Инновации и современные технологии на уроках башкирского языка.
статья на тему

Халимова Эльвира Галинуровна

      Инновации в образовании - это элементы нового, которые существенно улучшают учебно-воспитательный процесс, позволяя избавиться от недостатков, мешающих эффективному обучению и учению. Одним из основных требований, предъявляемых к обучению башкирского языка с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке — то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения. Башкирский язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_innovatsii.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации и современные технологии на уроках башкирского языка.

Халимова Эльвира Галинуровна, учитель

г. Стерлитамак  МАОУ “СОШ№9”

Elvira.141270@ya.ru

     Понятие «педагогическая технология» очень точно формулируется В.М.Монаховым: «Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

     Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения башкирскому языку для формирования коммуникативной компетенции школьника, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.

      Инновации в образовании - это элементы нового, которые существенно улучшают учебно-воспитательный процесс, позволяя избавиться от недостатков, мешающих эффективному обучению и учению. Главным критерием ценности инновации является ее способность устранить дефект. Если инновация служит целям "украсить", "пустить пыль", "утвердиться", она никому не нужна, а ее внедрение лишь приводит к неоправданным затратам сил, времени и денег. Что же можно считать инновационным в иноязычном образовании сегодня? К инновациям можно отнести:

-инновационное оборудование;

- инновационные приемы;

- инновационные технологии. 

  Инновационное оборудование сегодня - это мультимедийные средства, которые стали доступными учителям и учащимся с использованием компьютера, включая Интернет.  

   С инновационными приемами сложнее. Многое из того, что эффективно и результативно применяется сегодня, в той или иной форме применялось и ранее.

   Инновационными могут быть технологии ("технологии" не обязательно связаны с применением техники, но предполагают реализацию четкой схемы для решения той или иной практической задачи). Например, усилия многих методистов и дидактов направлены на разработку технологий организации самостоятельного учения учащихся и развития у них учебной автономии. Для этого создаются целые мультимедийные системы e-learning, в которых как учащиеся, так и учителя имеют возможность эффективно двигаться вперед на пути к познавательной цели. Это обеспечивается так называемыми "платформами", с помощью которых можно создать насыщенную информационную среду и создать условия для активного учения. В этом направлении пока еще сделано немного и сама идея "электронного учения" остается не полностью ясной как для специалистов-разработчиков, так и пользователей.

Использование инновационных технологий позволяет сделать урок по-настоящему современным.

Компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. На сегодняшний день эти перспективы могут реализовываться только в отдельных школах с достаточно подготовленными учителями и соответствующим техническим обеспечением, а также с новыми методиками преподавания предметов, в том числе гуманитарного цикла.

Информатизация башкирского языка для меня началась с внеурочной деятельности: участия в создании проектов, создания презентаций к выступлениям, рефератам учащихся. Однако основу деятельности учителя составляет урок. «Как использовать возможности компьютера на уроках башкирского языка?» - одно из направлений в моей работе.

     На мой взгляд, задача учителя башкирского языка состоит в том, чтобы:

- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;

-активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения башкирскому языку.

Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне, как учителю башкирского языка, особенно близки и интересны следующие:

-технология уровневой дифференциации;

-игровая технология;

-обучение по станциям;

-мультимедийные технологии;

-метод проектов;

-здоровьесберегающие технологии;

-технология интерактивного обучения;

-обучение в сотрудничестве;

-информационные технологии и интернет-ресурсы;

-развивающие технологии.

Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.

Метод проектов, применяемый мной с начального этапа обучения, дает прекрасные результаты:

-проекты используются на уроках в качестве наглядного и дидактического материала;

- учащиеся участвуют в Неделях науки и олимпиадах и повышают свой уровень культуры;

-устанавливаются межпредметные связи;

-растет самооценка школьников;

-учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;

-получают опыт работы с современными компьютерными технологиями;

-учатся слушать башкирскую речь и понимать друг друга при защите проектов;

-расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования;

-работают со справочной литературой, словарями, компьютером. Здоровьесберегающие технологии

   Учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Снижение внимания детей на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Такое поведение служит сигналом, что учащиеся утомлены. Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2–5 мин.) в виде физических упражнений. На уроках я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на башкирском  языке, любят играть в разные подвижные игры.

