Творческие работы учащихся
творческая работа учащихся (5 класс) по теме

Родыгина Ирина Вячеславовна

Кегеж.(почеламут)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pervyy_uchitel1.docx21.59 КБ
Файл mar_kalendar.docx87.12 КБ
Файл shochmo_yylme_motkoch_usta_tunyktysho.docx18.37 КБ
Файл shochmo_velem.docx12.34 КБ
Файл kegezh.docx12.37 КБ

Предварительный просмотр:

Шыже кечын школ воктеке

О\гыр й`к адак ужеш.

Ке\еж мучко канымеке,

Школыш кажным чон шупшеш.

___________________________

Огына чамане вийым

Шинчамаш верч тыршена.

Неле, но тунемме ийым

Сайын ме кошартена.

        В.  Богданов

    2010 ий увертаралтын- Туныктышо Ий! Кто тугай туныктышо? Шинчымашым пуымаште , у е\ым куштымаште т`\ верым туныктышо налын шога. Тудо школ илышыш уло кумылын ужеш, порын вашлиеш да кумда илыш-корныш сай тыланымаш дене ужатымеш ш`м-чон  куатшым, уло вийжым пыштен тырша.

   Икымше кугу ошкылым, кугу илышыш ме ыштена ту\алтыш школышто и тыште мыланна полша икымше туныктышо.

   Мый тунемме жапыште шагал огыл уста туныктышо-влакым вашлийынам. Нунын кокла гыч иктыже-Лидия Александровна Саммасова, уло п`рышыжым туныктымо пашалан п=леклыше айдеме.Татарстан кундемыште Кукмара районысо Куркумбал ялыште шочын-кушкын. Можга педагогический училищым пытарымеке, 1979 ийыште Починок Кучук кыдалаш школышто туныктышылан тыршаш ту\алын.

   Мый кызытат шарнем. Шарнем, кузе икымше гана шке илышыштем школьный формым чийышым, кугу ош бантик вуйыштем и кидыштем кугу пеледышым кучен, авам кондыш школыш в`ден. Уремыште кече шыргыжале, каваште ик пылат огеш кой, а чонышто ыле весела. Шарнем, кузе мемнам икымше гана школ омса воктен Лидия Александровна вашлие.

   Лидия Александровна поро чонан, кумылан. Ава семынак мемнам арален шогыш, уло кумылын куаныш, чыла вере полшыш, чон чытыш и чанамыше ыле.

   Тудын ден пырля ме шинчымаш сандалыкыш икымше ошкылым ыштышна. Лидия Александровна дене пырля эн т`\лан : лудаш и возаш, мураш и кушташ, шотлаш и шукемдаш, й=раташ  п`рт`сым, кугу-влакым пагалаш, изи-влаклан полшаш ме тунемна. Эн сай да поро койышыжым Лидия Александровна тыршыш мыланна пуаш. К= огеш умыло пуымо  тунемме материалым, Лидия Александровна угыч умылаш лийше манын умылтарыш. Лидия Александровна дене пырля ме  почеламут, муро, конкурс-влакым, шочмо кече-пайрем-влакым эртарышна. Лидия Александровналан к=ра мемнам класс кугу и руж келшен илена.

   Лидия Александровна умылен пагалыш кажне тунемшым, ик т=р ончыш. Лидия Александровна йоча-влакым й=рата. Тудо мыланна пуо: икымше кулешан урокым: поро урок, чын лияш, л`ддымо кушкаш, й=раташ шке мландетым и сандалыкым. Но эн т`\ ойым, кудыжым ме нална Лидия Александровна дечын - тиде умбакыже тунемаш. Ме тауштена тудлан!

   Айдемым ончен-куштымо йодыш вет тыглай паша огыл. Кумда илыш-корныш лукмеш шуко тыршыман. Лидия Александровна ч`чкыдын шочмо-кушмо мландым, вер-ш=рым, родо-тукымым, илыш й`лам  й=ратыме, пагалыме нерген ойлен. Тидыжак кушкын толшо тукымым илыш-корныш лукмаште эн т`\лан шотлалтеш

   Кызыт пагалыме туныктышына сулен налме канышыште.Й=н лекме семын тунемше-влак дене вашлиеш.

