Разработка рабочей программы по математике (презентация)
презентация к уроку на тему

   Шишкина Галина Михайловна

Презентация даёт ответы на вопросы: должен ли учитель создавать рабочую программу(РП), какова цель РП, её задачи и функции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_rabochey_programmy_uchitelya.pptx239.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка рабочей программы по математике Презентацию подготовила Шишкина Г.М., учитель высшей категории МКОУ Верх-Чикская СОШ

Слайд 2

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (№309-ФЗ от 01.12.2007)Статья 9 (п.1 ). Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности , является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

Слайд 3

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (№309-ФЗ от 01.12.2007)Статья 9 (п.6). Образовательные программы Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения , образовательных потребностей и запросов обучающихся , воспитанников и включают в себя учебный план , рабочие программы учебных курсов, предметов , дисциплин (модулей) и другие материалы , обеспечивающие духовно-нравственное развитие , воспитание и качество подготовки обучающихся.

Слайд 4

Статья 28 (п.19). Компетенция РФ в области образования Информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции БУП и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий Статья 32. Компетенция и ответственность ОУ  использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных  разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов  разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Слайд 5

Должен ли учитель создавать РП ? РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ" (извлечения) III . ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Учитель Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение , включая цифровые образовательные ресурсы . Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения , разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь наличность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов , способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, ….

Слайд 6

Какие программы (образовательные) могут быть в образовательном учреждении ? Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом . Основная образовательная программа (ступени) – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников . Рабочая программа учебного курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения образовательных результатов Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании Программа развития ОУ - документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ.

Слайд 7

Образовательные программы ОУ Основная образовательная программа начального общего образования Образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа среднего общего образования Программа дополнительного образования Программа развития школы

Слайд 8

Рабочая программа по учебному курсу –программа действий учителя для достижения образовательных результатов • ПРО – вперед • Грамма – пишу • Программа – проект педагогической деятельности

Слайд 9

Что такое программа ? Рабочая программа учебного предмета (модуля) –это совокупность учебно-методической документации , которая самостоятельно разрабатывается педагогом(педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных МОиН РФ, а также авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы. РП должна показывать конкретный путь достижения целей через разворачивание- реализацию содержания учебного предмета

Слайд 10

РП должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП ОУ Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание, изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины , основывающийся на примерной программе по учебному предмету. Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине . Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Слайд 11

Функции рабочей программы Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

Слайд 12

Функции программы определяют следующие требования к ней : 1.Наличие признаков нормативного документа . 2.Учет основных положений образовательной программы школы. 3.Полнота раскрытия ценностей и целей обучения . 4.Системность и целостность содержания образования . 5.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы . 6.Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ . 7.Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Слайд 13

Исходные документы для составления рабочих программ учебных курсов Закон РФ «Об образовании » ФГОС ОО примерная программа по математике основного общего образования, созданная на основе ФГОС ОО( Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Носит рекомендательный характер ) базисный учебный план общеобразовательного учреждения Федеральный перечень учебников, утвержденных , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих программы общего образования требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов (ФГОС ОО)

Слайд 14

Рабочая программа ? = ? Примерная программа Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в ФГОС ОО. (В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера). Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе ФГОС ОО и примерных программ учебных курсов, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.

Слайд 15

С чего начать ? Изучить материалы ФГОС: внимательно прочитать; проанализировать содержание ФГОС и программы по предмету; проанализировать требования к уровню подготовки обучающихся. Проанализировать специфику класса, качество результата образования обучаемых . Продумать пути учёта специфики класса в преподавании предмета . Определить , какой вариант тематического планирования подходит к условиям Вашей школы . Разработать учебно-тематическое планирование, определив объём практической составляющей курса . Определить контрольные параметры, позволяющие выявить уровень освоения ФГОС обучающимися; определить конкретно по каким разделам, темам программы необходимо доработать, обновить, пополнить банк контрольно-измерительных материалов.

Слайд 16

Проанализировать имеющиеся программно-методическое , материально-техническое обеспечение по предмету в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования , определить его достаточность для реализации ФГОС . Проанализировать фонд имеющейся в библиотеке ОУ ( в необходимом количестве) основной и дополнительной литературы по предмету. Оформить рабочую программу в соответствии с требованиями , представить её на рассмотрение ШМО, согласование с заместителем директора по УВР, утверждение директором школы.

Слайд 17

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах : • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы ; • недостаточно обосновывается необходимость их разработки ; • отсутствуют некоторые обязательные разделы ; • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым УМК ; • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Слайд 18

Титульный лист рабочей программы (вариант ) Полное наименование учредителя и ОУ в соответствии с уставом Где, когда и кем утверждена РП Наименование учебного предмета (курса ) Указание на принадлежность РП к ступени, уровню общего образования Срок реализации данной программы Ссылка на примерную авторскую программу, на основе которой разработана данная РП Авторы РП (составители)

Слайд 19

Структура рабочей учебной программы Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели ООО с учетом специфики учебного предмета, курса. Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Содержание учебного предмета, курса. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса. К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Слайд 20

1 . Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели ООО с учетом специфики учебного предмета, курса. Источник информации : • ФГОС ООО • Фундаментальное ядро содержания общего образования • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М . • Примерная программа основного общего образования по математике Назначение пояснительной записки кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников ; дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Слайд 21

Содержание пояснительной записки место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми ) сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ)

Слайд 22

2.Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Источник информации : • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М . • Примерная программа основного общего образования по математике Содержание математического образования в 5-6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов:«Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»,«Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»,«Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи»,«Математика в историческом развитии».

