Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
план-конспект урока (11 класс) на тему

Садченко Татьяна Дмитриевна

Тема урока. Антигуманистическая теория Раскольникова и её кру­шение («разрешение крови по совести»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f._m._dostoevskiy.prestuplenie_i_nakazanie.doc150.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Конспекты уроков

I  ВАРИАНТ

Тема урока. Антигуманистическая теория Раскольникова и её кру шение («разрешение крови по совести»).

Цель урока: на основе текста доказать, что сущность теории Рас кольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека.

Оборудование урока: магнитофонная кассета с записью лек ции о теории Раскольникова; иллюстрации к произведениям Достоевско го; доклады, рефераты, рисунки, стенгазеты, подготовленные учащимися двух-трех классов.

Эпиграфы к уроку (читают два ученика):

«Толстой и Достоевский - два величайших гения, силою своих та лантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумлённое внимание всей Европы, и оба встали как равные, в великие ряды людей чьи имена - Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гёте».

М. Горький

«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем импе риалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму».

Ч. Айтматов

Ход урока. Звучит записанная на кассету краткая лекция о тео рии Раскольникова. Материал для неё можно взять из статьи М, Ков- сана «Соучастники преступления»

Вступление: Страшен мир тупого гробового молча ния. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он мо лод. Красив. Умён. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Най ти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников придумы вает античеловеческую до своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убий стве, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеётся над ним). И нет конца этой боли...        

Ход  беседы.

На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она вос торжествовала?

В ответах учащихся на этот вопрос должна прозвучать мысль о том, что теория Раскольникова - антигуманистическая по своей сути. В её основе заложены идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,

Для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова об рекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за хотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоёвывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришёл фашизм в Германии...

Свои мысли девятиклассники подтверждают отрывками из текста (Эпилог, гл. 2), а также материалами из школьного музея боевой славы.

Учащиеся говорят о том, что бонапартистские идеи живы и по сей день. Современный материал по этому вопросу они подбирают самостоя тельно.

Почему Раскольников совершает два убийства?

Ответы на этот вопрос сводятся к следующему. Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить. Включается как бы цепная реакция, в которую вовлекаются всё новые и новые жертвы. Уби та старуха-процентщица, потом - совершенно невинная Лизавета, Ми колка осуждён на каторгу... А сколько ещё людей затронуто этой исто рией: и близких, родных и совершенно чужих. Всех волнует это убий ство. О нём говорят, из-за него страдают и те, кто ни в чём не повинен.

Почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не, скажем, нож или другое оружие?

Иногда учащиеся затрудняются ответить. Тогда учитель задаёт на водящий вопрос: Встречали ли Вы в произведениях русской литературы образ топора?

Ученики вспоминают: Герцен и Чернышевский звали Русь к топо ру. В этом случае он служит символом борьбы за права простого чело века. У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Савелий, бо гатырь святорусский, который немца Фогеля живым в землю закопал, говорит: Наши топоры лежали до поры, - это как орудие защиты от угнетателей. А вот ещё одно некрасовское стихотворение: Надрывается сердце от муки, плохо верится в силу добра, слыша в мире царящие зву ки барабанов, цепей, топора. Оно написано в годы реакции. Здесь топор упоминается как средство расправы над революционерами, людьми, не сущими в жизнь передовые демократические взгляды.

Итак, топор - образ аллегорический, имеющий определённую идей ную нагрузку. Мы видим, что это символ не только слепой силы, но и борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы, борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы. («Ты барин! Тебе ли с топором ходить; не барское вовсе дело»).

Вспомним, почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? В ней олицетворяются для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие, как его сестра, как Соня Мармеладова, как Катерина Ивановна и её дети. Раскольников поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость. Но удар, предназначенный жестокосердной и жадной ростовщице, обруши вается и на него. В понимании Достоевского, поднятый топор - это в любом случае символ насилия, и неважно, ради каких целей его приме нили.

