Проблема народоведения на уроках крымскотатарского языка и литературы
статья на тему

Исмаилова Селиме

Родной язык является не только важным средством общения, но и способом мышления, получения знаний, саморазвития и самовыражения. Чем совершеннее человек владеет родным языком, тем легче он усваивает знания, точнее мыслит, полнее реализует свой интеллектуальный потенциал, быстрее налаживает отношения с другими людьми.

 На основе родного языка и через него формируется национальное самосознание, вырабатываются моральные и этические основы взаимоотношения людей. Он является сокровищницей духовных ценностей народа, основой его дальнейшего прогресса.

Основной целью изучения крымскотатарского языка в общеобразовательных учебных заведениях является формирование духовно богатой личности, которая владеет умениями и навыками свободно, коммуникативно оправдано пользоваться всеми языковыми средствами во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении, письме). Поэтому при проведении уроков большое внимание я уделяю развитию речи учащихся посредством использования элементов народоведения. Знание народа, его традиций, обрядов – обогащает учащихся новыми знаниями, пополняет их словарный запас.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родной язык является не только важным средством общения, но и способом мышления, получения знаний, саморазвития и самовыражения. Чем совершеннее человек владеет родным языком, тем легче он усваивает знания, точнее мыслит, полнее реализует свой интеллектуальный потенциал, быстрее налаживает отношения с другими людьми.

 На основе родного языка и через него формируется национальное самосознание, вырабатываются моральные и этические основы взаимоотношения людей. Он является сокровищницей духовных ценностей народа, основой его дальнейшего прогресса.

Основной целью изучения крымскотатарского языка в общеобразовательных учебных заведениях является формирование духовно богатой личности, которая владеет умениями и навыками свободно, коммуникативно оправдано пользоваться всеми языковыми средствами во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении, письме). Поэтому при проведении уроков большое внимание я уделяю развитию речи учащихся посредством использования элементов народоведения. Знание народа, его традиций, обрядов – обогащает учащихся новыми знаниями, пополняет их словарный запас.  

Каждый из нас несёт ту изюминку нашего народа, которая характеризует нас в целом это: и уважение к старшим, и почитание традиций, и проявление гостеприимства. Но, к сожалению, ассимиляция происходит практически ежедневно. Мало того что мы общаемся и мыслим на другом языке, мы ещё пытаемся изменить обычаи и традиции, которые зародились не сегодня, внести то, что кажется нам модным и интересным. Таким образом, изменяется менталитет, нрав, характер.

В первую очередь место в изучении народоведения занимает язык, т.к.  именно через него идет общение, передача информации из поколения в поколение.

Ушинский писал, что вместе с языком исчезает народ. Он считал, что родной язык – природный воспитатель, наилучший педагог. Когда чужой язык вытесняет родной в процессе формирования личности, происходит отчуждение его от святого - всего материнского. Следовательно, мы должны стараться удержать всё, что у нас есть, пытаться восстановить утерянное, и не давать всему бесследно исчезнуть. Для этого необходимо обращаться к народному наследию.

Я считаю, что непрерывная связь и обращение ко всему народному будет подстегивать и делать нас индивидуальными. Поэтому я думаю, что на любом уроке нужно использовать эдакое народоведческое. Народ и воспитание – эти два понятия связаны между собой, несуществующие друг без друга.

Возрождение национальной культуры невозможно без системы знания о крымскотатарском народе, особенности его становления и трудовой деятельности, домашних промыслов и ремесел, без знания национального костюма, блюд, народной медицины и календаря, семейной обрядности, веры, народной морали, без знаний своей родословной. Родной язык, история, краеведение и этнография, народная педагогика и народная символика – всё это включается в понятие «народоведение».

На каждом уроке я стремлюсь найти способы и приемы, приводящие к истокам народа, традициям и обрядам: языковой материал тесно связан с народоведением и краеведением. На уроках я провожу словарную работу, тема для которой тоже народоведческая: название элементов костюма, предметов быта, посуда, птиц, животных и т.д. Это может быть и диктант, и игра в лото, и решение кроссвордов, и  работа с наглядностями, затем дети с этими словами составляют предложения. Я широко использую раздаточный и дидактический материал, диктанты, изложения, о прошлом народа. Даже тематика написания сочинений в основном народоведческая: «Мой прекрасный Крым», «Мой родной язык», «Как хорошо жить  на родной земле», «Крым – моя Родина», «Крым – земля наших предков». Со старшеклассниками проводятся диспуты на темы «За что я люблю свою Родину», «Что я могу сделать для своего народа».  Темы для написания докладов тоже тесно связаны с  народоведением «Коран в каждом доме»,       «Роль кофе и джезве у крымскихтатар», «Национальная символика вышивки», «Уважение к старшим», «Крымскотатарское гостеприимство», «Приветствие» и т.д.

