Изучение крымскотатарской литературы в интегрированном курсе "Литература"
методическая разработка на тему

Сеит-Ягья Лиля Серверовна

Мы, люди разных национальностей, живущие по соседству, обязаны ради общего блага стремиться к взаимопониманию и учиться уважать друг друга. Изучая быт и культуру народа, живущего рядом с тобой, понимаешь, по мере возможности, национальный колорит его. А ярким примером культуры является литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Изучение

крымскотатарской литературы

в интегрированном курсе

«Литература»

Творческая работа

учителя русского языка

и литературы

Сеит-Ягья

Лили Серверовны

 

Содержание

Введение

  1. Урок литературы и читательская деятельность школьников-подростков.

  1. Подготовка к восприятию темы урока и осмысление с учащимися результатов их самостоятельного чтения произведения.

  1. Восприятие, осознание и осмысление нового материала.

  1. Этап обобщения знаний и умений, формируемых на уроке, и осмысление домашнего задания.

  1. Уроки подготовки к анализу художественного произведения.

Заключение.

 

Введение.

Мы, люди разных национальностей, живущие по соседству, обязаны ради общего блага стремиться к взаимопониманию и учиться уважать друг друга. И путь к этому лежит через знание истории, культуры и, конечно же, литературы всех народов, объединенных многозначным словом – сограждане.

И действительно, изучая быт и культуру народа, живущего рядом с тобой, понимаешь, по мере возможности, национальный колорит его. А ярким примером культуры является литература.

В ходе своей работы я хочу затронуть вопрос об изучении крымскотатарской литературы в интегрированном курсе «Литература». Обращаясь к этой теме, я хочу раскрыть некоторые аспекты литературы как урока и взаимосвязь учителя и ученика в процессе сотрудничества.

Урок литературы сегодня – это урок, пронизанный от начала до конца современностью. О чем бы ни говорил учитель, чему бы ни посвящал занятия – литературе далекого прошлого или наших дней, он преследует цель воспитания человека активного для нашего сегодня и завтра. Речь идет не об искусственных пресловутых «увязках» прошлого с современностью, а об умении высветить в любом художественном произведении органичные для него и важные для читателя проблемы и конфликты.

Новое на уроке литературы сегодня – это свобода планирования. Можно, например, изучить народную сказку «Алтын башнен хыяр баш» («Золотоволосая и зеленоволосая») один урок, ограничив свой урок и свою работу беглой беседой, но можно отвести на ее изучение и несколько уроков – подготовить инсценировку каких-то эпизодов, превратить класс в театр с настоящими актерами, художниками и зрителями, которые пришли на представление.

Решая вопрос о том, как организовать изучение крымскотатарской литературы, учитель вправе обратиться к любому из предусмотренных программой вариантов или искать какой-то новый вариант:

  1. можно организовать свою работу на уроке как обсуждение домашнего чтения (если есть наличие текста);
  2. можно организовать пересказ и обсуждение на уроке.

Пристрастия учителя, настроенность класса, интересы учеников – все определяет и время, которое будет затрачено на изучение произведения, и формы работы, которые будут использованы.

Что же самое важное в работе на уроке при изучении крымскотатарской литературы? Я думаю, что это умение так организовать изучение произведения, чтобы ученик мог испытывать радость от изучения и вместе с автором решал (или хотя бы ставил) проблемы, равно важные для людей всех народов и поколений.

Основные задачи литературного образования состоят  в приобщении к общечеловеческим ценностям, воспитании эстетического вкуса и интереса к чтению. Одной из специфических задач преподавания в школе крымскотатарской литературы в интегрированном курсе «Литература» является изучение произведении поэтов и писателей.

В программу включены наиболее интересные художественные произведения крымскотатарских авторов разных эпох, современных писателей, легенды, сказки, мифы, сказания, шутки и другие жанры устного народного творчества. Тексты художественных произведений подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся.

  1. Урок литературы и читательская деятельность

школьников-подростков.

На уроках литературы педагог решает ответственную задачу приобщения учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развития художественного восприятия и эстетических взглядов.

Естественно, ученик не может осознать столь широких целей образования, воспитания и развития, стоящих перед школой. Но он идет на урок литературы, чтобы получить новые знания. Казалось бы, мотивы деятельности ученика и учителя близки между собой. И все же они существенно различаются прежде всего тем, что учитель стремится не только передать своим воспитанникам знания, но и обучить ребят той читательской деятельности, владение которой способствует глубокому восприятию мира литературы.

Характеризуя в своих исследованиях читательскую деятельность, психологи убедительно доказывают, что для полноценного восприятия художественного произведения необходимо равномерное развитие и оптимальная структура познавательных процессов урока.

