Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская основная
общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО ________________ Протокол № ___ от «__» _________________20_____г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Большеберезниковская ООШ» ______________ Коробова Л.П. «__»_______________20_____г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Большеберезниковская ООШ» _____________Кротов И.В. Приказ № ___ от «__»_______________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по эрзянскому языку в 5 классе
Составитель
Зевайкина Нина Михайловна,
учитель русского языка,
литературы, мордовского языка
2015 - 2016 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение диалогической речи.
Диалогическая речь занимает и на этом этапе обучения ведущее место в процессе учебного общения, выступая как одно из важнейших средств и как одно из основных целевых умений. В форме беседы предъявляется и закрепляется новый учебный материал, активизируется его употребление. В форме беседы проверяется понимание прочитанного или прослушанного текста. Формирование у учащихся умения вести беседу обеспечивается всей организацией педагогического процесса на данном этапе.
Как и ранее, весьма распространенным типом диалога является диалог-расспрос, направленный на односторонний запрос информации. Наряду с этим в большей мере используется диалог, предполагающий ответную реплику: согласие/несогласие и др.
К овладению данными типами диалога учащиеся идут двумя путями: с помощью так называемого управляемого диалога и на основе диалогов-образцов. В первом случае учитель использует в виде подсказки побудительные реплики типа, с которыми он попеременно может обращаться к каждому партнеру индивидуально (т. е. к одной паре учащихся У1 — У2) или к коллективному партнеру, когда для организации одновременной фронтальной беседы все учащиеся разбиваются на партнеров А и В (например, по рядам) и работа ведется вполголоса в парах.
Во втором случае учащиеся идут к овладению диалогом от диалога-образца: как правило, от его воспроизведения к порождению диалога по аналогии. Чтобы облегчить составление диалога по аналогии, учащиеся учатся заменять (варьировать) реплики диалога-образца, используя сначала готовые предложения, а затем составленные самостоятельно.
Обучение монологической речи
Во 2-4 классах учащиеся овладели главным образом умением описывать лица и предметы и делать связное сообщение о себе, о своём друге, погоде, т.е. осваивали умения пользоваться двумя речевыми формами (коммуникативными типами речи): описанием и сообщением (в настоящем времени). В 5-м классе работа над этими речевыми формами продолжается, но охватывает большее количество лексических единиц и грамматического материала, т. е. формируемые в этом русле навыки и умения усложняются. Так, учащиеся должны овладеть умениями описывать внешность человека, одежду, погоду, например погоду сегодня в сравнении с погодой вчера, используя степени сравнения прилагательных, и т. д. Они должны овладеть умениями делать краткие сообщения о действиях в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, объектом целенаправленного формирования становятся пересказ как специфическая речевая форма, направленная на передачу полученной информации, а также рассказ о действиях и событиях в настоящем, прошлом.
Таким образом, на данном этапе обучения предполагается значительное качественное развитие монологической речи учащихся и увеличение количества используемых ими речевых форм (коммуникативных типов речи), а также лексического и грамматического материала. Текущий контроль диалогической и монологической речи осуществляется при прослушивании высказываний учащихся, но целенаправленным он становится на уроках повторения и контроля.
Обучение аудированию
Аудирование занимает в 5классе весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним.
Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6 классе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения этого вида речевой деятельности. В каждом параграфе имеется специальный блок работы над аудированием. Тексты несколько усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала, а также за счет некоторого увеличения длительности их звучания1. Кроме того, в большинство текстов для аудирования включены специальные языковые явления для развития языковой догадки (заимствования из русского языка, сложные и производные слова от знакомых корней). Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова. Обучение аудированию строится как реализация определенной программы действий с воспринимаемым на слух текстом.
Задание к каждому упражнению дано в учебнике, чтобы лучше ориентировать учащихся в последовательности действий, которые необходимо осуществлять в процессе прослушивания и после него, и чтобы таким образом заранее нацелить на предполагаемые формы контроля понимания. Это позволяет сделать процесс восприятия на слух более целенаправленным и управляемым.
Подготовка к этой работе обеспечивается выполнением многочисленных упражнений на слух. Упражнения направлены на восприятие материала, на отработку произношения, на расширение объема кратковременной памяти, на развитие механизма прогнозирования и т. д. Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.