Почему Раскольников страдает и терзается после преступления? Отвечая на этот вопрос, учащиеся говорят о том, что, создавая свою страшную антигуманистическую теорию, Раскольников уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого, он испытывает муки и оттого, что не сумел стать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, Разумихи ным, что чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых лю дей и как бы не хочет к ним прикасаться. Раскольников двойственен. С одной стороны, убийство ему противно, но с другой - он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить совесть нечем. Эту мысль ребята подтверждают отрывками из романа (ч. 3, гл. 5; ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4),

Образ Раскольникова - трагический. Он, гуманный по природе че ловек, пытается уничтожить идею человечности. (Я не человека, я прин цип убил). Его преступление оборачивается и духовным самоубий ством. Он говорит: Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не стару шонку!

Другие ребята, признавая двойственность сложной натуры Расколь никова, считают: он мучается оттого, что не хочет принять страдания как расплату за преступление, т. е. не хочет признать себя неправым. Он говорит, что те люди не так сделаны (те - это необыкновен ные). Стало быть, настоящего властелина, разгромившего Тулон, устроившего резню в Париже, бросившего армию в Египте, развязавше го войну 1812-го года, совесть не тревожила, потому что ему всё разре шалось. И Раскольников больше всего мучается оттого, что переступить- то он переступил, да на этой стороне и остался, то есть оттого, что он обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Рас кольников делает вывод о том, что он, как все, - вошь, тварь дрожащая (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4; ч. 6, гл. 7, 8; Эпилог).

Поступок Раскольникова - предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник я. Рас кольников двойственен и в преступлении и в страдании: его душа рас колота надвое (отсюда и фамилия). Вот что говорит нам об этом Досто евский:

И хотя бы судьба послала ему раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от которого мерещилось бы петля и омут, он бы обрадовался ему. Но он не раскаивался в своём преступлении,

Он одно признавал своим преступлением: что не вынес душевных мук и сделал явку с повинной.

Вспомним отношение Раскольникова к совести. Каково оно?

Ребята зачитывают диалог:

Порфирий Петрович: Как насчёт совести?

Раскольников: У кого есть она, тот страдает, коль сознаёт свою ошибку...

Разумихин: А гениальные вот те, которым резать-то право дано, те не должны страдать?

Раскольников: Пусть страдает, если жаль жертву.

Итак, мы выяснили: Раскольников объясняет себе свои душевные мучения тем, что не смог до конца довести дело, не сумел стать челове ком необыкновенным (наполеоном сделаться).

Но чего он в себе недооценил?

Учащиеся не сразу, но всё-таки догадываются: у Раскольникова есть совесть. И все его страдания - это голос совести.

Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отри цает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна и что в этом отношении все люди равны.

Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий из менить мир, повернув его на путь справедливости, он всё же неизбежно принесёт зло и себе, и другим.

Почему убийца Раскольников ближе писателю и читателю, чем нравственно безупречный Разумихин?

Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Да, он - убийца. Но пи сатель заставляет нас сочувствовать ему, потому что он хочет изменить жизнь. У него болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому.

Разумихин же как бы унижается перед жизнью. Он у неё в плену. Он принял жизнь как должное. Раскольников же бунтует. Он нам дорог за свой непокой, за своё страдание, за то, что спорит сам с собой, терза ет себя и мучит в поиске истины.

Разумихин же, действительно, нравственно безупречен: честен, тру долюбив, способен сильно любить, человек правильный и порядочный. Но сомнения не для него. Проблемы, которые волнуют Разумихина, так ничтожны по сравнению с теми, над которыми бьётся растревоженный ум Раскольникова. В страданиях Достоевский видит проявление настоя щей человечности. Именно в них - залог воскресения, возрождения лич ности. Описывая терзания Раскольникова, писатель утверждает, что всё подлинно человеческое ещё не погибло в его герое.

Оправдывает ли Раскольникова жестокость эпохи?

Девятиклассники приходят к выводу, что условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость. Учащиеся подтверждают эту мысль историей Клода Изерли, сбросившего бомбу на Хиросиму, который не смог жить, осознав, какое совершил преступление.

Достоевский учит нас (в этом злободневность, современность и цен ность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

II  ВАРИАНТ

Цель урока: на основе идейно-художественного анализа романа «Преступление и наказание» сделать акцентированный разбор узловых проблем произведения.