   Мый  кугешнем! Мыйын туныктышем- Лидия Александровна Саммасова! Кугу буква гыч –Туныктышо! Тудо, чынжымак, туныктен! Туныктен мемнам чын айдеме лияш, пашаште кожмак, пе\гыде лияш, эре мом-гынат уым кычалаш да тидланак икшыве-влакым туныкташ.

   Лидия Александровна! Ончыкыжымат тыгаяк волгыдо кумылан, поро да тыматле лийза

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Почкучукская средняя школа

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Мой первый учитель

(Икымше туныктышо)

(сочинение)

                   

          Работу выполнила:

                                ученица 9-го класса

                                                          муниципального образовательного

                                                      учреждения села Починок Кучук

                                                                Кукморского муниципального района

                                    Республики Татарстан

                                                           Искандирова Радана Владимировна

                                                            Преподователь марийского языка и  

                  литературы              

                                                   Родыгина Ирина Вячеславовна



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Починок Кучук»

Кукморского района Республики Татарстан

 «Марийские народные праздники мари

 Кукморского района»

         

                                                                             

                                                                             

                                                               

                                                                 Выполнила ученица 9 класса

                                                                                МБОУ СОШ с. Починок Кучук

           Ирбулдина Ангелина Яковлевна

                                                                             

                                                        Научный руководитель

                                                                                учительница марийского языка

                                                                                и литературы

                                                                     МБОУ СОШ с. Починок Кучук

          Родыгина Ирина Вячеславовна        

         

                   

Содержание:

      I.  Введение.  

     II. Основная часть:

1)  Шорыкйол(Святки).

               2)  Ӱярня (Масленица).

3)  Кугече (Пасха).

4)  Семык ( Духов день).

5)  Сӱрем (Петров день).

    III. Заключение.

     IV. Литература.                                                                                                                                                                    

               

-2-

Введение.

Актуальность проблемы и выбор темы исследования. Я ученица 9  класса. Меня зовут Ангелина. Эту работу я решила написать про марийские праздники Святки(Шорыкйол),Масленица(Ӱярня),Пасха(Кугече), Семык (Духов день),Сӱрем(Петров день) которые проходят в нашей местности.

Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Формируясь в течение многих веков, развиваясь в различных исторических условиях, они сыграли важную роль в сохранении самобытности народа. Воплотив в себе все ценное, что есть  в народе-народное мировоззрение, художественное творчество, народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определённое место в жизни марийцев.

Марийские праздники сочетали общинное и семейно-родовое моление, производственно-магические обряды, обще деревенское гулянье, родственные встречи с застольем, молодежные игры и развлечения. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представления о счастье, полноте существования, гармонии и творческой жизни.
Во время праздников люди стремились восстановить связь с олицетворяемой в виде божества природой, усилить ее  плодородящие силы. В том, что познавая историю марийских праздников мы обогащаем себя новыми знаниями о своих предках, и ещё больше развиваем интерес к истории своего края.

Первое что я хотела узнать, это:

        1.Почему  же праздники называется Святки(Шорыкйол),Масленица(Ӱярня), Пасха(Кугече),Семык(Духов день),Сӱрем(Петров день)?

  1. Какие обряды сохранились до настоящего времени у праздников?

        Таким образом, объектом моего исследования является - марийские календарно-обрядовые праздники.

        

-3-

Для раскрытия  поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

*изучение литературы по проведению этого праздника;

*рассказать о марийских праздниках;

*на примере марийских праздников раскрыть самобытность марийского народа;

*участвовать в поведении праздника.

Гипотеза исследования: в том, что познавая историю марийских праздников мы обогащаем себя новыми знаниями о своих предках, и ещё больше

развиваем интерес к истории своего края.

Методы исследования:

*поиск;

*теоретическое изучение источников литературы;

*анализ и обобщение собранного материала.

В работе я использовала  следующую литературу:

1.История и культура марийского народа: Хрестоматия для 8-9 5классов;

Составители А.А. Андриянов, И.С. Иванов, О.М. Герасимов и др., Йошкар –Ола, 1996год.

2. Марла календарь 2000 год.

3. Марла календарь 2001 год.

4. Я познаю мир: детская энциклопедия: Праздники народов мира ( авторы состовители: И. Полянская, Н. Ионина, М.,1999 год)

-4-

I. Основная часть

Святки (Шорыкйол).
   