А каким бы ни было содержание уроков изучения художественных произведений (будь это первоначальное знакомство, или обобщение представлений, или осознание своего отношения к прочитанному), на каждом занятии необходима подготовка к восприятию темы урока и осмысление с учащимися результатов их самостоятельного чтения.

 

  1. Необходим этап восприятия, осознания и осмысления нового материала;

  1. Этап обобщения знаний и умений, формируемых на уроке;

  1. Наконец этап осмысления домашнего задания.

Рассмотрим, каким может быть характер работы на каждом из выделенных структурных элементов урока в процессе изучения крымскотатарской литературы.

 

  1. Подготовка к восприятию темы урока и осмысление с учащимися результатов их самостоятельного чтения произведения.

Анализ ряда методических работ показывает, что в них подготовительный этап предусматривается, главным образом, для первого урока по теме. При этом обычно пересказывается статья о писателе. Если же это очередной урок, то часто случается так, что начало работы учитель определяет фразой: «Итак, на чем мы остановились на предыдущем уроке?»

Между тем важно, чтобы этап подготовки к восприятию темы урока был на каждом учебном занятии и строился бы не только на основе привычных учителю сведений о писателе, об изображенной в произведении эпохе, об истории создания произведений и т.д., но и на материале, обогащающем жизненный опыт учащихся.

Такая направленность подготовительного этапа урока способствует тому, что ученик осознает значение уроков литературы для себя: они помогают ему ориентироваться как в мире искусства, так и в жизни, во взаимоотношениях с окружающими.

Например, рассказывая детям о том, что народные сказки «Къуш тилинден анълагъан бала» (Мальчик, который понимал язык птиц») и «Алтын башнен хыяр баш» («Золотоволосая и зеленоволосая»), передаваясь из поколения в поколение, постоянно совершенствуясь, выдержали испытание временем, можно сообщить о различных вариантах этих сказок, которые сохранились до нашего времени.

После вступительного слова можно прочитать или рассказать одну из сказок близко к тексту. Первое чтение или пересказ учителя – это образец для учащихся. Вот почему важно, чтобы отчетливо прозвучали сказочный зачин (в неторопливом, напевном произнесении), повторы и концовка, описание мастерства героев.

Фронтальная беседа после прослушивания той или иной сказки выявит, насколько верно понят смысл ее, и настроит школьников на дальнейшую работу – освоение навыка на этот раз художественного пересказа отдельных фрагментов текста.

Обсуждение поставленных учителем вопросов, обмен мнениями и впечатлениями не только являются для учителя средствами контроля за процессом восприятия, но и вызывают у школьников дополнительный интерес к произведению. Естественно, что роль организатора на этом этапе урока принимает на себя учитель.

 

  1. Восприятие, осознание и осмысление

нового материала.

Изучение художественного произведения на уроке можно назвать вторичным, осознанным восприятием, которое осуществляется под руководством учителя и предполагает анализ произведения под определенным углом зрения. При этом начальным этапом анализа становится отбор художественного материала (глав, эпизодов, различных ситуаций), который позволяет сосредоточить внимание учащихся на той или иной проблеме произведения.

Я считаю, что отбор и классификация материала – важнейшее, но не основное содержание этапа «восприятие, осознание и осмысление нового материала». Решающее значение имеет текстуальный анализ – самый значительный по протяженности во времени и по своему предназначению момент урока, так как учитель здесь стремится углубить постижение идейно-художественного смысла произведения.

Рассмотрим текстуальный анализ одного из произведений выдающегося крымскотатаркого писателя Асана Чергеева «Такъдир» («Судьба»). В этой поэме показано бесправное положение татарской женщины в семье и в обществе. Главная героиня поэмы Эсма не подчиняется воле отца, отказывается выйти замуж за нелюбимого. Но гибнет в этой схватке со старыми традициями.

Вступительное слово должно возбудить интерес к произведению и его автору. Это может быть пересказ вступительной статьи. Другой вариант – вспомнить произведения Асана Чергеева, известные ребятам («Айвангар не айталар», «Тильки ве къоян» - «О чем говорят животные», «Лисица и заяц»), и вместе подумать, что писатель ценит в людях и что отвергает.

Поэма может и должна быть проанализирована учителем в классе. Напряженность сюжета пробуждает желание узнать, что будет дальше, проникаясь сочувствием к главной героине, школьники с нетерпением ждут развязки. Не стоит разрушать цельность впечатления постановкой вопросов, беседой по ходу анализа, развернутыми комментариями. И не следует жалеть времени на анализ произведения, ведь учитель направляет внимание ребят на главное, помогает им правильно понять произведение.

