Конкурс « Учитель года -17». ЭССЕ «Моя педагогическая поэма»
проект на тему

Рашитова Назифа Мухлисулловна

              КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА  -2017»

  Кредо учителя :Камиллекнең чиге юк

                  РАШИТОВА   НАЗИФА  МУХЛИСУЛЛОВНА   

      учитель татарского языка и литературы высшей категории

Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя     общеобразовательная школа № 20» г.Альметьевска Республики    Татарстан                  

 

             ХХ1 век- век науки век высоких технологий иинноваций во всех отраслях экономики. Но без качественного образования этот век не сможет оправдать возлагающих на него надежд.

           Современный образовательный процесс  требует от учителя высокого профессионализма, ведь подготовка учащихся  реалям жизни, труду и творчеству закладывается именно  в образовательной школе. Для этого процесс обучения и организованная методика урока должны быть  построены так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

         Современный учитель точно и творчески выполняет программно-методические требования к уроку, грамотно определяет типа урока, его место в разделе, курсе; ведет учет реальных учебных возможностей  учащихся, уместно использует современных педагогических технологий,  на развитие интеллекта, умело выбирает приемов и методов  общения с учащимися, содержание и объем домашних заданий определяет с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся. Чем больше учебно—познавательных действий выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.

         Вместо заучивания учебного материала учащиеся получают возможность  лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, получить удовлетворение от удачно выполненной работы.

         Реальная ценность урока – его результат , степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами не пользовался педагог, но если учащиеся не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намечанный объем знаний, выработать нужные навыки и умения.

         Из многообразия моей  деятельности учителя татарского языка и литературы  нужно выделить  использование в содержании воспитательной работы тех актуальных проблем, которые волнуют ребят: политика, право, экономика, экология, межнациональные отношения, любовь, семья, будущая карьера.

         Основной реализации этих направлений является всестороннее знание учащихся, психологических и индивидуальных особенностей. Только проникновение в их внутренний мир помогает понять ребят, а без этого взаимопонимания невозможна совместная деятельность, полезные и добрые дела. Для построения дружественной среды необходима диагностика. И поэтому я в своей работе большое внимание уделяю на комплекс диагностики:

-   изучение динамики грамотности;

- оценка интеллектуальных возможностей (отношение к учёбе, выбор предметов  с учётом интересов и потребностей будущей профессии);

-   отношение семьи к изучению татарского языка как родного так и государственного;

         Преподавание татарского языка – это радость общения, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

         Любовь к родной земле, гордость за свой народ и имеет огромное значение для развития личности школьника. Без любви к Родине, ее истории и этнокультуры невозможно воспитать патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

        Современному школьнику не хватает терпимости, гуманности, занятости, тактичности, языковой  толерантности в общении с людьми. В сознании современного школьника прослеживаются изменения таких жизненно важных  понятий, как добро, любовь и счастье. Я полагаю, формирование языковой толератности школьников  должно занять весомое место в образовательных программ  школ, как в рамках отдельного курса, так и в использовании возможностей при изучении государственных языков в школе.  Например, общение  писателями, актерами дают детям чувствовать красоту языка, легкость  общения, потому что создается другая атмосфера, атмосфера комфорта, радости.

         Татарстан – полиязыковая  и поликультурная республика, где живут представители более ста нации и народностей. Одно из условий сохранения  политической стабильности Республики Татарстан, свободной от межнациональных конфликтов – это обоюдное  уважительное отношение  к контактирующим языкам и носителям их культуры.

       Переход к обновленной системе  образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость  использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика. Повышенный интерес к предмету дает качественные результаты.

        Понятие современный урок  неразрывно  связано с понятием современный учитель. В Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых это профессионал, который:

       - демонстрирует универсальные  и предметные способы действий;

       - консультирует и корректирует действия учащихся;

       - находит способы включения в работу каждого ученика;

       - создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

       Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

        Достижение нового образовательного результата возможно при   реализации системно – деятельностного подхода , который положен в основу Стандарта. Главное  для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передовать знания. Функции ученика – активный деятель.

    Современный урок –это урок познание, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, интерес, профессионализм, выбор, уверенность,  инциативность.

     Педагогическая техника – это  арсенал педагогических средств и умений, навыков, при помощи которых педагог  осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом  своих личностных качеств. Я – носитель языка и я горда тем, что мой родной язык по сведениям ЮНЕСКО, стоит на четвертом месте по своей стройности, формализованности и логичности.  Государственный язык Татарстана по универсальности и популярности занимает 14- е место в мире.