В зимнем цикле календарных праздников важное место занимали Святки (Шорыкйол). Шорыкйол марийцы проводили в период зимнего солнцестояния. Праздник завершал старый, начинал новый земледельческий год. Шорыкйол был одним из значительных и долгожданных праздников, его ждали и дети, и взрослые. Началу праздника предшествовала серьезная подготовка. В избах проводилась тщательная уборка, помещения окуривались дымом от можжевеловых веток с целью их очищения.
С приходом праздника жизнь марийцев существенно оживлялась и менялась. Начинались различные развлечения, игры, гадания. Молодежь в основном играла, гадала, а взрослые и пожилые, проводили время за слушанием сказок, былин и рассказов из жизни, загадыванием загадок. Играли в старинные игры, например, в «лычки», «жгуты», «рыбу», «слепого барана» (сокыр тага), что разрешалось только в период Шорыкйол. Особое внимание уделялось первому дню праздника. В первый день праздника, были направлены на упрочение хозяйства, увеличение достатка семьи в будущем году.

Значительное место в праздничной обрядности занимали гадания (мужедмаш). Гадали разными способами, чтобы узнать будущую судьбу. Молодых людей интересовало замужество и женитьба в новом году, а пожилые люди через гадания пытались определить благополучие и довольство семьи, хозяйства, плодородие урожая. Вечером по домам выходила группа ряженых во главе со стариком Васлием и его старухой-Васли кува-кугыза. Они воспринимались марийцами как предвестники будущего, т.к. предсказывали о будущей жизни, урожае, прибавлении семейства, увеличении поголовья домашнего скота.

-5-

 Во время  праздника соблюдались и некоторые запреты – в праздничные дни не шили и не вышивали, мужчины откладывали в сторону инструменты для плетения лаптей, нельзя было и охотиться.

Масленица (~ярня).
Весенний цикл народного календаря открывался праздником Ӱярня (Масленица). Время проведения Масленицы приходилось на конец февраля и начало марта. Праздник справлялся в течение одной недели. Каждая неделя имела свое название: первая – кугу ӱярня (большая Масленица), вторая – изи ӱярня (малая Масленица). Символическим началом праздника считалось исполнение песни-заклинания «ӱярня йор-йор, ой йор-йор!» (Масленица йор-йор, ой йор-йор). Масленичные развлечения начинались в понедельник утром катанием с горы ÿярня курык (масленичная гора). С нее скатывались на санках, больших салазках, дровнях, куда усаживалось по несколько человек. Катанию с горы придавалось большое значение, по поверью, оно избавляло от болезней, прибавляло силы. Женщины-марийки, скатывались, усевшись на предметы быта и труда: начевки (уржа тагына), прялки (кÿнчыла вондо), а также на ржаные снопы (уржа кылта), шкуры домашних животных (коваште). Считалось, что так можно обеспечить благополучие в земледельческих и домашних работах. На Масленицу марийцы специально сооружали горку из двух параллельно сложенных жердей ÿярня кашта (масленичные жерди), йолкурык ( «гора для скатывания на ногах»).  С них скатывались парами, встав обеими ногами на одну из жердей, держась за руки стоящего напротив партнера. В период масленичной недели устраивали различные игры. На праздник готовили много масленой еды-блины, колобочки(ӱяча) из овсяного теста. Обильная еда означала будущее изобилие и достаток в еде .Во время праздника проводили семейный обряд Первый йӱмаш-в гости к своим родителям приезжали недавно вышедшие замуж дочери со своими мужьями и их родителями.

-6-

В последний день праздничной недели проводился обряд прощания с Масленицей- Ӱярня.

 Собрав накопившийся за праздничные дни мусор, закрепив на шесте ржаной сноп, сжигали с криком «Ӱярня каен! Вес ийлан адак тол!» (Масленица ушла! Приходи на следующий год!). Парни и девушки прыгали через костер.

 Крещеные марийцы, соблюдая церковный обычай,

отмечали Прощеное воскресенье, просили прощения у односельчан, родственников за нанесенные обиды. А в понедельник для них наступал Великий пост, продолжавшийся до Пасхи.                                                        

Пасха ( Кугече).
Пасха (Кугече) была одним из значимых и больших праздников весны. Он связан с  культом предков с семейно-родовыми и общинными молениями, почитание оживающей природы. Пасхальная обрядность начиналась с Вербного воскресения (Кичке пайрем). Накануне Вербного воскресенья (Кичке пайрем)  марийцы проводили обряд изгнания «нечистых» духов.

