Внеклассное мероприятие «Пять страниц о Крыме» (Литературно-художественный альманах)
презентация к уроку на тему

Морозова Ирина Евгеньевна

Внеклассное мероприятие

«Пять страниц о Крыме»

(Литературно-художественный альманах)

Цели:

1)формировать представление учащихся об образе малой родины на основе данных географии, истории, литературы, живописи, музыки;

2)прививая и закрепляя у школьников интерес к литературе, искусству и культуре народов и народностей, населяющих Крым, воспитывать чувство патриотизма и взаимоуважения, высокую культуру межнациональных отношений;

3)развивать навыки самостоятельной и групповой работы;

4)воспитывать вкус к выразительному чтению.

Оборудование: презентация-видеоряд «Пять страниц о Крыме»,  поэтические эпиграфы и музыкальные  темы страниц о Крыме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyat_stranits_o_kryme_-stsenariy.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Морозова И.Е., заместитель директора

                                                                                    по учебно- воспитательной работе,

                                                                                    учитель русского языка и литературе

                                                                                    МБОУ «Молодежненская школа № 1»                          

                                                                                    Симферопольского района          

                                                                                   Республики Крым

Внеклассное мероприятие

«Пять страниц о Крыме»

(Литературно-художественный альманах)

Цели:

1)формировать представление учащихся об образе малой родины на основе данных географии, истории, литературы, живописи, музыки;

 2)прививая и закрепляя у школьников интерес к литературе, искусству и культуре народов и народностей, населяющих Крым, воспитывать чувство патриотизма и взаимоуважения, высокую культуру межнациональных отношений;

 3)развивать навыки самостоятельной и групповой работы;

 4)воспитывать вкус к выразительному чтению.

Оборудование: презентация-видеоряд «Пять страниц о Крыме»,  поэтические эпиграфы и музыкальные  темы страниц о Крыме.

                                         Ход мероприятия    

Вступительное слово учителя 

-Готовясь к этому занятию, мы разделились на группы по интересам, каждая из которых представит свою страницу. Назовём их условно так: география, история, литература, живопись и музыка.

1 страница – География

                                                                                             «Кто видел край, где роскошью      

                                                                                             природы

                                                                                             Оживлены дубравы и луга…»

                                                                                                                           (А.С.Пушкин)                                                                                                  

Родина! Какое замечательное слово…Слово, соединяющее в себе множество близких понятий, начиная от рода, происхождения человека до того чувства, которое он испытывает к своему народу, планете Земля.

Именно слово «Родина»,  употребляемое в широком смысле, объединяет нас, людей разных рас, национальностей и вероисповеданий, одним понятием - земляне, именно оно сегодня настоятельно требует от всех нас бережного отношения друг к другу, требует предпринять все усилия для того, чтобы не ширилась межнациональная вражда, а торжествовали мир, доброта, милосердие и дружба. 

По своим размерам Крымский полуостров невелик: с севера на юг он протянулся на 207 километров, а с запада на восток - на 324, общая же площадь Крыма равна площади Сицилии и составляет всего 25880 квадратных километров. Однако, несмотря на свои небольшие размеры, полуостров в природном отношении напоминает сразу несколько континентов, поскольку в нём представлены  три разноликие зоны: равнинная, холмистая предгорная и горная.

Крымская земля необыкновенно красива. Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов и, конечно же, окружающих полуостров Азовского и Чёрного морей пробуждает у людей творческое вдохновение. Не случайно по этому поводу Владимир Маяковский заметил следующее:

 Не Крым,

                        а копия древнего рая!

  Какая фауна,

                        флора

                                           и климат!

 Пою,

                      восторгаясь

                                           и озирая.

Подобное чувство выразил и татарский поэт Муса  Джалиль:

  Вы в Крым приезжайте!

  Здесь нежные бризы

  Подарят вам ласковый свой поцелуй,

  Вас к морю,  построясь  в ряды, кипарисы

  Проводят до самых сверкающих струй.

В заключение нашей географической страницы будет уместно, я думаю, вспомнить и ещё некоторых поэтов, почувствовавших и передавших в своём творчестве  красоту крымских  пейзажей.

        Кто видел край, где роскошью природы

  Оживлены дубравы и луга,

  Где весело шумят и блещут воды

  И мирные ласкают   берега

  Где на холмы под лавровые своды

  Не смеют лечь угрюмые снега?

  Скажите мне: кто видел край прелестный,

  Где я любил, изгнанник неизвестный?..(А.Пушкин)

           Светает…над морем, под пологом туч,

     Лазурное утро светлеет;

     Вершины  байдарских  причудливых круч

     Неясно и мягко синеют.

