"Монь кудораськем"
план-конспект урока на тему

Нефедова Елена Анатольевна

Открытый урок по теме "Монь кудораськем" "Моя семья". Введение и закрепление новых слов по теме семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_erzyanskomu_yazyku.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок эрзянского языка в 2б классе

"Моя семья – Монь кудораськем"

Цель урока: создать  на уроке условия   для  формирования положительной  мотивации и интереса к эрзянскому языку;

Задачи урока:

Предметные:  закрепление и активизация в речи слов и грамматических конструкций по изученным темам;  

Метапредметные:

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

управление своей деятельностью;  развитие инициативности  и самостоятельности;

Коммуникативные:

развитие речевой деятельности; развитие навыков сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную работу,  оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками;

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий; развитие логического мышления, воображения;

Личностные: Формирование ценностных ориентаций школьников: ценность семьи, взаимопонимания, взаимоуважения между членами семьи;

Оборудование к уроку: компьютер, экран, мультимедийная презентация по теме «Моя семья», карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: Шумбратадо, эйкакшт.

 Учитель: А  кодат тынк тевенк?

Ученики:

Минь весёла эйкакштано

  Ловнотано, сёрмадтано

Минек вадрят тевенек

Тонавтницят леменек.

2.Речевая разминка.

Учитель: Эйкакшт, кортатано эрзякс.

    Учитель: Кода тонь леметь?

    Ученик: Монь лемем …… ( дети проговаривают лексические конструкции)

   Учитель: Тон кие?

   Ученик: Мон ………

   Учитель: Тон цёрыне эли тейтерне?

   Ученик: Мон ………

3.Повторение  ранее пройденного материала.

Учитель: Игра «Ёвтынк тюсонть» (слайд) К нам в гости пришла собачка. Но она растеряла цветы по дороге. Давайте соберем букет, но сначала назовите цвета этих цветов.

Ученики: Собирают букет, называя цвета.

Учитель: Игра «Ёвтынк кудонь ды идем ракшатнень»(слайд) Вспомним домашних и диких животных. Если вы верно называете животное, фигура закраситься в зелёный цвет, если нет в красный.

Ученики: Отгадывают слова.

Учитель: Вспомним счет. Давайте, поможем собрать  яблоки для пирога.(слайд)

Ученики: Собирают яблоки.

3. Введение новых слов и активизация новых слов в речи учащихся.

Учитель:  Ребята, давайте с вами отгадаем загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная …..

Учитель: Итак, перед нами  открылась красивая картина. Так о чем мы с вами будем сейчас говорить?

Учитель: Молодцы. Мы сегодня будем говорить о семье.

Учитель:  Слово семья в эрзянском языке состоит из двух слов и  они слились в одно слово: кудо – дом и раське – народ. В русском языке это одно слово. Это семья.  

Учитель:  Откроем тетради . Запишем число.

Учитель: Тема нашего урока «Монь кудораськем» - «Моя семья». (слайд)

Учитель: Ребята,  А что же такое семья, как вы думаете? 

Учитель: И теперь давайте назовем  эти слова на эрзянском языке. (слайды)

                                                                Ава- мама

Тетя- папа

Покштя – дедушка

Сырькай – бабушка

Леля – старший брат, дядя

Патя – старшая сестра, тетя

Сазор – младшая сестра

Ялакс – младший брат.

(Ученики читают слова) (девочки называю слова на эрзянском языке, а мальчики на русском языке)

Учитель: Молодцы правильно. А теперь ответим на вопросы.(слайды)

Учитель: Гарькин Никита расскажет стих Е. Пятаев. Эрзянь кель.

Эрзянь кель.

Тонадынек эрзянь кельсэ

Васень валтнэнь минь ёвтнеме,

Эрьва шкане паро мельсэ

«Тетяй» ды «Авай» мереме.

Келенть вельде, келенть марто

Минь эрямонть чарькодынек,

Секс истя сон тенек паро,

 Эрзянь келенть минь вечксынек.

Е.Пятаев.

4. Работа по учебнику.

Учитель: Откроем учебник стр 54 упр 2

Ученики: Чтение текста учащимися и перевод.

Учитель: А теперь задания к тексту.

1 группа. Назовите членов семьи.

2 группа. Как зовут членов семьи.

3 группа . Назовите, где они работают.

Учитель: У вас на партах листочки с заданием, продолжи предложение.

Ученики: Ученики выполняют задания.

Учитель: А теперь взаимопроверка выполненного задания. Один задает вопросы, другой отвечает.

Учитель: Мишина Анна расскажет стих «Монь покштям»

Покштям – велень эриця,

Тевень парсте содыця.

Покштям монь – механизатор.

Соки мода, вети трактор.

Сюро нуи комбайнасо,

Зернат ускси машинасо.

Ламо сонзэ эйстэ лезэсь,

Сон чарькоды эрьва мезесь.

5.Физкультминутка.(слайд)

Вейке, кавто - веревпанд;

Колмо, ниле - аловпанд;

  вете, кото - трокс, кувалт;

     сисем, кавксо - мекев, васов;

        вейксэ, кемень - скок менелев!

