Открытый урок в 6 класс "Цветопись "Зимнего вечера"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Руина Екатерина Сергеевна

«Цветопись и Звукопись» -  представляют восприятие звука посредствам цвета и  больше всего  способствуют развитию у учащихся образному мышлению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnlogicheskaya_karta.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Класс

6

Учитель

Руина Екатерина Сергеевна

Дата

11.10.2016 г.

Уровень

Школьный, присутствуют учителя предметники, заместитель директора И.В. Ефремова

Тема урока

«Цветопись «Зимнего вечера»

Тип урока

Урок - рефлексия

Цель урока

отработка умения учащихся  анализировать лирическое произведение

Задачи урока

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
  2. Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

Познавательная (обучающая): 

  1. организовать творческую деятельность обучающихся с целью дальнейшего совершенствования навыков литературного анализа лирического текста;
  2. продолжить формировать у школьников умение развивать и обосновывать мысль, анализируя лирический текст, делать обобщающие выводы.

Развивающая: 

  1. развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения;
  2. развивать умение через анализ языкового материала текста интерпретировать прочитанное; развивать осмысленность логичность речи, склонность к исследовательской деятельности.

Воспитывающая:

  1. воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел;
  2. воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература;
  3. приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Межпредметные связи

Русский язык, история, МХК, музыка

Ресурсы урока

Мультимедийный проектор, экран, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал (схема анализа стихотворения по Журавлеву), аудиозапись романса О. Погудина, композитор М. Яковлев на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»), репродукции картин.

Формы урока

фронтальная, групповая, индивидуальная

Методические приемы

Рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, анализ стихотворения. Урок строится как практическая деятельность с использованием групповой формы работы. Учащиеся делятся на 4 группы, получают задания к стихотворениям, с которыми работали дома, и  представляют коллективный ответ.

Технологии

здоровьесбережения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

   Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Стратегии смыслового чтения текста

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности

Проводит энергезирующую разминку,мотивирует на урок, побуждает к активной деятельности.

Вступают в диалог с учителем, настраиваются на урок:

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.        

Постарайтесь все понять.

Коммуникативные, Регулятивные

(волевая саморегуляция)

2.

Актуализация знаний

Викторина по произведениям

А.С. Пушкина (работа в парах)

 

А теперь!  Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.

Учащиеся на парту получают таблицу со строчками разных поэтов.

Задание: найти строчки из стихов и сказок А.С. Пушкина,  указать названия произведений.

  Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.

(Беседа, диалог)

Мозговой штурм!

Рассечение вопроса

 

Регулятивные (целеполагание), Познавательные (логические УУД,) Коммуникативные (взаимопонимание при работе в паре)

3.

Выход на тему,

постановка учебных задач в сотворчестве с детьми

Учитель побуждает учащихся к определению темы урока, принятию учебных задач.

Формулируют тему урока, учебные задачи.

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Поэтический анализ стихотворения

Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности), Регулятивные (целеполагание, планирование,

оценка),

Коммуникативные(умение слушать и слышать)

4.

Подготовка к первичному восприятию текста стихотворения «Зимнее утро».

(Предтекстовая работа)

Слайд 1, 2,3

Вступительное слово учителя. Из истории создания стихотворения 

Поэзия Пушкина удивительно верна русской 
    действительности, изображает ли она русскую 
    природу или русский характер… 
     В.Г.Белинский.

            Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы.   Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворении «Зимнее утро», которое было написано  третьего декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: лирический герой, главный, автор,  и красавица, которой, посвящено стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно к ней он обращается словами: «Открой, сомкнуты негой взоры».

Слайд 4

Словарная работа

Работа в тетради: подобрать синонимы к словам лучистый, живописный, печальный, красочный, мрачный, чудесный.

(работа в парах)

3.  Словарная  работа. В тетрадях записывают 

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

Глоссарий

Стратегия развития словаря

Познавательные (работа с информацией,  моделирование, логические УУД),

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества,

управление поведением партнёра, диалог в паре, группе)

 

5.