Контроль понимания осуществляется двумя путями: невербально (с помощью тестов на множественный выбор, сигнальных карт: зеленая — понял(а), красная — не понял(а) и вербально (ответы на вопросы по содержанию прослушанного и т. п.).
Обучение чтению
В 5 классе продолжается обучение технике чтения как вслух, так и про себя. При чтении вслух имеет большое значение умение быстро узнавать и правильно озвучивать известный материал или материал, который может быть узнан, бегло (без лишних пауз и в нормальном темпе) его читать и понимать на уровне значений и смысла. При чтении про себя также обращается внимание на темп чтения и адекватность понимания. Скорость чтения вслух и про себя определяется обычно в 250—300 печатных знаков в минуту. Большое значение имеет чтение с опорой на догадку. В связи с этим тексты для чтения включают, как и в предыдущих классах, интернационализмы, производные слова от знакомых корней, сложные слова, прилагательные в атрибутивной форме, понимание значения которых требует активной мыслительной деятельности: установления ассоциативных связей, переноса, осмысления.
В некоторых текстах имеются также отдельные незнакомые слова и реалии, значение которых раскрывается с помощью комментария, а также перевода, синонимов и других объяснений, данных на плашках.
Целенаправленно ведется работа по обучению чтению со словарем.
Наряду с учебными текстами в учебнике даются и облегченные оригинальные тексты: несколько мордовских народных сказок, несколько статей из журнала «Чилисема», стихи мордовских поэтов и др.
В целом, в 5 классе осуществляется дальнейшее развитие чтения с полным пониманием текстов, построенных на полностью знакомом материале или с предварительно снятыми трудностями, и текстов, включающих незнакомый, поддающийся самостоятельному осмыслению материал, а также материал, для понимания которого требуется обращение к словарю.
Кроме того, ведется работа над чтением с пониманием основного содержания, которое в дальнейшем должно стать ведущим.
Часто школьникам предлагается чтение разных текстов на выбор. В этом случае при проверке понимания содержания желательно так посадить учащихся в классе, чтобы один прочитал другому незнакомый для последнего текст либо кратко изложил его содержание, либо ответил на вопросы партнера по его содержанию и т. д. По сути, речь идет об использовании технологии «обучение в сотрудничестве».
Обучение письму
Обучение письму нацелено в 5 классе на поддержание навыков письма путем списывания и выполнения других письменных упражнений. Их количество увеличено. С другой стороны, в учебнике имеется некоторое количество творческих письменных заданий, например написание письма, заполнение анкеты, составление подписей к рисункам и т. п. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии, а потому посильны для учащихся.
Контроль навыков письма осуществляется на предварительно отработанном материале. Для этого используются упражнения с пропусками букв или небольшие диктанты.
Эти упражнения используются для фронтальной, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
Система упражнений для данного года обучения складывается, как и раньше, из упражнений по обучению: а) диалогической речи,б) монологической речи; в) аудированию; г) чтению; д) письму.
В 5 классе продолжается формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Самое главное на занятиях, и по эрзянскому языку в том числе, способствовать формированию основ учебной деятельности ребёнка — системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).
Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).
Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, и т.д.).
• планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).
• прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).
• контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).
• коррекция (выполнить работу над ошибками).
• оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).
• саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).
Познавательные универсальные учебные действия
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-эрзянски, например, который час?», «Как сравнивать предметы на эрзянском языке?»).
- Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
- Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
- Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
- Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
- Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
- Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
- Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).
Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога; проверить и оценить работу соседа).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия с полиэтническим контингентом учащихся является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Изучение эрзянского языка в 5 классе (четвертый год обучения) направлено на достижение цели
развития коммуникативной компетенции
в совокупности ее составляющих:
- речевой,
- языковой
- социокультурной
- компенсаторной
-учебно-познавательной.
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для среднего школьного возраста; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках.
Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям мордовского народа.
Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Задачи данного курса:
- познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
- расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях жителей Республики Мордовия на основе погружения в язык;
- показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
- сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
- научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.).