Внутрипредметные связи: полемика Ф. М. Достоевского с Н. Г. Чер нышевским и И. С. Тургеневым по вопросам развития общества; Петер бург Пушкина и Достоевского; тема судьбы детей в капиталистическом мире у Некрасова и Достоевского.

Оформление доски.

Тема урока: «Перерыть все вопросы в романе...» (Ф. М. Достоев ский).

Эпиграф: «Мир спасёт красота» (Ф. М. Достоевский).

Слева от доски вывешены портреты И. С. Тургенева, Н. Г. Черны шевского, Ф. М. Достоевского.

В центре размещён экран, а справа - листы с опорными конспек тами:

№ 1                                                     Петербург Достоевского

Пейзаж

Сцены уличной жизни

Интерьер

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

№ 2                                                  Теме «маленького человека»

(судьба Мармеладова и его семьи)

В чём сущность жизненной драмы Мармеладова?

Достоин ли сострадания Мармеладов?

Катерина Ивановна.

Судьба детей.

Мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих».

№ 3 Преступление и наказание Родиона Раскольникова

- Причины преступления:

а)        социальные,

б)        мировоззренческие,

в)        психологические.

В чём наказание?

«Их воскресила любовь!»

Логическое задание:

1. В чём своеобразие взглядов Достоевского на развитие обществен ной жизни? (Отличается ли его мировоззрение от мировоззрения Тургенева и Чернышевского?)

2. Какие вопросы хотел «перерыть» в романе Достоевский?

3. Почему Петербург Достоевского - «город, в котором невозмож но быть»?

4. В чём сущность жизненной трагедии «маленького человека»?

5. Как в романе раскрывается тема протеста?

6. Над какими проблемами современности заставило вас задумать ся это произведение?

Слово учителя. Ф. М. Достоевский с великим состраданием изображал людей несчастных и угнетённых, доведённых до последней степени унижения. Он смело ставил в своих произведениях основные вопросы: о революции и социализме, о вере и атеизме, о смысле жизни отдельного человека и грядущих судьбах всего человечества. Писатель обличал индивидуализм хищников и всей силой своего гения вставал на защиту обиженных и обездоленных, заставляя читателей содрогаться от ужаса и проливать слёзы сочувствия над безвинными жертвами. Он всю жизнь мучился бесконечной болью за человека.

У Достоевского нет и не может быть равнодушных читателей. Его произведения волнуют остротой поднятых проблем, поэтическим мастер ством огромной, почти шекспировской силы, вместе с тем они пробужда ют чувство самого решительного протеста против бесчеловечности усло вий жизни в буржуазном обществе.

Работа по опорным конспектам. Обращаемся к пробле матике романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Об суждение каждой проблемы ведёт учащийся-руководитель группы, кото рый по ходу анализа ставит вопросы, а затем делает обобщающие выводы.

№ 1. Петербург Достоевского. Просматриваем фильм «Петербург Пушкина». Один из учеников читает стихотворение Иннокентия Аннен ского «Петербург».

Сравниваем Петербург Пушкина и Достоевского, находя в тексте романа описание городского пейзажа и интерьера, сцен уличной жизни.

Вопросы: Каков лейтмотив этих описаний и сцен? Каким пред стаёт Петербург в романе Достоевского?

Ответы учащихся и вывод руководителя группы сводятся примерно к следующему. Господствующий мотив всех описаний - безобразная теснота, духота, толчея, давка. Это постоянные и единственные впечат ления, которые оставляет Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть». Его атмосфера - это атмосфера тупика и безысход ности, которая чревата скандалом, катастрофой, преступлением. Тема Петербурга не исчерпывается общей картиной жизни города. В судьбе семьи Мармеладова она получает дальнейшее конкретное развитие. Пи сатель заглядывает в один из углов столицы, и ему открывается бездна.

№ 2. Тема «маленького человека» (судьба Мармеладова и его семьи).

Жизнь - семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Ка тастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать её лишь обостряет безысходность ситуации, приближает неотвратимую гибель. Выхода нет. В конце концов приходит разрешение: смерть - единствен ный выход.

