Главные вкладки

    Использование принципа текстоцентризма на уроках словесности
    учебно-методический материал (9 класс) на тему

    Козлова Ирина Петровна

    Использование принципа текстоцентризма на уроках словесности

    (на примере произведения И.Бунина `Роман горбуна`)

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук

    Использование принципа текстоцентризма на уроках словесности

    (на примере произведения И.Бунина `Роман горбуна`)

    Автор: Козлова И.П.,

    учитель русского языка и литературы

    При смысловом чтении художественного текста важно дать учащимся понятия «значение» и «смысл» слов.

    Смысловое чтение предполагает  владение читателем ключевыми словами. 

    Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем  - определять их точное значение  в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте.

    Значения слов бывают:

    - подтекстовое  

    -концептуальное  

    -фактическое

    Смысловое чтение формирует конкретные УУД на бинарных уроках русского языка и литературы при подготовке, например, к исследовательской работе.

    Смысловое чтение предполагает диалоговое общение, то есть постановку вопросов согласно данному тексту и нахождение ответов на них.

    -О чём\о ком этот текст?

    -Сколько героев в произведении?

    -Соотнесите слова, совпадающие по цвету. Проанализируйте их.

     -На чьей стороне автор?  

    -На чьей стороне читатель?

     -Почему герои не счастливы?

    -Определите кульминационный момент.

    -Какова идея произведения? Чему оно учит?

                                                           РОМАН ГОРБУНА

    Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

     «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

    Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

    Беспощаден кто-то к человеку!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование принципа наглядности на уроках математики в школе.

    Описаны особенности применения принципа наглядности на уроках математики....

    Использование принципов построения современного урока на примере изучения темы "Проценты" в 5 классе

    Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации "Развитие профессиональной компетенции педагога в условиях непрерывного образования". Построение современного урока в соответствии с Ф...

    Использование принципа метапредметности на уроках

    В статье даны приёиы работы с информацией на уроках английского языка...

    Использование инновационных технологий на уроках словесности

    Доклад на заседании Методического совета школы. Содержит сравнительный анализ  традиционного урока и  урока с элементами инноваций. Доклад содержит перечень используемых автором на уроках сл...

    Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

    На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...

    Статья "Методика использования на уроках словесности и во внеурочное время информационных технологий".

    Статья содержит информацию для  учителей - предметников о пользе использования информационных технологий на уроках и во  внеурочной деятельности. Создана в помощь учителям....

    Использование принципа метапредметности на уроках английского языка

    Данный файл содержит статью по теме "Метапредметность на уроках"....