     Как зеркало – море… Не плещет прибой…

     Под лёгкой фатою тумана,

     В ущельях, где сумрак теснится ночной,

     Ещё и прохладно и рано…

     Но с каждой минутой в рассветных лучах

     Яснеют и берег, и море…

     Как   чудны здесь, в этих зелёных горах,

     Весенние свежие зори!.. (И.Бунин)

  Виноградники  Ай – Даниля,

  саперави, токай, мускат,

  птичья стая, лёгкие крылья,

  многоцветный живой каскад.

  По крутым и пологим склонам,

  как на праздник, бежите вы,

  наполняя долины звоном

  молодой кудрявой листвы.

  Вы хлопочете и цветёте,

  поспешая за летом вслед,

  не на  празднике, на работе

  уж  который десяток лет.

  Виноградники   Ай – Даниля

  ркацители и пино-гри,

  в смуглых ягодах сохранили

  краски сумерек и зари,

  силу солнца и звон прибоя,

  горных трав ночной аромат.

  До чего же  хорош  собою,

 крымский  труженик – виноград! (М.Алигер)

 Волны мчатся, как всадники,

 Скалы просятся ввысь,

  А  домишки – рядами

  По холмам разбрелись.

  Крым, увитый цветами,

  Вешний, розовый  сад;

 Здесь – цветут виноградники,

 Там  – платаны шумят.  (И. Бахшиш  – пер. А.Тарковского)

2 страница – История

                                                                                                   «Каких последов в этой    

                                                                                                    почве нет

                                                                                                    Для археолога и нумизмата –

                                                                                                    От римских блях и

                                                                                                    эллинских монет

                                                                                                    До пуговицы русского

                                                                                                    солдата!..»

                                                                                                                    (М.Волошин)

Крым – древняя земля, которая, как считают учёные, могла быть одной из частей прародины человечества. Во всяком случае, найдены убедительные доказательства того, что ранние неандертальцы жили здесь уже не менее чем 250-300 тысяч лет тому назад.

Не вызывает сомнения у учёных и тот факт, что по ходу эволюции человечества роль Крыма как экономического субъекта европейского и мирового сообщества постоянно возрастала. Здесь скрещивались  морские и сухопутные  торговые  пути,  бурно развивались ремёсла, росли поселения и города,  появлялись и исчезали целые племена и народности,  оставляя после себя памятные знаки,  которые предстают перед нами то в виде всевозможных усыпальниц и погребальных украшений,  то в виде музейных экспонатов,  то в виде  пещерных городов и остатков мощных крепостных сооружений, то в виде фресок, икон, мифов и легенд.

Легенда о Фонтане слёз Бахчисарайского дворца

       Свиреп и грозен был хан Крым – Гирей.  Никого он не щадил и никого не жалел.

  Власть и слава заменяли ему всё – и любовь, и  ласку, и даже деньги не любил он так, как славу и власть.

  Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное…

  Но приходит закат человека, постарел некогда могучий хан.

  Привели как-то  к нему невольницу,   увидел хан,  как она танцует.

  И вошла в сердце Гирея любовь, но не обращала Диляре внимания на хана. Недолго она прожила в неволе, зачахла, как нежный цветок.

  Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу. Вызвал Гирей иранца  Омера.

  - Сделай так, чтобы камень через века пронёс моё горе, чтобы        камень заплакал, как мужское сердце.

  - Хороша была девушка?

  - Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя.  А смерть унесла её…

  - Из камня что выдавишь?  Молчит камень. Но если твоё сердце заплакало, заплачет и камень.

 На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один,  другой… А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжёлая мужская слеза, чтобы жечь её день и ночь, не переставая, годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.

И ещё вырезал Омер Улитку – символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь – веселье и грусть, любовь и ненависть, зло и добро, все человеческие чувства?

 Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь...  

Невозможно за короткое время поведать обо  всех исторических процессах, которые происходили в Крыму. В разное время его населяли  разные  народы со своими обычаями, традициями и культурой.  Но жизнь не терпит застоя, постоянных границ. Они исчезают там, где люди  желают понять друг друга, где хотят мира, дружбы, любви, где думают о счастливой судьбе своего народа.

Как раз об этом  говорится в стихотворении поэта Ильи Львовича Сельвинского, кстати, караима по национальности.

            Бывают края, что недвижны веками,

                    Зарывшись во мглу да мох.