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока

 (Текстовая работа)

Интерпретация текста

1.Первичное знакомство с произведением (читает учитель или прослушивается аудиозапись)

Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?

 2. Учитель  организует работу с текстом  (Анализ стихотворения)»

-Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения

Слайд 5 - 10

 Назовите контрастные образы?

Мороз и солнце

Северная Аврора (богиня утренней зари) – северная звезда

Дремлешь– проснись

– В чем смысл этих противопоставлений?

Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.

Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.

– К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам это  увидеть?

Присмотримся к строчке

Открой сомкнуты негой взоры.

– Как вы понимаете?

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…

Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Еще контрастные образы

Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…

– Как вам кажется, для чего нужен такой контраст?

Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

– Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.

– Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).

Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

Прочитаем выразительно 4 строфу.

Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.

“Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.

Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы. Они обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?

Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для меня”.

– Как вы понимаете эпитет?

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого” проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.

– А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “

– В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?

Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение "Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

  1. Чтение стихотворения по строфам. (Анализ строф)
  2. Рисование словесных картин
  3. Характеристика настроения строфы
  4. Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения)

5. Ребята составляют ассоциативный ряд к слову звезда  (яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная)

 

-А теперь все сказанное об изобразительно- выразительных средствах мы обобщим виде таблицы “

Ребята в паре составляют таблицу, приводят примеры из текста (эпитеты, метафоры, сравнения, контрастные образы)

 

Чтение вслух.

Чтение про себя с вопросами.

Чтение с остановками.

Чтение про себя с пометками

Познавательные (работа с информацией,  моделирование, логические УУД),

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества,

управление поведением партнёра, диалог в паре, группе)

Регулятивные (оценка)

7.

Послетекстовая работа

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует работу по подведению итогов урока

Подводит итоги работы

Возвращает учащихся к теме, учебным задачам.

Выразительное чтение стихотворения.

Вспоминают  тему, учебные задачи.

 (работа в паре, задают друг другу вопросы) Делают выводы.  

Зимнее утро» Пушкин Жанр: пейзажная лирика. Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

Идея: А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Тайм- аут.

Проверочный лист.

Регулятивные (самооценка),

Познавательные

(обобщение)

8.

Домашнее задание

Предоставляет   право выбора (по уровню сложности)

1.Выучить  стихотворение. ( Все ученики)

2.Нарисовать иллюстрации к   стихотворению (выбор)  

3.Написать синквейн (Зима или Утро) (выбор)

Выбирают, объясняют свой выбор

Регулятивные (самооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок английского языка в 7 классе Тема: «Праздники и вечеринки»

Цели урока:Проверить усвоение лексического материала по теме «Праздники и вечеринки»;Проверить усвоение грамматического материала «Неправильные глаголы»;Развивать умение составлять диалоги на изученны...

Открытый урок английского языка в 7 классе Тема: «Праздники и вечеринки»

Цели урока:Проверить усвоение лексического материала по теме «Праздники и вечеринки»;Проверить усвоение грамматического материала «Неправильные глаголы»;Развивать умение составлять диалоги на изученны...

План-конспект открытого урока в 10 классе по учебнику Starlight 10 Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»

Учитель: Кириллина З.В.Тема: Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»Учебник: Starlight 10Модуль: 2 «F...

Открытый урок по теме "Только он не вернулся из боя". Вечер, посвященный военной теме в творчестве В.Высоцкого.

Открытый урок по теме "Только он не вернулся из боя". Вечер, посвященный военной теме в творчестве В.Высоцкого....

Сценарии праздников, досугов, развлечений, открытых музыкальных занятий, тематических вечеров.

Сценарии мероприятий, проводимых в МБДОУ д/с №16 Красногорского района, Московской области....

Методическая разработка к открытому уроку для 7 класса - "Праздники и вечеринки - Кейс метод как современный способ в развитии аудитивных навыков и навыков говорения у обучающихся".

Урок посвящённый отработке навыков говорения и развития аудитивных навыков с помощью методики применения такого современного способа как "Кейс метод". Использование данного метода на уроках ...