Статья Творческое наследие народов Югры на уроках литературы
статья на тему

Андреева Галина Олеговна

Считаю, что первоочередной задачей учителя-словесника является познакомить с творческим наследием писателей-земляков, открыть новое имя, живую судьбу, живое слово. Соединение (интеграция) литературы как искусства слова с литературным наследием коренных малочисленных народов Севера и Сибири нашло отражение в разработанном мною курсе «Диалог Культур».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

                                     https://sites.google.com/site/ klybnayka

                       Творческое наследие народов Югры на уроках литературы

                          Журнал «Творчество педагогов и работы учащихся»

 Андреева Галина Олеговна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ» д. Нижние Нарыкары, Октябрьского р-на, Тюменской обл., ХМАО-Югры

На каждом историческом этапе происходит обновление в образовательной системе, которая отвечает вопросам современности.

        Современная эпоха ставит исключительно высокие требования к развитию творческого потенциала человека, повышению его общей мировоззренческой культуры, а значит к уровню образования.        Эти задачи невозможно решить, если не учитывать особенности региона, в котором проживает гражданин. Поэтому характер изменения содержания образования предопределяет региональное образование в качестве ведущей и долговременной стратегии становления и развития регионального образовательного пространства.

        Считаю, что первоочередной задачей учителя-словесника является познакомить с творческим наследием писателей-земляков, открыть новое имя, живую судьбу, живое слово. Соединение (интеграция) литературы как искусства слова с литературным наследием коренных малочисленных народов Севера и Сибири нашло отражение в разработанном мною курсе «Диалог Культур».  

Диалог с писателями Югры нашёл отражение в фольклоре, обладающем несомненной национальной самобытностью. Устное творчество народа манси и ханты представляет чрезвычайно важный источник для познания духовной культуры этого народа. С 5-го класса включаю произведения устного народного творчества (УНТ). Дети знакомятся  с мифами, народными и литературными сказками, пословицами и поговорками, загадками, песнями. Произведения Марии Вагатовой и Анны Митрофановны Коньковой играют большую воспитательную роль. Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят их с представлениями и обычаями, с таинствами югорской природы. Глухие урманы прошиты ниточками звериных тропок, где в заповедных лесах игриво прячутся пышнохвостные белки и грациозные соболи. Герои сказок бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы (мансийская народная сказка «Как луна на землю приходила»,  хантыйская сказка «Мальчик Корешок».) В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи – хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т.д.)

        Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных (хантыйская сказка «Два медведя»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.

«Сказки бабушки Аннэ» [так называют талантливую сказительницу манси  А.М. Конькову] уводят ребят в чистый мир добра и справедливости (сказка «Каждый другом силён».)

Ярким национальным колоритом пропитаны произведения Марии Вагатовой (Волдиной) (сказка «Хлебушко»), основанные на фольклорном материале. В них – увлекательность сюжетов и самобытный язык. В сказке бытовые элементы основываются на реальных событиях. Фантастика здесь уступает место реальному изображению жизненных ситуаций. После прочтения сказки предлагаю такие вопросы и  задания:

  1. Понравилась ли вам сказка?
  2. Назовите положительных и отрицательных героев.
  3. Найдите реальные и фантастические описания в сказке.
  4. В каких словах заключена главная мысль?
  5. Чему учит сказка «Хлебушко»?
  6. Описания выполняют важные художественные функции: придают достоверность  повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ героя. Найдите в тексте описания и определите их роль в повествовании.
  7. Повествование в сказке перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, раскрыть  добро и зло. Прочитайте выразительно диалог.
  8. Подберите пословицы о хлебе.

Некоторые сюжеты сказок заимствованы у русских. Например, хантыйская сказка «Мальчик Корешок» напоминает сюжет сказки «Мальчик с пальчик».  

        Основная мысль проста: утверждение нравственных идеалов: смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок. На земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

        Уникальны по своему поэтическому накалу мифы, созданные фантазией народа ханты и манси. В них передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Мифология угров своеобразна. Это разветвлённая система богов, отвечающих за природные явления, это герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам.