 

А самое главное – чтение учителя должно доставить ученикам эстетическое наслаждение, эмоциональное потрясение.   Без этого нет изучения литературы.

 

  1. Этап обобщения знаний и умений,

формируемых на уроке,

осмысление домашнего задания.

Этап обобщения на уроке представляет особые трудности. На первых порах трудно дать себе отчет на целый ряд вопросов:

Какими были задачи урока и решены ли они? Какой объем материала предстояло освоить ребятам в процессе работы над темой и справились ли они с этим? На каких читательских умениях следовало сосредоточить внимание и удачными ли были запланированные задания?

Подростки на уроках литературы, как аккумуляторы, накапливают знания, умения, определенный нравственный опыт. Вот почему так важно, чтобы каждый ученик, проявивший инициативу, раскрывший свои потенциальные возможности, был поддержан и отмечен учителем на этапе обобщения, чтобы в классе царила творческая атмосфера, была сформирована ответственность за работу не только у учителя, но и у самих школьников.

Вот такая творческая атмосфера царит на этапе обобщения при изучении крымскотатарской литературы XIII – XIX веков, особенно творчества знаменитого поэта Ашыкъ Умера.

Нужно отметить, что с точки зрения содержания и особенностей поэтики в крымскотатарской средневековой поэзии обычно выделяют три направления.

Первым является так называемая поэзия дивана (от арабского «диван» в значении «собрание поэтических произведений одного автора») – поэзия ханского двора.

Вторым направлением является поэзия религиозно-мистического содержания или же суфийская (суфизм – мистико-аскетическое течение в исламе).

Наконец, третье направление – ашикская поэзия (от арабского «ашик» - влюбленный; поэт). Представители этого направления сопровождали свои выступления игрой на музыкальном струнном инструменте сазе (отчего происходит и другое наименование этой поэзии – поэзия саза) и, совмещая в одном лице многочисленные таланты стихотворца, композитора, певца, музыканта-исполнителя, пользовались огромной популярностью в народе. Поэзия эта характеризуется как поэзия народная, однако в процессе своего развития ею были усвоены многие элементы дивана. Ашикская поэзия дала Крыму, как и всей тюркоязычной литературе в целом, знаменитого поэта Ашыкъ Умера, а также много других ярких имен.

Особенностью ашыкской поэзии было отражение всей гаммы человеческих чувств и переживаний: радости, горя, грусти, ревности, надежды, тоски и т.д. Вот и на обобщающем этапе урока при изучении лирики известного поэта можно попробовать свои силы в составлении четверостишия по размеру и рифме схожих на его стихи.

 

Этап урока, на котором осмысливается домашнее задание, без преувеличения может быть поставлен на первое место по значимости его для организации всего последующего процесса обучения. Учитель постоянно пользуется в своей работе разнообразными видами домашних заданий. Он предлагает ребятам подготовить пересказы отдельных эпизодов (близко к тексту, кратко, выборочно), составить план, подготовить выразительное чтение, устное рисование, ответить на предложенные вопросы и т.д. Казалось бы, палитра домашних заданий богата и разнообразна. Однако сформулировать их как задачи конкретной работы сложно.

 

Трудность заключается в том, что если в любом другом предмете ребята в условиях домашней работы закрепляют знания, полученные на уроке, то для литературы характерны опережающие домашние задания.

А для домашних заданий по крымскотатарской литературе свойственна еще одна особенная трудность: очень сложно отыскать те или иные произведения авторов, переведенные на русский язык, а некоторые – вообще не возможно. Да и среди переводческой литературы есть произведения, которые не достигают художественного уровня оригинала.

                       

             

 

 

  1. Уроки подготовки к анализу

художественного произведения.

Урок подготовки к анализу художественного произведения, являясь относительно завершенным и самостоятельным (у него своя тема, свои конкретные задачи и т.д.), в то же время органически связан с построением всей системы уроков по данной теме. Внутренняя связь уроков по данной теме, в основе которой лежат общие задачи изучения темы, подменяется подчас внешней. Так при изучении крупного эпического произведения такую видимость взаимосвязи может создавать рассмотрение художественного текста по ходу развития сюжета.

В системе уроков по изучению крупного эпического произведения обычно выделяются (по основным этапам его изучения) три типа уроков: вступительный, урок анализа художественного текста и заключительно-обобщающий.

Ниже будут рассмотрены на материале исторического романа «Алим» Юсуфа Болата два из них: вступительный и следующий за ним начальный урок в цепочке уроков (обычно их бывает несколько) анализа художественного текста. Хотя эти уроки принадлежат к разным типам, но, входя в систему уроков, они приобретают некоторое функциональное сходство.

