игровая деятельность на уроках мокшанского языка в русскоязычной школе
статья на тему

Куликова Елена Васильевна

выступление на научно-практической конференции в Саранске

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_saranske.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Куликова, учитель мокшанского языка МБОУ

«Торбеевская СОШ №1»

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МОКШАНСКОГО ЯЗЫКА В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ.

         Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

        Сейчас большое внимание уделяется изучению мордовского языка в русскоязычной школе. Это необходимо для того, чтобы дети с уважением относились к мордовскому языку, его истории, культуре. Ведь мы живём в Мордовии, а на мордовском языке не общаются даже семьи, где родители мордва, а дети не только не говорят, но и не понимают языка.

     Седьмой  год являюсь учителем мокшанского языка в русскоязычной школе. Мой долг- помочь ребёнку осознать ценности мокшанского языка, показать, что его знание даёт возможность ученику стать высоконравственной личностью, любящей и знающей культуру и традиции своего народа. Не любя своего языка, невозможно любить чужой, без любви к своему народу невозможно любить другой народ.

     Хочу поделиться опытом своей работы. Уроки мокшанского языка проходят 2 раза в неделю. На уроках не только знакомимся со словами, но и играем, смотрим фильмы, мультфильмы и т.д. Игровые моменты  использую на каждом уроке. Урок начинаю с беседы на мокшанском языке: «Какой сегодня день, число, время года? Кто в  классе дежурный, кого нет в классе и т.д. Дети, отвечая на такие вопросы, незаметно для себя учатся мордовской речи.

        Даже трудный материал запоминается без особого труда, если  на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению мокшанского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории,сказки благотворно влияют на отношение ребят к мокшанскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

      Первый год обучения проходит в основном в игровой форме

Работая с детьми, не надо бояться быть добрым, нежным,

ласковым , не нужно выплескивать на детей тысячи слов

порицания, не нужно давить на его волю.  Для этого

необходима похвала: “Молодец, ты хорошо произносишь слова,

говоришь без акцента, умница. Это прибавит ребенку уверенности в себе. Мокшанский язык русскоязычные дети начинают изучать со второго класса, а до этого, как и у всех детей, их жизнь была связана с играми. И  уроки мокшанского я часто начинаю с игр.Такие уроки не утомляют детей, проходят легко, интересно и дают крепкие знания.

Н-р, проходим тему: «Фрукты, овощи»- играем в продавцов и покупателей. При  прохождение темы «Дикие и домашние животные» играем в игру «Угадай животное по его признакам».  При прохождение темы «Времена года» играем в игру «Угадай время года». На каждом уроке провожу игры  по усвоению словаря и развитию связной речи: «Вспомним разные слова», «Выдели слово», «Мама и дети», «Игра в мяч».

Очень нравится детям игра в жмурки. Мы называем её «Руцяняса» Проводимеё при изучении тем «Птицы», «Дикие и домашние животные». Детей в классах по 25-28 человек, поэтому выходим по рядам. Выбираем ведущего при помощи мордовской считалки. Весь ряд встаёт в круг, ведущий в середине круга. Каждый из ребят  выбирает себе название животного или птицы. Ведущий должен запомнить все слова. После этого ему завязываются глаза и дети идут по кругу. Затем по сигналу учителя останавливаются и ведущий, подойдя к ребёнку, должен угадать, кто это. Учитель спрашивает, «Тя кие?». Ведущий отвечает «Тя тракс и т.д.» Если он угадывает, ребёнок становится на его место. Эта игра развивает логическое мышление и способствует развитию речи, ведь при ходьбе по кругу они рассказывают изученные считалки и стихи. Такая игра нравится детям всех классов. Также очень нравится ребятам  игра в мяч. Дети сидят на своих местах. Учитель проходит с мячом и кидает его по очереди каждому ребёнку. При этом он говорит тему, на которую ребёнок должен назвать слово, Например, он говорит: «Дикое животное» Ребёнок на счёт 3 должен назвать слово, например, «врьгаз» Если он не успеет, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остаётся последним. Во время проведения этой игры закрепляются  слова по всем изучаемым темам. Эта игра также может проводиться во всех классах.

Дети очень любят игры-  соревнования. Например, игра «Осенний букет»

К доске выходят два ученика. Учитель по очереди называет слова. Перевёл –выбирай  красивый  лист (учитель приносит листья, раскладывает на столе). Выигрывает тот, кто знает больше слов. Значит, у того и букет больше.    Игра будет результативной, если её будут ждать как отдыха на фоне трудной работы. По времени, она не должна занимать целый урок. Для того, чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому надо знать и чётко представлять желаемый результат. 

          Большой интерес у детей вызывают уроки-викторины.

Викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание

какого-либо материала или применение правил. Вопросы могут быть даны учащимся заранее или содержаться в тайне. Так в 5 классе,

когда прошли тему «Мокшэрзянь писательхне и поэттне», провели урок-викторину по сказкам В.И.Мишаниной «Сиянь ракакудня», «Куйгорож»,«Пингонь ортат», Ф.Атянина «Сельведь-богатырь». Во-первых, дети с большим интересом изучали мордовские сказки, а во-вторых, каждому хотелось показать свои знания.

      Также детям нравится разгадывать кроссворды. Кроссворды - игры-задачи, в которых фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти и развивает интерес к урокам. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она на закреплении материала.

     При изучении темы «8 марта» делаем с детьми поздравительные открытки для мам и бабушек из листа А4. Дети рисуют рисунки. А затем подписываем открытку на мордовском языке. Во время работы включаю тихую мордовскую песню. Дети с удовольствием слушают и работают. Сами к 8 марта  с детьми  4-7 классов разучиваем песню «Сембодонга мазыняй».

         Большое внимание на уроке уделяю краеведческому материалу. С помощью уроков- путешествий знакомимся с детьми с Республикой Мордовия, с её знаменитыми людьми. Ежегодно посещаем дом-музей нашего земляка Героя Советского Союза М.П. Девятаева. После таких экскурсий у детей появляется чувство гордости, что они живут на родине героя.

        Развитие интереса к изучению мокшанского языка должно

способствовать повышению эффективности многообразных

воспитательных воздействий в совершенствовании форм, методов и

средств обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе

Одним из самых удачных приемов на уроке иностранного языка считается игра. Особенно на младшем школьном этапе, когда внимание 7-8 летних детей нужно уметь сконцентрировать и удерживать в течение всего...

Методическая разработка «Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе».

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Игра формирует устойчивый интер...

Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе.

Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе....

доклад игровые ситуации на уроках мокшанского языка

доклад "Игровые ситуации на уроках мокшанского языка"...