Внеклассное мероприятие «Музыкальные страницы нравственности»
классный час (11 класс) на тему

 

Внеклассное мероприятие «Музыкальные страницы нравственности»

Кукина Нина Васильевна, МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов поселка Дубовая роща Раменского р-на Московской  области

Данное мероприятие проводилось на Творческом Дне “От экологии души к экологии пространства”. Мероприятие полезно для классных руководителей и учащихся 10-11 классов, построено на прослушивании и обсуждении авторских песен Светланы Копыловой (видеоролики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_stranitsy_nravstvennosti.docx29.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Музыкальные страницы нравственности»

Кукина Нина Васильевна, МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов поселка Дубовая роща Раменского р-на Московской  области

Данное мероприятие проводилось на Творческом Дне “От экологии души к экологии пространства”. Мероприятие полезно для классных руководителей и учащихся 10-11 классов, построено на прослушивании и обсуждении авторских песен Светланы Копыловой (видеоролики)

Цель занятия: 1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на  помощь нуждающимся  в ней, стремление быть благородным в жизни.                                                                                                                                                                                                          2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи:

Обучающие

1.    Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию

2.    Давать нравственную оценку нравственным  поступкам людей;

3.    Учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения

Развивающие

  1. Развивать познавательную активность, кругозор  воспитанников

2.    Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач

Воспитывающие

  1. Воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги, сюжетные инсценировки, видеоматериал
  2. Воспитывать стремление совершать добрые дела.
  3. Подвести воспитанников  к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Прогнозируемые результаты - обучающиеся  аргументировано доказывают,  что этические (нравственные) качества такие как: доброта, гуманность, человечность, милосердие,  сегодня так же необходимы, и  без них  человек не может называться человеком.

Ход мероприятия.

Обратите внимание на статистические данные на доске:

Чтобы получить зарплату от 120 тысяч рублей в месяц россияне готовы:

8% - льстить начальнику

14% - его подсидеть

7% - согласились обманывать ради достижения желаемого

15% - в случае чего «пойти по головам»

41% - жертвовать общением с родными в пользу работы

28% - способны прожить без отпуска

28% - без выходных

Каждый десятый готов не заводить семью, если ему предложат 74 т. р.

2% - способны на преступление, если это повысит их в цене на рынке труда.

О чём говорят эти факты, что происходит сегодня в нашем обществе?

Мораль и нравственность сегодня продаются.

Сегодня мы поговорим о нравственных качествах человека. Нужны ли современному человеку такие качества души как совесть, доброта, сострадание, милосердие, гуманность, тактичность и т. д., можно ли без них прожить в обществе, где главными приоритетами являются деньги и способы их добычи? Как вы думаете?

Тема классного часа «Музыкальные страницы нравственности». Мы предлагаем вам прослушать и обсудить ряд авторских песен барда Светланы Копыловой, в которых она поднимает тему нравственности.

Песня 1. «Брошенный камень».

Какие чувства у вас вызвала это песня, о чём она? Чем является для этого человека вмятина на машине, почему он не стал её убирать?

О совести – это голос бога в нас, который будит на добрые поступки. Поступки – это воплощение наших мыслей в реальность, будьте внимательны даже к маленьким своим мыслям, от них зависит наше поведение.

О равнодушии взрослых и любви маленького ребёнка, который не побоялся гнева взрослого мужчины ради спасения своего брата.

Я считаю, что равнодушие - это высшая жестокость.

Равнодушие – это отсутствие беспокойства о других людях, это безразличие к другим людям, «Мне все равно... Меня это не касается... Это меня не интересует... Оставьте меня в покое... Не мешайте мне...». Такие фразы слышал или произносил каждый из нас. Человек желает, чтобы его оставили в покое, он не хочет иметь ничего общего с определенными людьми или событиями, его ничто не заботит и не интересует. Существует много проявлений равнодушия. Особенно тяжелы последствия равнодушного отношения к детям.

Был ли у вас в жизни случай, который вы запомнили, когда вы могли помочь и не помогли (ребёнку, старику, животному)?

Мне кажется, что каждый равнодушный человек должен откровенно спросить себя, что бы он чувствовал, если бы другие люди также равнодушно относились к нему. Человеческая жизнь невозможна без любви, внимания и заботы, осознав это, невозможно оставаться равнодушным.

Вспомните слова песни «Молодой человек всю жизнь мечтал и копил деньги…»

Вы тоже мечтаете иметь машину, дом, и т. д., т.е. как говорят стать богатым. Что значит быть богатым?

Песня 2. «Богатый и бедный».

Какие чувства у вас вызвала эта песня, о чём она?

Что такое богатство? Какой смысл несет в себе это слово? Какой образ стоит за ним?

Помните? "Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное".

Давайте обратимся к происхождению этого слова богатство. В слове БОГАТСТВО главная корневая основа - древнеславянский корень БОГЪ, который означает "дарующий благополучие".Стать богатым - значит стать самодостаточным как в ДУХОВНОЙ, так и в МАТЕРИАЛЬНОЙ сфере.

