Слитное и раздельное написание наречий
план-конспект урока (7 класс) на тему

Голдаева Татьяна Валериевна

урок русского языка в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 7 класс 07.02.2018г.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных».

Цель урока: формировать навык слитного и раздельного написания наречий, умение находить изученную орфограмму и правильно писать наречия.

Планируемые результаты:

Предметные: создание условий для изучения закономерностей слитного и раздельного написания наречий, формирование умения правильно писать наречия и отличать их от сочетаний именных частей речи.

Метапредметные: устанавливание рабочие отношения, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий.

Личностные: формирование познавательного интереса к деятельности, формирование навыка самооценки.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник, тетрадь.

Ход урока

1.Орг.момент.

Приветствие и проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний учащихся.

1)Орфографическая разминка «Лови ошибку» с взаимопроверкой. СЛАЙД 1

Сново, занова, во первых, порусски, досыто, справа, едва едва, точь-в точь, по-чище.

СЛАЙД 2. Проверка: снова, заново, во-первых, по-русски, досыта,  справа, едва-едва, точь-в-точь, почище.

- Какие орфограммы мы повторили сейчас?

- Какое место в русском языке занимают наречия?

- Чем наречия отличаются от других частей речи?

- Изменяются ли наречия?

- От каких частей речи образуются наречия? (от существительных и числительных)

3.Определение темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации. СЛАЙД 3-4

- Посмотрите на экран. Вам знакомы эти наречия?

Впросак, исподлобья, дотла, набекрень, под мышкой, за границу, в открытую, вдвое, вполоборота.

- От каких частей речи они образованы и каким способом?

- А как вы думаете, эти наречия правильно написаны? Как объяснить правописание наречий?

- Как вы думаете, чем вы будете заниматься сегодня на уроке? Тогда сформулируйте  тему и цели нашего сегодняшнего рока.

Домашнее задание. СЛАЙД 5

Для слабых учеников правило, упр.244.

Для остальных найти в орфографическом словаре 10 наречий (5+5) с раздельным и слитным написанием наречий.

4.Первичное усвоение нового материала.

Совершенствование умений передавать информацию, представленную в таблице (работа в группах).

- Перед вами таблица, а также откройте учебник на стр. 130-131. Сравните их и дополните.

Слитно

Раздельно

1)Приставка В- , НА-, ЗА-

+суффикс –УЮ

Например, вкрутую, впустую.

2)приставка В-, НА- + суффикс –ах (-ях).

Например, впотьмах, впопыхах, второпях.

1)предлог На +суффикс –УЮ

Например, на боковую, на мировую.

2)предлог В, НА + суффикс –ах (-ях)

Например, в сердцах, на часах.

2) приставки В-, НА- + собирательное числительное.

Например, вдвое, надвое.

2) приставка + собирательное числительное на –ИХ,      -ЫХ. Например, на четверых, на троих.

Приставка ПО- + собирательное числительное.

Например, по двое, по четверо.

3)наречия с корнями верх, низ, глубь, даль, высь, век, перед, ширь, начало, конец. Например, вверх, вниз, ввысь.

3)приставка + наречия с гласной.

Например, без оглядки, без устали.

4)наречия образованы от давно не использующихся слов.

Например, исподтишка,  набекрень, наспех.

4) наречные сочетания (сохранены падежные формы)

Например, под мышкой, с глазу на глаз.

Исключение: наизнанку – с изнанки, поодиночке  - в одиночку.

5) приставка По- + суффикс –У (от прилагательных). Например, подолгу, помалу.

6)приставка пол- + предлог В

Например, вполсилы, вполоборота.

6)предлоги БЕЗ, ДО, С, ПОД + существ.

Например, без оглядки, до зарезу, под шумок, с разбегу.

Исключения: доверху, сдуру, сроду, подчас, подряд, донизу, дотла, сплеча.

5.Первичное закрепление нового материала.

- К какому выводу вы пришли?