Каждый день пред пасхальной недели имел свое название. Во вторник (пел кон кече)-половина щелокова дня)проводилось  действия от злых сил,  якобы вторгающихся в жизнь людей. Запирали на засовы ворота, хлева, убирали одежду и обувь со двора, над дверями вешали ветки рябины и шиповника. Считалось, что в эту ночь колдуны пытались тайно проникнуть во двор и унести забытые вещи для нанесения порчи. Среда-кон кече, тоштомарий кон кече(день щелока, день древних марийцев)являлся днём запретов. До обеда не разводили огонь, не топили печь, не заходили к соседям. Несоблюдение этих запретов могло сказаться на приплоде домашних птиц, а также, по поверью, летом буря и град могли уничтожить урожай. В четверг- сорта кече (день свечи), устраивались специальные угощения умерших родственников.

-7-

Члены семьи вместе с родственниками в честь каждого умершего, а также владыки подземного мира и его помощников зажигали по маленькой восковой свече.

 Отламывая приготовленный хлеб и отливая пиво в специальный сосуд для умерших, участники поминок просили предков помочь им жить в мире и согласии, оказывать посильное содействие в хозяйственной деятельности, оберегать семью от несчастий, а урожаи – от болезней. В пятницу кугу кон кече (большой щелоков день) праздник продолжался, молодёжь устраивала разные игры, качались на качелях, играли на улице. Суббота юмын  аяр кон кече (злой щелоков день)- марийцы не работали, готовили ритуальные блюда, красили яйца. В день Пасхи (Кугече кече) марийцы рано утром мылись в бане, готовили праздничные блюда и проводили совместные подворные моления когыльо вуртак. В понедельник праздник заканчивался совершением обряда ташлама йÿмаш (угощение квасом).

Семык (Духов день).
Летний праздничный календарь открывался праздником Семык (Семик). Он входил в праздничный комплекс кон пайрем (праздник древних марийцев) и был глубоко связан с культом предков. Определенное место в нем занимали культ растительности, а также обычаи, связанные с регулированием семейно-брачных отношений, магические обряды и др.
Семык начинали праздновать в среду на троицкой неделе и заканчивали в день Троицы. Среда и четверг считались основными днями праздника, так как в эти дни совершались всевозможные обряды, связанные с почитанием и поминанием умерших. Их встречали, угощали, водили в баню и с почестью провожали. Среда (вÿргече – день крови) считалась тяжелым днем. В ночь со среды на четверг якобы выходили нечистые силы, колдуны и ведьмы (осал вий, локтызо, юзо, вувер).

-8-

 Чтобы уберечься от них, помещение дома, хозяйственные постройки окуривали можжевеловым дымом, над воротами и дверями вешали рябиновые ветки. Пятница, называемая в народе Лопка Семык (Широкий Семик), была днем всеобщих праздничных гуляний. Она проходила в беспечном времяпрепровождении. В этот день, по прошествии третьего дня гостевания, приехавшие на праздник гости начинали уезжать домой.

В понедельник крещеные марийцы отмечали – Духов день (Мланде шочмо кече). В эти дни не работали, запрещалось копать землю. Наступало время, называемое в народе «свободное лето» (яра кеҥеж), которое соответствовало периоду цветения хлебов, продолжавшееся две-три недели. Считалось, что в это время (сыҥса жап) земля беременна и нуждается в покое. Поэтому крестьяне соблюдали некоторые запреты. Нельзя было пахать, строить, поднимать с земли камни, валить деревья, прясть и ткать.                             

С`рем (Петров день).

Сӱрем имеет важное религиозное значение для марийцев, является одним из главных и строгих праздников летнего календарного цикла, сопровождается крупным молением с жертвоприношением. Во время праздника прежде проводилось обрядовое снятие табу, наложенное в связи с цветением хлебов, с периодом покоя и отдыха Матери Земли (Мланде Ава). Принося жертвоприношения богам, марийцы надеялись задобрить их и заручиться их поддержкой в хозяйственной и семейной жизни. Отмечался он в самый разгар лета – около христианского Петрова дня (12 июля) или же в Петров день. Основным отличием от других праздников было изгнание шайтана, нечистых сил (сÿрем мужо) и проведение большого моления с жертвоприношением в роще.