  • Важно жить в материальном достатке и иметь достаточное количество денег для реализации в жизни своих желаний и чистых намерений.

Сколько надо иметь денег, чтобы чувствовать себя богатым?

При опросе на этот вопрос «средний» человек называл сумму 400 долларов в месяц, «средний» бизнесмен — 20 тысяч долларов в месяц. Задумайтесь над этими цифрами.

  • Важно иметь здоровье, если человек имеет много денег, но не имеет здоровья его нельзя назвать богатым,
  • Наличие любимого дела, которое нравится и приносит материальное удовлетворение,
  • Благополучная семья, благодарные дети,
  • Добрые  взаимоотношения с людьми, друзьями

Это даёт большое количество душевных сил для полноценной, счастливой жизни – я считаю без этого человека богатым назвать нельзя.

Вспомните слова песни, чтобы вы сказали на слова вашего ребёнка, если бы оказались в такой же ситуации?

Многие сравнивают новорождённого ребёнка с чистым  листом бумаги. Дети изначально обладают способностью быть добрыми, и те условия, которые создают им взрослые, способствуют сохранению этого дара или приглушают его.

Песня 3 «Про кота»

Какие чувства у вас вызвала эта песня, о чём она?

 О жестокости взрослых и доброте ребёнка.

Напишите, назовите качества жестокого и доброго человека.

Качества жестокого человека

Качества доброго человека

Агрессивность

Раздражительность

Нервозность

Мстительность

Отсутствие ласки и нежности

Бессердечность

Равнодушие

Конфликтность

Хамство

Цинизм

Доброта

Ласка

Нежность

Забота

Сострадание

Умение оказать помощь

Совесть

Внимание

Вежливость

Тактичность

Милосердие

Гуманность

Доброжелательность

Обратите внимание на качества доброго человека, ведь  это духовно-нравственные категории.

С чего же начинается доброта? Где она рождается? Откуда берется?

Доброта рождается вместе с человеком. Ребенок появился на свет и его родители рады ему. Они счастливы, любуются на своего ребёнка, говорят ласковые слова.
Ребенок, выросший в доброй семейной атмосфере, станет добрым человеком. Моральные устои и ценности семьи, которые заложены с младенчества,  на протяжении всей жизни человека выполняются, став нормой.

Какими бы вы хотели видеть своих будущих детей, жестокими или добрыми?

Результаты анкетирования «Добрый ли ты?»
ТЕСТ

  Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

  Вопросы:

1.      У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2.      Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3.      Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4.      Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5.      Часто ли ты используешь злые шутки?

6.      Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7.      Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8.      С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9.      Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?

10.  Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11.  Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12.  Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

    Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.  

Результаты:

  Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

  От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

  Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Есть много определений слова Доброта.

Польский педагог Януш Корчак  дал следующее определение: « Добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и пониманием, каково другому, умеет чувствовать, что другой чувствует…»

Доброта идёт от души человека.

 Душа -  это сложное  понятие из области религии,  философии, психологии.

Что за субстанция – душа?

И если не материальна, То почему болит?

А если хорошо тебе –

Родиться может песня Леннона - О, Йоко!

И почему бывает,

Что душа вдруг говорит?

А то вдруг что-то на душе

Возьмет и екнет.

(Ю.Матвеев)

Песня 4 «Душа»

Стихотворение Марии Фурманской “Душа” читает ученик и ученица

Осенний сад. Промокшая скамейка.
И листья подметает не спеша
Усталый дворник в ветхой телогрейке.
А под скамейкой съёжилась душа.
Да, да, душа. Обычная, вот только,
Промокла и от холода дрожит,
И вспоминает, как хозяин колко,
Сказал ей: "Ты мешаешь жить.
Болишь по каждой убиенной мошке,
Сжимаешься от плача малыша,
Мой завтрак отдаёшь бездомной кошке -
Я больше не могу с тобой, душа.
Мои глаза давно устали плакать.
Прошу тебя, как друга, уходи".
Она ушла в сентябрьскую слякоть,
И с нею вместе плакали дожди.
Блуждала долго мокрыми дворами,
Заглядывала в окна и глаза.
Над нею осень хлопала ветрами,
И вслух с судьбою спорила гроза.
Осенний сад. Промокшая скамейка.
И листья снова падают, шурша.
Работу кончил дворник в телогрейке.
А под скамейкой умерла душа..

Если люди не будут обращать внимание на чужое горе, будут заглушать голос собственной совести, то тем самым они убьют в себе самое ценное качество – совершать добро.

Говорят у каждого своя душа.

Песня 5 «Две души»

О чём эта песня?

Зависть - это сравнение себя с другим человеком. И в результате этого сравнения вы чувствуете себя очень некомфортно. Потому что этот человек может быть богаче вас, добрее, умнее, удачливее, счастливее и т. д. Вспомните ситуации, когда вы завидовали друзьям, одноклассникам, знакомым. Есть люди, которые завидуют даже своим родителям!