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в к и обучающихся в 5 классе
В результате изучения языка ученик должен
знать/понимать:
– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
– особенности структуры предложений изучаемого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
– признаки изученных ( существительных, прилагательных, глаголов, послелогов)
– основные нормы речевого этикета
– роль владения языками в современном мире; особенности
образа жизни, быта, культуры мордовского народа.
уметь:
говорение
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях
общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,
уточняя;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое
мнение, просьбу, отвечать на предложение согласием/отказом, опираясь на
изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе,
– делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных
тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или
услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать оценку
аудирование
– понимать основное содержание кратких, несложных текстов
и выделять значимую информацию;
– понимать основное содержание небольших текстов, относящихся
к разным коммуникативным типам речи (сообщение, описание, рассказ); уметь определятьтему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные.
Чтение
– ориентироваться в тексте; прогнозировать его содержание по названию;
– читать небольшие тексты разных жанров с пониманием основного
содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опускаявторостепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактовтекста);
– читать несложные тексты разных стилей с точнымпониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста
(языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную
информацию, выражать свое мнение;
– читать текст с выборочным пониманием нужной информации;
письменная речь
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец – расспрашивать
адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу.
Учащиеся в результате изучения эрзянского языка ( начиная со 2 класса в начальной школе) должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для взаимопонимания в процессе устного иписьменного общения с носителями эрзянского языка, установления в доступныхпределах межличностных и межкультурных контактов;
– создания целостной картины поликультурного мира, осознания
места и роли родного языка и изучаемого языка в этом мире;
– приобщения к ценностям культуры другого народа.
Изменения, внесенные в примерную учебную программу
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся. При этом акцент делается на парную и групповую формы организации занятий.
Предполагается выполнение проектных занятий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов.
Место в учебном базисном плане – 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Учебное пособие:
Эрзянский язык
5 класс: четвертый год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010
Применяемые технологии:
- Игровые
- Проблемного обучения
- Проектные технологии
- Технология коллективных творческих дел
- Сказкотерапия
- Технология встречных усилий
- «Диалог культур»
- ИКТ – технологии
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- практическая деятельность (выполнение упражнений).
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- разноуровневые тесты,
- комплекты заданий;
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ | Разделы, темы | Кол-во часов |
1. | Летние каникулы. | 2 |
2. | Времена года. Дары осени. | 2 |
3. | Школьные принадлежности. | 2 |
4. | Путешествие и виды транспорта. | 2 |
5. | Словари, разговорники эрзянского языка. | 3 |
6. | Празднование дня рождения, семейные традиции. | 2 |
7. | Мой город, мое село. | 2 |
8. | Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт. | 3 |
9. | Повторение материала, пройденного в первой четверти (Мон ды пертьпельксэм) (Я и моё окружение). | 2 |
10. | Портрет друга, подруги. | 2 |
11. | Работа с детским журналом «Чилисема». | 2 |
12. | Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия. | 2 |
13. | Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники). | 2 |
14. | Зимние забавы. Приметы зимы. | 3 |
15. | Костюм национальный (женский, мужской). | 2 |
16. | Повторение материала, пройденного во второй четверти. | 1 |
17. | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финно-угорских народов. | 3 |
18. | Колядки. | 2 |
19. | 23 февраля - День мужества. | 2 |
20. | Распорядок дня. | 2 |
21. | 8 Марта - Международный женский день. | 2 |
22. | Приметы весны. | 2 |
23. | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). | 2 |
24. | Еда, напитки (национальные). | 2 |
25. | Мой воскресный день. | 2 |
26. | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». | 2 |
27. | Повторение материала, пройденного в третьей четверти. | 1 |
28. | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха. | 2 |
29. | Знакомство с журналом «Сятко». | 1 |
30. | Одежда, обувь (весенняя, летняя). | 2 |
31. | Экскурсии по родному городу. | 2 |
32. | Мордовские народные игры. | 2 |
33. | Здоровье. Гигиена. Части тела. | 2 |
34. | Мы собираемся на каникулы: планы на лето. | 1 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Летние каникулы. Повторение.( 2часа)
Наступила осень.( 2 часа)
Знать: лексику по теме; имя существительное.
