Конспект элективного занятия по теме: «Изобразительные ресурсы русского словообразования. Слова с суффиксами оценки».
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс) по теме

Недодаева Светлана Борисовна

"Умеет говорить человек тот,  кто может высказать свои мысли с полной ясностью, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен”, - эти слова А. В. Луначарского в полной мере  актуальны и в наше время. Материал занятия поможет по достоинству оценить изобразительные средства русского словообразования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого  занятия  элективного курса  «Лингвостилистический  анализ  текста» учителя русского языка и литературы Недодаевой С. Б.

Тема:  «Изобразительные  ресурсы  русского  словообразования.  Слова  с  суффиксами  оценки».

           

Умеет говорить человек тот,  кто может высказать свои мысли с полной ясностью, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен”

А. В. Луначарский

Сегодня мы продолжим  разговор  о  том,  каким  богатством  отличается  словообразовательная  система  русского  языка. В  настоящее  время  в  русском  языке  насчитывается  огромное  количество  морфем,  которые  являются  строительным  материалом  для  уже  образованных  и  вновь  создающихся  слов. Так,  60000 слов  из  «Орфографического  словаря»  и  17 – томного  толкового  словаря  конструируются  с  помощью  4,5  тысячи  корней,  около  500  суффиксов  и  100  приставок.  Каждая  из  морфем  оказывает  влияние  на  лексическое  значение  слова.

Мы  сегодня  остановимся  на  одном  из  основных  художественных  приемов,  основанном  на  изобразительных  возможностях  русского  словообразования.  Речь  пойдет  о  словах  с суффиксами  оценки.

  Цель  нашего  занятия – проанализировать  лексику с  суффиксами  оценки как  изобразительное  средство  языка, определить её  роль     в  фольклоре  и  литературе, используя полученные  знания,   отредактировать  тексты и  создать  свои  в  соответствии  с  заданными  компонентами  речевой  ситуации.

            Но  прежде  чем  повести  разговор  по  нашей  теме,  необходимо  выполнить  тест  и  вспомнить  некоторые  теоретические  понятия,  которые  пригодятся  нам  на  занятии.

Задание  на  компьютерах  №1.  

Тест.

  1. Выбрать  определение  понятия  «юмор»:

А. Добрый,  веселый  смех,  сочетающий  внешне  комическую  трактовку  с  внутренней  серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает  в  контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения  и похвалы;

В. Вид  комического,  который,  смеясь,  не  утверждает,  а  отрицает  явление,  обнажает  несостоятельность  объекта  смеха,  служит  общественному  идеалу,  направлен  на   общественно  значимые  объекты.

  1. Выбрать  определение  понятия  «ирония»:

А. Добрый,  веселый  смех,  сочетающий  внешне  комическую  трактовку  с  внутренней  серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает  в  контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения  и похвалы;

В. Вид  комического,  который,  смеясь,  не  утверждает,  а  отрицает  явление,  обнажает  несостоятельность  объекта  смеха,  служит  общественному  идеалу,  направлен  на   общественно  значимые  объекты.

  1. Выбрать  определение  понятия  «сатира»:

А. Добрый,  веселый  смех,  сочетающий  внешне  комическую  трактовку  с  внутренней  серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает  в  контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения  и похвалы;

В. Вид  комического,  который,  смеясь,  не  утверждает,  а  отрицает  явление,  обнажает  несостоятельность  объекта  смеха,  служит  общественному  идеалу,  направлен  на   общественно  значимые  объекты.

  1. Выбрать  определение  понятия  «эмоциональный»:

А. Выражающий  душевные  переживания,  чувства;

Б. Выражающий  отрицательные, негативные  переживания  и  чувства.

      В. Выражающий  положительные  переживания  и  чувства.

  1. Выбрать  слова  эмоциональной  лексики:

А. Восхитительный,  дуб,  солнышко.

Б. Белый,  белобрысый,  белоснежный.

В. Хороший,  плохой,  страдать,  любить.

Как  я  предполагаю,  небольшие  затруднения  могло  вызвать  последнее  задание,  в  котором  надо  было  выбрать  слова  эмоциональной  лексики.

-         Напомните  мне  прежде,  что  обозначает  слово  «эмоциональный»?

Следует заметить, что понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны. Некоторые эмоциональные слова (например, междометия ) не содержат оценки; а есть слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, но они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать.

Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что эмоциональная окраска "накладывается" на лексическое значение слова.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

1.       Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, предначертать, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный.Такие слова, как правило, однозначны, выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений.

2.       Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон,  медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др.

3.       Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; борода, детина, казенщина - отрицательные. Их оценочные значения обусловлены словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают аффиксы.

Нас  с  вами  интересует  третья  группа.

В  русской  литературе  давно  сложилась  традиция  стилистического  использования  слов  с  суффиксами  субъективной  оценки. 