Слайд 23

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин , способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления , формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.

Слайд 24

Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление . Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах . Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно- исторической среды обучения.

Слайд 25

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Источник информации : Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения . Базисный учебный план основного общего образования . Примерные программы основного общего образования. Математика. Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 175 часов. Учебное время может быть увеличено до 6 часов в неделю за счёт вариативной части Базисного плана.

Слайд 26

4.Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Источник информации : ФГОС ООО : Личностные результаты освоения ООП ООО[C. 7-9 ]. Метапредметные результаты освоения ООП ООО [C. 9 ]. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» [C. 15-16]. Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных , предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования . • Личностные результаты : • Метапредметные результаты : • Предметные результаты:

Слайд 27

Планируемые результаты освоения программ основного общего образования Источник информации : • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М. 1.2.3 . Планируемые результаты освоения учебных и междисцилинарных программ [C. 22-36]. 1.2.3.11 Математика. Алгебра. Геометрия [C. 66-72 ]. • Программы курса математики для УМК различных авторов

Слайд 28

Планируемые результаты обучения математике в 5-6 классах Арифметика По окончании изучения курса учащийся научится : • понимать особенности десятичной системы счисления ; • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел ; • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации ; • сравнивать и упорядочивать рациональные числа ; • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора ; • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты ; • анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п .). Учащийся получит возможность : • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10 ; • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости ; • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Слайд 29

Числовые и буквенные выражения. Уравнения По окончании изучения курса учащийся научится : • выполнять операции с числовыми выражениями ; • выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых ); • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом . Учащийся получит возможность : • развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях ; • овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых так и практических задач

Слайд 30

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин По окончании изучения курса учащийся научится : • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы ; • строить углы, определять их градусную меру ; • распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса ; • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот ; • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба . Учащийся получит возможность : • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов ; • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах ; • научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Слайд 31

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи По окончании изучения курса учащийся научится : • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных ; • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций . Учащийся получит возможность : • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы ; • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач . Математика в историческом развитии По окончании изучения курса учащийся научится : Учащийся получит возможность:

Слайд 32

5. Содержание учебного предмета, курса Источники информации : • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [C. 205-210 ]. • Примерные программы основного общего образования. Математика [C. 11-17 ]. • Программы курса математики для УМК различных авторов Например, содержание курса математики 5-6 классов . Арифметика.Натуральные числа . • Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел . • Координатный луч . • Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения . • Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем . • Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10 .• Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители . • Решение текстовых задач арифметическими способами .

Слайд 33

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Календарно-тематическое планирование . Базовая часть: содержание курса тема урока характеристика деятельности ученика. Вариативная часть : дата планируемая, фактическая, тип урока, цель урока, планируемые результаты, домашнее задание, страницы учебника, рабочей тетради, материалы к уроку, словарные слова, основные понятия, другое

Слайд 34

При заполнении учебно-тематического плана следует помнить, что формулировки тем в разделах «Основное содержание», «Учебно-тематический план» и записи в классном журнале должны обязательно совпадать . Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.

Слайд 35

Контроль и система оценивания Диагностика: с тартовая текущая итоговая к омплексная контрольная работа Критерии оценок: стандартный уровень – « 3 » выше стандартного уровня – «4», «5 » ниже стандартного«2 »

Слайд 36

7. Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса

Слайд 37

Составитель рабочей программы может самостоятельно : расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных Примерной программе учебного курса конкретизировать и детализировать темы устанавливать последовательность изучения учебного материала распределять учебный материал по годам обучения распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися включать материал регионального характера по предмету, выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся

Слайд 38

Процесс утверждения рабочей программы Рассматривается на методическом объединении или нанаучно-методическом совете (см. Устав). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (добровольно, по желанию школы).Срок: май-июнь Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы(если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа ). Срок : до 31 августа . Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находится у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.

Слайд 39

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по математике. 5 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин"

Рабочая программа по математике. 5 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин....

разработка рабочей программы по математике для 10 класса углубленный уровень

Рабочая программа  по математике для 10Т класса составлена на основе:-закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г;-федерального государственного образовательного стандарта средн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ 7 КЛАСС

СОБРАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО УЧЕБНИКАМ А.П. МЕРЗЛЯК...

разработка рабочей программы по математике 5 класса по требований обновленного ФГОС ООО

разработка рабочей программы и календарно-тематический план по математике 5 класса по требований обновленного ФГОС ООО...

Разработка рабочей программы по математике в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО

Протокол заседаний ШМО по разработке рабочей программы по математике в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...