            Но есть и такие, где каждый камень

                    Гудит голосами эпох,

             Где и версты по горам не проехать,

                    Не обогнуть мыс,

            Чтоб скальная надпись иль древнее эхо

                    Не пробуждали мысль,

            Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий,

                    Яснее дня становясь,

            Вдруг величайшая тайна на свете

                    Не окликала вас…

            Были здесь орды, фаланги, когорты,

                    Кордоны, колонны и  «цепь».

            Школою битвы зовёт себя гордо

                    Кровавая крымская степь.

            Недаром по ней могильные знаки

                    Уходят во все концы,

            Недаром цветы её – красные маки

                    Да алые солонцы.

             За племенем племя, народ за народом,

                    Их лошади да божества

             Тянулись к просторам её плодородным,

                    Где соль, вода и трава.

            И не на чем было врагам примириться:

                    Враги попирали врагов.

             Легендой туманились здесь киммерийцы

                    Ещё на заре веков;

            Но вот налетели гривастые скифы,

                    Засеяла степи кость-

             И навсегда киммерийские мифы

                    Ушли, как уходит гость.

             Затем прорываются рыжие готы

                    К лазури южных лагун;

             Пришёл и осел на долгие годы

                    Овеянный ржанием гунн,

             Хазары кровью солили реки,

                    Татары когтили Крым,

            Покуда  приморье держали греки,

                    А греков

                                  теснил

                                             Рим,

            Чтоб, наступая на польский панцирь

                   Медью швейцарских лат,

             Дрались с генуэзцами венецианцы

                    Кровью наёмных солдат.

            Мешались обычаи, боги, жёны,

                    Народ вливался в народ,

             Где победивший, где побеждённый-

                    Никто уж не разберёт.

             Копнёшь  язык – и услышишь нередко

                    Отзвуки чуждых фраз,

             Семью копнёшь – и увидишь предка

                    Непостижимых рас.

             Здесь уж не только летопись Крыма-

                    Тут его вся душа.

             Узнай в полукруглых бровях караима

                    Половца из Сиваша,

             Найди в рыжеватом крымском еврее

                    Гота, истлевшего тут,

            И  вникнешь в то, что всего мудрее

                    Изменчивостью зовут.

                  Она говорит языком столетий,

                    Что жизнь не терпит границ,

            Что расам вокруг своего наследья

                    Изгородь не сохранить,

            Что даже за спесью своей броненосной

                    Не обособлен народ,

             А судьбы народа не в лепке носа,

                    Не в том, как очерчен рот…

3 страница – Литература

                                                                                                         «Ведь всё, что

                                                                                                        творчеством зовут,

                                                                                                        Любовь или

                                                                                                        стихосложенье,

                                                                                                         Берёт начало только

                                                                                                        тут…»

                                                                                                                      (О.Берггольц)                                                                         С давних пор и до наших дней Крым является неиссякаемым источником вдохновения для многих художников, писателей и поэтов.

В русской литературе крымская тема пустила глубокие корни. Особенно она заявила о себе после присоединения  Крыма к России в 1783 году.

Но первооткрывателем Крыма как жемчужины поэтического вдохновения, думается,  всё же справедливо будет считать А.С.Пушкина. Ведь он не только воспел наш полуостров в стихах, поэме «Бахчисарайский фонтан», романе «Евгений Онегин», но и вызвал пристальный интерес к этому краю у других любителей истории и русской словесности.

Список можно продолжать и продолжать, но мне кажется, что сегодня мы должны прежде всего вспомнить те имена и те места, которые особенно  дороги  крымчанам.

Однако таких мест тоже довольно много. Придётся выбирать. И начинать, вероятно, следует с Дома-музея Антона Павловича Чехова, расположенного в Ялте.

Это место всегда было одним из центров культурной жизни Крыма.  И не столько  потому, что здесь написаны «Невеста», «Дама с собачкой»,  «Вишнёвый сад», столько из-за того, что в этом доме всегда царила атмосфера доброты, гостеприимства, милосердия, дружеского участия.

На Орлиной горе в Алуште расположен ещё один известный музей. Это дом, в котором жил и работал более полувека Сергей Николаевич Сергеев-Ценский. Он очень любил искусство,  особенно литературу и живопись. Сам прекрасно рисовал, был дружен с Ильёй Ефимовичем Репиным  и   другими передвижниками.

Сергеев-Ценский известен ещё как драматург и поэт. Мне, например, очень нравятся его стихи о Крыме,  особенно «В горных лугах»:

 Воздух так чист и прозрачен,

  Как и не  снилося мне,

  Каждым пером обозначен

  Ястреб, несясь в вышине.

