Музыка с небес
план-конспект урока (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Салихова Кадрия Гайнулловна

Музыка  с  небес

Сценарий, посвящённый 100-летнему юбилею

Назиба Гаязовича Жиганова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy._nazib_zhiganov.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка  с  небес

Сценарий, посвящённый 100-летнему юбилею

Назиба Гаязовича Жиганова

Музыкальный фрагмент 01.

Слайд 1. Ч 1.

1-й ведущий:

Музыка лилась откуда-то с небес. А вернее – через распахнутое окно третьего этажа. А ещё вернее – эти звуки рояля вовсе не были музыкой. Отдельно взятые ноты, небольшие пассажи, коротенькие фрагменты, непонятные для постороннего уха. Но жители Школьного переулка одобрительно кивали головами, поглядывая наверх. Они знали, что так рождается настоящая музыка.

Музыкальный фрагмент 02.

Слайд 2. Ч 1.

2-й ведущий:

Чынлыкта, тәрәзә аша тулаем бу көйне ишетергә мөмкин түгел иде. Композитор рояльдә һәрбер музыкаль инструментның аерым яңгырашын гына тикшерә. Эшнең төп өлеше турыдан-туры партитура кәгазендә башкарыла. Бу вакытта тулаем оркестр тавышының гармониясе аның үзенә генә ишетелә, аңа гына буйсына. Аның бер үзенә генә безнең кечкенә чатта, бөтен шәһәрдә, бар җиһанда.

Музыкальный фрагмент 02.

Слайд 2. Ч 1.

3-й ведущий:

Меня это таинство написания симфонической музыки завораживало и заставало врасплох. Понятно, если бы песенка была простая, с запевом и припевом. Услышав, её можно сразу запомнить, спеть, подобрать на пианино одним пальцем. Можно сразу записать в нотной тетрадке. Но, сидя за столом, писать в нотных знаках сразу целую симфонию мог только особенный человек.

Слайд 3. Ч 1.

2-й ведущий:

Бездән бер кат югары күршебез, минем дусларымның әтисе-композитор Нәҗип Гаяз улы Җиһанов-тыштан караганда бернинди дә сихри көч иясенә охшамаган иде. Үзенең кыска буе, яхшылыгы һәм җиңеллеге, ачык елмаюы белән ул азрак чегәнне, бәлки французны хәтерләтә иде. Ул үз эшенә тотынганчы, бик гади, ягымлы, игътибарлы бер кеше иде.

Музыкальный фрагмент 02.

1-й ведущий:

Наверное, он осознавал свою бог избранность, но никогда ничем это не проявлялось внешне. Никаких ритуалов, помпезности, по сути, вполне законного требования поклонения его уникальному дару. Никаких условий особой тишины. Да, он говорил, что писать музыку трудно. Он уставал. Но понимал эту усталость как обычную для много работающего человека.

Кто же этот человек, которому так покорялась музыка – высочайшее из искусств?

Слайд 4. Ч 1.

Слайд 5. Ч 1.

3-й ведущий:

Вот он наш герой  –  Жиганов  Назиб  Гаязович:

– основатель и первый ректор Казанской государственной консерватории

– организатор и руководитель Союза композиторов Татарстана

– Народный артист Советского Союза

– Герой социалистического труда

– неоднократный лауреат Государственной премии СССР

– депутат Верховного совета…

Долго можно перечислять его регалии, заслуги и достижения.

Музыкальный фрагмент 03.

1-й ведущий:

Теперь, когда все привыкли, что Казань – город оперный, город филармонический, со своим национальным симфоническим оркестром, исполнителями, певцами… город со своей консерваторией – город всех необходимых для получения полного музыкального образования учебных заведений, забывается, что всё это выросло из идей, мечтаний, устремлений, родившихся в уме и в сердце одного человека.

Музыкальный фрагмент 04.

