"Фразеологизмы. Технологическая карта"
учебно-методический материал на тему

Иванова  Валентина Федоровна

Материал на коми языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmyas_teh._karta.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. МУТНИЦА

Коми кывйысь 6-öд классын урок:«Фразеологизмъяс»

Удж вöчысь: Иванова В.Ф., коми кыв велöдысь

Урок

по теме «Фразеологизмы».  6 класс    ФГОС

Цель деятельности учителя: повторить сведения по лексике, познакомить с понятием  «фразеологизм»; научить определять фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи.

Тип урока: урок получения новых  знаний

Планируемые  образовательные  результаты: (предметные): знать определение фразеологизма, уметь  находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи; работать с фразеологическим словарем;

(метапредметные): овладение приемами отбора и систематизации материала; умение вести самостоятельный поиск информации;

(личностные): понимание, что коми язык – одна из основных национально-культурных ценностей коми народа; осознавать эстетическую ценность коми языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, иметь достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке в процессе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком;  создание проблемных ситуаций; фронтальная, групповая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.

Основные понятия: фразеологизм,  переносное значение.

Организационная структура урока (сценарий урока)

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Содержание деятельности учителя

Деятель

ность обучающих

ся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контро

ль

1

2

3

4

5

6

7

Организация начала занятия

Видза оланныд! Талунъя урок – выль тема. Сиа тiянлы став бурсö. А вайö став бурсö сиам öта-мöднымлы. Та могысь видзöдлöй орччöн пукалысь ёрт  вылö да нюмдыштöй сылы. Ставыс миян лоас бур.

Приветствие, настрой на работу

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Терминологичес-кий диктант.

По толкованию определите слово и запишите его в начальной форме (ключ на слайде)

…- кутшомкö тема вылö гижтöг либо гижöмöн лöсьöдöм серни. (Текст)

Кывтöг сёрни оз артмы. Сёрниын бергалö уна-уна кыв. Став тайö коми кывйыс артмöдö коми кывлысь…(кыввор ( лексика)

…-öткодь либö матын вежöртаса кывъяс.

Кывлöн вежöртас индысь кывчукöр (толковöй словарь).

Коми сёрни уна сикаса. Луза-леткасалöн, изьвасалöн, эжвасалöн- быдонлöн аслыспöлöс…(сёрнисикас (диалект).

Выполняют задание, оценивают работу товарища.

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменные работы

3. Выявление места и причины затруднения.

Работа с текстом, ответы на вопросы.

Мытшöд лöсьöдöм-артмöдöм.

Лыддям сетöм стрöкаяс да висьталам, мый йылысь мунö сёрни.

  1. Кут сiйöс пинь сайын. (кыв).
  2. Мый сьöдмис öтиторсö дольöмысь? (пель)
  3. Мый пыр позьö сернитны, мöд ног, кöдзыда?(пинь)
  4. Мый тшыглун вöсна сiйö пуктiс найöс джадж вылö? (пиньяс).
  5. Мый пиняс курччöмöн пышйис?(бȍж)
  6. Вомсьыс мый петö висьталö? (быг)
  7. Кутшöм чуньöн эз вöрзьöдлы? (чаль)

Челядь, а позьö-ö збыль аддзыны, мый пиньяс тэчöма  джадж вылö либо юрысь мыйкö петiс?

Вежсьö – оз вежöртасыс кывтэчасыслöн  видлавны кö торйöн кывъяссö?

- Да, оз.

 -Кыдзи  шусьöны татшöм сикас кывтэчасъясыс? Вайöдны позьö пример.

(челядь оз кужны висьтавны)

-Сьöкыд. Ог кужö висьтавны. Сідзкö мый кутам вöчны? Пуктам уроклысь мог.

Выполняют задание.

Обдумывают ответы на вопросы.

Фронтальный опрос

Индиви

дуальная, группо-

вая.

Личностные: осознают свои трудности, стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы для решения проблемы.

Устные ответы, вопросы  для уточне -

ния информации.

4. Целеполага

ние и построение проекта выхода из затруднения.

Знакомство с теоретическим материалом.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися.

- тöдмавны, кыдзи шусьöны  джадж вылö пинь пуктыны кодь кывтэчасъяс

- тöдмасьны сэтшöм жö кывтэчасъясöн.

Колöны-ö найö олöмас?