Уметь: использовать в речи данное грамматическое явление.
Школьные принадлежности.( 2 часа)
Знать: лексику по теме; имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Уметь: различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Путешествие. Виды транспорта. (2 часа)
Знать: лексику по теме.
Уметь: использовать в речи имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Словари и разговорники эрзянского языка.( 2часа)
Знать: существительные собственные и нарицательные.
Уметь: работать со словарем, использовать в речи существительные собственные и нарицательные.
Семейные традиции. Празднование дня рождения. (2 часа)
Знать: лексику по теме, категорию числа существительных, склонение существительных.
Уметь: образовывать форму множественного числа существительных,
употреблять существительные в основном, указательном, притяжательном склонениях.
Мой город, мое село. (2 часа)
Знать: лексику по теме, систему падежей.
Уметь: склонять имена существительные.
Писатели и поэты Мордовии. (1 час)
Знать: имена писателей и поэтов Мордовии, иметь представление об их творчестве.
Уметь: по опорной записи определять падежи имен существительных.
Повторение и обобщение темы «Существительное».
Мой друг (моя подруга) (2 часа)
Знать: лексику по теме, дательный и отложительный падежи.
Уметь: употреблять существительные в дательном и отложительном падежах, составлять текст по теме «Мой друг (моя подруга)».
Встреча с журналом «Чилисема». Работас журналом «Чилисема». (2 часа)
Знать: местный и исходный падежи.
Уметь: определять форму изученных падежей, составлять текст письма.
Профессии в нашей семье. Мне нравится эта профессия. (2 часа)
Знать: лексику по теме, направительный и вносительный падежи.
Уметь : употреблять существительные в направительном и вносительном падежах, составлять диалог по теме.
Мой класс. (2 часа)
Знать: лексику по теме, переместительный и превратительныйпадежи.Уметь : употреблять существительные впереместительном и превратительном падежах, составлять связный текст по теме.
Приметы зимы. Зимние забавы. (3 часа)
Знать: лексику по теме, сравнительный и изъятельный падежи.
Уметь: составлять связный текст по теме, употребляя существительные в формах разных падежей.
Мордовская национальная одежда. (2 часа)
Знать : лексику по теме, суффиксы субъективной оценки.
Уметь: понимать текст-описание, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Повторение и обобщение темы «Имя существительное». (1 час)
Зимние праздники. Новый год и Рождество. (6 часов)
Знать: о традициях и обычаях мордвы, имя прилагательное и его признаки.
Уметь: составить текст-описание, употреблять в речи прилагательные, различать качественные и относительные прилагательные.
Распорядок дня. (2 часа)
Знать: лексику по теме.
Уметь: составлять диалог, связный текст по заданной теме.
8 Марта – Международный женский день. (2 часа)
Знать: лексику по теме, способы образования прилагательных.
Уметь: составлять текст поздравления.
Птицы. Повадки птиц. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Послелоги и их значения.
Уметь: понимать текст по теме, отвечать на вопросы, писать послелоги со словами.
Национальные еда и напитки. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Глагол и его признаки.
Уметь: составлять рассказ по плану, употреблять глаголы в речи.
Мой воскресный день. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Глагол, его времена.
Уметь: составлять текст-описание действия.
Знакомство с мордовскими народными сказками. (2 часа)
Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». (1 час)
Весенние праздники. Вербное воскресенье. Пасха. (2 часа)
Знать: о традициях и обычаях мордвы. Времена глагола.
Уметь: строить высказывания о событиях в прошедшем, настоящем, будущем времени.
Знакомство с журналом «Сятко». (2 часа).
Знакомство с произведениями современных мордовских писателей
Одежда и обувь.(2 часа)
Знать: лексику по теме. Глагол, его времена.
Уметь: употреблять глаголы в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.
Экскурсии по родному городу. (2 часа)
Мордовские народные игры. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Типы предложений по цели высказывания.
Уметь: составлять диалог, участвовать в диалоге.
Здоровье. Гигиена. Части тела. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Типы предложений по интонации.
Уметь: составлять рассказ по теме, употребляя в речи разные по цели высказывания и по эмоционально окраске предложения.