(Основное внимание обращается на исповедь Мармеладова. (Про слушивается пластинка «Исповедь Мармеладова»),

Вопросы: В чём сущность жизненной драмы героя? Достоин ли он сострадания?

Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном осозна нии того, что некуда и не к кому идти. Ему остаётся одно - погибнуть. Повторяет эту судьбу и его жена. (Один из учащихся анализирует об раз Катерины Ивановны).

Мир, в котором живут герои Достоевского, - это мир «погибших и погибающих», для человека нет никакой надежды на перемену. Чудо вищная преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские слёзы.

Тема детей в капиталистическом мире раскрывается в процессе ком ментирования репродукций картин В. Перова «Тройка», В. Маковского «На побывку к сыну», чтения отрывков стихов из цикла «О погоде» («В нашей улице жизнь трудовая...»), «Плач детей» Н. А. Некрасова.

Обвиняя мир в жестокости, Раскольников, как все истинные гума нисты его эпохи, прежде всего говорит о детях. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружаю щей действительности и укрепляют уверенность в правильности его теории: в обществе, где царит зло, во имя его искоренения разрешается пролитие крови по совести. С первых страниц романа тема детских слёз и детской чистой души звучит как обвинение преступному миру.

Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна. Они находятся в состоянии приговорённых к смерти.

Писатель не забывает и о другой стороне жизни русского общества. Не только судьбы «бедных людей» свидетельствуют о гибельных тен денциях в развитии России 60-х годов XIX века. «Роковое, переходное» время рождает преуспевающих промышленников. В галерее «хозяев жизни» наиболее типичен Лужин.

(Учащиеся характеризуют образ этого персонажа).

Достоевский не ограничивается состраданием к несчастным. Со стра ниц романа раздаётся голос протеста и негодования. Он слышится в безнадёжном: «Не к кому человеку пойти», - Мармеладова, в «отчаян ном и ненавистном» крике Катерины Ивановны: «Уездили клячу! На дорвалась!». Положение героев таково, что у читателя возникает настоя, тельная потребность в решительных и скорых действиях.

Что же делать? Как спастись от гибели? С этого и начинается ос новная тема романа - тема протеста, связанная с образом главного Героя Родиона Раскольникова.

№ 3. Преступление и наказание Родиона Раскольникова.

При работе над этим конспектом мы используем письмо Ф. М. До стоевского М. Н. Каткову, издателю журнала «Русский вестник» (сен тябрь, 1865 г.); фильм «Преступление и наказание»; высказывания Розы Люксембург о писателе.

Вопрос о том, что толкнуло Раскольникова на преступление, - один из основных в романе. Трое учащихся заранее готовят сообщения о социальных, мировоззренческих, психологических причинах злодеяния, совершённого Родионом Раскольниковым.

Вопросы: В чём наказание? Возможно ли для Раскольникова об новление и возрождение?

Ученики говорят о муках совести, испытываемых героем, о состра дании и милосердии Сони Мармеладовой, о том, что героев может вос кресить любовь.

Затем сопоставляем роман Достоевского с произведениями о «новых людях» Тургенева и Чернышевского.

В заключение урока работаем по вопросам логического задания. В ходе этой работы и будет сформулирован вывод из разговора, состо явшегося на уроке.

Заключительное слово учителя. Период 60-х годов прошлого века нам известен по произведениям А. Островского, И. Тургенева, Н. Чер нышевского, М. Салтыкова-Щедрина. В творчестве Ф. Достоевского об наруживается решительная полемика с ними, - как с либералами, так и с революционерами-демократами. Он видит в революционном движе нии индивидуалистическое бунтарство и опасается, что в процессе ре волюционных преобразований жизни восторжествует антигуманистичес кая идея, направленная против отдельной личности: цель оправдывает средства. Следуя мучительным путём познания зла, писатель тем не ме нее верит в торжество добра, разбуженного в сознании людей Красотой и Любовью.

Недаром романы Достоевского иногда называют собранием пятых актов трагедий; каждый из них заканчивается так, что предполагает су ществование иной, подлинно человеческой действительности.

Т. Д. Садченко
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №22»,
с. Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы. Тема урока - Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского» Базовый учебник. • Цель и задачи урока : Цель: создание условий для формировани...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...