Задача вступительного урока – подготовить учащихся к осмыслению произведения в процессе предстоящего анализа, пробудить у них интерес к его изучению, создать у класса необходимый эмоциональный настрой.

Особой задачей начального урока анализа художественного текста является знакомство учащихся с художественной манерой писателя. Ведь изучение каждого нового эпического произведения – это встреча учащихся с новой творческой индивидуальностью, оригинальной художественной манерой, которую учащиеся должны освоить, чтобы постигнуть богатство содержания произведения, приобщить к новым эстетическим переживаниям.

Возможны самые разнообразные варианты вступительного урока подготовки к анализу художественного текста даже при изучении одного и того же эпического произведения.

Обычно в школе роман «Алим» анализируется в рамках конфликта Алима Айдамакъа как разбойника и богатого общества. Таким образом, изучение романа концентрируется в основном на историческом содержании.

Иногда при анализе произведения возникает вопрос: «Так все же, кто такой Алим Айдамакъ (или Алим Азамат огълу)?»

И тут на анализе художественного произведения рассматривают главного героя, как Алима – разбойника, который забирал часть имущества богатых и отдавал бедным слоям населения. Или же Алима-защитника и Алима-спасителя. После художественного анализа произведения и исторической эпохи учащиеся подходят к решению этого вопроса.

 

Заключение.

Решение задач по совершенствованию процесса обучения диктует необходимость неустанно обращаться к основной «клеточке» учебного процесса – уроку, правильная организация которого таит в себе неисчерпаемые возможности повышения эффективности обучения.

Учителю необходимо отчетливо осознать, что такое деятельность школьников на уроках литературы. Широко известно терминологическое словосочетание «познавательная деятельность» в процессе обучения. И когда учитель сталкивается с понятием «читательская деятельность», он, неясно представляя содержание этого понятия, трактует его как учебную (познавательную) деятельность учащихся.

Между тем полноценный процесс художественного восприятия предполагает умение осмысливать не только содержание литературного произведения, но и воссоздавать в воображении картины, изображенные писателем, воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев, видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех компонентах произведения.

Я в своей работе постаралась показать некоторые этапы урока при изучении крымскотатарской литературы, задачи современного урока и их реализация.

Но хочу отметить общую черту истории крымскотатарской литературы – это значительные потери. Произведения крымскотатарских поэтов и писателей веками бережно хранятся в библиотеках Турции, Румынии, Германии, Франции, Англии, США и других странах. Но на родине они, увы, периодически подвергались уничтожению: сотни тысяч томов крымскотатарской литературы погибли в водовороте военных и политических событий XVIII – XX вв. И сейчас в Крыму очень сложно отыскать те или иные произведения крымскотатарских авторов, а некоторые – вообще невозможно.

Что же касается их переводов на русский язык, то задача поиска и сбора усложняется тем, что их изначально было немного, а в последние 60 лет эти произведения фактически не переводились и не переиздавались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации к изучению математики с помощью интегрированных уроков.

Статья о межпредметных связях при проведении интегрированных уроков математики. Повышение интереса к изучению математических дисциплин при проведении взаимосвязанных уроков различных предметов и матем...

презентация на тему "Махмуд Къашгъарий «Дивану лугъат-ит тюрк» сёзлюгининъ эмиети." по крымскотатарской литературе

презентация на тему "Махмуд Къашгъарий  «Дивану лугъат-ит тюрк» сёзлюгининъ эмиети." по программе крымскотатарской литературы предназначена для использования на уроке в 9- классе...

Динамика изучения крымскотатарского языка в общеобразовательных учреждениях г. Алушты

Для сведения педагогов, интересующихся изучением крымскотатарского языка в школах...

Раздаточный материал по литературе (для изучения теории литературы)

Материал для учащихся среднего звена. Раскрывает понятия "авторская позиция", "авторское отношение к герою", необходимые для работы с текстом на уроках и РПР, ВПР....

Разработка урока по крымскотатарской литературе в 7 классе на тему Юсуф Болат "Алим"роман.

На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Ю.Болата ,Знакомятся с романом"Алим",учатся анализировать произведение ,давать оценку героям,делать выводы....

конспект урока по Родной (крымскотатарской) литературе в 7 классе. Сыныфтан тыш окъув-1. "Къулакъсыз Алим".

Дерснинъ макъсады (цель):.                 1. Огретюв макъсады: инсан омюринде бильги алувнынъ,китапнынъ эмиетини анълат...

«Методические советы к изучению темы «Литература XVIII в.» в курсе литературы 7 класса. Духовно-нравственные ценности в изучении темы.»

Курсы повышения квалификации«Духовно-нравственная культура  в русской литературе"   2017-2018 уч.год.  Итоговая работа выполнена Полянской Ириной Вадимов...