    Прежде чем закончить статью привожу пример.

    Жил-был мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет  мертвая –выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»

    В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью.

    Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

 

 

 

     Конкурс « Учитель года -17»                         

    ЭССЕ  «Моя педагогическая поэма»

 Я учитель татарского языка и литературы. Свою задачу, как учитель этих предметов, я вижу  в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать  национальным культурным наследием.В своей педагогической деятельности я использую разнообразные инновационные технологии. Приоритетные инновационные технологии регулярно применяются на моих уроках татарского языка и литературы. (Технология проектной деятельности, коммуникативные технологии, технология «Диалог культур», компьютерная технология и Сингапурская методика преподавания предмета.)

Доброжелательная обстановка на уроке, моя спокойная беседа, внимание каждому высказыванию, моя позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, поощрение самостоятельной мыслительной  деятельности, уместный юмор или небольшое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагаю,  стремяськ раскрытию способностей каждого ребёнка.

Инновационными являются и коммуникативные технологии,  которые я применяю  в своей практике для формирования коммуникативной компетенции учащихся через расширение и углубление  самостоятельности при работе с лексикой татарского языка. Основная моя цель – научить ученика сначала говорить на языке, а потом думать на нем. Помимо деловых и ролевых игр на уроках  активно использую скороговорки, такмаки, риваяты, легенды, взятые из произведений Гумера Баширова. В старших классах проводятся такие формы, как диспуты, дискуссии, читательские конференции. Это не что иное, как технология  коммуникативно-диалоговой  деятельности. И главное, на таких мероприятиях и на уроках через произведений  татарских писателей  воспитывается любовь к национальной культуре, дети приобщаются  к татарскому фольклору, народным традициям. А используя технологию исследовательского обучения, где учебный процесс осуществляется как поиск  новых познавательных ориентиров, обучающиеся самостоятельно достигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде.                                                                            

Моя методическая тема: « Использование  элементов этнокультуры   на уроках татарского языка и литературы с использованием новейших педагогических технологий».      Основная  задача уроков татарского языка и литературы – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к  иным культурам. Только таким путем происходит синтез культур. Следующая задача педагога– воспитывать у школьников потребность проникать в  жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать  и глубже постигать свою собственную культуру. Приобщение на уроках татарского языка и литературы учащихся к национальным традициям и обычаям, воспитание уважительного и бережного отношения  к их проявлениям, знание народных обычаев и обрядов способствуют формированиюполикультурной личности.

      Таким образом, в формировании поликультурной личности  перед  педагогом стоят следующие главные задачи:

     - вооружить учащихся знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательного стандарта;

- учить творчески мыслить, привить им способность  к исследованию ситуаций межкультурного общения, способность к анализу, организации и самоорганизации своего этнокультурного поведения;

     - пробудить и воспитать творческую этнокультурную деятельность личности, интерес к  новым культурным знаниям; привить стремление к постоянному углублению и расширению этнокультурных  знаний.

Не вызывает сомнений, что идеология  нового воспитания должна  быть основана  на  национально-духовном потенциале родной культуры, а одним из принципов построения  учебного процесса в современной школе должен быть принцип осмысления  процесса обучения как  важнейшего культурологического  процесса.

     Любая национальная культура  несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который необходимо реализовывать в учебно-воспитательном процессе, формировании личности учащихся.Относясь с уважением к национальным традициям своего народа и сохраняя чувство собственного достоинства в самом себе. Человек-личность признаёт это право и за другими.

     На уроках татарского языка и литературы  учитель постоянно прослеживает культуры и традиции народов, самобытность тем и образов  в произведениях русских, зарубежных и татарских писателей.Именно это взаимосвязь является главным идейным богатством нашей  республики и страны.