Повторение и обобщение темы «Глагол».( 1 час)
Повторение и обобщение пройденного материала за весь год.( 1час)
РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол- во часов | Примерное содержание деятельности | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1. | Летние каникулы. | Беседа. | 1 | Описать по рисунку праздничный день 1 сентября. | ||
2. | Летние каникулы. | Урок развития речи. | 1 | Составить рассказ по рисунку. | ||
3. | Времена года. Дары осени. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составить рассказ «Как меняется природа осненью». | ||
4. | Времена года. Дары осени. | Практикум. | 1 | Перевести стихотворение – упр. 4, стр. 9 | ||
5. | Школьные принадлежности. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составить диалог. | ||
6. | Школьные принадлежности. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Перевести текст упр. 3, стр. 12 | ||
7. | Путешествие и виды транспорта. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составить предложения. | ||
8. | Путешествие и виды транспорта. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Составить предложения по рисунку. | ||
9. | Словари, разговорники эрзянского языка. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Работа со словарями. | ||
10. | Словари, разговорники эрзянского языка. | Практикум. | 1 | Работа со словарями. | ||
11. | Словари, разговорники эрзянского языка. | Практикум. | 1 | Работа со словарями. | ||
12. | Празднование дня рождения, семейные традиции | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Образовать формы множественного числа – упр.3,стр. 20 | ||
13. | Празднование дня рождения, семейные традиции | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Упр. 4, стр. 23 | ||
14. | Мой город, мое село. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Перевести пословицы, объяснить их значения. | ||
15. | Мой город, мое село. | Урок-экскурсия. | 1 | Составить из данных слов новые слова. | ||
16. | Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Работа с текстом. | ||
17. | Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Составление таблицы. | ||
18. | Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Перевести пословицы, объяснить их значения. | ||
19. | Повторение материала, пройденного в первой четверти (Мон ды пертьпельксэм) (Я и моё окружение). | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Перевести народные приметы. | ||
20. | Повторение материала, пройденного в первой четверти (Мон ды пертьпельксэм) (Я и моё окружение). | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа с текстом. | ||
21. | Портрет друга, подруги. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Перевести сказку. | ||
22. | Портрет друга, подруги. | Урок развития речи. | 1 | Написать сочинение «Мой друг». | ||
23. | Работа с детским журналом «Чилисема». | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Работа с детским журналом «Чилисема». | ||
24. | Работа с детским журналом «Чилисема». | Комбинированный | 1 | Работа с детским журналом «Чилисема». | ||
25. | Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составление рассказа по рисунку. | ||
26. | Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа с текстом. | ||
27. | Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники). | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составить предложения. | ||
28. | Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники). | Урок развития речи. | 1 | Продолжить рассказ по рисунку. | ||
29. | Зимние забавы. Приметы зимы | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составить рассказ по картине Ф. Сычкова «С гор». | ||
30. | Зимние забавы. Приметы зимы | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Составить рассказ «Приметы зимы». | ||
31. | Зимние забавы. Приметы зимы | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Составить рассказ по рисунку. | ||
32. | Костюм национальный (женский, мужской). | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составить кроссворд. | ||
33. | Костюм национальный (женский, мужской). | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Разгадать кроссворд. | ||
34. | Повторение материала, пройденного во второй четверти. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа с текстом. | ||
35. | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финно | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Придумать заголовок к тексту. | ||
36. | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финноугорского народа. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Перевести народные приметы. | ||
37. | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финноугорского народа. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Ответить на вопросы. | ||
38. | Колядки. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | По признаку определить предмет. | ||
39. | Колядки. | 1 | Работа с иллюстрациями. | |||
40. | 23 февраля – день Мужества. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Перевести текст. | ||