Неоценимый вклад внесли выдающиеся писатели крымскотатарского народа, каждое произведение которых является сокровищем, наполненным духовности и моральности, проникнутым историей и болью народа.  Очень сложно научить читать учеников так, чтобы, закрыв книгу, они хотя бы немного подобрели, стали честнее, не безразличными к чужому горю, уважали людей и свою Родину. Писатели неоднократно обращались к самим истокам народа, к устному народному творчеству, выбирая сюжеты, характеры образы и героев.                

Изучая И. Гаспринского, в первую очередь, мы отдаем почтение его творчеству и деятельности, т.к. именно он стал первым издавать газету во всем тюркском мире, провел образовательную реформу в Крыму. Стихи же Номана Челебиджихана стали гимном  крымскотатарского народа.

Произведения периода депортации самые тяжелые для восприятия, т.к. они показывают боль, смерть, жестокость по отношению к простому народу. Для ещё более яркого восприятия этого периода мы посещаем выставки художника Рустема Эминова. Каждая картина – это отдельная история, отдельная судьба, незабываемая и проникнутая болью всего народа в период депортации. На уроках дети делились своими впечатлениями и написали отзыв.  

Составной частью знаний о народе является фольклор с его многочисленными жанрами. Фольклор одна из наибольших отраслей, связанных напрямую с народоведением, т.к. это энциклопедия жизни народа, его духовная сила и красота, ценный исток при формировании личности.

В процессе изучения устного народного творчества важно утвердить у учеников мысль о том, что оно является бесценным сокровищем народа, который приходит к нам из глубины веков. Устное народное творчество всегда было спутником детей, т.к. оно отвечает психологии ребёнка, созвучно детской фантазии.

    Большую роль в развитии творческого мышления и говорения учеников играют сказки. Они  захватывают своим острым сюжетом, борьбой добра и зла, фантастическими перевоплощениями, героями, смелыми и отважными людьми, которые всегда побеждают.

В начальных классах огромное удовольствие доставляет детям инсценирование сюжетов сказок и их иллюстрирование.

Эффективную роль фольклора играет тогда, когда в виде домашнего задания даю записать из уст бабушек и дедушек легенды, рассказы о своем родном крае, старинные народные песни. Заучивание наизусть колыбельных песен, частушек, считалок, скороговорок и игр влияет на приобщение к народным традициям, на воспитание национального сознания, моральности, духовности.  

Песня всегда следует за народом: в моменты радости и горя, во время работы и отдыха, в праздники и будни. В них воплощена история народа, отображена душа – открытая и искренняя. Но уже несколько поколений отлучается от народной песни, а там, где существует душевная  пустота, ее заполняет бездуховность и  безразличие.

 Прекрасный ежегодный   широко пропагандирует обращение к народному и вечному. Песня - это не только состояние души, но и отображение традиций, связь с прошлым и мировоззрением народа. Для нас стало интересным, как в старину проходил свадебный обряд, и я предложила детям собрать обрядовые песни и изучить  его структуру. Дети  работали в библиотеке, расспрашивали у бабушек и дедушек, ходили в театр – проделав большую работу, построили целую линию сюжета от знакомства до никяха.  Собрав весь материал, я написала музыкальный спектакль, который они инсценировали и принимали участие в городском и республиканском конкурсе «Родной язык бесценен и неисчерпаемы духовные богатства народа». Для закрепления они соединили весь материал и сделали презентацию, веб-сайт, газету (имеется в приложении). Дети настолько вошли в роль при изучении обрядовых песен, что это надолго осталось в их сердцах, ознакомило с традициями, развило речь, обогатило их словарный запас, который помогает при написании сочинений.

Для развития духовного мировоззрения у учеников является внеклассная работа, как уже и упоминалось выше. Правда, эта работа отнимает много времени и кропотливого труда учителя, но когда труд творческий, то он всегда радостный, отдача от него огромная  и воспитательная роль значительная.