Например, представление  читателя о личности и творчестве писателя Гумера Баширова складывается  на основе знакомства с его произведениями, воспоминаниями его современников, исследованиями литературных критиков, но не все произведения приходит к читателю своевременно,со временем открываются новые факты личной и творческой биографии писателя, поэтому читательское восприятие может меняться. Источник писательского и педагогического таланта ГумераБаширова мы видим в любви к простым людям, к природе, к детям.  В повести «Туган ягым – яшел бишек» («Зеленая колыбель – родная сторона»)  сказка использована для психологически точного описания процесса познания ребенком  окружающего мира, процесса формирования у него своего внутреннего мира, разумеется, отражающего мир реальный.  В представлении маленького Гумера все жизненные реалии ассоциируется со сказочными персонажами. В детских душах всегда живет сказка. Даже взрослый безнадежно больной юноша Фазулла в одну из своих горестных минут вспоминает когда-то рассказанную Гумером сказку о том, как больной юноша окунулся в казан с кипящим молоком и вышел оттуда совершенно здоровым. Таким образом, не только для ребенка, но и для взрослого сказка служит тем средством, которое зажигает в душе человека искру надежды на лучшее. Сказка позволяет раскрыть самые глубокие тайники человеческой души, мир его надежд и мечтаний.  Повесть   Гумера Баширова  «Туган ягым – яшел бишек”  (“Зеленая колыбель – родная сторона”)  включена в учебную программу для татарских групп 8 класса русским языком обучения. Многие черты характера человека закладываются в детстве, и большое влияние на становление характера оказывают отношения, которые устанавливаются у ребёнка со сверстниками. Даже в последние часы  своей жизни Гумер Баширов помнил о своей высокой ответственности перед   читателями,  и  все свои последние силы отдавал делу, которому посвятил жизнь.

        Проза Гумера Баширова – не для легкого чтения, это может подтвердить каждый читавший. Как только в одной строке может поместиться столько красок, звуков, ассоциаций. Но это лишь внешняя сложность. Ведь автор старается таким образом сделать свою мысль более четкой, погрузить нас в процесс возникновения мысли и создания текста. Перед учителем стоит  нелегкая задача.  Как научить  ученика читать?

Проблема чтения? Что значит уметь читать? В чем состоит смысл чтения? По мнению великих творцов, вдумчивое чтение книг – это длительный и непрерывный  процесс, потому что, читая ту или иную книгу, человек осмысливает окружающую жизнь и себя в этой жизни. Чтобы понять автора книг и, нужен опыт чтения и жизненный опыт.

Я выбираю очень интересные отрывки (полных красок) и читаю их наизусть. Ученики очень  восторженно  встречают вступление, потом отвечают на вопросы. Например:

1.     Найдите в тексте ключевое предложение?

2.     Какие ассоциации вызывает текст?

3.     Текст,  из какого произведения Гумера Баширова?

4.     В процессе  чтения отрывка уловить, какое слово  повторяется  чаще

всего и неся в себе основную идею написанного?

Таким образом, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные,на уроках татарского  языка и литературы в старших классах я применяю технологию В.С. Библера, с.Ю.Курганова «Диалог культур». Основные положения таковы: обучение строится нена учебниках, а на реальных текстах данной культуры; присутствуют  словесные игры с элементами поэтики; художественный образ, музыка. В данной технологии диалог выступает не только средство обучения, но и определяет цели и содержании я обучения.

      Современная глобальная культура объединяет  все самое лучшее, созданное человечеством. Диалог современной и традиционной культуры способствует их взаимодействию и дальнейшему развитию, более глубокому осмыслению обще человеческих духовных ценностей.

       Нам досталось великое сокровище, применяя на практике, можно воспитать подрастающее поколение. Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Я думаю, что национальная культура должна охватывать  всю систему национального образования и реализовать свой педагогический потенциал в учебно-воспитательном процессе школы. Дети приобщаются  к народным традициям, фольклору, играм  и другим элементам культуры е только своего, но и соседствующих народов, к мировой культуре, что способствует воспитанию нового поколения людей с духовным видением мира.

       Фольклор привлекает писателей своеобразием форм и содержания, тем, что он отражает духовный мир народа. Поэтому использование фольклора в качестве национального элемента является неотъемлемойчастью литературных произведений, изображающих духовный  мир и образ жизни народа.

     Для татарской литературы, как и для литературы любого другого народа, произведения народного творчества считаются  важнейшим источником идейно-эстетических и литературных ценностей. По мнению авторов  учебных программ по татарской литературе тоже « фольклор всегда был и остается бесценным богатством любой национальной культуры» и с первого класса дети начинают изучать  народное богатство.

     Как известно, творческий почерк любого писателя  основывается,прежде всего, на его собственном  жизненном опыте. Огромный интерес  Г.Баширова в его детские годы  к устному народному творчеству  стал первым шагом  на пути сбора и изучения им татарского фольклора  с научной точки зрения. В дальнейшем любовь Гумера Баширова к жемчужинам народной мудрости, его стремление  как можно глубже постичь отражение в произведениях фольклора дух татарского народа, его менталитет, отразились в целом ряде статей, написанных в разные  годы.