 Сӱрем имел важное религиозное значение для марийцев и сопровождался сложными церемониями.

-9-

 Подготовка к нему шла в несколько этапов, она включала общинное жертвоприношение, моления жителей родственных деревень – тиште кумалтыш, окружное жертвоприношение в кӱсото (священная роща округи).
 
День для проведения праздника назначался на сходке картами, которые строго следили за тем, чтобы он «не выпал на несчастливый день, среду или субботу». На сходке договаривались о сроке предстоящего моления, количестве жертвуемых животных, назначали главных картов.
В культовых представлениях, связанных с проведением этого праздника, отчетливо проявляется почитание дерева, земли. В дни праздника, наполненного веселыми песнями и танцами, детскими и молодежными играми и развлечениями, крестьяне не только отдыхали от повседневных будничных работ, но и получали эстетическое наслаждение от коллективного общения. Сÿрем (Кÿсö) завершал летний праздничный календарь марийцев. Вскоре после праздника крестьяне приступали к сенокосу, а затем – к уборке урожая.
 Перед выходом в поле проводили семейное моление, с зажженной свечой просили у богов благословения на благополучное проведение уборочной страды, ниспослания теплой и ясной погоды, сохранения здоровья и сил жнецам.

-10-

Заключение.

Первоначальной основой праздничного календаря была трудовая практика людей, прежде всего земледельческая, поэтому календарная обрядность марийцев имела аграрный характер. Календарные праздники были тесно связаны с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ. Для крестьян не было твердых дат, они ориентировались по природе. В дни зимнего солнцестояния отмечался праздник  Шорыкйол(Святки), означавший наступление нового времени. В период весеннего равноденствия справлялся праздник Ӱярня(Масленица). Ко времени летнего солнцестояния был приурочен обрядовый цикл-сыҥса жап (время цветение ржи). Осеннее равноденствие приходилось на время окончания сельскохозяйственных уборочных работ, с этого момента начинали проводить праздничные обряды в честь нового урожая.

  С внедрением церковного календаря, народные праздники были приближены по срокам к православным праздникам: Шорыкйол (Новый год, Святки) - к Рождеству, Кугече (Великий день) - к Пасхе, Сÿрем (праздник летнего жертвоприношения) – к Петрову дню. Несмотря на это, древние традиции не забывались, уживались с христианскими, сохраняя свой исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников продолжались исчисляться по-старому, с использованием лунно-солнечного календаря.

В своей работе, опираясь на использованную литературу, я доказала, что в современной жизни народные марийские праздники играют большую роль. Марийский народ создал своеобразную самобытную культуру. Познавая историю марийских праздников, мы обогатили себя новыми знаниями, ещё больше полюбили историю своего края.

-11-

Литература:

1.История и культура марийского народа: Хрестоматия для 8-9 5классов;

Составители А.А. Андриянов, И.С. Иванов, О.М. Герасимов и др., Йошкар –Ола, 1996год.

2.Марийские праздники:справочник-Йошкар Ола,2006.-52с.

3. Марла календарь 2000 год.

4. Марла календарь 2001 год.

5. Я познаю мир: детская энциклопедия: Праздники народов мира ( авторы состовители: И. Полянская, Н. Ионина, М.,1999 год)

-12-



Предварительный просмотр:

Шочмо йылме моткоч уста туныктышо.

Йылме-калыкын т`\ энертышыже, тудын чонжо, кумылжо, уш-акылже.

Мемнан йылмына–мундыр кугезына –влакын пуэн кодымо п=лекышт, сандене ме тудым ача-авана семынак эреак й=ратен аралышаш улына.