  И в трескотне  трясогузок

  Слышу я робкий привет,

  Мир этот не был мне узок

  С давних ребяческих лет.

  В лёгкости этой безмерной

  Я прохожу, невесом…

  Пахнет лиловой люцерной,

  Донником и чабрецом.

Однако  отправимся дальше в наше небольшое путешествие по литературной карте и войдём ещё в один дом – дом поэта, философа  и философа.

  Войди, мой гость, стряхни житейский прах

  И плесень дум у моего порога…

  Со дна веков тебя приветит строго

  Огромный лик царицы Таиах.

  Мой кров  - убог. И времена – суровы.

  Но полки книг возносятся стеной,

  Тут по ночам беседуют со мной

  Историки, поэты, богословы,

  И здесь их голос, властный, как орган,

  Глухую речь и самый тихий шёпот,

  Не заглушит ни зимний ураган,

  Ни грохот волн, ни Понта мрачный ропот.

  Мои ж уста давно замкнуты.. Пусть!

  Почётней быть твердимым  наизусть

  И списываться тайно и украдкой,

 При жизни быть не книгой, а тетрадкой.

  И ты, и я – мы все имели  честь
       «Мир посетить в минуты роковые»

  И стать грустней и зорче, чем мы есть.

  Я – не изгой, а пасынок России

  И в эти дни – немой её укор.

  Я сам избрал  пустынный  сей затвор

  Землёю  добровольного изгнанья,

  Чтоб в годы лжи, падений и разрух

  В уединенье выплавлять свой дух

  И выстрадать великое познанье.

  Пойми простой урок моей земли:

  Как Греция и Генуя прошли.

  Так минет всё – Европа и Россия.

  Гражданских смут горючая стихия

  Развеется… Расставит новый век

  В житейских заводях иные мрежи…

  Ветшают дни, проходит человек,

  Но небо и земля – извечно те же.

  Поэтому живи текущим днём.

  Благослови свой синий окоём.

  Будь прост, как ветер, неистощим,

                                                                  как море,

  И памятью насыщен,  как земля.

  Люби далёкий парус  корабля

  И песню волн, шумящих на просторе.

  Весь трепет жизни всех веков и рас

  Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Вы, конечно, догадались, что Дом поэта, который мы только что с трепетом посетили, был домом Максимилиана Александровича  Волошина.

Любовь невозможна без мечты. Наверное, это начинаешь понимать, когда прочитаешь  удивительную сказку-феерию Александра Грина «Алые паруса». У  нас есть замечательная возможность побывать в Гринландии, то есть посетить музеи этого писателя в Старом Крыму и Феодосии.  

4 страница  –  Живопись

                                                                                                      «Мне,

                                                                                                       По существу, у

                                                                                                       Айвазовского

                                                                                                       Нравится одна картина –

                                                                                                       «Взрыв».

                                                                                                                                           

                                                                                                                           (Л.Мартынов)

Крымчанам  хорошо известны имена художников-земляков:  М.Волошина, К.Богаевского, Ф.Васильева, Н.Самокиша.  Но с особой гордостью произносят они имя Ивана Константиновича Айвазовского, чей талант, воспевающий море, получил всемирное признание.

 Иван Константинович большую часть своей жизни провёл в Феодосии, здесь он создал целый ряд изумительных картин, таких как «Вечер в Крыму», «Чесменский бой», «Кораблекрушение», «Среди волн», «Девятый вал», «Солнечный день» и другие.

Однако  сегодня мы хотим рассказать лишь об одной  его картине, последней, названной «Взрыв». Айвазовский задумал посвятить полотно событиям греко-турецкой войны, изобразив взрыв турецкого корабля, подожжённого греческими повстанцами.

Художник почти закончил работу над зрительным и смысловым центром произведения. Он оставил прорисовку остальных деталей на следующий сеанс. Для окончательного завершения картины ему, вероятно, потребовалось бы несколько часов. Однако он не успел…

Ему помешала смерть. Он умер рядом с картиной. Было это в ночь  на 19 апреля 1900 года.

Поэт Леонид Мартынов посвятил этой картине стихотворение:

       Мне,

  По существу, у Айвазовского

  Нравится одна картина – «Взрыв».

  За день до кончины Айвазовского

  Начата, - наутро не был жив.

  Он её бы зализал, наверное,

  Если бы не умер. И она,

  Думаю, что мне бы не понравилась,

  Если бы была завершена.

  Но, незавершённое, завещано

  Мне оно и будущим векам.

  Это будто яростная трещина –

  Так вот извергается вулкан.

  Это не корабль, а мироздание

  Рушится на жёстком полотне.