Например, согласно мифологии ханты, в Оби, как и в других реках, живёт дух – хозяин реки. Зовут его Ас-ики обской старик. Весной, в дни вскрытия рек, люди чествуют речного хозяина. Чтобы задобрить его, ханты бросают жертву (оленя, быка или любое домашнее животное) в быстрое течение реки. Дух реки почти всегда вызывает у людей страх и вместе с тем почтение и удивление. Известно, что дух боится солнечного света и поэтому живёт на дне больших рек. О своём появлении заявляет на воде круговоротом или большими волнами, может опрокинуть лодку того, кто не почтителен с ним. .[1,9]

Ханты верят, что речные духи похожи на людей, могут быть и добрыми, и злыми, и глупыми, и умными.   У речного духа были и другие имена, например: Лух, «Водный господин», «Водный хозяин-старик», «Виткась», «Витхон» и т.д.

Известно, что в священном месте с незапамятных времён у ханты был установлен идол – «рыбий бог», бог рыбацкой удачи, которого впоследствии уничтожил  неистовый искоренитель язычества тобольский митрополит Филофей.

У манси гагара является священной птицей – она, согласно древнему сказанию, ныряла за землёй и достала её кусочек. При этом у неё лопнуло горло и вырос красновато-коричневый зоб. Второй нырнула красношейная поганка, но у неё лопнула макушка. Поэтому весной на ней появляется украшение из рыжих и чёрных перьев.

У финно-угорских народов существуют предания о мамонте - животном, вымершем сотни тысяч лет тому назад. Мамонт – очень крупное животное, которое боится солнечных лучей и потому живёт под землёй. Название диковинного зверя у ханты и манси буквально означает «земли олень-самеи».

Во время традиционного Медвежьего праздника перед головой медведя укладывают фигурку из теста в виде мамонта, в которого, как верили обские угры, переходит дух убитого зверя. Перед головой также выкладывали фигурки оленей и лосей, надеясь, что медведь, превратившись в подземного  мамонта, пошлёт удачу на охоте.[1,46] В 6-ом классе при изучении темы «Мифы» можно представить мифы Р.П. Ругина, Ювана Шесталова. На итоговом уроке я предлагаю такие вопросы:

1. Прочитайте слова Д.С. Лихачёва, вынесенные в эпиграф к разделу «Мифы народов Севера»: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны».[2,9]

 - Как вы понимаете эти слова?

 - Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих пор тревожат умы человечества?

 - Чем интересны мифы народов Севера нам, современным людям?

2. Какие представления и сюжеты роднят мифы народов Севера с мифами других стран? Чем объясняется это сходство?

В мансийском и хантыйском фольклоре встречаются и малые жанры. Это пословицы, поговорки, загадки. Конечно, они несут в себе национальный колорит, отражают природные, исторические особенности. Они отличаются краткостью, ёмкостью, а значит, легко запоминаются. Их занимательность, яркость, меткость языка, образность, северная пышность притягивает к себе и детей, и взрослых.  В 7-ом классе я рекомендую такие пословицы и поговорки:

Оленю лучшая мерка — в дороге проверка.

Олень за ягелем бежит быстрее, чем из-за хорея.

Слово, что лжёт, далеко не уйдёт...

О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.

Я услышал стук копыт - значит, по тундре кто-то спешит.

Бело-пёстрого Духа-Оленя берегите из поколения в поколение.

Стрелу и для того можно пустить, чтобы не убить, а предупредить.

Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя. Уместно использовать литературные пословицы Ювана Шесталова.

        В ходе поисковой работы мои ребята-семиклассники встретились с местной жительницей-ханты, собирательницей песен, пословиц и загадок Л.П. Плехановой, которая любезно поделилась информацией. Вот загадки Лукерьи Петровны:  «На бору трава растёт, а коровы не едят» (волосы), «Рук нет, ног нет, а наверх поднимается» (тесто), «В глухом тёмном краю леса стоит мужичок с бородой» (берёза с чагой). Формы работы с пословицами разнообразны. Я предлагаю такую:

1) Распределить  по темам.

2) Составить диалог с использованием пословиц на темы дружбы, труда, знания, мудрости.

3) Подобрать русские пословицы, близкие по смыслу к хантыйским и мансийским пословицам.

        Происхождение загадок у сибирского народа относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия предметам, явлениям, животным. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, змеи и.т. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной, не говорил, куда направляется, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. У охотника, уходящего на промысел, не следовало спрашивать: «Куда идёшь?» Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой. Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова.  Отправляясь в тайгу, произносил заговор, например: «Песнь, колода, крутая гора. Не видать чёрному зверю меня».

        С этими «подставными» словами и связаны загадки угорских народов, в которых неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: «У проруби скачут куропатки» (чашка и ложка), «Пьёт, пьёт и не напивается» (воронка).