Вывод: большинство правил описывает только наиболее общие закономерности правописания наречий, поэтому в случае затруднения необходимо обращаться к орфографическому словарю. Большинство наречий пишутся слитно, в отличие от созвучных им сочетаний.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

1)Объяснительное письмо (коллективно и у доски).

Списать, раскрывая скобки.

Провести время (в)пустую, побежали (в)рассыпную, сложить (в)четверо, идти (по)двое, разделить (на)двое, поглядел (в)верх, беспокоится (по)пустую, (по)долгу не видеться, сидели (в)двоем, работать (в)ручную, сказать (в)открытую, выехать (за)границу, сидеть (в)потьмах, (в)век не забудь, посмотрел (в)даль, смеяться (до)упаду, разделить (на)семерых.

Ответ.

Провести время впустую, побежали врассыпную, сложить вчетверо, сложить по двое, разделить надвое, поглядел вверх, беспокоится попусту, подолгу не видеться, сидели вдвоем, работать вручную, сказать в открытую, выехать за границу, сидеть впотьмах, ввек не забуду, посмотрел вдаль, смеяться до упаду, разделить на семерых.

2)Выборочная работа (в парах).

Упражнение 243. Выписать наречия, раскрывая скобки. Выделить графически  приставки и суффиксы (где это возможно). В случае затруднения обратиться к словарю.

Небрежно, под мышкой, вверху, внизу, наоборот, вдребезги, на ходу, вскачь, еле-еле, без огладки, вниз, втихаря, исподтишка, наизнанку, вполсилы, сходу, вместе, недалеко, по одиночке, впросак.

Проверка по цепочке.

 Для слабых учащихся

Списать наречия, подобрав к ним синонимы соответствующей части речи.

Образец: повернув вбок (направо), шел вброд (прямо).

Вконец расстроился, вернулся вмиг, говорил вполголоса, узнали впоследствии, говорил врастяжку, вернулся вскорости, заявил вслух, шел напролом, выучил назубок, сдвинул шапку набок.

6.Рефлексия.

«Микрофон»

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Что вы запомнили?

- Расскажите о слитном написании наречий.

- Расскажите о раздельном написании наречий.

Оценивание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лови ошибку» Сново , занова , во первых, порусски , досыто , справа, едва едва , точь - в точь, по-чище .

Слайд 2

Проверка: Снова , заново, во-первых , по-русски, досыта, справа , едва-едва, точь-в-точь , почище.

Слайд 3

Впросак , исподлобья, дотла, набекрень, под мышкой, за границу , в открытую, вдвое, вполоборота.

Слайд 4

Впросак – в просак предлог + существ. ( просак – прядильный станок) Исподлобья – из-подо лба предлог + существ. Дотла – до тла предлог + существ. ( тло – почва, основание) Набекрень – на бекрень предлог + существ. ( бекрень – бок) Под мышкой – предлог + существ. За границу – предлог + существ. В открытую – предлог + прилагательное Вполоборота – в пол-оборота предлог + существ.

Слайд 5

Домашнее задание 1.Правило знать, упр.244 . 2.Правило знать, найти в орфографическом словаре 10 наречий (5+5) с раздельным и слитным написанием наречий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание наречий на -о, -е

Разработка урока по русскому языку...

Урок в 6 классе "Слитные и раздельные написания наречий"

Тип урока: урок закрепленияВид урока: урок – путешествие в историю модыТехнология: элементы технологии развивающего обучения...

Приложение к уроку "Слитные и раздельные написания наречий"

Данная презентация-приложение к конспекту урока русского языка в 6 классе "Слитные и раздельные написания наречий"...

Конструкт урока по ФГОС по теме "Слитное и раздельное написание наречий" для 7-го класса

Создает мотивацию к открытию новых знаний, формирует умение слитного и раздельного написания наречий,развивает способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной речи,  адекватно ...

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание наречий с приставками"

Урок-введение в тему. Цель: путем анализа правописания наречий сформулировать правило и составить алгоритм действий при выборе орфограммы. При планировании урока использованы элементы структуры урока ...

Тест по теме "Слитное и раздельное написание наречий"

Данный тест можно использовать при изучении темы "Слитное и раздельное написание наречий"...