- тöдмавны кöні и кор позьö пыртны сёрниö тайö кывтэчасъяссö.

Сдзкö, мый кутам вöчны, кыдзи артмöдам удж, кытысь босьтам юöрсö?

-позьö лыддьыны учебникысь колана параграф, кывчукöрысь, вöчны уджъяс.

Вайö тöдмаламöй тайö кывтэчасъяс йывсьыс учебникысь,  лыддям юöрсö 83 л.б.вылысь.

Кыдзи шусьöны тайö кывтэчасъясыс?

А кыдзи артмöны  фразеологизмъяс?  

Мыйла найö  колöны?

Кытысь позьö  аддзыны фразеологизмъяслысь вежортассö?

 - Тöдмасямöй, миян водзын «Фразеологизмъяс словарь».  Кывчукöр лöсьöдысь – тöдчана коми лингвист, кыв туялысь Ф.В.Плесовский.  Сьöкыдлун дырйи позьö ыстысьны тайö кывчукöр вылас.

Воспринима-ют теоретичес-кую информацию, осваивают терминоло-гию, формулируют цель урока совместно с учителем.

Выполнение задания, чтение

Фронтальный опрос

Индиви-дуальная, фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию  из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, чтения теоретических сведений.

Регулятивные: планируют необходимые действия,

Вопросы для уточне-ния инфор-мации.

5. Творческая практическая деятельность по реализации проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов  учебной и умственной деятельности.

Выполнение работы в группах

 Игра «Сiдз – абу сiдз»  

Вайöдöй фразеологизмъяслы колана вежöртас..

(карточкаяс серти гижöда удж)

Позьö уджавны фразеологическöй словаръясöн.


Паськыда овны- лышкыда (+)

Вом вежны- öдйö(-) (Вежны сёян. Вом вежны нинöмöн( пыр öти сёян).

Юр вундысь кодь- бур(-) (яндысьтöм, скöр)

Асъя унма- асывъяснас дыр узьö.(+)

Вомö оз пыр-пöт (+)

Кильчö пос шыльöдны- гежöда волыны(-) (тшöкыда волыны).

Керка кутысь- кöзяин(+)

Паччöр видзны- зiль морт(-) (дыш морт)

Тöдысь-кужысь-мастер(+)

Чаль чунь ыжда-  ичöт(+)

Юрси-на – юрси кутчысьны- тышкасьны(+)

Юсь полян моз пöлясьны- мисьтöма (-)(гажаа, мича ворсны)

Юртöм катша- кокни руа(+)

Выделяют главное, устанавлива-ют причинно-следственные связи

Работа в группах.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют задавать вопросы. Взаимопроверка.

Устные ответы, выполнение работы.

Физкультминутка

Чеччам чола

Шум ни зык.

Вöчам тадзи,

Öти,кык,

Öти-кык,

Öти-кык.

Вöчам тадзи,

Öти-кык.

Коскö пуктам

Кыкнан ки,

Недыр чеччалыштам ми
Медым нь
öти мудз эз коль:

Куим-нёль, куим-нёль.

Öнi лолыштамöй быдöн.

Ме ног, челядь, вöчöй вай:

Вит и квайт, вит и квайт, вит и квайт.
Ме ног, челядь, в
öчöй вай:

Вит и квайт, вит и квайт, вит и квайт.

Кияс нюжöдамöй тадзи,

Сэсся лажыньтчамöй надзöн.

Сувтам:

Сизим и кöкъямыс.

Бара лажыньтчамöй надзöн.

Сувтам:

Сизим и кöкъямыс.

Физзарядка вöчам водзö,

Киöн судзöдчылам джоджöдз.

Молодечьяс, ай да класс.
Помалам
öй:

Öкмыс-дас.

Молодечьяс, ай да класс.
Помалам
öй:

Öкмыс-дас.
                                     Н.Щукин.

Выполняют физические упражнения.

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

6. Первичное закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний по теме урока, формирование рациональных способов применения их на практике.

Обучающая игра. Анализ работ.

Игра  «Фразеологическöй лото»

Фразеологизмъяслы вайöдöй серпасъяс.

-Пожтыр челядь (уна)

Кузь кывъя (кывсö пинь саяс кутны оз куж)

_Синсьыс би петö (повтöм)

-Чöрт кодь(мисьтöм)

-Синваыс син дорас (синваыс зэв матын)

-Кык кока руч(шуöны мудер морт йылысь)

Кузь чуня (гусясьысь)

Принимают участие в обучающей игре, высказывают свою точку зрения.