Особый интерес вызывают песни народа ханты и манси. Песни построены по принципу параллелизма, всегда наблюдается такая закономерная последовательность: вначале даётся природная, символическая картина, затем картина-образ из человеческой жизни.

В 8-ом классе при изучении лирических и исторических песен для анализа я взяла две мансийские «Хориват Митри эрыг» – «Песня Дмитрия с берегов Хориват».

Песня «Мулы павыл Мань Саххарка» – «Захарка из деревни Мулы павыл». Предлагаю вариант анализа песни. [3,6]

                           ***

       Милый Захарка, из деревни Мулы павыл,

Ты намеревался дела вести,

Ты намеревался дела налаживать.

Но твой путь оказался коротким,

Твой путь оказался неровным,

И, правда, таким оказался.

Под стальным ружьём ты пал,

Под стальное ружьё тебя уложили,

Под стальным ружьём оказался.

Милый Захарка, из Мулы павыл,

Девушки тебя помнят,

Юноши тебя знают.

И правда тебя знают,

И правда тебя помнят.

Вопросы и задания:

  1. Как раскрывается всенародная любовь к Захарке?
  2. Какие выразительные средства использованы в этой песне для раскрытия образа Захарки?

      Объясните значение следующих строк песни:

Ты намеревался дела вести,

Ты намеревался дела налаживать.

Но твой путь оказался коротким,

Твой путь оказался неровным…

  1. Поинтересуйтесь у своих родителей, известны ли им народные песни.
  2. Объясните жанровое своеобразие песен.
  3. Составьте устный рассказ о собирателях песен на основе самостоятельного поиска материалов о них

________________________________________________________________

1. Песня посвящена молодому мужчине, погибшему трагически. Из слов песни видно, что он был деловым, непростым человеком. О нём, о его делах помнят манси девушки и юноши. Он приезжал в Сыгву вместе с партийными работниками до поездки в Казым, где и погиб.

Песни в народе манси являются популярным и распространенным занятием. Манси говорят: «Песня – хороший друг, с песней не заметишь, как прошел день, далекий путь (на лодке, на нартах) кажется коротким, с песней работа кажется легкой, хмурый день кажется ясным».

        В мансийском фольклоре различаются следующие типы народных песен: обрядовые и необрядовые.

        Обрядовые песни:

1) мf унтум lрыг – песня о том, как появилась жизнь на земле;

2) тtрныh lрыг – военная песня;

3) eй lрыг – песни, посвященные медведю-покровителю;

Необрядовые песни:

1) нzврам eлылап – колыбельная песня;

2) личные песни или «песни судьбы» (Б.Мункачи).

        На уроке можно предложить такую работу:

1. Прослушивание аудиозаписей или просмотр видеозаписей с исполнением русских и мансийских народных песен.

2. Исследовательская работа.

 Работа с таблицей.

Жанры народных песен

Мансийские песни

Русские песни

  1. Обрядовые:

свадебные

похоронные

«священные»

  1. Внеобрядовые:

колыбельные

исторические

семейно-бытовые

личные

любовные

шуточные

Задания: в первую колонку выпишите названия мансийских песен из карточек с текстами, соотнесите с предложенными жанрами, во вторую колонку – названия русских народных песен. Даю Карточки с текстами мансийских песен:

«Хориват Митри эрыг» – «Песня Дмитрия с берегов Хориват».

Песня «Мулы павыл Мань Саххарка» – «Захарка из деревни Мулы павыл»,

с текстами русских песен: «Пришла коляда…», «Как ягодка красна…», «Метелица…», «Ой, лю-лю, мое дитятко…», «А то было в орде…», «Из-за лесу, лесу, темного…», «Соловей мой…», «Дубинушка…».

3. Проверка выполнения работы.

4. Закрепление и подведение итогов.

- Какие жанры народных русских и мансийских песен мы узнали?

- Назовите жанры, которые являются общими для русского и мансийского народа?

- Назовите жанры, характерные для народа манси?

- Назовите жанры, характерные для русского народа.

Народно-поэтическими элементами пронизана легенда А.М. Коньковой «Вожак Ивыр». Легенда о вожаке Ивыре, передававшаяся из рода в род, была услышана Анной Митрофановной ещё в детстве от своей бабушки Околь. Захватывающие сюжеты исторической борьбы народа с татарским игом переплетается с мистическими фантастическими сценами борьбы героя и его соплеменников с болотными чудищами, злыми духами земли и леса. В этой легенде впечатляет своей эмоциональностью и поэтичностью рассказ о неземной любви Ивыра и Витсам – капельки речной воды.