Милосердие - это сочувствие к окружающим людям, бескорыстная помощь.Оно основывается на таких качествах, как внимательность, заботливость и доброжелательность. Милосердие – это добро, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать в наших делах, поступках, мыслях.

Л.Н.Толстой в своё время писал:

«Отвечай добром за зло – и ты уничтожишь в человеке все то удовольствие, которое он видит во зле».
Если  в обществе погибнет  милосердие, совесть,  добро, гуманность, сострадание к чему оно придёт?

Песня 6, 7. « Город ангелов», «9 медалей» .

Нужна ли нравственность сегодня?

Пока мы живы, можно оглянуться,
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли.

Пока мы живы…

(Эдуард Асадов)

Притча о любви

Давным-давно стоял на море остров,
Там жили Чувства, ценности людские:
Познание, Радость, Гордость и иные,
Средь них Любовь. Дни проводили просто.

И вот однажды остров без причины
Стал погружаться в море постепенно.
«Погибнем мы! Проглотит нас пучина,
Коль не уйдём сегодня, непременно!»

Так говорили Чувства, покидая
Любимый остров, где прожили вечность.
И каждый в свой корабль пошёл, рыдая,
Показывая этим человечность.

Но скоро слёз совсем не стало видно,
И вновь во всей красе явились Чувства:
Богатство, Гордость, Ненависть, Обида,
Познание, Добродушие, Безчувство.

И лишь Любовь со всеми не спешила,
И до последней всё ждала минуты,
Надеялась и верила. Как будто
Природы можно успокоить силу.

И только в тот момент, когда под воду,
Уже почти весь остров погрузился,
Звать стала тех, кто плыл на пароходах,
Те Чувства, кто пред нею появился.

Корабль Богатства первым увидала
И попросила: «Забери с собою!»
«Здесь злата, серебра везде навалом,
И для Любви нет места!» - «Бог с тобою!»

Вот мимо Гордость проплыла надменно.
«Возьми с собой!» - Любовь её просила.
«Нет, не возьму, нарушишь непременно
Порядок, что я здесь установила!»

А дальше Грусть, Веселье и Обида
Проплыли мимо, не остановились.
Не до Любви им, сразу стало видно,
Свои у них заботы появились.

Вдруг за спиною голос услыхала:
«Тебя спасу. Садись, Любовь, поплыли!»
То был старик и лет ему немало.
Час не прошёл, уж по земле ходили.

И так Любовь обрадовалась очень,
Что имя старика спросить забыла.
А он уплыл – бежать за ним нет мочи,
Тогда она Познание спросила:

«Кто это был? Смогла его едва ли
Я разглядеть в ночи» - «То Время было!» -
«Он спас меня, другие проплывали,
Как будто сразу про меня забыли!»

«А так и есть. Ведь Чувства, как и люди
Идут по жизни, падают и вновь.
И только Время знает, ценит, судит
Важна как в жизни именно ЛЮБОВЬ!»

(Ольга Уральская)

Главное в жизни человека – любовь,  сколько бы ни прошло времени,  любовь будет жить, а вместе с ней добро. Время всё расставит по своим местам.

Рефлексия:

Кто из вас способен  уже сейчас противостоять жестокости, несправедливости?

Остальным есть над чем работать.

Заключение: читают ученики

Вечный спор. Притча в стихах о добре и зле

Притча в стихах о добре и зле: спор
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
(автор неизвестен)

Мы научились летать в небе, как птицы.

Мы научились плавать в океане, как рыбы.

Теперь осталось научиться жить на земле, как люди.
(Джордж Бернард Шоу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "По страницам Конституции РФ"

Мероприятие, посвящено 20 - летию Конституции РФ.Форма проведения - путешествие....

Внеклассное мероприятие "По страницам телепередач"

Разработка внеклассного материала по математике для учащихся 5 - 6 классов. Материал содержит красочную презентацию....

Внеклассное мероприятие "Героические страницы российской истории" (2012-2013 уч.год)

Сегодня Россия – это страна с бескрайними полями, дремучими лесами, золотыми куполами и глубокими озёрами. Об этом обо всём написано не мало песен и стихов, но не возможно выразить всю полноту чувств,...

Внеклассное мероприятие "По страницам Конституции".

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Конституции....

Внеклассное мероприятие "По страницам сказок"

Эта разработка предназначена для внеклассного мероприятия. Ребята с удовольствием любят сказки и особенно учавствовать в сказочных эстафетах. Сказки учат нас добрате, взаимопомощи и  поддержке. У...

Сценарий внеклассного мероприятия «Героические страницы Великой Отечественной войны»

Цель: воспитание патриотических чувств и настроений, формирование гордости и чувства сопричастности к великому подвигу народа в годы войны.Задачи:- способствовать развитию творческих способносте...

Внеклассное мероприятие "За страницами учебника математики"

Конспект внеклассного мероприятия "За страницами учебника математики" (интегрированное занятие по математике с  библиотечным уроком) для 6 класса...