     Гумер Баширов в своих произведениях активно использует не только татарский фольклор, но фольклор других народов. Например, для изображения образы Шауры в романе «Жидегән чишмә» -(“Семь ключей Алтынбикэ”) он мастерски использует элементы башкирского фольклора. Мягкий башкирский говор при включении в речь персонажей пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений становится еще звучнее и мелодичнее. Любит обращаться Г.Баширов и к русскому словарному богатству : “Аха, моя хата с краю, да?!; “Только бит рус кешесенең әйткән сүзе бар: “Башны кисеп ыргыткач, чәче әрәм булды дип җыламыйлар» «Только ведь у русских есть поговорка: «Снявши голову, по власам не плачут». Включение в речь персонажей элементов фольклора разных народов  характеризует дружеские взаимоотношения представителей этих народов. Заимствование друг у друга  не только традиций и привычек, но и языка.

 Поэтику произведений Гумера Баширова можно назвать поэтикой эстетики: она включает в себя в качестве основных понятий, такие как честность, уважение к природе, увжение к природе, отношния между людьми, построенные на любви и преданности.

        Поэтика творчества Г.Баширова отражает героизм, мужество татарского народа как его специфические национальные качества.

       Писатель в своем творчестве затрагивает проблему поэтики труда, обращая при этом особое внимание на внутреннюю культуру нравственность и красоту человеческого труда, его мастерство и честолюбие.

        Поэтика творчетва Г.Баширова  неотлима от этнографии.  Важнейшееместо  в его произедеиях занимают такие элементы материальной культуры татарского народа, как национальный костюм, прошедший длинный путь совершнствования от простого к сложному; ювелирные украшения как показатель материального и общественного положени семьи.

Особое место в поэтической картине мира Гумера Баширова занимает книга, которая отражает менталитет татарского народа и выступает символом знаний, главным звеном драгоценной цепи, связующей поколения.

       Поэтика творсчества Г.Баширова несет в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы, основанный на богатом и выразительном языке автора, яркой  образности, простоте и прозрачности стиля изложения, воплощении духа народа.

       Важной особенностью поэтики произведений Г.Баширова является их поликультурный характер, то есть Г.Баширов использует как поэтические средства не только элементы фольклора татарского народа, но и обращается к фольклору других народов, живущих рядом с татарами. В его произведениях использованы пословицы, поговорки, песни, частушки русского, татарского, чувашского,башкирского народов. Среди героев его произведений представители разных народов, здесь каждый говорит на своем языке, что вполне органично входит в ткань произведения, так как отражает реальную действительность, ту действительную многонациональную среду, в которой живут татары.

        Писатель ярко и подробно описывает народные традиции,обычаи, обряды различных праздников, особенности празднования сабантуев.

        Можно сказать, что изучение народных обычаев  обогащает культуру чловека, совершенствует ее. Одновременно совершенствуется и сам человек.”Люди являются созидателями культуры и одновремнно ее созданиями” (Ю.В.Бромлей). Следовтельно, и мы с вами являемся часть культуры и призваны творить её.

        Моя методическая тема: “Использование элеметов этноультуры на уроках татарского языка и литературы  сприменением новейших педагогическихтехнологий” предполагает учет своеобразия национальных традиций  и национально-этнической  обрядности народов.

        Таким образом, целью в образовательном и в воспитательном процессе является сохранение  и возрождение национальной кльтуры, обычаев и традиций татарского народа. В работе под реализацией данной цели решаются  следующие задчи :

-                использование элементов народной педагогики в воспитательной работе (они описаны в произвдениях Ризаддина Фахретдина, Каюма Насыри и т.д.);

-                формирование положительного эмоционально-целостного  отношения  детей к национальной культуре;

-                 приобщение учащихся чувства ответственности за сохранение

межнационального взаимопонимания.

Изучение  культуры своего народа , его  истории, национальной музыки литературы в рамках учебно-воспитательного процесса имее важное значение в формировании национального самосознания  школьников.

