Рабочая программа по литературе в 8 классе
рабочая программа (8 класс) на тему

Сизикина Нина Александровна

 

Рабочая  программа учебного предмета «Литература»  для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Литература»  изучается в 8 классе в объеме 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_litra_2017-18.docx61.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»

                        Чамзинского муниципального района
                                Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена на                                        Утверждена

заседании методического объединения                        директором МБОУ

учителей музыки                                                      «Киржеманская СОШ»

Протокол № 1 от __________ 2017 г.                        Чамзинского муниципального

Руководитель МО:                                                           района Республики Мордовия

_______________/М.Н. Бузинова/                                __________ /Е.И.Бочкарева/

                                                                        30 августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

в 8 классе

на 2017-2018 учебный год

        

                                                                        Автор программы:

                                                                        учитель высшей

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Сизикина Н. А.

2017 год

Пояснительная  записка

Рабочая программа учебного предмета  «Литература» для 8 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №273-ФЗ  «Об  образовании в Российской Федерации», в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089, с изменениями  на 31.01.2012 года),  на основе примерной программы и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011.,  примерной программы и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011., основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 31.08.2017 г. №88, Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ», учебника, входящего в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2015.

Рабочая  программа учебного предмета  «Литература» содержит следующие разделы:

  • планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
  • содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Цели учебного предмета «Литература»

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

В результате изучения литературы в 8 классе обучающиеся  должны:

         

знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

уметь: 

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Содержание учебного предмета

Рабочая  программа учебного предмета «Литература»  для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Литература»  изучается в 8 классе в объеме 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Раздел 1. Введение. (1 ч.)

Темы раздела 1. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.              

Основные виды учебной деятельности: дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова

Раздел 2. Устное народное творчество (2 часа)

Темы раздела 2. Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Основные виды учебной деятельности: 

показать особенности жанра народной песни, развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста, раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

Раздел 3. Древнерусская  литература  (2 часа).

Темы раздела 3: 

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Основные виды учебной деятельности: развить понятие о древнерусской литературе, расширить представление об особенностях житийного жанра, ознакомить с текстом «Повести…», показать идейно-художественное своеобразие «Повести…» как сатирического произведения, описания иллюстраций, развивать навыки анализа текста, навыки монологической  речи и выразительного чтения, реализация межпредметных связей с ИЗО.

Раздел 4.  Русская литература XVIII века (3 часа)

Темы раздела 4. 

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)

Основные виды учебной деятельности: Цели: познакомить с творчеством Д. И. Фонвизина; раскрыть особенности классицистической драматургии; раскрыть идеалы Стародума, гуманистический пафос комедии

Раздел 5. Русская литература XIX века (33 часа)

Темы раздела 5.

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума  Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах)

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».

«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

Основные виды учебной деятельности: 

расширить знания учеников о баснописце и его баснях, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; формировать навык написания сочинения на заданную тему.

Ознакомить учеников с личностью К.Ф. Рылеева, дать понятие о жанре думы, развивать навыки выразительного чтения, познакомить с историей создания стихотворений, иметь представление об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров (углубить понятие о художественном образе-характере), средствах характеристики персонажей (портрете, пейзаже, речи героя.

Проследить по тексту путь духовного становления  главного героя; его отношения с людьми, проверить знание устаревших слов: сформировать представление о двух героях повести – Гринёве и Швабрине, их поступках и мотивах поведения; выделить основные проблемы.

Выявить способы и средства характеристики героев, создать условия для раскрытия смысла названия повести; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа.

Раскрыть смысл названия повести, доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина, развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова, обобщение ранее изученного.

Создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений.

Познакомить с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы, понимать идейное содержание поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему, дать первоначальное понятие.

Создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему, дать первоначальное понятие поэмы о романтизме.

Подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки, учить работать с критической литературой, дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Гоголя.

Систематизация и обобщение изученного материала в форме теста; подготовка к домашнему сочинению; расширить знания о личности и творчестве Л. Н. Толстого; показать своеобразие историзма писателя, показать особенности композиции рассказа “После бала”, ее роли, дать понятие о роли приема антитезы в идейной и художественной ткани рассказа. Дать представление о личности и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; напомнить особенности жанра сказки в творчестве писателя

Дать представление о личности и творчестве писателя, показать своеобразие историзма Н.С. Лескова,  развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения, учить умениям выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста, расширить знания о личности и творчестве А.П. Чехова; развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения.

Раздел 6. Русская литература XX века (20 часов)

Темы раздела 6.

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко. «История болезни»

М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина,  А. А. Блока, С. А. Есенина

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)

Основные виды учебной деятельности:

расширить знания о личности и творчестве И.А. Бунина; показать особенности его творческой индивидуальности, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения, познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа “Куст сирени”. Дать представление о личности А. Блока и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению стихотворения поэта, расширить  представление о личности С. Есенина и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению и анализу поэмы.

Кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией писателя, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа. Познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Тэффи, приобщить к восприятию сатиры и юмора, выяснить средства создания автором юмористического произведения, ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.А. Осоргина,; учить выразительному чтению и анализу текста.

Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания “Книги для бойца”, жанровом новаторстве поэмы, совершенствовать навык  анализа поэтического произведения; выделить основные темы и проблемы; отметить стилевое многообразие поэмы, совершенствовать навык анализа поэтического произведения, проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Тёркина, определять роль ИВС.

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского Зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов (Иннокентий Анненский. Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Пастернак, Николай Оцуп, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин)

Раздел 7. Зарубежная литература (6 часов)

Темы раздела 7.

У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Основные виды учебной деятельности:

дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX в., литературы XX в.; совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания

Познакомить с творчеством Ж.-Б. Мольера; раскрыть особенности классической драматургии,  с личностью Д. Свифта и его творчеством; выявить глубинное содержание его романа, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. расширить понятие о жанре исторического романа, рассказать о Вальтере Скотте как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе, развивать навыки анализа текста

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX в., литературы XX в.; совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания

Итоги года (1 час)

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет


п/п

Наименование

Всего

 часов

Форма  занятия

Оценка результатов освоения знаний

Учебно-методическое
пособие

Планируемые результаты

Дата проведения уроков

1

2

3

4

5

6

7

План

Факт

Раздел 1. Введение. (1 ч.)

1

Введение. Литература и история.  

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, составление тезисов лекции, плана статьи, пересказ

Групповая

. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М.,2015)

З н а т ь: понятие «художественная литература»

У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа

Раздел 2. Устное народное творчество (2 часа)

2

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью

. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 2015)

З н а т ь: образную природу словесного искусства.

У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая Выбор вида чтения

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим

З н а т ь: содержание песен и приданий.

У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Раздел 3. Древнерусская  литература  (2 часа).

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Организация совместной учебной деятельности

Групповая Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью

Т. М. Степанова Учить не учительствуя.

Зн а т ь: содержание и историческую основу “Повести о житии … Александра Невского»”.

Уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать духовно-идейное содержание, сравнивать житие с УНТ.

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Беседа по вопросам, комментарии учителя, описание иллюстраций, выразительное чтение по ролям

Групповая Выбор вида чтения

Т. М. Степанова Учить не учительствуя.

З н а т ь: определение сатирической повести, содержание и историческую основу “Повести о Шемякином суде»”

Уметь: находить приемы  изображения, жанровые особенности сатирической повести.

Раздел 4.  Русская литература XVIII века (3 часа)

6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая

 Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 2015)

З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.

У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

7

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Рассказ, чтение по ролям, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста

Коллективная. Групповая, выбор и использование выразительных средств языка

Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: НАКО, 2016

Уметь подбирать синонимы к ключевым понятиям рассуждений положительных героев: добродетель, благочестие, добронравие.

8 Р

РР.  Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)

Сообщение

Коллективная. Групповая

Уметь находить отражение в комедии идей Просвещения

Раздел 4.  Русская литература XIX века (33 часа)

9

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

 Цели: расширить знания учеников о баснописце и его баснях, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения

Викторина, рассказ учителя, беседа, выразительное чтение

Групповая выбор и использование выразительных средств языка

 

В. Золотарева. Поурочные разработки.

8 кл.  (М.: ВАКО, 2004. –

314 с.)

З н а т ь: основные этапы жизненного пути И.А. Крылова, особенности жанра баснен и их содержание.

У м е т ь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

10

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа

.

Самостоятельная работа над сочинением

Индивидуальная Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой,

 Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010

З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

 Ум е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.

11

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширенния русских земель. Образ Ермака Тимофееиича. Дума  Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

Анализ творческих работ, рассказ учителя, выразительное чтение

Индивидуальная Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой.

Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим

З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.

12

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

Рассказ учителя. Беседа

К.П. Лахостский. Пушкин в школе. (Л.,2014).

И. В. Золотарева.  Поурочные разработки. 8 кл.

Знать: историю создания стихотворения;
уметь определять тему стихотворения, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лексические повторы строк,
сквозные рифмы),
роль художественно-выразительных
средств, выразительно читать

13

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах)»

Семинар

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью

К. П. Лахостский. Пушкин в школе. (Л.,2014).

И. В. Золотарева.  Поурочные разработки. 8 кл.

14

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора 

Беседа, работа с книгой

Групповая, фронтальная Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью

К. П. Лахостский. Пушкин в школе. (Л., 2014).

И. В. Золотарева.  Поурочные разработки. 8 кл.

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева (отрывки из

“Истории Пугачевского бунта”

А. С. Пушкина).