Легенду о вожаке Ивыре как о героическом жанре можно предложить учащимся 9 класса после изучения летописи «Слово о полку Игореве».

        Примерные вопросы и задания:

  1. Что такое «легенда»?
  2. Интересен ли вам Вожак Ивыр?
  3. Описания выполняют важные художественные функции: придают достоверность  повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ героя. Найдите в легенде описания народа манси, его быт и нравы и определите их роль в повествовании.
  4. Составить план повествования о Вожаке Ивыре.
  5. Что такое патриотизм? В чём он может проявляться? В чём заключается подвиг Вожака Ивыра?
  6. Установите художественные особенности произведения «Вожак Ивыр» как героической легенды.
  7. Перескажите содержание легенды «Вожак Ивыр».
  8. Как вы думаете, сохранит ли мансийский народ память о Ивыре?  
  9. Как вы понимаете основную идею произведения?

____________________________________________________________________

Евра1 (Ивыр на мансийском языке) – мансийская деревня

Напа2 – ёмкость

Пайва3 – берестяной кузов

Каслание4 – кочевать, бродить, перемещаться

Урман5 – тёмнохвойный лес (пихта, сосна, ель, кедр) на приречных участках Западной Сибири

Урок проводится с целью расширить знания учащихся о легендах, а также показать, какое отражение нашли легенды в творчестве писателей и поэтов Югры. Этот жанр даёт возможность обогатить знания учащихся в области героической истории родного края. А так же развить новые литературные понятия, которые необходимы ученикам при изучении данной темы и последующих. Урок преследует и такую цель, как привлечь учащихся к дальнейшему изучению своей Югорской земли.

Особое внимание на уроках литературы я отвожу лирике обско-угорских поэтов. В их стихотворениях изображены картины родной земли: её славное прошлое, её просторы, природа во все времена – жёсткая зима, весеннее обновление, летний покой, осенняя пора; выражена любовь к Родине и гордость за неё. Природа, с точки зрения поэтов, неразрывно связана с жизнью человека. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.

        Олицетворения делают картины природы живыми.

  О жёлтослепящем песке на берегу Конды, о пронзительно-голубых просветах неба, о тревожных криках чаек узнаём в стихах «Берёзонька», «Болото», «Рябиновый пир», «Сосновый бор до стона раскалённый» и других у мансийского поэта Андрея Тарханова. Его стихи – это точные, лаконичные, живые картины-миниатюры. «Поэзия Тарханова – это поэзия человека с проницательным, добрым и прямо-таки пророческим взглядом на мир, на людей. Видимо, этот дар получил он от щедрой природы, от языческих священных боров, озёр и рек» (Константин Яковлев, литературный критик).[4,7]  

Владимир Семёнович Волдин известен как собиратель фольклора: он оставил после себя богатейшую фонотеку песен, сказок, легенд.

Таёжную свежесть, величия миг

Вобрал мой красивый хантыйский язык, -

написал Владимир Волдин, и эти слова как нельзя лучше подходят для характеристики его собственного творчества. Он видит величие и родного дома, который «люди Севером зовут», и величие человека, издревле живущего в этом доме. Писатель Еремей Айпин отметил: «Владимир Волдин – поэт, воспевший свою суровую землю… Поэт и человек, которого помнит Север, которого помнят сородичи на Иртыше и Оби, на Ить-Яхе и Казыме».[5,194] Для анализа стихотворения «Весной» даю такие вопросы и задания:

  1. Стихотворение наполнено бурными, радостными звуками весеннего многоголосья. Как эту радость, оживление, многозвучность поэт передаёт средствами поэтического языка?
  2. Как вы думаете, почему в стихотворении много глаголов (сойдутся, вздрогнут, следят… и т.д.)?
  3. Выучите стихотворение наизусть.

Замечательный хантыйский поэт и прозаик Роман Прокопьевич Ругин, автор сборника рассказов (на русском языке) «Снежные мелодии» и стихов «Метель на ладони» на хантыйском и русском языках, повестей и рассказов «Солнце над снегами» и других. Стихи Р. Ругина положены на музыку Г.Ф. Пономаренко. Его произведения переведены на венгерский и словацкий языки. Писатель много сделал для сближения русской и хантыйской культур.

Р. Ругин как самобытный поэт и прозаик Ямальского Севера, публицист и философ этой земли назван одним из активных зачинателей хантыйской литературы.

