Здоровье - как общечеловеческая, этнокультурная и гражданская ценность на уроках татарского языка и литературы
статья по теме

Здоровье – великое благо, делающее человека свободным, устремленным в будущее и готовым осуществить самые смелые замыслы. Для того, чтобы творить, созидать, человеку необходимо здоровье.

 Компетентность педагога в вопросах здоровья – важная составляющая часть его профессиональной культуры, требующая постоянного пополнения психолого- медико-педагогических знаний по вопросам рациональной организации учебно-воспитательного процесса, введения профилактических программ и здоровьесберегающих технологий.(Ф.Харисов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №28» Вахитовского района г.Казани

Гильманшина Алия Ренатовна

учитель татарского языка и литературы,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

по вопросам национального образования

Здоровье - как общечеловеческая, этнокультурная и гражданская ценность на уроках татарского языка и литературы.

Одной из важнейших задач обучения татарскому языку наряду с формированием черт вторичной языковой личности, делающих обуучающихся эффективными участниками межкультурной коммуникации и формированием духовно-нравственной личности является здоровьеобеспечение обуучающихся и педагогического коллектива, формирование основ культуры здоровья.

Здоровье – великое благо, делающее человека свободным, устремленным в будущее и готовым осуществить самые смелые замыслы. Для того, чтобы творить, созидать, человеку необходимо здоровье.

Человек является главным звеном решения всех проблем человечества и судьбы планеты. Людей необходимо учить здоровью и этике отношений с природой с раннего детства и в течение всей жизни. Рассматривание природы как мира, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, а так же самого себя, не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает её богаче, многограннее, содержательнее.

Компетентность педагога в вопросах здоровья – важная составляющая часть его профессиональной культуры, требующая постоянного пополнения психолого- медико-педагогических знаний по вопросам рациональной организации учебно-воспитательного процесса, введения профилактических программ и здоровьесберегающих технологий.(Ф.Харисов).

Задача учителя помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость. У обучающихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. На уроках использую простейшие упражнения для глаз, благоприятно влияющие при неврозах, внутричерепном давлении; физминутки, упражнения – энергизаторы (это короткие упражнения, либо подготавливающие класс, группу к деятельности в начале урока, либо восстанавливающие энергию класса и каждого ученика в процессе урока), точечный массаж, который активно воздействует на весь организм.

В сложившейся системе образования создаются условия для организации труда и отдыха обучающихся, воспитывается у ребят сознательное отношение к охране своего здоровья. Формированию основ здорового образа жизни способствуют уроки литературы, когда речь заходит о творчестве поэтов и писателей, занимающихся активными видами спорта. На их примере доказывается полезность и необходимость ведения активного образа жизни. Поэзия поэта-героя Мусы Джалиля знакома всем, но не каждому известно, что Джалиль был атлетически сложен, хотя и не высок ростом, физически крепок и вынослив, обладал силой, ловкостью и крепким здоровьем. Любил движение, езду верхом, плавание, пешие прогулки и физические упражнения. Находясь в невыносимых условиях, обладая завидной физической силой, Джалиль написал столько, сколько хватило бы на Союз писателей республики. Продолжить ряд писателей и поэтов-физкультурников можно и далее. Это Абдулла Алиш, Фатих Карим, Гадель Кутуй и другие. Не надо думать, что знакомство с биографиями великих писателей сводится только их физкультурно-спортивной жизни. Школьники узнают все, что нужно для понимания изучаемого произведения и личности автора.

Мы, учителя литературы, должны заботиться о том, что наши уроки были интересными, разнообразными по методам и приемам обучения, насыщенными небольшими стихотворениями и загадками. Особую роль при охране здоровья в среднем звене играют физкультминутки. Их цель – поднять работоспособность, настроение, снять утомление. Тексты, звучащие на физкультминутке, должны обязательно сопровождаться движением рук, ног, головы, туловища.

Заключение.

Стремление подростков к полному выявлению и развитию своих личных возможностей связано с самопознанием, с осознанием своей значимости и индивидуальности. На этой основе я стараюсь воспитывать ответственное отношение к самому себе и окружающему миру. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации личности, это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства и на всю жизнь.

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит не один учебник. Это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»

Современная  школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский  язык  объективно является одним ...

Использование современных информационных технологий на уроках татарского языка и литературы

Я считаю, что презентация - это самый оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока. В про...

Применение компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы.

Текст выступления на педагогическом педсовете по применению компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы....

Использование современных информационных технологий на уроках татарского языка и литературы

Использование современных информационных технологий на уроках татарского языка и литературы...