Игровые технологии, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Обучение по станциям - применяется при итоговом контроле.

Преимущества:

-ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;

-задания имеют различную степень сложности;

-на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;

-задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;

-развиваются навыки самоконтроля, повышается чувство ответственности;

-постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости;

-учитель выступает не в роли контролера, а как помощник и координатор;

-возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности.

Проблемой считаю трудоемкость подготовки.

Методы кейс-технологииоснованы на решении конкретных проблем, задач.

Метод ситуационного анализа — позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученикам предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения. Кроме текста, учащиеся получают вопросы:

В чём заключается проблема?

Каковы причины её возникновения, указанные в тексте?

Как вы можете объяснить возникшие трудности?

Каков выход?

В методе инцидента учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации в стране. Имеющейся информации недостаточно, поэтому учащиеся сами находят информацию для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.
Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.

Проблемы: недостаточный словарный запас не позволяет учащимся выражать свои мысли, в учебниках недостаточно материала для применения данных методов.

Информационные технологии и интернет-ресурсы

Формы и аспекты работы с компьютерными обучающими программами на уроках башкирского языка включают:

-изучение лексики;

-отработку произношения;

-развитие умений диалогической и монологической речи;

-развитие умений письма;

-отработку грамматического материала.

Интерактивная технология обучения

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению башкирского языка с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке — то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.

Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством башкирского языка. Это работа в парах, группах, интервью, опросники.

Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

а) Что будем делать?
б) Как будем делать?
в) Сколько времени?
г) В каком виде будем проводить?
д) Итог?

Технология сотрудничества

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 –4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает благотворное влияние и на тех, и на других.

Развивающие технологии

Башкирский язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть его способности.

Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки: одну — за оформление, вторую — за материал на башкирском языке. Выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию.

В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в нашем  поселке и рассказать о нем набашкирском языке. Об Уфе учащиеся пишут рефераты и защищают их. При изучении тем в старших классах, таких как «Литература», «Музыка», «Живопись», «Кино» и многое другое, ученики делают великолепные презентации с использованием музыки. Например, «Мой любимый композитор Исмагилов», «Альмухаметов», «Низамутдинов».

Учащиеся средних классов школы очень любят составлять кроссворды по изученной лексике разных тем. Эти кроссворды помогают организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении башкирскому языку. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме; старшеклассники делают художественный перевод стихотворений. Ученики с удовольствием делают поделки и рисунки по теме «Времена года», макеты часов и сувениры. К месячнику родных языков ежегодно проводится конкурс поздравлений на башкирском языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры и многое, многое другое.

 Список использованной литературы

1. Аҙнабаева Ф. Телмәр үҫтереүҙә яңы технологиялар ҡулланыу. //Башҡортостан уҡытыусыһы – 2007, №10. – 28 бит.

2. Аҙнағолов Р.Ғ. Белем биреүҙә яңы уҡыу-уҡытыу технологияларын ҡулланыу. //Башҡортостан уҡытыусыһы – 2009, №9. – 17 бит.

 3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

 4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ   немецкого языка. Из опыта работы....

Выступление "Использование новых (инновационных) технологий на уроках башкирского языка"

Выступление на районном конкурсе "Учитель башкирского языка и литературы - 2013г."...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: «Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования.познавательной Невозможно языку себе представить познавательной жизнь настоящее ...

Проектная работа на тему "Использование дистанционных технологий на уроках башкирского языка"

Проектная работа на тему "Использование дистанционных технологий на уроках башкирского языка" включает в себя историю дистанционного образования, методы и приемы, применяемые на занятиях, оп...

Цифровые технологии на уроках башкирского языка

Бөгөн дистанцион белем биреү һәр уҡытыусының үҙ уҡыусылары өсөн майҙансыҡ ойоштороу мәсьәләһе киҫкен тора. Үҙ уҡыусылары өсөн булдырылған майҙансыҡ платформаларын өс төркөмгә бүлергә була: социаль сел...

Использование инновационных технологий на уроках башкирского языка

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержан...