Статья "Киноэто жизнь, из которой вырезано все скучное"
статья (10 класс) на тему

Мелкумова Татьяна Эдуардовна

Сатья предлагает описание опыта работы по созданию детской киноакадемии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы 58 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель структурного подразделения

по поддержке и развитию одаренных детей

в рамках  окружного проекта «Школьная киноакадемия»

ГОУ  СОШ   с углубленным изучением английского языка № 1338

Мелкумова Татьяна Эдуардовна

КИНО – ЭТО ЖИЗНЬ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫРЕЗАНО ВСЕ СКУЧНОЕ

         (из опыта работы детской школьной киноакадемии)

  Как-то случайно  я подслушала разговор двух девочек на переменке:

               -  Ты уже познакомилась с новеньким?

               -  Да. Когда мне удалось его "разговорить", выяснилось, что он далеко не глупый человек и при этом вполне дружелюбно настроен. И еще – нам нравятся одни и те же фильмы!

       И  сразу пришла мысль:  кино может стать той объединяющей силой,  в которой мы все так нуждаемся.  Ведь из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе положение уникальное.  Известный канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии,  психофизиологии  М. Маклюэн  относит кино к «горячим» средствам  масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием .

       Ни одно искусство не передает с такой достоверностью — именно вследствие того, что не является движущейся фотографией, копирующей реальность, а являет собой продукт коллективного творчества и потребления, — нашу повседневную жизнь, наши привычки и обычаи, делая их максимально доступными самым широким массам. Сама природа кино социализирует людей, объединяет их , так как является синтезом всех прочих искусств (и в этом смысле имеет лишь одну аналогию — храмовое действо).

      Как известно, в социокультурной реальности возникает объективная потребность взаимодополнительности кино, телевидения и видео как различных средств аудиовизуального творчества на уровне образующихся перцептивных связей и формирования образного видения в процессе любительской созидательной деятельности. В связи с этим правомерно возникает вопрос о видеокультуре как части перцептивной культуры современной молодежи. И сегодня школа обязана опережать действительность , а образование должно не только улавливать нарождающиеся тенденции, но и отбирать из них те, которые перспективны для развития гуманного человечества.

               Сегодня главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурной среды. Идея формирования культурно-образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность. Для Москвы как многокультурного мегаполиса система образования должна выступить механизмом воспроизводства столичной культуры и консолидации общества, снижения рисков социальной и этнокультурной напряженности. Это предполагает реализацию в системе образования новых подходов к социализации, в т.ч. выращивание способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формированию установок толерантности.              

Укрепление роли Москвы как культурной и образовательной столицы России требует активной лидирующей роли Москвы в процессах модернизации российского образования через разработку новых образовательных технологий, создание площадок обмена передовыми практиками.   Возрастает роль   культурно-образовательной среды школы, которая понимается нами как пространство взаимодействия ее субъектов по созданию ценностных, базовых, функциональных, предметно-практических условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся. Культурно-образовательная среда школы не только важный источник культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферы внутришкольных общностей, определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный климат (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культурную среду социума. С одной стороны, это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (то есть субкультура ребенка), с другой - это сфера педагогических влияний, то есть создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка.

                Только осознав характер взаимодействия между художественно-культурной стихией и целенаправленным процессом эстетического воспитания, мы сможем понять, а это исключительно важно сегодня, какое место занимает и должна занимать школа в качестве одного из социальных

институтов художественного образования народа, выстроить эффективную целостную систему взаимодействия этих институтов.

Культурно-образовательная среда школы формируется в процессе освоения идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом сообществе, и учитывает интересы, потребности школьников и их родителей.

                 Несколько лет тому назад, включившись в работу городских экспериментальных площадок  «Мировоззренческое  кино и телевидение» и «Гуманитарное проектирование учащихся в сфере художественно-эстетическоой сфере»,  мы пришли к выводу ,что развитие  РЕБЕНКА состоит в умении презентовать свои образовательные достижения, продукты своей проектной деятельности, формировать деловые и организационные

 качества , что  развитие ребенка состоит в способности ориентироваться в

изменяющихся условиях, умений общаться  – это ответ на требования современной жизни, это фактор успеха наших воспитанников в рыночных условиях. 

           Так возник проект « Школьная киноакадемия» «ВСПЫШКА, целью которого являлась     разработка и апробация модели психолого-педагогических    условий  развития      внутреннего мира ребенка  в  процессе художественно-эстетического  творчества, построение инфраструктуры проектной деятельности учащихся в художественно-эстетической сфере и реализация культурно-образовательного ресурса.

           Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления».  Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью вовлечения детей в работу  «Школьной Киноакадемии».  Данный проект позволял  выявить творческие способности  у одаренного ребенка и предоставить возможности для их реализации.