Татарстан – полиязыковая и поликультурная республика, где живут представители более ста наций и народностей. Одно из условий сохранения политической и социальной стабильности Республики Татарстан, свободной от межнациональных конфликтов – это обоюдное уважительное отношение к контактирующим языкам и носителям  их культуры

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx28.58 КБ
Файл lenauchgoda.docx264.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конкурс « Учитель года -17»

                               

                                  ЭССЕ  «Моя педагогическая поэма»

   Я учитель татарского языка и литературы. Свою задачу, как учитель этих предметов, я вижу  в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать  национальным культурным наследием.В своей педагогической деятельности я использую разнообразные инновационные технологии. Приоритетные инновационные технологии регулярно применяются на моих уроках татарского языка и литературы. (Технология проектной деятельности, коммуникативные технологии, технология «Диалог культур», компьютерная технология и Сингапурская методика преподавания предмета.)

Доброжелательная обстановка на уроке, моя спокойная беседа, внимание каждому высказыванию, моя позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, поощрение самостоятельной мыслительной  деятельности, уместный юмор или небольшое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагаю,  стремяськ раскрытию способностей каждого ребёнка.

Инновационными являются и коммуникативные технологии,  которые я применяю  в своей практике для формирования коммуникативной компетенции учащихся через расширение и углубление  самостоятельности при работе с лексикой татарского языка. Основная моя цель – научить ученика сначала говорить на языке, а потом думать на нем. Помимо деловых и ролевых игр на уроках  активно использую скороговорки, такмаки, риваяты, легенды, взятые из произведений Гумера Баширова. В старших классах проводятся такие формы, как диспуты, дискуссии, читательские конференции. Это не что иное, как технология  коммуникативно-диалоговой  деятельности. И главное, на таких мероприятиях и на уроках через произведений  татарских писателей  воспитывается любовь к национальной культуре, дети приобщаются  к татарскому фольклору, народным традициям. А используя технологию исследовательского обучения, где учебный процесс осуществляется как поиск  новых познавательных ориентиров, обучающиеся самостоятельно достигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде.                                                                            

Моя методическая тема: « Использование  элементов этнокультуры   на уроках татарского языка и литературы с использованием новейших педагогических технологий».      Основная  задача уроков татарского языка и литературы – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к  иным культурам. Только таким путем происходит синтез культур. Следующая задача педагога– воспитывать у школьников потребность проникать в  жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать  и глубже постигать свою собственную культуру. Приобщение на уроках татарского языка и литературы учащихся к национальным традициям и обычаям, воспитание уважительного и бережного отношения  к их проявлениям, знание народных обычаев и обрядов способствуют формированиюполикультурной личности.

      Таким образом, в формировании поликультурной личности  перед  педагогом стоят следующие главные задачи:

     - вооружить учащихся знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательного стандарта;

- учить творчески мыслить, привить им способность  к исследованию ситуаций межкультурного общения, способность к анализу, организации и самоорганизации своего этнокультурного поведения;

     - пробудить и воспитать творческую этнокультурную деятельность личности, интерес к  новым культурным знаниям; привить стремление к постоянному углублению и расширению этнокультурных  знаний.

Не вызывает сомнений, что идеология  нового воспитания должна  быть основана  на  национально-духовном потенциале родной культуры, а одним из принципов построения  учебного процесса в современной школе должен быть принцип осмысления  процесса обучения как  важнейшего культурологического  процесса.

     Любая национальная культура  несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который необходимо реализовывать в учебно-воспитательном процессе, формировании личности учащихся.Относясь с уважением к национальным традициям своего народа и сохраняя чувство собственного достоинства в самом себе. Человек-личность признаёт это право и за другими.

     На уроках татарского языка и литературы  учитель постоянно прослеживает культуры и традиции народов, самобытность тем и образов  в произведениях русских, зарубежных и татарских писателей.Именно это взаимосвязь является главным идейным богатством нашей  республики и страны.

Например, представление  читателя о личности и творчестве писателя Гумера Баширова складывается  на основе знакомства с его произведениями, воспоминаниями его современников, исследованиями литературных критиков, но не все произведения приходит к читателю своевременно,со временем открываются новые факты личной и творческой биографии писателя, поэтому читательское восприятие может меняться. Источник писательского и педагогического таланта ГумераБаширова мы видим в любви к простым людям, к природе, к детям.  В повести «Туган ягым – яшел бишек» («Зеленая колыбель – родная сторона»)  сказка использована для психологически точного описания процесса познания ребенком  окружающего мира, процесса формирования у него своего внутреннего мира, разумеется, отражающего мир реальный.  В представлении маленького Гумера все жизненные реалии ассоциируется со сказочными персонажами. В детских душах всегда живет сказка. Даже взрослый безнадежно больной юноша Фазулла в одну из своих горестных минут вспоминает когда-то рассказанную Гумером сказку о том, как больной юноша окунулся в казан с кипящим молоком и вышел оттуда совершенно здоровым. Таким образом, не только для ребенка, но и для взрослого сказка служит тем средством, которое зажигает в душе человека искру надежды на лучшее. Сказка позволяет раскрыть самые глубокие тайники человеческой души, мир его надежд и мечтаний.  Повесть   Гумера Баширова  «Туган ягым – яшел бишек”  (“Зеленая колыбель – родная сторона”)  включена в учебную программу для татарских групп 8 класса русским языком обучения. Многие черты характера человека закладываются в детстве, и большое влияние на становление характера оказывают отношения, которые устанавливаются у ребёнка со сверстниками. Даже в последние часы  своей жизни Гумер Баширов помнил о своей высокой ответственности перед   читателями,  и  все свои последние силы отдавал делу, которому посвятил жизнь.

