Главные вкладки

    урок литературы в 7 классе
    план-конспект урока (7 класс) на тему

    гюльмамедова наталья витальевна

    урок литературы в 7 классе . А.П.Чехов Рассказ "Хамелеон" Смысл названия и художественные особенности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок по литературе25.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа

    Цели урока:

    Обучающая: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

    Развивающая: -познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика,

    -формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей

    Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

    ХОД УРОКА

    1.Мотивация

    Здравствуйте. Мне приятно видеть ваши милые лица. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное. Ну а теперь повернитесь друг к другу, мило улыбнитесь и пожелайте удачной работы.

    -Ну что, готовы?

    Перед вами лежат листки, разделите их на 2 части и нарисуйте смайлик, показывающий ваше настроение .

    Свой урок мы начнем вот с таких слов (на экране)

     «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

    Как вы понимаете эти слова?

    Сегодня на уроке мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова

    Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

    Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

    2. Вступительное слово. Сегодня мы  вновь встретимся с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

    Почему я говорю вновь?

     Целеполагание

    Какова же тема нашего урока? -Творчество А.П.Чехова.

    Смысл названия и художественные особенности рассказа «Хамелеон»

    Исходя из темы, какие цели можем поставить перед собой?

     Давайте вспомним , что вы знаете из биографии писателя .

    Какие рассказы Чехова вы читали?

    Работа с иллюстрациями по рассказам Чехова

    Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня..»

    Исходя из темы урока, проведем словарную работу. Дайте объяснение слову «Хамелеон». Кто такой хамелеон?

    А в рассказе о какой ящерице идёт речь? (ни о какой).

    -Тогда почему рассказ так называется?

    -А кого из героев рассказа можно назвать ХАМЕЛЕОНОМ?

    Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

    Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

    А сейчас узнаем, внимательно ли вы читали рассказ?

    Назовите героев рассказа.

    1. Имя повара генерала (Прохор) ;
    2. 2 Полицейский надзиратель (Очумелов) ;

            3.Городовой (Елдырин);

    4Золотых дел мастер (Хрюкин)

    5. Фамилия генерала ( Жигалов

     -Где происходит действие?

    - кто идет по площади?

    - как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. - что нарушает тишину? (прочитайте отрывок , где об этом говорится.)

    Так что же произошло на площади?

      Кто главный герой рассказа?

    Что происходит с Очумеловым в течение всего рассказа? (найдите в тексте)

     Как и в зависимости от чего  меняется его мнение

    Как автор описывает лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

     (Бросает то в жар, то в холод.; Голос его  от повелительного переходит в трусливый.

     Почему так странно ведет себя Очумелов?

    А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос!!!)(шесть)

    Давайте вспомним, что такое авторская позиция?

    -Это косвенное отношение автора к герою произведения. Скажите, как Чехов оценивает поведение Очумелова? Действительно, он высмеивает главного героя. Смех может быть разный: дружелюбный, гневный, обличающий.Подумайте, каким из них автор пользуется в этом произведении? А обличающий смех –это сатира или юмор?  Вспомните теорию литературы и скажите, что такое сатира и юмор.

    Запишите в тетради определения, данные на экране.

    А сейчас рассмотрим художественные особенности рассказа.

    Работа в группах

    1 группа.

    1.Что вы скажете о названии рассказа? (состоит из одного слова, короткое, но точное)

    2.Как можно объяснить значение фамилии полицейского? Почему именно такую фамилию придумал автор?

    Запись в тетради:

    1. Короткое, простое заглавие.

    2. «Говорящие фамилии»

    2 ГРУППА: Каковы особенности  композиции и как построен рассказ?

    1.Вспомните элементы композиции и найдите их в рассказе.

    Завязка:

    Кульминация: -

     Развязка:

    Как построен рассказ?

    - Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

    ( Из диалога)

    Использует ли автор выразительные средства?(эпитеты, сравнения).

    Каких предложений  в рассказе больше- простых или сложных?

    Запись в тетради:

    .Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка

    2.рассказ построен в форме диалога.

    3. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов

    3 ГРУППА : Как изображены герои, их речь?

     Как вы охарактеризуете  речь Очумелова? Как он говорит?

    Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

    Речь официальная смешивается с грубой бранью.

    Запись в тетрадях: речь каждого героя характеризует его как личность, по характеру.

    Вопрос:  Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

     (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

    - Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в  тексте и определить их роль

    На какую деталь обращает внимание автор  в описании Очумелова? Какие качества они характеризуют?

    А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

    Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

    Вопрос:  Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

                    Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

    Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

    Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон» ,в котором он

     высмеивает глупых  людей, которые  меняют свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это  человеческие пороки.

    - М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое?

    Рассказы Чехова были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

    Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

    РЕФЛЕКСИЯ

    Возьмите свои листки ,на которых вы в начале урока изобразили свое настроение и нарисуйте смайлик,с  каким настроением вы подошли к концу  урока. Сдайте свои листки.

    Как вы оцените свою работу на уроке?

    Какие оценки вы поставите себе за урок?

    Домашнее задание:

    1. Ответить на вопросы в конце текста.

    Письменно:   Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

    Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

    Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

    Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

    Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

    Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

    Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

    Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...