-         Как  вы  считаете,  откуда  идет  традиция  использования  этих  слов?  (Из  произведений  устного  народного  творчества.)

-         Какие  вы  можете  назвать  суффиксы  оценки?

-    Попробуйте  подобрать   к  любым  3  словам  из  данных: дом,  голос,  дед,  бабка,  жена,  ветер,  берег,  слово, -  слова  с  суффиксами  оценки.  (Если  к  любому  слову  вы  подберете  без  затруднений  5-6  слов,  значит,  вы  неплохо  владеете  русским  языком).

      Из  всех  суффиксов  оценки  чаще  всего  используются  в  народно – поэтических  текстах  уменьшительно – ласкательные  морфемы,  которые  придают  текстам  особую выразительность.

-         Что  вам  скажут  названия  «Хаврошечка»,  «Снегурочка»,  «Братец  Иванушка  и  сестрица  Аленушка»?  (Показывают  нежное,  любовное  отношение  к  тем,  о  ком  идет  речь).

-         Какую  роль  играют  слова  с  суффиксами    в  следующем  тексте?  (Назовите  слова  с  суффиксами  оценки,  выделив  сам   суффикс,  затем  определить  их роль).

Не сиз голубок с голубушкой воркует —

Девица с молодцем речь говорит...

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зеленом саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

(Придают  особую  выразительность,  напевность,  неповторимый  русский  колорит,  показывают  нежное,  любовное  отношение  к  предмету  речи).

На  доску  вывешиваются  листы:

-ушк- , -юшк-, -иц-,  -ц-, -ечк-

-придают  напевность

-передают неповторимый  русский  колорит

-показывают  эмоциональное  отношение  к  предмету  речи.

     Если  открыть  сборник  русских  народных  песен,  сказок,  так  и  повеет  теплом  дубравушек  и  ельничков, раздольем  лужков  и  бережков,  красотой  листиков  и  цветочков.  И  не  дорогу,  а  дороженьку  воспевает  народ    в  своих  грустных  песнях,  не  березняк,  а  березнячок.  Как  мягко  и  поэтично  звучат  эти  слова:  буйная  головушка,  красное  солнышко,  платочек  шелковенький,  подушечки  пуховые,  питьице  медвяное,  царские  палатушки,  тайные  словечушки.

-Какую  роль  играют  слова  с  суффиксами    в  следующем  тексте? 

Своеобразно  использовались  слова  с  суффиксами  оценки  в  художественной  литературе  в  различные  исторические  эпохи,  в  различных  литературных  направлениях,  у  разных  писателей.

Работаем  по  группам  (по  2  человека).  Ваша  задача -  определить,  какую  роль  играют  слова  с  суффиксами  оценки  в  данных  отрывках  из  произведений  классиков.

 Группа 1.

   Так  жила  боярская  дочь,  и  семнадцатая  весна   жизни  её  наступила:  травка  зазеленелась,  цветы  расцвели  в  поле,   жаворонки  запели,  и  Наталья,  сидя  поутру  в  светлице  своей под  окном,  смотрела  в  сад,  где  с  кусточка  на  кусточек  порхали  птички  и,  нежно  лобызаясь  своими  маленькими  носиками,  прятались  в  густоту  листьев.  Красавица  в  первый  раз  заметила,  что   они  летали  парами.  

(Вывод - слова  э.о.о создавали  ореол  приятности,  передавали  чувствительность  героев,  раскрывали  их  переживания,  несколько  приукрашивая  их  чувства).

На  доску:

-к-, -оч-, -ек-, -ик-, -еньк-

-         раскрывают   переживания  героев

Группа  2.  

Сергей  Сергеич,  это  вы  ли!

Нет!  Я  перед  родней,  где  встретится,  ползком;

Сыщу  её  на  дне  морском.

При  мне  служащие  чужие  очень  редки,

Все  больше  сестрины,  свояченицы  детки;

Один  Молчалин  мне  не  свой,

И  то  затем,  что  деловой.

Как  станешь  представлять  к  крестишку  ли,  к  местечку, 

Ну  как  не  порадеть  родному  человечку!

………………………………………………

Вкус,  батюшка,  отменная  манера;

На  все  свои  законы  есть;

Вот,  например,  у  нас  уж  исстари  ведется;

Что  по  отцу  и  сыну  честь;

Будь  плохонький,  да  если  наберется

Душ  тысячки  две  родовых,-

Тот  и  жених.

На  доску:

      -к-, -ищк-, -ечк-, -оньк-

-         помогают  высказать  расположение  к  собеседнику,  создать  непринужденную  обстановку

-         придают  речи  ироничный  оттенок

Группа 3.

 …………..А  глядела  

Все  на  яблоко. Оно

Соку  спелого  полно,

Так  свежо  и  так  душисто,

Так  румяно – золотисто,

Будто  медом  налилось.