        Проза Гумера Баширова – не для легкого чтения, это может подтвердить каждый читавший. Как только в одной строке может поместиться столько красок, звуков, ассоциаций. Но это лишь внешняя сложность. Ведь автор старается таким образом сделать свою мысль более четкой, погрузить нас в процесс возникновения мысли и создания текста. Перед учителем стоит  нелегкая задача.  Как научить  ученика читать?

Проблема чтения? Что значит уметь читать? В чем состоит смысл чтения? По мнению великих творцов, вдумчивое чтение книг – это длительный и непрерывный  процесс, потому что, читая ту или иную книгу, человек осмысливает окружающую жизнь и себя в этой жизни. Чтобы понять автора книг и, нужен опыт чтения и жизненный опыт.

Я выбираю очень интересные отрывки (полных красок) и читаю их наизусть. Ученики очень  восторженно  встречают вступление, потом отвечают на вопросы. Например:

  1. Найдите в тексте ключевое предложение?
  2. Какие ассоциации вызывает текст?
  3. Текст,  из какого произведения Гумера Баширова?
  4. В процессе  чтения отрывка уловить, какое слово  повторяется  чаще

всего и неся в себе основную идею написанного?

Таким образом, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные,на уроках татарского  языка и литературы в старших классах я применяю технологию В.С. Библера, с.Ю.Курганова «Диалог культур». Основные положения таковы: обучение строится нена учебниках, а на реальных текстах данной культуры; присутствуют  словесные игры с элементами поэтики; художественный образ, музыка. В данной технологии диалог выступает не только средство обучения, но и определяет цели и содержании я обучения.

      Современная глобальная культура объединяет  все самое лучшее, созданное человечеством. Диалог современной и традиционной культуры способствует их взаимодействию и дальнейшему развитию, более глубокому осмыслению обще человеческих духовных ценностей.

       Нам досталось великое сокровище, применяя на практике, можно воспитать подрастающее поколение. Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Я думаю, что национальная культура должна охватывать  всю систему национального образования и реализовать свой педагогический потенциал в учебно-воспитательном процессе школы. Дети приобщаются  к народным традициям, фольклору, играм  и другим элементам культуры е только своего, но и соседствующих народов, к мировой культуре, что способствует воспитанию нового поколения людей с духовным видением мира.

       Фольклор привлекает писателей своеобразием форм и содержания, тем, что он отражает духовный мир народа. Поэтому использование фольклора в качестве национального элемента является неотъемлемойчастью литературных произведений, изображающих духовный  мир и образ жизни народа.

     Для татарской литературы, как и для литературы любого другого народа, произведения народного творчества считаются  важнейшим источником идейно-эстетических и литературных ценностей. По мнению авторов  учебных программ по татарской литературе тоже « фольклор всегда был и остается бесценным богатством любой национальной культуры» и с первого класса дети начинают изучать  народное богатство.

     Как известно, творческий почерк любого писателя  основывается,прежде всего, на его собственном  жизненном опыте. Огромный интерес  Г.Баширова в его детские годы  к устному народному творчеству  стал первым шагом  на пути сбора и изучения им татарского фольклора  с научной точки зрения. В дальнейшем любовь Гумера Баширова к жемчужинам народной мудрости, его стремление  как можно глубже постичь отражение в произведениях фольклора дух татарского народа, его менталитет, отразились в целом ряде статей, написанных в разные  годы.