Юван Шесталов – основоположник художественной письменной литературы народа манси. Его метафорически образная и глубоко философская поэзия живёт жаждой познания мира, красоты родной земли. Поэт ощущает сопричастность ко всему, что его окружает не только в ближнем пространстве, но и на Земле вообще, во Вселенной.

Немалую роль в структуре поэтического сознания Ю. Шесталова играет его обращение к языковому и образному богатству древних мансийских сказаний, легенд, песен. Вот одно из его стихотворений [6,38]

          Моя загадка

Кто позже всех ложится

И раньше всех встаёт?

Над синими снегами,

Над звёздными лесами…

Кто ярче всех горит

В морозной тишине?

- Чтоб в снежном море

Не сгинули олени

И усталый путник

Нашёл дорогу к людям,

Позже всех ложится,

Раньше всех встаёт

Полярная звезда!

                      (Перевод А. Кушнера)

Вопросы и задания:

  1. Юван Шесталов часто в своём творчестве обращался к фольклору (сказкам, пословицам, загадкам). Определите, какова композиция стихотворения «Моя загадка»: загадка-иносказание, загадка-вопрос, загадка-описание?
  2. Сочините загадку, стихотворение-загадку или сказку-загадку.

Мои ученики с большим желанием читают произведения Югорских писателей. Кроме того, сами пишут прозу и стихи, принимают активное участие в различного рода конкурсах.

      Уфимцева Полина, 11 класс                        

        Сирота

Тихо в маминой берлоге.

Лишь где-то там бушует мир.

На мягкой тепленькой подстилке

Спит медвежонок – он один.

Зимой родился он в берлоге

И сладко лапу он сосал,

Но вот однажды пришли люди -

И сиротой он утром стал.

И мамы рев предсмертный слышал,

И голос грубый и чужой,

Он испугался и забился

В глухой и темный угол свой.

Кто позаботится, накормит

Совсем малого малыша?

Как сможет выжить он, голодный,

Один на свете – сирота?

Прошу вас, люди, не стреляйте!

Не убивайте матерей!

Не оставляйте на погибель

Их беззащитных малышей!

 

         Пашина Мария, 9 класс

                 Лесной Дед1

        (из мансийской мифологии)

Вечереет… Алый от заката,

Сонный лес блестит,

Далеко за соснами Дедушка стоит.

Сделан он из дерева, весь зарёй облит,

Этот Дед, особенный, обычаи хранит.

Повидал он многое: слёзы, смех и крик,

На беду чужую откликнется он вмиг.

В небе солнце ясное, иволги поют,

Ягодники, грибники с лукошками идут.

Запах хвойной свежести чувствуешь душой,

На тропе, у сосенки, Дед стоит лесной.

Поклонившись в пояс, ближе подхожу

И в тайник дары я Деду положу,

Чтобы птиц и зверя спас он от беды,

Чтоб они не знали никакой нужды!

        _______________________

Лесной Дед1 - место в культуре манси занимают растения, в частности, деревья (священные). Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны и по языческому верованию манси оказывают благоприятное воздействие на смертных.
Во всех действиях и обычаях манси неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня  сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

                           Немальцев Сергей, 4 класс

                                               Легенда1                             

                           Почему кукушка гнёзда бросает

Жила-была кукушка. Вылупились у неё три птенца. Жили они в мире и согласии. Однажды попросила мать сыновей за кукушкиной слезой сходить. Сыновья послушались и принесли. Прилетели они в гнездо, мать и говорит: «Спасибо, детки. А теперь я сделаю для бабушки лекарство».

Изготовила мать лекарство и попросила детей отнести его больной старушке в соседний лес. Старший сын взмахнул крылом, лекарство упало и разлилось. «Мы устали! – крикнул он. – Тебе надо, ты и отнеси!» Мать была очень расстроена поступком детей и огорчённо сказала: «Да как  можно не слушать родную маму?» Ночью собралась и навсегда улетела из гнезда.

И теперь, когда кукушка высиживает яйца, она боится, что у неё родятся такие же грубияны, и она улетает с этого места.

____________________________________________________________

                                              Легенда1 о кукушкиных слезинках

Красивая легенда гласит о том, что кукушка, не имея своего гнёздышка, плачет. И там, где упадёт её слезинка, вырастает этот красивый и изысканный цветок семейства орхидных - ятрышник пятнистый, называемый в народе кукушкиными слёзками.

