Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"
статья на тему

Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы

Интересная форма работы, способствующая формированию духовно-нравственных ценностей,  – конструирование и постановка вопросов учениками.  Ведь самобытное мышление начинается  с умения ставить живые вопросы, с формулировки  проблемы, с преодоления интеллектуальных трудностей, возникающих при осмыслении произведения и при его сопоставлении с собственными представлениями о реальной жизни.  Конструирование вопросов – сложная умственная деятельность. Она требует от учеников проникновения в книгу, использования всего ранее усвоенного, осознания своих переживаний. Учащиеся сами конструируют и сами пытаются искать ответы. Теперь у них есть основание думать: чтение и анализ произведения – это их личное дело, вытекающее из потребностей их жизни и потому внутреннее необходимое им. Например, после изучения творчества поэтов «серебряного века» я провела литературное кафе «России жить вечно?», во время обсуждения учащимися были поставлены учащимися следующие проблемные вопросы:  «В переломные моменты истории страны нужно быть Человеком или гражданином?», «Почему так тернист путь «птицы тройки?

Таким образом, школьники ненавязчиво вовлекаются в деятельность, соответствующую их интересам и уровню духовного развития. Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении  фактам . Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом .Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания школьника.  Преднамеренное моделирование и создание проблемных ситуаций на материале жизненных ситуаций и ситуаций из художественных произведений, заострение характерных для них противоречий, решение сложных моральных проблем, осуществление выбора значительно способствуют выбору старшеклассниками правильного решения в тех ситуациях, с которыми они встретятся в жизни.  Таким образом, данные морально-этические проблемные ситуации выступают как важный эффективный метод регуляции и саморегуляции нравственного развития.

 Использую на уроке  метод проектов. Здесь уместно процитировать слова А.Н. Колмогорова, которые меня убедили в правильности выбора методов преподавания духовно-нравственных ценностей на уроках литературы: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе» . Я давно признала необходимость включения учащихся в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений.   Темы, конечно же, выбираю не случайно: здесь, безусловно, учитываются и пожелания самих ребят, и необходимость более глубокого погружения в творческий мир писателей и поэтов. Ученикам нравится работать над проектами по теме: «Петербург в творчестве поэтов и писателей 19 века», «Дуэль  в литературе 19 века», «Бал в произведениях русской классической  литературы 19 века».  Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, что выбранная тема позволяет  ученику самостоятельно и определить путь поиска, выбрать форму выполнения работы, методы, необходимые для работы с материалом, применить имеющиеся умения анализировать текст. Далее идет накопление, анализ и отбор материала для творческой работы. Здесь, конечно же, помогает учащимся опыт, приобретенный на уроках литературы: рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций. Исследовательская работа приучает учащихся к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать иногда и свой профессиональный выбор.

Хорошая форма работы в данном направлении  – написание рецензии на сочинения.  Юношеский максимализм, негативизм, эгоцентризм  вписываются в нужное русло, будят самостоятельность мысли. Ребята глубоко, серьезно и, как это ни удивительно, очень объективно рецензируют эти «шедевры». Такая работа формирует соответствующее отношение – скептически-ироническое, если же отмечаются какие-либо интересные суждения, это наращивает собственный опыт. Кроме того, написать серьезную рецензию можно, лишь прочитав произведение.

Метод личного восприятия, который используется в данном случае,   помогает познать и оценить «чужой» опыт, сопоставить со своим, помочь лучше понять самого себя, способствует духовно-нравственном у росту учащихся. Иными словами, уметь читать – это значит уметь оценивать. Оценка – это умственна, духовная работа читателя над художественным произведением (восприятие, переживание, осмысление). На таких уроках ребята приходят к выводу, что человек не оценивающий – созерцатель происходящего, он не умеет размышлять, он существует, а не живет, так как оценка – эта реакция на происходящее.

Не забываю о таком  традиционном методе, как беседа. Я пришла к выводу, что беседа может дать результаты только тогда, когда допускаются разные точки зрения (ведь мы признаем, что восприятие художественной литературы индивидуально и в значительной степени субъективно). Вопросы для бесед я выбираю, исходя из подготовленности класса, схожести ситуаций с реальной жизнью, интересами учащихся . Например: «Твой выбор: сытость или духовность?», «Можно ли достичь духовного совершенства?», «Кто из героев романа «Война и мир» выйдет на Сенатскую площадь и на чьей стороне?», «Любовь или страсть губит Катерину Измайлову?».

Можно упомянуть творческое домашнее задание, разработку уроков по изучению творчества писателя самими учащимися (это невозможно сделать без чтения произведений и их осмысления в целом, создается своеобразная лаборатория художественного и эстетического поиска.

Губская Т. Г. , учитель МАОУ «СОШ  № 16»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...