Огромную воспитательную роль имеют традиции, обычаи и обряды, связанные с народным календарём, который является составной частью педагогики народоведения. Народные праздники каждого времени года имеют конкретное, идейно-воспитательное направление. Так на мероприятиях, помимо, песен и плясок я непременно нахожу тот или иной обычай, связанный с праздником и обыгрываю его. На  мероприятие «Наврез» девочки показали обряд гадания в ночь перед праздником, где самая младшая предсказывает судьбу остальных; на празднике «Хыдырлез», дети исполняли обряд перепрыгивания через костер, скатывания с горы кубете; во время «Дервиза» мы показали наш свадебный обряд, так как, зачастую, издревле они отмечались осенью, после сбора урожая; на празднике «Курбан» мы показываем легенду, о том, как однажды была спасена человеческая душа.

          Так же в школе ежегодно проводится выставка «Крымский хоровод», где вся школа принимает участие, представляя народы Крыма. Я, естественно, отвечала за крымскотатарский народ. Вниманию гостей были предложены такие экспонаты: национальный ковер- килим, национальные матрацы и подушки, напольный столик (хона), старинный Коран, старинные женские платки (марама), один из которых ручной работы и в возрасте около 150-ти лет, чехол для Корана, который вышивался, в годы гражданской войны, музыкальные инструменты,  предметы быта, национальные костюмы, национальные блюда, книжная выставка, работы наших учеников.  Мы попытались создать устройство уютного крымскотатарского дома и убранство комнат, показывающее быт нашего народа. Хозяева дома всех гостей выставки угощали ароматным кофе, традиционными сладостями и национальными блюдами.

          Воспитательным моментом являются так же походы в музей, где представлен  быт крымскотатарского народа, в театр, на природу.  

          Воспитание учеников способами народоведения формируют целостный мир школьника. Глубокие чувства облагораживают человека, являются стимулом приобретения знаний о родном крае, природе, жизни наших предков. Народоведческий материал формирует у школьников доброту и чувственность, искренность и задушевность. Национальное сознание  – это осмысление человека себя как представителя конкретного народа, нации, носителя их культуры, истории. Такой человек глубоко знает родной язык, хорошо осведомлен со всеми сферами жизни народа, его культурой, заботится о его современном и будущем, а так же знакомится, интересуется и уважает культуру других народов.  

Патриотизм у человека начинается с любви к родине. Отображать идеи  народоведения призвание учителя. Он должен не только глубоко осведомлять, что овладевание учениками духовных сокровищ народа патриотизма, моральности практичного проведения его традиций, обычаев, языка можно достичь поставленной цели, но и самому глубоко знать народоведческую работу, владеть и методами и способами.

Школа, использую современные технологии, методики и народоведения содержат линию развития речи, призывая воспитывать поколение, достойно продолжать традиции, духовный потенциал родного народа с целью возрождения и культурно-исторического развития.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока крымскотатарского языка в 5 классе соответствии с ФГОС по теме "Словосочетания"

Конспект технологической карты урока крымскотатарского языка в 5 классе соответствии с ФГОС  по теме "Словосочетания" на крымскотатарском языке...

Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...

Урок крымскотатарского языка в 5 классе соответствии с ФГОС

Урок крымскотатарского языка в 5 классе соответствии с ФГОСТема: Словосочетание. Тип урока Урок открытия новых знаний.Цели урока (образовательные): Знать определение словосочетаний, опознавать их в те...

презентация к уроку крымскотатарского языка в 5 классе "Антонимы"

в презентации дан материал по теме "антонимы"  . Наглядно демонстрирующий разяснение по теме....

презентация к уроку крымскотатарского языка в 5 классе "Антонимы"

нагядное разяснение и задания по теме  антонимы....

презентация к уроку крымскотатарского языка к уроку по развитию речи "Кийик айванлар"

При помощи этой призентации можно изучать слова, описывать животных,и использовать для закрепления ипровнрки изученных слов....

Рабочие программы по родному крымскотатарскому языку и литературе

Рабочие программы по родному (крымскотатрскому) языку для 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10 классов, по родному (крымскотатарскому) чтению для 3,4 классов, по родной (крымскотатрской) литературе для 6, 7, 9, 10 кл...