Но не только красотой отличаются цветки кукушкиных слёзок. Цветы в свежем виде очень полезны при частых или хронических ангинах - достаточно в период цветения съесть один свежесорванный цветок растения кукушкины слёзки - и весь год вы не будете болеть ангиной.                                                                                  

           Моргун Валерия, 6 класс

                                Легенда о создании народов манси

       Где-то посреди пустыни жили муж и жена. Мужа звали Унтари, а жену Наста. Всё своё свободное время супруги тратили на поиски воды и тени. Они не знали своей нации. Их постоянно тянуло к людям.

      Однажды муж не вытерпел и сказал, что он пойдёт искать место, пригодное для жилья. Жена очень обеспокоилась, но всё-таки собрала ему в дорогу все необходимые вещи.

      Прошло время. Муж побывал во многих местах. Через некоторое время он нашёл дождливую страну, в которой шёл постоянный ливень. Тут он заметил человека, укрывающегося веником. Унтари очень удивился, и шутя назвал страну Венеция. Людям, живущим здесь, понравилось это название. А страна стала так и называться.

Унтари не хотел жить в Венеции, в которой постоянно шли ливни. Отдохнув, он отправился дальше.

      Оставшись одна, Наста грустила по мужу и пряла пряжу, на которой был описан весь путь её возлюбленного.

      Прошло много времени. Муж дошёл до очень холодной местности, в которой шустрые кроты пытались прокопать вечно мёрзлую землю. Он увидел эти туннели и назвал  шутя на эту землю «Тундра». Из-за сильных морозов это место Унтари совсем не понравилось. Он отправился дальше.

На пути встречались то вязкие болота, то глубокие сугробы снега, то быстрые речки.

Наконец, Унтари нашёл нужное место, где было не очень холодно, и не шли сильные дожди. Он увидел чум, в котором жила семья. Эти люди были очень добрые, отзывчивые. Они сделали ему манты. Попробовал Унтари манты и отметил, что они такие же вкусные, как и у его жены Насты. В шутку Унтари назвал этот народ Манси. Людям, живущим здесь, это название понравилось, и они стали называть себя Манси.

Вскоре жена Наста прошла тот же путь, что и муж. Унтари объяснил жене, почему он так назвал эти места.

      Через многие века люди в Венеции стали плавать на лодках, потому что Венеция теперь стояла на воде. А в Тундре все подкопы кротов оказались под снегом. Манси обосновались на берегах рек – Сосьвы и Оби. И по сей день этот миролюбивый  народ живёт в мире и согласии.  

      Литературное наследие народов ханты и манси отражает исторические события, культуру и быт, а также имеет большое значение в процессе формирования у детей мировоззрения, в развитии способностей и навыков словесного творчества.

Литература

  1. "Стерхи над Югрой...". Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса  по литературе. "Литература и культурные традиции Обь-Иртышского Севера." Ханты-Мансийск 2013. Авторы-составители: Т.С. Астраханцева, Т.П.Антипова, А.И.Сагдеева,  Т.М.Соколова, В.С.Турлакова, Т.А.Ярочкина. Стр.183. Лихачёв Д.С. Книга.
  2. Великое наследие. Издательская группа: Азбука-Аттикус, 2014, с.29
  3. Мансийские (вогульские) песни на мансийском и русском языках Х – М.: ГУИПП «Полиграфист», 1998, 56 с.
  4. Роговер Е.С., Хантыйская литература: 5 – 9 кл.: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал издательства»Просвещение», 2009. – 320 с.
  5. Бурыкин А.А. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока М., Северные просторы, 2002. – 27 с. (Северная библиотека школьника)
  6. Чуковский К.И. Из воспоминаний. М., Советский писатель. 1959. – 270 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Развитие творческих способностей у школьников на уроках литературы и русского языка

Организация творческой деятельности школьников на уроках литературы обогащает их эмоционально, способствует формированию в классе комфортного психологического климата и играет нередко ре...

Развитие творческой активности и самостоятельности на уроках литературы.

Существует много подходов к самостоятельности и творчеству,  но всех их объединяет нацеленность на побуждение учащегося  к самостоятельному изучению, поиску нового. Нового, – в котором...

Статья "Использование элементов драматического искусства на уроках литературы как средство коммуникативного образования учащихся".

Это статья отражает опыт нескольких лет работы школьного драматического кружка на добровольных началах....

Статья "Воспитание духовности и нравственности на уроках литературы"

Размышление о специфике нравственного воздействия литературы  на формирование нравственности и духовности современного школьника....

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....