41. | 23 февраля – день Мужества. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Составить кроссворд. | ||
42. | Распорядок дня. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составить рассказ «Распорядок дня». | ||
43. | Распорядок дня. | Урок развития речи. | 1 | Продолжить диалог – упр. 6, стр 76 | ||
44. | 8 Марта | 1 | Перевести пословицы на русский язык- упр. 3, стр 78 | |||
45. | 8 Марта | Урок-кошцерт. | 1 | Написать поздравление маме. | ||
46. | Приметы весны. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | 1 | Составить предложения по сюжетным картинкам. | ||
47. | Приметы весны. | Урок-игра | 1 | Составить кроссворд. | ||
48. | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Продолжить диалог – упр. 2, стр 85 | ||
49. | Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки). | Рассказ учителя. Обучение чтению. | 1 | Перевести названия птиц на эрзянский язык. | ||
50. | Еда, напитки (национальные). | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Перевести текст – упр. 1, стр 87 | ||
51. | Еда, напитки (национальные). | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Перевести пословицы на русский язык- упр. 4, стр 90 | ||
52. | Мой воскресный день. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составить рассказ о посещении театра. | ||
53. | Мой воскресный день. | Урок развития речи. | 1 | Отгадать загадки о животных. | ||
54. | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Киноурок. | ||
55. | Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож». | Кино-урок | 1 | Перевести сказку «Ривезь ды Сея баран» на русский язык. | ||
56. | Повторение материала, пройденного в третьей четверти. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа со словарём. | ||
57. | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составление кроссворда. | ||
58. | Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха. | Урок-игра | 1 | Составить рассказ на тему «Дары леса». | ||
59. | Знакомство с журналом «Сятко». | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Работа с журналом «Сятко». | ||
60. | Одежда, обувь (весенняя, летняя). | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Работа со словарём. | ||
61. | Одежда, обувь (весенняя, летняя). | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Составление диалога. | ||
62. | Экскурсии по родному городу. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Заочная экскурсия по г. Саранск. | ||
63. | Экскурсии по родному городу. | Урок-путешествие | 1 | Составить рассказ на тему «Экскурсия в парк». | ||
64. | Мордовские народные игры. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Чтение скороговорок. | ||
65. | Мордовские народные игры. | Урок-игра | 1 | Знакомство с мордовскими играми. | ||
66. | Здоровье. Гигиена. Части тела. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Составление предложений. | ||
67 | Здоровье. Гигиена. Части тела. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Перевести пословицы на русский язык | ||
68. | Мы собираемся на каникулы: планы на лето. | Урок развития речи. | 1 | Составить рассказ по рисунку. | ||
ИТОГО | 68 |
РАЗДЕЛ V. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (контрольно-измерительный материал).
Виды контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, составление простого или сложного плана по тексту; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет,
РАЗДЕЛ VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебные пособия | Методические Пособия |
1. Ануфриева Н.А. Родиноведение. Учебник для 5 класса 2. О.В. Кочеваткина, Н.И. Ивлюшкина, С.Ю. Дмитриева. Эрзянский язык 5 класс. – Саранск: Морд. кн. изд. 2010 г. | Мультимедийные пособия. Мультимедийные презентации Портреты мордовских писателей.. Папки с иллюстрациями Учебно-наглядные пособия Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал). учебные фильмы, мультфильмы диски с мордовскими народными сказками, песнями. |
РАЗДЕЛ VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Бузакова Р.Н. Словарь синонимов эрзянского языка. – Саранск: Морд. кн. изд. 1982г.
- Беззубова-Кипайкина н.А. Тест эрзянь келень коряс – Саранск: Морд. кн. изд. 2004г.
- Богатырёв П.Г. Фольклор как особая форма творчества. – М.:Искусство, 1971г.
- Цыганкин Д.В. Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Саранск: изд. Морд. ун-та, 1980г.
- Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. – Саранск: Морд. кн. изд. 1964г.
- Беляев В.М. Мордовские народные песни. – М.: Наука, 1957г.
- Самородов К.Т. Мордовские пословицы и присловья. – Саранск: Морд. кн. изд. 1968г.
- Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. – СПб, 1910
- Ширманкина Р.С. Кемекставозь меревиксэнь валкс. – Саранск: Тип «Красс. Окт» 2000г.
- Эрзянь-рузонь валкс(Эрзянско-русский словарь) под ред. Б.А. Серебрянникова, Р.Н. Бузаковой, М.В. Мосина. – М.: Рус. яз.: Дигора, 1993г.
- Журнал «Чилесема».
- Журнал «Сятко».
- Журнал «Народное образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...