Подождать  она  хотела

До  обеда,  не  стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила.

  (…,  для  создания  произведения,  близкого  по  духу  к  устному  народному творчеству).

На  доску:

       -к-, -оньк-, -ек-, -оч-

-         помогают  стилизовать  текст  под  устное  народное  творчество

      

Группа 4.

— Какой веселенький ситец! — воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.

— Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре ее прислали материйку: это такое очарование, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки...

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

(Привносят  ироничный  оттенок,  передавая  сентиментальное  пустословие).

На  доску:

      -еньк-, -оч-, -к-, -ин-, -чик-

-         придают  ироничный  оттенок

Группа 5.

Ты  прости,  прости,  полянушка!

Я  скосил  тебя  без  времени;

Белый  плат  в  крови  мокрехонек!

Мало слов, а горя реченька,       

Горя реченька бездонная!

…..

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек'....

….

И погас он, словно свеченька

Восковая, предыконная <...>

(Своеобразное  средство  сочувственного  воспроизведения  бытоыой  речи  крепостных  крестьян,  людей  угнетенных  и  лбездоленных,   они  часто  изображаются  автором  в  горьких переживаниях,  которые  нередко  доходят  до  психологисеского  надрыва).

На  доску:

    -еньк-, ехонек-, -ик-, -ушк-

-         воспроизводят  бытовую  речь  обездоленных  людей

-         воспроизводят  горькие  переживания

Группа  6.

Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому темненько да  холодненько, а нам и светлехонько, и тепленько. Сидим  да  чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцемА захотим с ромцом, и с ромцом будем пить... Позвольте, маменька. Я говорю: теперича в поле очень нехорошо. Ни дороги, ни тропочки — все замело. Опять же ВОЛКИ. А у нас здесь и светленько, и уютненько, и ничего не боимся. Сидим мы здесь да посиживаем, ладком да мирком. В карточки захотелось поиграть — в карточки поиграемчайку захотелось попить — чайку попьем. Сверх нужды пить не станем, а сколько нужно, столько и выпьем. А  отчего  это так? Оттого, милый друг маменька, что милость божья не оставляет нас.

 (Выполняют  сатирическую  функцию,  уменьшительно – лпаскательными  словами  Иудушка  старается  прикрыть  свои  истинные  намерения,  поэтому  речи  его  неискренняя,  слащавая.  Данное  средство  является  одним  из  наиболее  сильных,  психологически  оправданных)

На  доску:

-юшк-, еньк-, -ц-, -оч-, -к-, -ехонек-

-прикрывают  истинные  намерения  говорящего

      -служат  приемом  индивидуализации характера

Группа 7.

    За полосою густо идущего в рост овса, возле дороги была продолговатая бочажина, В ней почти не осталось воды. По краям гладкая и черная, будто вар, грязища покрылась паутиной трещин. В середине, возле лужицы с ладошку величиной, сидела большая лягуха в скорбном молчании и думала, куда ей теперь деваться. В Мане и Манской речке вода быстрая — опрокинет кверху брюхом и унесет. Болото есть, но оно далеко — пропадешь, пока допрыгаешь. Лягушка вдруг сиганула в сторону, шлепнулась у моих ног — это Санька промчался по бочажине, да так резво, что я и ахнуть не успел.

...Где-то в середине ночи ударило по избе ароматом стряпни, первыми печенюшками, вынутыми из печи, и тут же в горнице появилась бабушка.

— Робятишки, вы не спите? — шепотом спросила.

— Не-э.

—Нате вот первеньких! Да легче, легче, горячие! Малых-то поразбудите, Любанька, отведай и ты, милая моя!

    Спасибо, мама! Ох, какая горячая!

    Тебе, Любанька, наказ: всю гвардию накормить и удозорить, чтоб ни один в реку не упал и никуда не делся! Гуска, Апронька, Марея! Хватит дрыхнуть! Вставайте! Экие кобылиши! Солнце на обед,

    Ей чё! Ей дай покомандовать! — возмутилась   Апроня.

На  доску:

      -ищ-, -иц-, -к-, -ух-,-юшк-, еньк-, -аньк-,-ну-

 -    служат  индивидуализации  языка

-         придают  речи  национальный  колорит

      -    служат  средством  характеристики  героя

Анализ  работы  групп.

    Как  можно  отметить,  круг  оценочной  лексики,  используемой  в  художественной  речи,  расширялся.  У  Н. А. Некрасова  гораздо  разнообразнее  и  богаче  суффиксы  субъективной  оценки,  чем,  скажем,  у  А. С. Грибоедова.