Учитель:  К нам пришел в гости Медведь. А как будет слово медведь на эрзянском языке. Правильно. Овто. Он будет задавать вопросы. А мы попытаемся на них ответить. Чтобы ответить на его вопросы нам поможет диалог на стр 57 .

- Аня, тон вечксак авать?

- Мон пек вечкса авань.

-Тон вечксак тетять?

- Мон вечкса тетянь.

-Аня, тон вечксыть сазорот ды ялаксот?

- Мон вечксынь сазорон ды ялаксон. Лездан тенст эрьва мейсэ.

Учитель: Мордовские семьи были многодетными. В народе счастливая семья определялась большим количеством детей. «Дом с детьми- счастливый дом», «Плохо жить без дома, еще хуже –без детей»-говорится в пословицах. Дети в мордовской семье слушались родителей и повиновались им. Волю родителей мордва ставит чрезвычайно высоко. Непочтительного сына отец мог лишить наследства и выгнать из дома. Это, разумеется, не означает, что отношения между отцами и детьми у мордвы строились лишь на одном страхе. Доказывают это и мордовские пословицы: «Собаку учи дубиной, дитя – любовью», «За каждым ребёнком столько забот, сколько на голове у него волос», «Учи детей, пока малы – хороши будут взрослыми».

Учитель: Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал. А у кого из нашего класса самая большая семья?

Учитель: Ребята, давайте поговорим о наших братьях и сестрах.

Игра «Ули – арась» Отвечаем на вопрос кратко. Ули –есть, арась- нет.(слайд)

Учитель: - Тонь ули сазорот?

                   - Тонь ули патят?

                    - Тонь ули лелят?

                     - Тонь ули ялаксот?

Учитель: Чтение стиха «Тонавтыця». Балахнина Полина и Невлютова Маргарита

Тонавтыця.

Марюша тонавты

Вишка сазоронзо,

Покш ломанекс ёвтни

Превейне валонзо:

«Пек паро, тонсь зярдо

Тонадат ловномо,

Сестэ уш а кармат

Киньгак налкставтомо.

Саят ёвксонь пусмо,

Пестэ пес ловносак,

Алкукс седейшкава

Авань кенярдовтсак». 

Н.Ишуткин

Учитель: Куликова Анна рассказывает стих «Лездыця»

Лездыця

Свал мон ютко шкане

Лездакшнан аванень.

Тевтеме а якан,

Модамарнеть ваткан.

Ямне пидетяно

Тантейстэ ярстано.

Андса сазоркинем,

Зярс сон вишкинькине.

Кадык курок касы,

Лелянзо сасасы.

Н.Ишуткин

6. Рассказ о своей семье.

Учитель: Ребята, а кто знает что такое семейное древо? (ученики отвечают )

Учитель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, ( где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. )Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Учитель: Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи- листочек на этом дереве. И вы при помощи этих листочков на деревьях рассказали о своей семье.

Ученики: Показывают свои рисунки и рассказывают о своей семье.

 8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Вам понравился урок? Если вам понравился урок покажите карточку с изображением весёлого лица, а если нет с изображением грустного лица.

Учитель: Чему мы с вами сегодня научились?

Учитель: Вы сегодня все хорошо поработали. Оценки.

Учитель: Домашнее задание повторить слова по теме «Семья»

Учитель: И урок наш закончим стихотворением С.Ю. Дмитриевой  «Паро валт». Я желаю вам чтобы вам всегда говорили эти слова.

                                            Вадря валось "Шумбрачи",

Молицянень "шожда ки",

Удыцянень "паро он".

Неть валтнэнь содасыть тон?

«инеськеть" валось вадря,      

иля стувт ёвтамс "сюкпря",

Тон туемстэ ульть анок

ёвтамс «вастомазонок".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Открытый урок по ИЗО в 6 классе по теме: "Улыбка Моны Лизы"

Урок ИЗО в 6 классе по теме: "Улыбка Моны Лизы" с использованием ИКТ....

Задачи на моно- и дигибридное скрещивание

Задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Материал можно использовать на уроках общей биологии в 9 классе....

Знакомство с творчеством Клода Моне

Классный час для учащихся 5 класса коррекционной школы IIIV вида...

Мона Лиза, спускающаяся по лестнице

Шедевр мировой анимации, получивший награду "Оскар" в 1993 году. Героями фильма являются произведения XX века, плавно перетекающие и превращающиеся из одного в другое. Автор фильма Joan C. Gratz работ...

Медицинский факт и его художественное осмысление в рассказе А.П.Чехова «Черный монах»

В данной статье рассматривается многогранность личности А.П Чехова, уникальность манеры великого художника и блестящего врача, которые  слились в лице одного человека. Аналитическое про...

Медицинский факт и его художественное осмысление в рассказе А.П.Чехова "Черный монах"

Многогранность таланта А.П.Чехова ( врач и присатель) создает уникальное  видение мира и человека. В данной статье проводится попытка рассмотреть произведения глазами медиков и филологов, ...