Былинные мотивы в русской поэзии ( Николай Степанович Гумилев. Баллада « Змей». Дмитрий Борисович Кедрин. «Князь Василько Ростовский»).
план-конспект урока (6 класс) на тему

Кудрявцева Наталья Владимировна

    Многие поколения русских поэтов использовали былинные мотивы в своем творчестве. При этом авторы, безусловно, знали, что былина – фольклорный жанр, поэтому ни один из них не пытался создать литературную былину. Да и зачем? Ведь в их распоряжении уже был поэтический жанр, прекрасно передающий особенности народного поэтического взгляда на мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bylinnye_motivy_v_russkoy_poezii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

План конспекта урока

Былинные мотивы в русской поэзии ( Николай Степанович Гумилев. Баллада « Змей». Дмитрий Борисович Кедрин. «Князь Василько Ростовский»).

 Учебно-методический комплекс по литературе для 5–9 классов М. Б. Ладыгина и др.

6 класс

Учитель Кудрявцева Н.В.

                                                                      Человеку никак нельзя жить без

                                                            родины, как нельзя жить без сердца.

                                                                                                       К.Г. Паустовский

Цели    : 1. учить анализировать лирическое произведение.

               2. расширить представление о жанрах "баллада" и "былина",

                     выявить черты сходства и различия жанров.

               3. обогатить нравственный мир школьников, формировать чувство

                   патриотизма.

               4. пробудить в школьниках эстетические переживания, связанные с

                   восприятием поэзии, живописи.                                                                                                                                                                                                                                              

Тип урока: урок - исследование.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, портреты Д.Б. Кедрина, Н.С. Гумилева, толковый словарь С. И. Ожегова.                        

Ход урока:        

1.Литературоведческая разминка. (1вариант: былина, антитеза, метафора, рифма, градация; 2 вариант: баллада, эпитет, пейзаж, сравнение, диалог).

2.Переход к формулировке темы урока и его цели.

- Обоснуйте выбор терминов для литературоведческой разминки.

- Дайте определение жанрам « былина», «баллада». Что их объединяет?

3. Слово учителя.

    Многие поколения русских поэтов использовали былинные мотивы в своем творчестве. При этом авторы, безусловно, знали, что былина – фольклорный жанр, поэтому ни один из них не пытался создать литературную былину. Да и зачем? Ведь в их распоряжении уже был поэтический жанр, прекрасно передающий особенности народного поэтического взгляда на мир. Догадались, о каком жанре идет речь? (Баллада). Литературная баллада легко справилась с новой нагрузкой,  не утратив характерных жанровых черт, но расширив свой художественный мир за счет былинных мотивов.

  Сегодня на уроке мы постараемся найти эти мотивы в жанре баллады.

4.Н. С. Гумилев. Баллада «Змей». Выразительное чтение наизусть.

5.Аналитическая беседа по тексту.

- Какие картины возникли в вашем воображении при чтении баллады?

- Вспомните, в каких былинах встречается  Змей? («Добрыня и Змей »,

  «Алеша Попович и Тугарин »).  

 - Каким предстает Змей в былинах? (Звучит фрагмент из былины).

 - Какие тропы и фигуры использует Н.С. Гумилев, создавая образ Змея?    (Эпитеты, градация, аллитерация - примеры).

 - Какой образ помогают создать такие изобразительно- выразительные средства?

 - В каких строчках звучит лирическая оценка этого персонажа?

 - Какова авторская позиция?

6.Историческая справка: татаро-монгольское иго, Золотая Орда.

7.Работа со словарем Ожегова: лексическое значение слова «иго».

Соотносим образ Змея с врагом, поработителем.

 -Назовите элементы композиции баллады. Обратимся к одному из них – диалогу. (Чтение диалога из баллады).                                                                   В словах Змея звучит восхищение красотой русских красавиц. Но затем это чувство сменяется другим – отчаянием.

 Лексическое значение слова «отчаяние».

 -Чем вызвано такое состояние хищного Змея? Что доводит его до отчаяния?

 -Почему умирают русские красавицы?

( Предпочитают смерть жизни в неволе, вдали от Родины).

 8. Работа с серией палехских миниатюр «Битвы предков».

( Образ родной земли, Руси-матушки, всегда находился в центре былин. Былинная Русь – это широкое раздолье, необозримые просторы чистых полей, сливающихся с небом. И если на просторах Родины бесчинствовали враги, на защиту её поднимались русские богатыри – люди необыкновенного мужества, силы, благородства).

- Как мотив богатырства раскрывается в балладе ?

( Богатырь Вольга вступает в скрытый диалог с хищным Змеем.)

- Почему диалог скрытый? ( Змей произносит монолог, а Вольга лишь «поглядывает хмуро»).

9.Работа в группах. Задание:

 - Представьте, что мог бы сказать и сделать Вольга в ответ на монолог Змея?

(На слова ответит делом – готов выступить на защиту родной земли и победить врага).

10. Слово учителя.

 - К жанру баллады обращался и Дмитрий Борисович Кедрин, поэт первой половины 20 века. Красота души русского человека, красота дел, творимых им,- вот что находило воплощение почти во всех его стихотворениях. Тому подтверждение баллада «Князь Василько Ростовский». В основу баллады положены исторические факты: пленение и героическая смерть Ростовского князя Василька.

11. Д.Б. Кедрин. Баллада « Князь Василько Ростовский». Выразительное чтение наизусть.

12. Индивидуальный ответ. Ростовская финифть «Мученическая смерть князя Василька», « Алёша Попович и княжич Василько»: история сюжета.

13. Работа в группах с текстом. Задание:

 - Охарактеризуйте князя, докажите его сходство с былинными богатырями.

 

 - В ваших ответах часто звучат эпитеты «отважный», «бесстрашный». В чём основа «бесстрашия» Василька? (Он не завоеватель, он – защитник. За ним – Русская земля, он ощущает её материнскую любовь. Князь Василько – патриот, настоящий сын своего Отечества)

 - Какое лирическое чувство является главным в балладе? ( Любовь к Родине).

14. Итог урока.

 - Сегодня на уроке мы работали с жанром баллады, размышляли над содержанием, отмечали художественные особенности, стремясь выявить те черты, которые сближают литературную балладу с фольклорным жанром – былиной. Какая мысль объединяет все произведения, о которых мы говорили на уроке? ( Чувство патриотизма).

15. Домашнее задание.

-« Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности».Как связаны слова учёного- литературоведа Д.С. Лихачёва с темой нашего урока?

 

 

 

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе "Роль маски в жизни и творчестве Николая Степановича Гумилёва"

О Николае Степановиче Гумилеве остались противоречивые воспиминания современников. Одни считали его высокомерным, другие добрым и щедрым. Поэт в стихотворениях примерил не мало масок: пирата, бродяги,...

Открытый урок русской литературы по теме "Поэзия Николая Заболоцкого"

Презентация жизни и творчества замечательного русского поэта Николая Заболоцкого и анализ его стихотворений. Интерпретация лирики поэта....

Былины - богатырский эпос русского народа. Былины "На заставе богатырской", "Три поездки Ильи Муромца"

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из эти...

Дмитрий Борисович Кабалевский

Презентация к уроку в 3 классе. Знакомство с композитором Кабалевским....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Своеобразие лирики Николая Степановича Гумилёва»

Лирика Николая Гумилева экзотична, полна красок неведомых стран.  Сам поэт много путешествовал и пытался передать увиденное им через творчество, создавая неповторимые образы далекого юга.  О...