3-й ведущий:

Это он, Назиб Жиганов, шаг за шагом строил современную историю национальной культуры, татарского музыкального искусства… национальной композиторской школы. По существу, Жиганов, занимаясь повседневной работой автора, педагога, организатора, был человеком будущего. Всё, что он делал, было адресовано новым и новым поколениям людей, а значит и нам с вами.

Музыкальный фрагмент 04.

2-й ведущий:

Беренче карашка җиңел генә тоеган бу кешенең тормышы һәрвакыт каршылыкларсыз гына бармаган. Ул 1911 нче елның 15 нче гыйнварында туган. Балалык һәм яшьлек еллары инкыйлаб һәм сугыш, ачлык һәм ялангачлык чорына туры килгән.

Музыкальный фрагмент 05.

Слайд 6. Ч 1.

Әйдәгез, шушы вакытны күз алдына китереп карыйк әле...

(Из записных книжек композитора – «Вобла»)

Слайд 7. Ч 1.

4 нче алып баручы:

Котычкыч эссе! Суларга мөмкин түгел. Һава шулкадәр дәрәҗәдә буш. Ул күбрәк кояшта уңып беткән, арзан зәңгәр тукыманы хәтерләтә иде.

Кояш бөтен нәрсәне яндырып бетерде. Урамнар буш. Ачлык... 21 нче ел. Безнең балалар йорты элеккеге бай Сәеткулов йортына урнашкан иде.

Шәһәр буйлап холера хөкем сөрә... балалар йортыннан һәркөн 5-6 баланы алып китәләр иде. Без, калган кешеләр, үзебезнең чиратыбызны көттек. Авыруларны тазартырга бернинди дару һәм бернинди табип та юк иде.

Слайд 8. Ч 1.

5 нче алып баручы:

Тәрбиячеләребез һәр көн безнең өчен су кайнаталар һәм һәр иртәдә көн буена шырпы тартмасы кадәр икмәк бирәләр иде.Бүтән безгә бирерлек әйбер юк иде. Һәркайсыбызның муенына аскан кечкенә капчыгы бар иде. Шушы бирелгән икмәкне без ваклап капчыкка салып көне буе ашап йөри идек.

Күпләребез бәрәңге кабыгы һәм балык башы эзләп шәһәргә бара иде.

Кайбер малайлар урлашырга өйрәнделәр. Алар базардан ашарга яраклы бөтен әйберне ташыдылар.

Музыкальный фрагмент 05.

Малай:  Минем дусларым, ачлыктан интегүемне күреп, алар белән базарга барып, әйбер урларга кыстый башладылар. Алар:

1 нче малай:      Нишләргә соң? Үлеп булмый бит инде!..

2 нче малай:      Ә син күп алма, аз гына ал һәм чап.

1 нче малай: Кайбер чакта, чынлап та тоталар һәм кыйныйлар.Ә син урлаган әйбереңне бирмә, тизрәк аша.

Малай: Мин бу кыстауларга түзә алмадым. Мин ниндидер хөкемгә барган кебек идем. Әйтерсең, утлы күмер өстеннән алып баралар. Берничә тапкыр сату рәтләреннән йөреп чыктым. Минем күзем зур, майлы  балыкка төште. Бу балыктан башка күземә бернәрсә күренмәде. Авызымда аның тәмен тойдым. Миңа бер кеше дә игътибар итмәде. Мөгаен, мин каракка ошамаган булганмындыр.

Слайд 9. Ч 1.

2-й ведущий:

Нәрсә эшләргә?.. бу хәлнең ничек килеп чыгуын да аңламадым. Бары тик хәтеремдә: бу балыкның кулыма эләгүе һәм базар буйлап чабуым. Миңа бөтен базар“Тотыгыз аны!” дип минем артымнан чабадыр кебек тоелды. Хәлем беткәнче чаптым, җимерек йортлар күреп шунда тукталдым. Барысы да тәмам.Мине беркем дә эзләми. Мин ач күзләрем белән балыкка ташландым һәм шулвакыт миңа начар булып китте.

Слайд 10. Ч 1.

Укытучы: Улым,елама, елама, син гаепле түгел, бар да күптән бетте (кочаклый, алып китә).

Музыкальный фрагмент 06.

Слайд 11. Ч 1.

1-й ведущий:

Музыка рано вошла в его жизнь, музыкальный дар, скорее всего, прирождённый, чем иным можно объяснить умение играть на фортепиано, не зная нотной грамоты, по слуху.

Музыкальный фрагмент 06.

Слайд 12. Ч 1.

2-й ведущий:

Композитор менә ничек искә ала иде аны: «Безнең балалар йортына бер бик сөйкемле карчык килеп йөри иде.Ул безгә шундый матур көйләр уйный иде. Бу көйләрнең ничек барлыкка килүен мин һәм минем дусларым күз алдыбызга да китерә алмый идек. Ул безгә Моцартны, Бетховенны, Гайдны уйнады.  

Слайд 13. Ч 1.

Берзаман бу карчык безне музыкага өйрәтә башлады. Музыкага кызлар һәм малайлардан мин бер үзем өйрәнә идек. Җитмеш яшендә булуына карамастан, карчык балалар йортына йөреп әкренләп музыка орлыкларын безнең күңелләргә салды. Һәм  ул һичшиксез аларның шытып чыгуына ышана иде... »

Музыкальный фрагмент 06.

Слайд 14. Ч 1.

 (Из записных книжек композитора – «Новогодняя ёлка»)

4-й ведущий:   Кажется, это было в 1922 году. Нас, голодающих детей из Поволжья, спасая от голодной смерти, отправили в Смоленскую область. Мы оказались в местечке вблизи города Рославль. Один из местных детдомов под Новый год  пригласил к себе на ёлку детей из нашего детдома. За нами прислали несколько подвод, запряжённых лошадьми, одели нас, как могли, и мы поехали в гости.

Музыкальный фрагмент 06.

Слайд 15. Ч 1.

5-й ведущий:    Вечер был морозный, пути – километров двенадцать. Прибыли мы вовремя. Детдом, в который нас пригласили, занимал отличный двухэтажный дом – бывший дворянский особняк. Приняли нас тепло, начались игры, танцы, веселье.

Мальчик: Я в то время умел немного играть на пианино. Я и всякие польки,  и другие, модные в те годы, танцы. Воспитатели были очень довольны тем, что мы приехали.  Про меня говорили: «Какой хороший мальчик, оставьте его у нас, мы будем его беречь».

Потом каждому из приехавших выдавали подарки, а я в это время играл, – импровизировал марши. Все были довольны, кругом царила радость.

Музыкальный фрагмент 06.

Слайд 15. Ч 1.

(Мальчики подбегают и показывают свои подарки).

1-й мальчик:  Смотри, какой у меня богатый подарок, тут и яблоки и орехи.

2-й мальчик:  А у меня даже игрушка есть! Настоящий праздник у нас!

Мальчик: В этой радости забыли одного человека, который весь вечер играл на фортепиано, веселил всех, мне не дали подарка.…А моя детская гордость и мысли не допускала, чтобы сказать об этом кому-либо.

Нас всех одели, посадили в сани, двинулись домой. Ночь. Ярко светит луна, справа тёмный лес, слева бескрайние поля. На одном из поворотов сани подпрыгивают, и я лечу в сугроб. Я кричу, меня не слышат. Бегу, кричу, плачу, конечно.

Доехав до ближней деревни, наши воспитатели решил остановиться, обогреть детей. Стали считать – одного не хватает. Поехали искать, и нашли меня, почти замёрзшего.

Смутно помню, как меня оттирали снегом. Спасся я тогда  чудом.

Музыкальный фрагмент 06.

Слайд 15. Ч 1.

 А что мне не дали подарка, я так никому и не признался, - такой уж у меня характер.

