урок литературы в 7 классе
план-конспект урока (7 класс) на тему

гюльмамедова наталья витальевна

урок литературы в 7 классе . А.П.Чехов Рассказ "Хамелеон" Смысл названия и художественные особенности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по литературе25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа

Цели урока:

Обучающая: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая: -познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика,

-формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей

Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

ХОД УРОКА

1.Мотивация

Здравствуйте. Мне приятно видеть ваши милые лица. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное. Ну а теперь повернитесь друг к другу, мило улыбнитесь и пожелайте удачной работы.

-Ну что, готовы?

Перед вами лежат листки, разделите их на 2 части и нарисуйте смайлик, показывающий ваше настроение .

Свой урок мы начнем вот с таких слов (на экране)

 «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Как вы понимаете эти слова?

Сегодня на уроке мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова

Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

2. Вступительное слово. Сегодня мы  вновь встретимся с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь?

 Целеполагание

Какова же тема нашего урока? -Творчество А.П.Чехова.

Смысл названия и художественные особенности рассказа «Хамелеон»

Исходя из темы, какие цели можем поставить перед собой?

 Давайте вспомним , что вы знаете из биографии писателя .

Какие рассказы Чехова вы читали?

Работа с иллюстрациями по рассказам Чехова

Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня..»

Исходя из темы урока, проведем словарную работу. Дайте объяснение слову «Хамелеон». Кто такой хамелеон?

А в рассказе о какой ящерице идёт речь? (ни о какой).

-Тогда почему рассказ так называется?

-А кого из героев рассказа можно назвать ХАМЕЛЕОНОМ?

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

А сейчас узнаем, внимательно ли вы читали рассказ?

Назовите героев рассказа.

  1. Имя повара генерала (Прохор) ;
  2. 2 Полицейский надзиратель (Очумелов) ;

        3.Городовой (Елдырин);

4Золотых дел мастер (Хрюкин)

5. Фамилия генерала ( Жигалов

 -Где происходит действие?

- кто идет по площади?

- как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. - что нарушает тишину? (прочитайте отрывок , где об этом говорится.)

Так что же произошло на площади?

  Кто главный герой рассказа?

Что происходит с Очумеловым в течение всего рассказа? (найдите в тексте)

 Как и в зависимости от чего  меняется его мнение

Как автор описывает лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

 (Бросает то в жар, то в холод.; Голос его  от повелительного переходит в трусливый.

 Почему так странно ведет себя Очумелов?

А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос!!!)(шесть)

Давайте вспомним, что такое авторская позиция?

-Это косвенное отношение автора к герою произведения. Скажите, как Чехов оценивает поведение Очумелова? Действительно, он высмеивает главного героя. Смех может быть разный: дружелюбный, гневный, обличающий.Подумайте, каким из них автор пользуется в этом произведении? А обличающий смех –это сатира или юмор?  Вспомните теорию литературы и скажите, что такое сатира и юмор.

Запишите в тетради определения, данные на экране.

А сейчас рассмотрим художественные особенности рассказа.

Работа в группах

1 группа.

1.Что вы скажете о названии рассказа? (состоит из одного слова, короткое, но точное)

2.Как можно объяснить значение фамилии полицейского? Почему именно такую фамилию придумал автор?

Запись в тетради:

1. Короткое, простое заглавие.

2. «Говорящие фамилии»

2 ГРУППА: Каковы особенности  композиции и как построен рассказ?

1.Вспомните элементы композиции и найдите их в рассказе.

Завязка:

Кульминация: -

 Развязка:

Как построен рассказ?

- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

( Из диалога)

Использует ли автор выразительные средства?(эпитеты, сравнения).

Каких предложений  в рассказе больше- простых или сложных?

Запись в тетради:

.Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка

2.рассказ построен в форме диалога.

3. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов

3 ГРУППА : Как изображены герои, их речь?

 Как вы охарактеризуете  речь Очумелова? Как он говорит?

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

Речь официальная смешивается с грубой бранью.

Запись в тетрадях: речь каждого героя характеризует его как личность, по характеру.

Вопрос:  Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

 (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в  тексте и определить их роль

На какую деталь обращает внимание автор  в описании Очумелова? Какие качества они характеризуют?

А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос:  Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

                Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон» ,в котором он

 высмеивает глупых  людей, которые  меняют свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это  человеческие пороки.

- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое?

Рассказы Чехова были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

РЕФЛЕКСИЯ

Возьмите свои листки ,на которых вы в начале урока изобразили свое настроение и нарисуйте смайлик,с  каким настроением вы подошли к концу  урока. Сдайте свои листки.

Как вы оцените свою работу на уроке?

Какие оценки вы поставите себе за урок?

Домашнее задание:

  1. Ответить на вопросы в конце текста.

Письменно:   Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.