     Гумер Баширов в своих произведениях активно использует не только татарский фольклор, но фольклор других народов. Например, для изображения образы Шауры в романе «Жидегән чишмә» -(“Семь ключей Алтынбикэ”) он мастерски использует элементы башкирского фольклора. Мягкий башкирский говор при включении в речь персонажей пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений становится еще звучнее и мелодичнее. Любит обращаться Г.Баширов и к русскому словарному богатству : “Аха, моя хата с краю, да?!; “Только бит рус кешесенең әйткән сүзе бар: “Башны кисеп ыргыткач, чәче әрәм булды дип җыламыйлар» «Только ведь у русских есть поговорка: «Снявши голову, по власам не плачут». Включение в речь персонажей элементов фольклора разных народов  характеризует дружеские взаимоотношения представителей этих народов. Заимствование друг у друга  не только традиций и привычек, но и языка.

 Поэтику произведений Гумера Баширова можно назвать поэтикой эстетики: она включает в себя в качестве основных понятий, такие как честность, уважение к природе, увжение к природе, отношния между людьми, построенные на любви и преданности.

        Поэтика творчества Г.Баширова отражает героизм, мужество татарского народа как его специфические национальные качества.

       Писатель в своем творчестве затрагивает проблему поэтики труда, обращая при этом особое внимание на внутреннюю культуру нравственность и красоту человеческого труда, его мастерство и честолюбие.

        Поэтика творчетва Г.Баширова  неотлима от этнографии.  Важнейшееместо  в его произедеиях занимают такие элементы материальной культуры татарского народа, как национальный костюм, прошедший длинный путь совершнствования от простого к сложному; ювелирные украшения как показатель материального и общественного положени семьи.

Особое место в поэтической картине мира Гумера Баширова занимает книга, которая отражает менталитет татарского народа и выступает символом знаний, главным звеном драгоценной цепи, связующей поколения.

       Поэтика творсчества Г.Баширова несет в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы, основанный на богатом и выразительном языке автора, яркой  образности, простоте и прозрачности стиля изложения, воплощении духа народа.

       Важной особенностью поэтики произведений Г.Баширова является их поликультурный характер, то есть Г.Баширов использует как поэтические средства не только элементы фольклора татарского народа, но и обращается к фольклору других народов, живущих рядом с татарами. В его произведениях использованы пословицы, поговорки, песни, частушки русского, татарского, чувашского,башкирского народов. Среди героев его произведений представители разных народов, здесь каждый говорит на своем языке, что вполне органично входит в ткань произведения, так как отражает реальную действительность, ту действительную многонациональную среду, в которой живут татары.

        Писатель ярко и подробно описывает народные традиции,обычаи, обряды различных праздников, особенности празднования сабантуев.

        Можно сказать, что изучение народных обычаев  обогащает культуру чловека, совершенствует ее. Одновременно совершенствуется и сам человек.”Люди являются созидателями культуры и одновремнно ее созданиями” (Ю.В.Бромлей). Следовтельно, и мы с вами являемся часть культуры и призваны творить её.

        Моя методическая тема: “Использование элеметов этноультуры на уроках татарского языка и литературы  сприменением новейших педагогическихтехнологий” предполагает учет своеобразия национальных традиций  и национально-этнической  обрядности народов.

        Таким образом, целью в образовательном и в воспитательном процессе является сохранение  и возрождение национальной кльтуры, обычаев и традиций татарского народа. В работе под реализацией данной цели решаются  следующие задчи :

  • использование элементов народной педагогики в воспитательной работе (они описаны в произвдениях Ризаддина Фахретдина, Каюма Насыри и т.д.);
  • формирование положительного эмоционально-целостного  отношения  детей к национальной культуре;
  • приобщение учащихся чувства ответственности за сохранение

межнационального взаимопонимания.

Изучение  культуры своего народа , его  истории, национальной музыки литературы в рамках учебно-воспитательного процесса имее важное значение в формировании национального самосознания  школьников.

Татарстан – полиязыковая и поликультурная республика, где живут представители более ста наций и народностей. Одно из условий сохранения политической и социальной стабильности Республики Татарстан, свободной от межнациональных конфликтов – это обоюдное уважительное отношение к контактирующим языкам и носителям  их культуры.



Предварительный просмотр:

     

            КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА  -2017»

  Кредо учителя :Камиллекнең чиге юк

C:\Users\Comp\Desktop\фото.jpeg

                  РАШИТОВА   НАЗИФА  МУХЛИСУЛЛОВНА    

      учитель татарского языка и литературы высшей категории

Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя     общеобразовательная школа № 20» г.Альметьевска Республики    Татарстан                  

   

             ХХ1 век- век науки век высоких технологий иинноваций во всех отраслях экономики. Но без качественного образования этот век не сможет оправдать возлагающих на него надежд.