  И незавершённое создание:

  «Берегись!»- напоминает мне.

  Руки, дрогнув, кисть к чертям отбросили.

  Озарила мглу глубокой осени

  Бездна взрыва, бледное пятно.

 …Съедите однажды в Феодосию

  Посмотреть на это полотно.

5 страница –  Музыка

                                                                                                               «И вместе с поэтом он

                                                                                                                пел,-

                                                                                                                                                  и,

                                                                                                                певцам

                                                                                                                Внимая, природа

                                                                                                                смолкала!»

                                                                                                                                           

                                                                                                                             (Н.Некрасов)

Музыка и песни в Крыму…Трудно и, пожалуй, невозможно ответить на вопросы, когда и на каком языке прозвучали они  здесь  впервые, кто был их первым сочинителем и исполнителем. История не сохранила многих имён. Нам известны лишь некоторые имена людей, творивших сравнительно недавно, в конце 19-начале 20 века. Известно, например,  что с   Крымом связана творческая биография основоположника армянской музыкальной школы  Александра Афанасьевича Спендиарова,  татарских композиторов И.Бахшиша и Я.Шерфединова.

Кстати, Спендиаров считал себя учеником русского композитора Николая Андреевича Римского- Корсакова, который тоже посещал наш край в 1881 году.

А за два года до этого в Ялту с концертами приезжал другой замечательный русский композитор – Модест Петрович Мусоргский.

Перечень знаменитых композиторов, живших и творивших в Крыму, будет неполным,  если не вспомнить ещё одно имя – Сергея Васильевича Рахманинова. На Южном берегу солнечного полуострова он бывал несколько раз.

Особенно счастливыми для композитора оказались 1898 и 1900 годы. Рахманинов встречался тогда с Антоном Павловичем Чеховым и приехавшими в  Ялту артистами Московского Художественного театра, познакомился с Иваном Алексеевичем Буниным

Во время повествования о Рахманинове мы мельком упомянули о его творческой дружбе с Шаляпиным, и сразу вспомнилась другая крымская легенда – история покупки великим певцом скалы, расположенной недалеко от Гурзуфа, где, как гласит предание, Фёдор Иванович собирался построить замечательный дом-дворец искусства.

Да, Шаляпин мог стать нашим земляком. Он любил бывать в Крыму, любил петь со скалы, окружённой морем. Этот факт засвидетельствовал и Сергей Николаевич Сергеев-Ценский в своём стихотворении «Скала Шаляпина».  

Учитель: Всем живущим здесь народам

            Навсегда ты стал родным.

            Не дадим тебя невзгодам,

            Сбережём потомкам,

                                                 Крым!

А сейчас мы хотим предложить вам небольшую викторину. Прозвучат фрагменты мелодий некоторых народов и народностей, проживающих в Крыму. Определите эти национальные  мелодии.

Викторина  (звучат мелодии: армянская, украинская,  греческая, татарская, русская, еврейская немецкая).

Учитель: Мы просмотрели  пять страниц о Крыме, свидетельствующих об изумительной сокровищнице, естественном музее, хранящем тайны тысячелетий. Крым предстал перед нами  как уютный уголок нашей планеты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Музыкальные страницы нравственности»

Внеклассное мероприятие «Музыкальные страницы нравственности»Кукина Нина Васильевна, МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов поселка Дубовая роща Раменского р-на Московской...

Внеклассное мероприятие "По страницам Конституции РФ"

Мероприятие, посвящено 20 - летию Конституции РФ.Форма проведения - путешествие....

Внеклассное мероприятие "По страницам телепередач"

Разработка внеклассного материала по математике для учащихся 5 - 6 классов. Материал содержит красочную презентацию....

Внеклассное мероприятие "Героические страницы российской истории" (2012-2013 уч.год)

Сегодня Россия – это страна с бескрайними полями, дремучими лесами, золотыми куполами и глубокими озёрами. Об этом обо всём написано не мало песен и стихов, но не возможно выразить всю полноту чувств,...

Внеклассное мероприятие "По страницам Конституции".

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Конституции....

Внеклассное мероприятие "По страницам сказок"

Эта разработка предназначена для внеклассного мероприятия. Ребята с удовольствием любят сказки и особенно учавствовать в сказочных эстафетах. Сказки учат нас добрате, взаимопомощи и  поддержке. У...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню присоединения Крыма «Крым и Севастополь

Цель:1.     Познакомить учащихся с историей, географическим расположением и основными достопримечательностями Крымского полуострова. Рассмотреть особенности исторического и культур...