Современные  писатели  широко  используют  разговорные  и  просторечные  модели,  чтобы  отразить  речь  простого  человека,  который  зачастую  ценит  острое,  порой  грубоватое, порой шутливое  нелитературное   слово.  Вот  примеры  из  современной  художественной  прозы:  Скоро  нас,  шоферяг,  автошофером  заменят  (А. Коробов),  Вот  это  да!  Везуха!  (Ф. Абрамов).

В наше время  яркой экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию:

Рая пуганула их (И. Зверев. «Он и она»);

Мальчик изо всей силы крутанул колесо (Н. Евдокимов. «Конец ночи»);

Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь на фронт (В. Белов. «На росстанном холме»);

Кормежка подмолодилась (там же);

Сгуляли свадьбу (В. Лихоносов. «Родные»);

Худяков и вовсе запоглядывал весело (Ф. Абрамов. «Пути-перепутья»),

Иные словообразовательные модели настолько распространены в жаргонах, диалектах, что писатель, позволяющий своим героям их использовать, резко нарушает литературно-языковую норму:

 «Дай себе передых, парнишша, посиди со мной: рядом» (В. Липатов. «Стерлядь рыба древняя»);

 «Он в баскет играть любил, а сам невысокий» (Н. Студенкин. «Небо»).

Думается, не нужно здесь доказывать, что их употребление засоряет нашу речь.

Однако, если вы думаете, что культуре речи наносит ущерб только употребление сниженных по стилистической окраске словообразовательных моделей, вы глубоко заблуждаетесь. Нашу речь портит, как это ни странно, и немотивированное использование ласковых словечек. Представьте себе юношу атлетического сложения, который жалуется: «.Головка болит; ножкуподвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». Не покажется ли он при этом смешным?

Следующее  задание  вы  можете  выполнять  на  выбор.  

Вам  предложен  тексты  с  различными  заданиями:

-         надо  перестроить  его, выразив  в  нем  положительную эмоциональную-оценочную  окраску  к  предмету  речи

-         перестроить  текст  в  соответствии  с  авторским  замыслом

Задание  на  компьютерах  №2.  

1.    Перестройте  данный  текст,  выразив  положительную  эмоционально – оценочную  окраску  при  описании  Фенечки.

Но  вместо  Дуни  на  террасу  вышла  сама  Феня.  Это  была  молодая  женщина  лет  двадцати  трех,  вся  белая  и  мягкая,  с  тёмными  волосами  и  глазами,  с  красными,  детски – пухлявыми  губами  и  нежными  руками…  Она  несла  большую  чашку  какао  и,  поставив  её  перед  Павлом  Петровичем,  вся  застыдилась:  горячая  кровь  разлилась  алою  волной  под  тонкой  кожей  её  миловидного  лица.  Она  опустила  глаза  и  остановилась  у  стола,  слегка  опираясь  на  самые  концы  пальцев.

2.    При  изображении  «маленького  человека»  в  романе  «Бедные  люди»  Ф. М. Достоевский  обращается  к  уменьшительно – ласкательным  суффиксам,  чтобы  показать  приниженность  своего    героя, Макара  Девушкина, его  жалкую  привычку  угождать  сильным  мира  сего,  поступаясь  своим  человеческим  достоинством.  Перестройте  данный  текст в  соответствии  с  авторским  замыслом.

 

Было  мне  всего  семнадцать  лет,  когда  на  службу явился;  Так  знаете  ли,  Варя,  что  сделал  мне  злой  человек?..  А  оттого  что  я  смирный,  а оттого  что  я  тихий,  а  оттого  что  я  добрый!…; Стыдно  мне  было,  Варя!

Задание  на  компьютерах  №3.  

  Составить  небольшой  текст  на  тему  «Ну  до  чего  же  мы (вы)  все  хорошие  (умные,  красивые…),  используя  слова  с  эмоционально – оценочной  окраской.  Коммуникативная  задача на  ваш  выбор:  выразить  восхищение,  иронию…

    Можно  было  бы  вспомнить  ещё  множество  примеров  использования  слов  с  суффиксами  субъективной  оценки  в  русской  классической  литературе,  свидетельствующих  о  неисчерпамых  возможностях  наших  суффиксов.

- передают  эмоциональное  отношение  к  предмету  речи.

- придают  напевность

- передают неповторимый  русский  колорит

- показывают  эмоциональное  отношение  к  предмету  речи.

- передают  чувствительность  героев

- раскрывают   переживания  героев

- для  создания  произведения,  близкого  по  духу  к  устному  народному творчеству

- привносят  ироничный  оттенок.

- выполняют  сатирическую  функцию

- прикрывают  истинные  намерения  говорящего

- помогают  высказать  расположение  к  собеседнику,  создать  непринужденную          обстановку

- придают  речи  ироничный  оттенок

- воспроизводят  бытовую  речь  обездоленных  людей

- воспроизводят  горькие  переживания

- передают  речь  простых  ледей,  придают  ей  национальный  колорит

- служат  средством  характеристики  героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....