Кажне айдемын шке шочмо йылмыже уло. К=н дыр тиде руш, марий, татар, чуваш и тулеч моло. Кажныжлан шке йылмыже ш`мжылан лишылрак да эн мотор ч`чеш. Шочмо йылмыжлан айдеме изи годсо пагыт годымак тунемаш т`\алеш, кунам тудо икымше шомакым-влакым каласа, тиде «авай», «ачай» и тулеч моло. К= дыр тиде-мут-влак вес турлын каласа, но значенийже кодеш икте. Шочмо йылме дене каласыме шомак кеч-к=ланат ныжылгын, моторын, ямлын й=\галтеш. Туняште пеш шуко йылме-влак улыт, шотлен пытарашат ок лий. Шочмо йылме ача-ава деч икшыве-влаклан кусна. Эн ондак тудлан шке еш коклаштыштат тунемыт, а вара шинчымашыштым школышто вияндат. Школышто йоча шуко ум вашлиеш, тудым тунемаш, умылаштырша. Чыла тидлан шочмо йылмыже полшен шога.

Т`няште пеш шуко школ-влак и кажне школ шке йылмыже уло. Тиде т`\ йылмылан пеш чот туныктышо-влак туныктат. Тунемше-влак тиде йылмым т`ня мучко шарышаш улыт. Кажне шке йылмыжым к`шк= нолтышаш, аралышаш улеш.

     Мыйын шочмо йылмем-тиде марий йылме . Мый тудым пеш й=ратем, куанен тунемам, а варажым шке шочмо йылмем к`шк= н=лташ полшем.Вет тиде йылме мыйын декем ача-ава деч толын, мый тудым тыршен тунем шаш улам.

      Марий калыкынат шке литературыжо уло, писательже-влак улыт. Тудлак моткоч шке йылмыштым моктат да эре к`шк= н=лтат. Марла шуко роман, повесть, ойлымаш, почеламут, поэма возалтын. Нунын кокла гыч эн сайжым т`рл= йылмыш кусарыме.

       Ме марла ойлена, возена, лудына, мурена… Шочмо йылмын пиалан саскаж дене к`леш семын пайдалена да кугешнена. Мыйын шонымаште, кажне айдеме шке шочмо йылмыжым й=рата. Эре шке йылмыже дене кутыраш шона. Ожно годсек марий-влак шке рвезыштым изинекак шочмо йылмыштлан туныктат. Ончыкыжат тиде ныжылге, яндар в`д семын йогышо марла йылмына ончылно эре лийже. Йылме ынже пытеманын, рвезе-влакым шке шочмо йылмыжлан туныкташ к`леш. Кудыжо дене аваж ден ачаже кутырат.

     Шочмо йылме-эре ончылно лийшаш.

     Мый й=ратем шочмо йылмем.

Возен 9классыште тунемше

Ирбулдина Ангелина

У-Ялкыдалаш школ



Предварительный просмотр:

Шочмо велем.

Шочмо велем, Кна велем,

Моткоч тыйым йöратем.

Тыштак мые шочынам

Тыштак вийым мый погем.

Кна эгер вÿдыштет

Йÿштылам да каналтем.

Тыгак мыйым Кна велем,

Илыш палаш туныктет.

                                                       Ирдуганова Карина 5-ше класс

                                      Почкучук кыдалаш школ



Предварительный просмотр:

Кегеж

Кегеж кече пеш мотор:

Уло чоным шулыкта.

Муро сеемым луктына,

Мурым мураш тÿгалына.

Кегеж кече пеш уста,

Мурым мураш пеш мастар.

Мурым мураш веле огыл,

Пашам ышташат мастар.

Ишкеева Гулия 5-ше класс

                                                                                 Почкучук кыдалаш школ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы учащихся

Творческие работы учащихся...

Творческие работы учащихся по геометрии, 6 класс

Представлены две работы учащихся 6 класса. Геометрический конструктор и пластилиновая геометрия....

Творческие работы учащихся

Сюда включены исследовательские работы, презентации,рефераты учащихся...

Творческая работа учащегося

Сочинение по теме " Безопасность труда профессии моих родителей".Каждая профессия налагает определенные требования, и каждый добросовестный работник обязан их выполнять. Безопасность труда- это особый...

Творческие работы учащихся и для работы с учащимися

Материал может быть использован на уроках истории и МХК...

Проектная работа - эффективное средство организации самостоятельной, творческой работы учащихся.

В своей работе я применяю метод проектов уже несколько лет и вижу, что он приносит свои положительные результаты. Тема работы, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уро...

Тема работы: «Символ верности, любви и надежды» - творческая работа учащихся

XVII городскаяолимпиада пошкольному краеведению,посвящённая 70-летиюПрохоровскоготанкового сражения...