Группо

вая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут пути  их преодоления.

7. Самостоя-

тельная работа с  самопровер-

кой

  1. упр. 94 

  1. Игра «Корсь колана кыв фразеологизмъясö».

Обобщение и систематизация знаний по теме урока, формирование рациональных способов применения их на практике.

Анализ работ.

Самостоятельная работа по упр. 94 с дальнейшей самопроверкой.

Колана кывъяс содтöмöн лöсьöдöй фразеологизмъяс.

Марфалöн и (синмыс, киыс, бöжыс) оз тыдав. - регыд вошис, пышйис.

Миян Анна(ош, кöин, кöч) кодь пельк, пытш кодь топыд-тэрыб.

-Тэ тай кузь (кока,пеля, чуня) вöлöмыд, Митрей, - янöдiс ассьыс тöлктöм быдтассö Опонь дед. (гусясьысь).

- (Кывйöн, кокöн, тетрадьöн) шыбласьны оз позь, дона пиö. Кывйыд вына, быдтор вермö, - велöдана шуалiс бать.

Выполняют

упражнение

Выполняют задание.

Самооценка работ

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют  поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют свою деятельность.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Письменная работа

8. Итог урока. Рефлексия.

Обобщение полученных сведений.

Горса удж: (велöдчысь бöрйö ачыс)

- Мый йылысь муніс урок вылын сёрни?

Кыдзи мöд ног позьö шуны фразеологизм?

Кыдзи шусьö кыв велöдан наукалöн юкöн, кöні видлавсьöны зумыд кывтэчасъяс?

Кöні паныдасьлöны фразеологизмъяс?

Йöз серниын кутшöм ин найö босьтöны?

Кутшöм стиля текстын вермасны паныдасьны зумыд кывтэчасъяс?

Вайöдöй примеръяс.

А ті сёрнианыд пыртланныд зумыд кывтэчасъяс? Талунъя урок бöрын кутанныд-ö пыртны?

Челядь, темаыс сьöкыд –абу? Кыдзи лои вöчöма удж? Ставсö-ö , мый кöсйим вöчны, лои вöчöма? Висьтасям, коді кыдзи уджаліс да донъялам.

  1. Аддзыны «юр», «ки», «ныр» кывъясöн зумыд кывтэчасъяс, стöчмöдны кывчукöр серти вежöртассö,  лöсьöдны сёрникузяяс.
  2. Лöсьöдны юöр «Фразеологизмъяслöн историяысь»

- Аттьö урокысь, да бура уджалöмысь!

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

Слушают. Записывают задание.

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний.

Познавательные: приобретают умения и навыки использовать полученные знания на практике.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки и недочеты  в ответах одноклассников.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Проводят самоанализ и осуществляют оценку учебной деятельности.

Литература

1.Коми кыв. 6 –öд класслы велöдчан небöг. Авторъяс: В.М.Грабежова. Г.В.Хозяинова, Н.И.Каракчиева. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012.-264 л.б.

2. Ф.В.Плесовский. Коми фразеологизмъяс- Сыктывкар: Коми книжной издательство. 1980.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://detki.today/frazeologizmyi-primeryi-s-obyasneniem.html
  2. http://voda.molodostivivat.ru/obraz-vody/frazeologizmy-i-ix-znacheniya-primery.html
  3. https://yandex.ru/images/search?text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта.Изучение фразеологизмов в 5 классе к учебнику Львовой С.И, Львова В.В.

Урок открытия нового материала Технология урока: проблемно-диалогическая. Знакомство с фразеологизмами - синонимами, антонимами. Составление рассказа с помощью фразеологизмов -иллюстраций, игра в лото...

Фразеологизмы 6 класс (технологическая карта урока)

Представлен вариант технологической карты урока с учётом требований ФГОС. Урок разделён на этапы, также дано подробное описание УУД на каждом из периодов урока. Цель урока: формирование представлен...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе. Фразеологизмы.

технологическая карта урока русского языка в 6 классе: фразеологизмы...

Технологическая карта урока по теме "Фразеологизмы!

Технологическая карта урока по теме "Фразеологизмы!...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Фразеологизмы"

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе разработа с использованием ЭОР....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...