 Музыкальный фрагмент 07.

Слайд 1. Ч 2.

1-й ведущий:

Может быть, это детское воспоминание делало Назиба Гаязовича щедрым дарителем в дальнейшей жизни. Как никто он умел дарить. Стоило гостю похвалить что-то в доме, как вещь вручалась с таким счастливым лицом, что не принять её было невозможно. Картина, посуда, книга – всё годилось для нежданного подарка. Откуда такая широта, естественность щедрого поступка? Может это была душевная компенсация за нищее сиротское детство? Он любил выбирать подарки, устраивать сюрпризы. Были они всегда, кстати, именно то, что хотелось.

Слайд 2. Ч 2.

2-й ведущий:

Әмма иң зур бүләкне автор безгә үзенең тыңлаучыларына: замандашлары һәм киләчәк буынга ясады. Җиһанов 8 опера, 3 балет, 17 симфония, увертюр, сюит, романслар һәм җырлар авторы.

Музыкальный фрагмент 08 (вокальный номер).

Слайды 3, 4. Ч 2.

3-й ведущий:

С большой благодарностью Назиб Гаязович  вспоминал своих учителей: «В 1928 году я приехал в Казань, не имея никакой профессиональной подготовки, но испытывая неодолимое желание учиться музыке. В течение одной зимы, занимаясь со мной ежедневно, преподаватель по классу фортепиано Нина Александровна Шевалина сумела подготовить меня к поступлению в музыкальный техникум. Сегодня с чувством глубокой благодарности я думаю, о своей первой учительнице и считаю, что именно она заложила основы моей будущей деятельности. С волнением и теплотой я вспоминаю то время и своих замечательных педагогов, под руководством которых я делал свои первые шаги в большой музыке».

Музыкальный фрагмент 09.

Слайд 5. Ч 2.

1-й ведущий:

Одновременно с фортепиано он учился играть на виолончели и фаготе.

Потом была учёба в Московской консерватории, окончив которую Назиб Гаязович вернулся в Казань и начал преподавать, сначала в училище,  затем в Консерватории, которую он возглавлял несколько десятилетий.

Назиб Гаязович был всегда очень внимателен ко всем своим студентам, знал каждого, сам  всех прослушивал, интересовался их жизнью. Он мог быть и ласковым, и строгим, его уважали все.

Уникальность его композиторского дара воплотилась в работе с молодыми композиторами. Не было ни одного композитора, обучавшегося в Казанской консерватории, который не был бы учеником Жиганова по курсу оркестровки.

Музыкальный фрагмент 10.

Слайд 6. Ч 2.

2-й ведущий:

Ирләр балаларга мөнәсәбәттә беленәләр, дигән бер акыл иясе. Эш белән мәшгуль кешенең балалар белән ныгытма төзеп, кар атыш уйнап йөрүе бәлки читтән сәер дә тоелыр.Әмма Нәҗип Җиһанов балаларны бик яраткан.

 Слайды 7, 8. Ч 2.

Бер караганда ул алар белән “штаб” ясый, икенче вакытта Җиһанов кул көрәшендә җиңүче. Ыргыткан әйберне берәүдә аның кебек җиңел генә тота алмаган.  Пәке белән уйнаганда аңа тиңнәр булмаган. Шахматта шулай ук аны җиңәргә авыр булган.

Слайды 9, 10. Ч 2.

Композиторның өендә журналларны да, калын романнарны да күп укыганнар. Ә менә ничә яшьтә булуларына карамастан әкиятләрне бик яратканнар. Соңыннан алардан либреттолар туган.

Слайд 11. Ч 2.

Менә шулай без сары ләкләк турында белдек.