           Современный образовательный процесс  требует от учителя высокого профессионализма, ведь подготовка учащихся  реалям жизни, труду и творчеству закладывается именно  в образовательной школе. Для этого процесс обучения и организованная методика урока должны быть  построены так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

         Современный учитель точно и творчески выполняет программно-методические требования к уроку, грамотно определяет типа урока, его место в разделе, курсе; ведет учет реальных учебных возможностей  учащихся, уместно использует современных педагогических технологий,  на развитие интеллекта, умело выбирает приемов и методов  общения с учащимися, содержание и объем домашних заданий определяет с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся. Чем больше учебно—познавательных действий выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.

         Вместо заучивания учебного материала учащиеся получают возможность  лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, получить удовлетворение от удачно выполненной работы.

         Реальная ценность урока – его результат , степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами не пользовался педагог, но если учащиеся не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намечанный объем знаний, выработать нужные навыки и умения.

         Из многообразия моей  деятельности учителя татарского языка и литературы  нужно выделить  использование в содержании воспитательной работы тех актуальных проблем, которые волнуют ребят: политика, право, экономика, экология, межнациональные отношения, любовь, семья, будущая карьера.

         Основной реализации этих направлений является всестороннее знание учащихся, психологических и индивидуальных особенностей. Только проникновение в их внутренний мир помогает понять ребят, а без этого взаимопонимания невозможна совместная деятельность, полезные и добрые дела. Для построения дружественной среды необходима диагностика. И поэтому я в своей работе большое внимание уделяю на комплекс диагностики:

-   изучение динамики грамотности;

- оценка интеллектуальных возможностей (отношение к учёбе, выбор предметов  с учётом интересов и потребностей будущей профессии);

-   отношение семьи к изучению татарского языка как родного так и государственного;

         Преподавание татарского языка – это радость общения, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

         Любовь к родной земле, гордость за свой народ и имеет огромное значение для развития личности школьника. Без любви к Родине, ее истории и этнокультуры невозможно воспитать патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

        Современному школьнику не хватает терпимости, гуманности, занятости, тактичности, языковой  толерантности в общении с людьми. В сознании современного школьника прослеживаются изменения таких жизненно важных  понятий, как добро, любовь и счастье. Я полагаю, формирование языковой толератности школьников  должно занять весомое место в образовательных программ  школ, как в рамках отдельного курса, так и в использовании возможностей при изучении государственных языков в школе.  Например, общение  писателями, актерами дают детям чувствовать красоту языка, легкость  общения, потому что создается другая атмосфера, атмосфера комфорта, радости.

         Татарстан – полиязыковая  и поликультурная республика, где живут представители более ста нации и народностей. Одно из условий сохранения  политической стабильности Республики Татарстан, свободной от межнациональных конфликтов – это обоюдное  уважительное отношение  к контактирующим языкам и носителям их культуры.

       Переход к обновленной системе  образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость  использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика. Повышенный интерес к предмету дает качественные результаты.

        Понятие современный урок  неразрывно  связано с понятием современный учитель. В Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых это профессионал, который:

       - демонстрирует универсальные  и предметные способы действий;

       - консультирует и корректирует действия учащихся;

       - находит способы включения в работу каждого ученика;

       - создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

       Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

        Достижение нового образовательного результата возможно при   реализации системно – деятельностного подхода , который положен в основу Стандарта. Главное  для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передовать знания. Функции ученика – активный деятель.

    Современный урок –это урок познание, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, интерес, профессионализм, выбор, уверенность,  инциативность.

     Педагогическая техника – это  арсенал педагогических средств и умений, навыков, при помощи которых педагог  осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом  своих личностных качеств. Я – носитель языка и я горда тем, что мой родной язык по сведениям ЮНЕСКО, стоит на четвертом месте по своей стройности, формализованности и логичности.  Государственный язык Татарстана по универсальности и популярности занимает 14- е место в мире.

    Прежде чем закончить статью привожу пример.

    Жил-был мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет  мертвая –выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»

    В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью.

    Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...

Материал к районному конкурсу "Учитель года-2017". Эссе "Я-учитель".

Данный материал раскрывает суть моей выбранной профессии....

Конкурс "Учитель года-2019" эссе "Я-учитель"

Конкурс профессионального мастерства "Учитель года-2019"Конкурсное задание эссе "Я-учитель"...