15

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труда Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Аналитическая беседа; работа с текстом

Групповая Владение основными видами публичных выступлений

 П. Лахостский. Пушкин в школе. (Л.,2014).

И. Гильдельсон. Капитанская дочка: комментарии. (Л., 2012).

Альбом

“А. С. Пушкин работки.

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; этапы формирования  характера героя.

У м е т ь: рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринёва.

Сообщения:

– Первые жизненные испытания

П. Гринёва.

– Что такое милосердие?

16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Аналитическая беседа; работа с книгой

Групповая Поиск нужной информации по заданной теме:

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 8 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2010)

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям

17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

Проблемные задания

Групповая Выбор вида чтения

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 8 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2010)

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию.

18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Аналитическая беседа

Групп Владение монологической и диалогической речью. овая

В.Н Катасонов. Тема чести и милосердия в повести Пушкина “Капитанская дочка”. (ЛВШ,

№ 6, 2011

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать

19 Р

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. РР Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Самостоятельное планирование и проведение исследования, пересказ, беседа , описание иллюстраций

Групповая выбор и использование выразительных средств языка

В.Н Катасонов. Тема чести и милосердия в повести Пушкина “Капитанская дочка”. (ЛВШ,

№ 6, 2011

З н а т ь: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

20

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

Рассказ учителя. Беседа

Вн.чт. Поиск нужной информации по заданной теме:

.В.Н Катасонов. Тема чести и милосердия в повести Пушкина “Капитанская дочка”. (ЛВШ,

№ 6, 2011

21К

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

2-ая четверть

22

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова 

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая проведение информационно-смысло-вого анализа текста

 З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 2013)

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки.

8 кл. (М.: ВАКО, 2016

З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному

23

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре 

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, выразительное чтение, словарная работа

Групповая Передача содержания прочитанного текста в развернутом виде.

 Л. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М.,2013)

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки.

8 кл. (М.: ВАКО, 2016

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения .

24

   Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы

Организация совместной учебной деятельности

Групповая Давать оценку поступкам героев.

.Л. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М.,2013 )

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки.

8 кл. (М.: ВАКО, 2014)

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.

У м е т ь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции

25 Р

Обучение сочинению по поэме М. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».

«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"

 

Организация совместной учебной деятельности, , работа с критической литературой

Групповая Поиск нужной информации по заданной теме

 Л. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 2013)

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки.

8 кл. (М.: ВАКО, 2016)

З н а т ь: образную природу словесного искусства; художественную трактовку образа

У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

26

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, беседа по вопросам

Индивидуальная. Групповая Использование различных видов чтения;

Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010).

М. Грачева. “Взято мною из действительности”. За строками гоголевской сатиры. (ЛВШ, № 2, 2006)

З н а т ь: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия”

У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

27

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Организация совместной учебной деятельности

Групповая Владение основными видами публичных выступлений;

.  Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

М. Грачева. “Взято мною из действительности”. За строками гоголевской сатиры. (ЛВШ, № 2, 2006)

З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии

.У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному

28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе 

Самостоятельное планирование и проведение исследования, комментированное чтение

Групповая Выбор вида чтения

  Л.Тодоров. Почему везет Хлестакову, или Возвращение к традиционному изучению “Ревизора”. (ЛВШ, № 5, 2008).

Дидактический материал “Читаем, думаем, спорим”, с. 64–69

Зн а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии.

У м е т ь: выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа.

29

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

Анали-я беседа, работа с книгой

Групповая

З н а т ь: определение понятия “хлестаковщина

30 Р

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. РР Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

И. Соколова. Обобщенный урок-беседа по комедии Гоголя “Ревизор”. (ЛВШ, № 2, 2006) Дидактический материал “Читаем, думаем, спорим”. (М.: Просвещение, 2013)

З н а т ь: содержание статьи Белинского о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”.

У м е т ь: составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания.

31

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая Свободная работа  с текстами

Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

32

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, работа над планом

Коллективная. Групповая Свободная работа  с текстами

Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

33

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирния, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение

Коллективная. Групповая Свободная работа  с текстами

Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

34 Р

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение

Коллективная. Групповая Свободная работа  с текстами

Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

35 К

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение

Коллективная. Групповая Свободная работа  с текстами

Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

37

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация,

Групповая Передача содержания прочитанного текста в развернутом виде.

С. Волков. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала”. (Литература, № 6, 2006)

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.

У м е т ь: воспринимать и  анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

38

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа 

Организация совместной учебной деятельности, работа с таблицей

Групповая

Г. И. Беленький. “Читаем, думаем, спорим”. (М., 2015).

С. Волков. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала”. (Литература, № 6, 2006)

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; прием “контраста”.

У м е т ь: находить при анализе текста

ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

39

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» 

Аналитическая беседа, проблемные задачи

Групповая Выбор вида чтения

С. Волков. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала”. (Литература, № 6, 2006)

З н а т ь: содержание рассказа; приемы анализа текста.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.