                Работа в киноакадемии удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом,. позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (мировоззренческий фильм, видеоролик, клип, анимационный фильм и даже фотофильм.).
               В работу Киноакадемии мы стремимся включать всех желающих детей. Хочется отметить, что среди мотивированных детей большую часть составляют талантливые ребята. Они отличаются любознательностью, чувствительностью к проблемам, познавательной самостоятельностью, высоким уровнем развития логического мышления, повышенным интересом к дивергентным задачам, оригинальностью и гибкостью мышления, способностью к прогнозированию, отличной памятью, стремлением к самоактуализации.

         Школьная киноакадемия  как детско-взрослая общность служит пространством для развития гуманистических ценностей. Научно-методологической основой исследования феномена детско-взрослой общности образовательного учреждения стала концепция событийности Виктора Слободчикова, в которой событийная общность рассматривается как социальная организованность, возникающая через личные смыслы и энергетику совместности в совместное деяние. Социальное бытие наполняет переживанием индивидуальное существование, поскольку обособленно в индивидуальном самосознании и индивидуальном действовании переживание не существует. По мнению В.И.Слободчикова, «собственно «человеческое» находится  не внутри индивида, а между, в пространстве человеческих взаимоотношений,человеческих объединений».

             Сегодня перед образованием поставлена задача не просто вооружить молодых людей знаниями, умениями и навыками по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

       Участвуя в социально-ориентированной деятельности, в продуктивном общении, в творческом взаимодействии дети и взрослые проходят и проживают сложный путь от мотивации до самооценки результата и постановки задач. Так, в нашем понимании, у детско-взрослого сообщества в киноакадемии  формируется опыт созидательной жизни через:

  • Через предоставление спектра прав и свобод взрослеющей личности в сочетании с его обязанностями и ответственностью;
  • Через создание событийной эмоциональной среды и ситуации успеха для каждого;
  • Через содействие в овладении способами созидания культурно – досуговых событий, взаимодействия с людьми.

Одним из таких культурно-досуговых событий  в нашей школе стал Школьный Кинофестиваль, который стал традиционным и  проводится  уже третий год . На  фестивале представляются  авторские учебные фильмы.  Это общешкольное мероприятие, которое ждут  и к которому готовятся  все: ученики, учителя, родители. Ведущие говорят  на 3-х языках: русском, английском и французском. Нам важно, чтобы фильмы, созданные учениками, можно было использовать и как учебный материал на уроке и классных часах. Так появился фильм «Все профессии важны», «Профессиональное самоопределение». Одной из номинаций кинофестиваля является номинация «Мировоззренческий фильм». Так мировоззренческий     мультфильм    «Гармонь» ( по мотивам главы поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин») на городском конкурсе-фестивале авторских фильмов      занял 1 Место. Очень важно, что в деятельности по созданию мировоззренческого кино участвуют группы ребят. Подчеркну, что лучше всего создавать фильм в группе, в которой каждый сможет почувствовать причастность к большому общему делу, ощутить свою значимость.

  В заключение хочется сказать , что проект «Школьная киноакадемия» -это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности.    Проект  Школьная киноакадемия «ВспыШКА» многогранен, эффективен и неисчерпаем. Проект  принят школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.         Благодаря этому проекту  происходит развитие  детско-взрослых семейных проектных групп с постепенным снижением роли педагога как методиста и возрастанием роли  учащегося.  Это  помогает перевести родителей из строгих, но посторонних критиков   в участников образовательного процесса и помощников, избавляет школу от конфликтных ситуаций, взаимного недоверия и перекладывания ответственности за ребенка друг на друга, а  авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. В определенном смысле учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля.

                    В окружающем нас рукотворном мире, созданном трудом и фантазией человека, нет ничего более таинственного и загадочного, чем кино. Возможности экранных искусств в подготовке педагогов к эстетическому воспитанию школьников, прежде всего, заключается  в раскрытии творческих потенций индивидуальности, в обретении ею через общение с экраном жизненной перспективы, веры в общечеловеческие ценности добра и красоты.  Инициативность, оригинальность в деятельности, технологичность, самопрезентабельность,  - всё, что включает в себя понятие «презентационная культура», позволяет уже сегодня нашим детям отвечать социальной ситуации, быть отличными от других и принятыми другими. Реализация данной сквозной программы в школе  это достаточно значимая часть решения широкой и сложной проблемы формирования  профессионально-значимых качеств человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

45+5 уроков, которые преподала мне жизнь

По сети бродит очень мощный список «45 уроков, которые мне преподала жизнь». К нему в Рунете имеется такое предисловие: Написано Региной Бретт, 90 лет от роду, Кливленд, Огайо. Желая отметить свое 45-...

"Без прилагательных жизнь скучна"

данный материал представляет собой урок русского языка в 6 классе(конспект+ презентация), который можно использовать в качестве повторения перед изучением темы" Имя прилагательное"....

Правила жизни Карлсона, который живет на крыше

Жизненная философия от красивого, умного и в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил.Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pravila-zhizni-karlsona-kotoryj-zhi...

Эссе "Учителя,которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители - они дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь." Аристотель.

Эссе "Учителя,которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители - они дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь." АРИСТОТЕЛьУчитель…какова его роль в нашей жизни? Какой ...

: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»

Урок с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)...