Г. молодой  барич, невоспитанный и не желающий учиться

8. Выберите  НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: 

«Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой…

          А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования

          Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»

          В. главная идея – необходимость воспитания души

          Г. автор призывает к отмене крепостного права.

9.Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

         

          А. Стародум                            В. Милон

          Б. Простаков                            Г. Правдин

10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

1.«Не хочу учиться, хочу жениться»                                  А. Правдин

2.«То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»               Б. Стародум

3.«Между свиньями я сам всех умнее»                              В.Простакова

4.«Тиранствовать никто не волен»                                     Г. Митрофан

5.«При твоих глазах мои ничего не видят»                       Д. Скотинин

6.«Вот злонравия достойные плоды!»                                Е. Простаков

Часть 2.

Письменно ответьте на вопросы:

1.Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?

2.В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?

3. Чем интересна и поучительна комедия Д.И.Фонвизина сегодня?  

Тест – зачёт по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Часть 1.

1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

          А. реализм                                В. сентиментализм

          Б. классицизм                           Г. романтизм

2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?

          А. теория «триединства»        В. любовная интрига

          Б. «говорящие» фамилии        Г. односторонность характеристики героев

3.Какой социальный тип не представлен в комедии?

          А. дворянские интеллигенты      В. столичные вельможи

          Б. провинциальные помещики    Г. крепостные крестьяне

4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

          А. главный герой комедии           Б. подросток 15 – 17 лет              

          В. ленивый, ограниченный, невежественный человек

          Г. дворянин, не получивший образования, не  имеющий права служить, жениться.

5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

          А. воспитания и образования     В. любовная

          Б. обличения невежества            Г. борьба с самодержавием

6.Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

          А. Вральман                                  В. Кутейкин

          Б. Цыфиркин                                 Г. Простакова

7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это

          А. неповоротливый лентяй         Б. безвредный невежа и обжора

          В. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда

          Г. молодой  барич, невоспитанный и не желающий учиться

8. Выберите  НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: 

«Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой…

          А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования

          Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»

          В. главная идея – необходимость воспитания души

          Г. автор призывает к отмене крепостного права.

9.Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает

причиной всех пороков?

          А. Стародум                            В. Милон

          Б. Простаков                            Г. Правдин

10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

1.«Не хочу учиться, хочу жениться»                                  А. Правдин

2.«То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»               Б. Стародум

3.«Между свиньями я сам всех умнее»                              В.Простакова

4.«Тиранствовать никто не волен»                                     Г. Митрофан

5.«При твоих глазах мои ничего не видят»                       Д. Скотинин

6.«Вот злонравия достойные плоды!»                                Е. Простаков

Часть 2.

Письменно ответьте на вопросы:

1.Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?

2.В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?

3. Чем интересна и поучительна комедия Д.И.Фонвизина сегодня?  

Ключ к тесту:

1-Б,

2-Г,

3-В,

4-Г,

5-А,Б;

6-Г,

7-В,

8-Г,

9-А;

10 – 1-г,2-в,3-д,4-а,5-е,6-б.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1) курсы повышения квалификации 2) рабочие программы, календарно-тематическое планирование 5-11 классы, элективный курс 3) разработки уроков, презентации

Предоставленны материалы по географии, биологии,Элективные курсы( авторские программы):   "Уникумы природы" 8 класс ,"микромир" 8 класс, " Клетки. Ткани" 11 класс, "Обжора долго не живет" 8 класс...

Разработка урока "Презентация приложения Microsoft Office – программы PowerPoint"

В последнее время возможности информационных технологий очень широко применяются в разного вида деятельности обучающихся, в том числе оформительской.У меня возникла идея проведения деловой игры «Презе...

Разработка рабочей программы по математике (презентация)

Презентация даёт ответы на вопросы: должен ли учитель создавать рабочую программу(РП), какова цель РП, её задачи и функции...

Рабочие программы, разработка урока

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Русский язык 7 класс" Баранов М.Т., Ладыженская  Т.А....

Рабочие программы, разработки уроков по математике, английскому языку.

Данный раздел содержит рабочие программы, разработки уроков по математике, полезные ссылки...