4-й ведущий:

Зима в Китае. Холод. Голодного бездомного мальчика обогрел и накормил хозяин чайной. Уходя, мальчик нарисовал на стене жёлтого аиста и сказал хозяину:  «Если ты хлопнешь в ладони трижды, то эта птица сойдёт со стены и будет танцевать твоим гостям. Но не заставляй его танцевать для одного человека». Сказал и ушёл. Хозяин хлопнул в ладоши,  и аист действительно сошёл со стены и исполнил замечательный изящный танец.

Музыкальный фрагмент 11 ( танец жёлтого аиста).

Слайд 12. Ч 2.

4-й ведущий:

На это диво стали собираться люди со всего Китая. Хозяин разбогател. Однажды к нему пришёл верховный правитель и повелел, чтобы птица танцевала ему одному. Испугался ли его хозяин, или польстился на золото, но нарушил условие мальчика и, низко склонившись перед правителем, хлопнул три раза в ладоши. Аист сошёл со стены, немного очень грустно потанцевал и вернулся на стену. Больше он никогда не танцевал.  И вот однажды на пороге чайной вновь появился тот самый мальчик. Он заиграл на флейте. Жёлтый аист ожил, спустился со стены и навсегда ушёл со своим маленьким другом.

2-й ведущий:

Әкият буенча язылган балет төрле сәбәпләр аркасында сәхнәләштерелмичә кала.Бары тик симфоник новеллалар һәм ярлылырны шатландырган, әмма акчага биергә теләмәгән горур, сары ләкләкнең сыны гына кала. Бу кош соңыннан бөек композиторның китап киштәсендә яши. Бәлки ул композитор өчен кайвакыт биегәндер дә.

Музыкальный фрагмент 12.

1-й ведущий:

1 июня 1988 года в Уфе на декаде татарской культуры исполнялась опера Назиба Жиганова «Джалиль». К растерянному композитору невозможно было пробиться. Сначала зал бисировал стоя минут двадцать. Под крики «Браво!» Назиб Гаязович выходил и выходил к рампе, потом просто встал перед залом, скрестил на груди руки и замер. Аплодисменты не кончались. Потом в фойе – поток зрителей с программками в руках. Жиганов подписывал их с улыбкой.

Слайд 13. Ч 2.

3-й ведущий:

Мустай Карим решил тогда поздравить Назиба Гаязовича с грандиозным успехом утром. Но утром Уфа уже оплакивала Назиба Жиганова. Он ушёл из жизни ночью, во сне…

Музыкальный фрагмент 13.

Мустай Карим  всё-таки читал  другу свои стихи, но читал их, прощаясь навсегда.

2-й ведущий:

Син һәрвакыт үзеңне сакла

Безнең гомер өчен, дидең. Син һәрвакыт куркуда.

Әмма мин гомрем буе, чабышкы ат кебек,

аякларымны тоймастай, чаптым ярышларда дала юлында.

Ә үлем килер-мин аны гаепләмим.

Мин беренче түгел, беркая барып булмый.

Менә шул вакыт миңа ат кебек

Егылырга ярышларда. Йөрәк ярылуыннан.

Музыкальный фрагмент 13.

Слайд 14. Ч 2.

 1-й ведущий:

 Ты говорил, чтоб я себя берёг

           Для нашей жизни. Ты всегда в тревоге.

           Но я всю жизнь, как конь, не чуя ног,

           Скакал на скачках по степной дороге.

           А смерть придёт – я смерть не обвиню.

           Не первый я, и некуда мне деться.

           Вот мне тогда упасть бы, как коню

           На состязаньях. От разрыва сердца.

3-й ведущий:

Полетели годы без Назиба. Мустай Карим сумел только начать свою книгу о друге: «Первым всегда трудно. Он первый волшебную татарскую мелодию соединил с многоголосой мелодией мира. Я жил рядом с человеком, которому были подвластны мелодии ветра, солнца, воды – мелодии самого мироздания».

Музыкальный фрагмент 14.

Слайд 15. Ч 2.

Эта большая жизнь ещё ждёт своего летописца. И, может быть, это будет один из вас.