40

Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

Проблемные задания

Индивидуальная. Групповая

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2014)

З н а т ь: отрывок наизусть.

У м е т ь: выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

41

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа 

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение

Коллективная. Групповая Свободная работа  с текстами

Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.

З н а т ь: текст рассказа

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

Раздел 6. Русская литература XX века (20 часов)

42

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, пересказ, комментированное чтение

Групповая выбор и использование выразительных средств языка

Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа.

У м е т ь: анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному.

43

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

 

Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой

Индивидуальная Выбор вида чтения

И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе.

8 кл. (М.: ВАКО, 2014)

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа.

У м е т ь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, про блему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа.

44 Р

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

Аналитическая беседа, проблемные задачи

Фронтально-индивидуальная

 Поиск нужной информации по заданной теме:

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

З н а т ь: содержание рассказа; приемы сопоставительного анализа.

У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в рассказе; выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии .

45

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению. 

Беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста

Фронтальная, комментированное чтение Осознанное и беглое чтение текста различных       стилей и жанров

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл.

З н а т ь: отрывок наизусть.

Размышление: – Герои Куликовской битвы – в боях за Родину

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения ; выразительно читать произведения.

46

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста

Фронтальная, комментированное чтение

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл.

З н а т ь: отрывок наизусть. основные факты жизни и творчества поэта.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения.

47-48

Р

1. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. РР Подготовка к домашнему сочинению

49

И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «как я стал писателем»  -- воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя, выразительное чтение, пересказ, элементы анализа текста.

Фронтальная, комментированное чтение

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл.

З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя. У м е т ь:   формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения;  

50

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М.Зощенко. «История болезни»

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая Использование различных видов чтения;

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по

литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2016)

З н а т ь: содержание изучаемых произведений; образную природу

словесного искусства.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию.

51

М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста

Фронтальная, комментированное чтение

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл

    У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения  

З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя.

У м е т ь:  формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения.

52 К

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горькго, А. А. Блока, С. А. Есенина

53

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая Поиск нужной информации по заданной теме:

А. Македонов. Творческий путь Твардовского. (М., 1981).

Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 2015)

З н а т ь: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев.

54

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Организация совместной учебной деятельности, тестирование, подготовка к сочинению

Фронтальная.

Групповая Поиск нужной информации по заданной теме:

“Читаем, думаем, спорим”, с. 151.

Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 2015)

З н а т ь: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства.

У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному.

55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

Самостоятельная работа с использованием текста поэмы.

Индивидуальная

Выбор и использование выразительных средств языка

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе.

8 кл. (М.: ВАКО, 2016)

З н а т ь: образную природу словесного искусства.

У м е т ь: анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выражать свое отношение к прочитанному; участвовать в диалоге.

56

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Проблемные задания

Групповая

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2016)

У м е т ь: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою

57

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Групповая Владение монологической и диалогической речью

А. Бороздина. Поэзия военного поколения. (Литература, № 18, 2016)

 З н а т ь: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

У м е т ь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения ; владеть различными видами пере Сказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

58

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Л. Смирнов. Постижение духовной природы человека. (ЛВШ, № 4 2015)

З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; владеть различными видами пересказа.

59-60

Р

РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)

61

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Проблемные задания

Групповая

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе.

8 кл. (М.: ВАКО, 2016). М. Бондаренко. Поэзия Н. Рубцова в школе. (ЛВШ,

 № 8, 2013)

З н а т ь: образную природу словесного искусства.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать  в диалоге по прочитанным произведениям .

Раздел 7. Зарубежная литература (6 часов)

62

У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. РР Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстра-ция, тестирова-ние

Фронтальная

С. Шенбаум. Краткая документальная биография Шекспира. (М. 2015).

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2016)

З н а т ь: основные факты жизни и творчества

В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта” .

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС. 

63

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстра-ция

Фронтально-группова,я, владение основными видами публичных выступлений

А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения. (М., 2001)

З н а т ь: содержание пьесы; образную природу словесного искусства.

У м е т ь: выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

64-65

Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии .

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстра-ция

Коллективная. Групповая Владение монологиче-ской и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим

З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.

66

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Проблем-ные задачи

Групповая Владение монологической и диалогической речью

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2016)

З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки.

У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение;

 

67

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Проблемные задачи, рассказ учителя, беседа по вопросам, сопоставительный анализ текстов

Групповая

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2016)

З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки .

У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр литературного произведения;

выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов.

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет

1

Викторина, беседа

Фронтально-групповая Владение монологичес-кой и диалогической речью

И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2016)

З н а т ь: основные факты биографии писателей; содержание произведений.

У м е т ь: воспринимать и анализировать изученные произведения;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...