Конспект внеклассного занятия
план-конспект на тему

Конспект внеклассного занятия " Коми игры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия « Коми ворсӧмъяс».

Цель занятия – приобщение детей к народным играм, традициям , обычаям и культуре Коми края.

Задачи :

- повышение интереса к национальной культуре;

- приобретение знаний о традициях и культурном достоянии малой родины;

- изучение материальной и духовной культуры коми народа, семейного и общественного быта, хозяйственных занятий.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

- Видза оланныд, дона ёртъяс! Ме зэв рад аддзыны ставнытӧ  талунъя урок вылын. ( Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас видеть на сегодняшнем зянятии)

Посмотрите,  какое лучистое солнышко заглянуло к нам на занятие. Я желаю всем отличного настроения! Занятие мы проведём,  раделившись на группы.

- Видза оланныд!

Формулировка темы и цели занятия.

Знакомство с считалками.

Знакомство с коми играми.

Итог занятия.

- Челядь, шонді вайӧма аскӧдыс кыв. Солнышко принесло нам слово, но в этом слове перепутаны буквы. Давайте поможем солнышку разгадать это слово.

- Мый артмис? Кыдзи вуджӧдам? Чем будем заниматься на занятии? Надо ли нам знать коми игры?

- Молодечьяс! Как вы думаете, чтобы в игре не было разногласий, что надо было  делать в первую очередь? Какие коми считалки вы знаете? У каждой группы есть своя считалка. Вы внимательно прочитайте её, попытайтесь понять, незнакомые слова можно посмотреть  в словаре.

- Молодцы! Какие игры коми народа вы можете назвать? Хорошо! А что развивают игры?

- Ну, вы у меня большие молодцы! Давайте теперь непосредственно перейдём к коми играм. У каждой команды на листочках даны коми игры, вам даётся время для обсуждения правил этой игры и для её проведения. Молодцы! Поиграли от души! Вам понравилось наше занятие? Что нового узнали на занятии?

- Несомненно, что подвижные игры способствуют закаливанию детей, их физическому развитию. Многие пожилые люди прямо связывают сохраненные ими здоровье и бодрость духа с физическим и эмоциональным зарядом, полученным в свое время в ходе игр, забав и развлечений на свежем воздухе. Издавна игры, забавы и развлечения занимали значительное место в жизненном укладе народов коми. Не забывайте игры наших предков, играйте в них. Ведь вы живете на Коми земле и должны знать традиции коми народа. До скорых встреч!

- мӧсров – ворсӧм

- Ворсӧм – игра.

- Будем знакомиться с играми коми народа.

Да, надо знать, чтобы мы знали правила и могли с друзьями весело и с пользой провести время.

- Надо посчитаться.

- …( выходят по одному ученику с каждой группы, проводят считалку)

- Догонялки, прятки…

- Пельклун (ловкость), мӧвпалӧм ( внимание, мышление)… да дзоньвидзалун (и укрепляют здоровье).

1 группа – « Пышкай»( « Воробей»)

2 группа – « Ошкӧ бабӧ» ( В медведя)

 3 группа  « Коді серӧктас?» (  «Кто  засмеётся?»)

- Узнали новые игры, их правила. Было очень познавательно и интересно.

- Спасибо! ( Аттьӧ!) Аддзысьлытӧдз! ( До свидания!)

Литература:

1.Рассыхаев А.Н. Челядьлы коми ворсӧмъяс/ А.Н. Рассыхаев; Мин-во образования Респ..Коми, Коми респ. Ин-т развития образования.- 2-е изд. – Сыктывкар; КРИРО, 2015.



Предварительный просмотр:

Считалки:

1 группа – Ӧтик,  кык , куим, нёль, коз пу йыысь уси коль. Сійӧс нуис визув ёль, урлы немтор эз и коль.

2 группа – Ӧтик – мӧтик, кык – мык, куим – муим, нёль – моль, вит – мит, квайт – майт, сизим – мизим, кӧкъямыс – мӧкъямыс, ӧкмыс – мӧкмыс, дас – пас. Пес чипас!

3 группа – Мӧс да кукань, ыж да мегӧ, мегӧ сайын чошӧ легӧ. Забор вывсянь лыддьӧ кысӧ, кымынӧн нӧ йирсьӧнысӧ.

Игры:

  1. « Пышкай – воробей»  Выбирают одного воробья. Все встают в круг, в середине круга воробей. Дети читают : « Миян гажа сад йӧрӧ, локтіс пышкай да сьылӧ. Пышкай – пышкай, эн вуграв! Коді нявӧстас, тӧдмав!»
  2. « Ошкӧ бабӧ - в медведя» Выбирают медведя, остальные сборщики ягод. Медведь становится на четвереньки в центр. Его накрывают одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды и поют:

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ вотам,пувтӧ ӧктам,

Бур вотӧстӧ чукӧртам,

Лёк вотӧстӧ шыбитам.

После этих слов медведь сбрасывает одеяло и ловит кого-нибудь из ягодников. Того, кого поймал, становится медведем.

Необходимые реквизиты: одеяло, уши медведю, пластмассовые ведерки для сбора ягод, маленькие шарики из бумаги (ягоды).

  1. « Коді серӧктас? - Кто  засмеётся?» Игроки берут  большие  пальцы друг друга. И проговаривают: « Ас ки карнан, ки карнан, код шыасяс медводз, ылы дас печик». – Своё ручное коромысло, ручное коромысло. Кто первым заговорит, тому десять щелбанов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного занятия "Математический турнир".

Конспект внеклассного занятия  может быть использован как для среднего, так и для старшего звена. В нем содержатся вопросы - шутки и задания на логическое мышление.  К занятию прилагается пр...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Ich liebe die Heimat, die schöne»

Задачи урока: - познакомить с историей достопримечательностей станицы и памятных мест - прививать любовь к своей малой родине - развивать интерес к изучаемому языку - практиковать учащихся в чте...

Конспект внеклассного занятия на тему: «ДЕНЬГИ И ИХ ИСТОРИЯ»

Что же такое деньги? Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой сто­имости при купле-продаже. Оноре де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позвол...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...