Слитное и раздельное написание наречий на -о, -е
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Дурнева Оксана Владимировна

Разработка урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе

(С использованием новой технологии)

Тема урока: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, 

Цели урока:1. Образовательная: закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на -о и -е;

- обобщение  и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;

 - выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

                     2. Развивающая:

  -способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.  

                     3. Воспитательная:

-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, раздаточный материал, фонозапись.

Содержание        урока

Оргмомент.

–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.

Обратимся к строчкам Р. Рождественского:

(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

 Все начинается с любви-

С любви!

Я это точно знаю.

Р.  Рождественский.

-Ребята, о чём этот прекрасный текст?

-А что начинается с любви?

-Какой частью речи являются выделенные слова?

2. Закрепление изученного материала.

-Сегодня мы закрепим сведения о слитном и раздельном написании не с наречиями на–о, -е

Сформулируйте, пожалуйста, вопросы по заданной теме урока.

-Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно, а когда раздельно? 

-Итак, цель урока мы вместе определили.

     -   А теперь, чтобы проверить свои силы и способности  в достижении поставленной цели, мы поработаем в команде. Для этого необходимо разделиться на две команды. На ваших карточках половина пословицы. Вторую часть вы должны найти  и составить пословицу.

-Назовите пословицы.

Ученье-свет – неученье-тьма

Век живи - век учись

Мир освещается солнцем, а  человек- знанием

Не имей сто рублей, а имей  сто друзей

Верному другу цены нет

Дерево живёт корнями, а человек- друзьями

-Назовите темы ваших пословиц. 

Итак, в первой команде те, у кого пословицы на тему «дружба», во второй – на тему «знание». Команды, займите свои места. Придумайте себе название и выберите капитанов.  Наши команды - «Умники и умницы» и »Дружные ребята» Работу вашу будет оценивать экспертная группа, ваши старшие товарищи.

От того, как вы правильно, быстро, четко будете отвечать, зависит ваш успех.

 

А) Разминка:

-Какую часть речи называют наречием?

-На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?

-Наречия имеют окончания? Почему?

-На какие разряды делятся наречия?

-А что вы можете сказать о количественном составе наречий? Наречий каких групп больше?

-От какой части речи образованы наречия на –о, -е?

Б) Анализ текста

-А теперь обратимся к тексту. Они у вас на карточках. Спишите, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.

(Двое учащихся выполняют задание на доске, объясняют)

Туман расст…лавшийся над равниной постепенно, несмело и…чезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.

Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.

-Что значит слово  белёсый? От какого слова оно образовано?

(беловатый, тускло-белый)

-Прочитайте тест выразительно.

-Как бы вы его озаглавили?           (Солнечные лучи)

-Определите главную мысль.

(О живительной силе солнечных лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы)

-Найдите в тексте наречия и определите их значения.

постепенно.несмело исчезает-образ действия

благодарно говорит- образ действия

оттуда поднимается- место действия

ещё сумрачно – время

сумрачно – состояние природы

хорошо – состояние человека          (слова-категории  состояния)

-Какую роль в тексте они выполняют?

-Делают речь более чёткой и выразительной.

-Назовите наречие с не в тексте  и объясните его написание.         (несмело)

В) Работа с учебником

Рассмотрите таблицу на 98 стр. учебника и решите: правило написания не с наречиями то же, что для  имён существительных и прилагательных, или правила разные?

 (на экране высвечивается таблица)

-

Г) Задание на развитие быстроты реакции и мышления

      -Соедините части слов, записанные в два столбика

 вовсе не                                       1)  да

не                                                  2)  довать

недол                                            3)  ливый

неле                                              4)  строит

неправ                                          5)  а злой

него                                              6)  да

невеж                                           7)  соко, а низко

не ту                                             8)  красиво

не вы                                            9)  по

    10) не добрый                                   10)  го

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

   (Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

- Объясните правописание не с разными частями речи.

- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на  -о, -е ?

3. Релаксация   (под ф/запись «шум моря»)

-Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.

Сядьте удобно, расслабьтесь.

 Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…

Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем.  И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза,. потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.

4. Отработка навыка

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки       (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров                (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита                                 (тихо)

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок   (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль                                    (плохо) 

в) смелость, парта, ульи, потолок                                                   (мало)

   

-Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.

-Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?

-Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним:

Ответ.

Близко – недалеко – далеко

Низко – невысоко – высоко

Тихо – негромко – громко

Плохо – нехорошо – хорошо

Медленно – небыстро – быстро

Мало – немного – много

Б)   выборочный диктант

-Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

      Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я  ничего, даже  воды не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

    От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности  чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

Слитно

Раздельно

немножко

не вижу

небольшой

не выдаю

несколько

не знаю

неясно

не могу

неподвижность

невольно

неожиданность

немедленно

5. Тестовые задания

 1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно,  а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт

2. В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе не легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г)(не)годовать

3. Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро,а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно,а глупо

Б) (не)погода

В) (не)большой,но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)любит

5..Подведение итогов и домашнее задание.

-О чём мы говорили на уроке?

-.Повторить параграф 13. выполнить упр. 231.

6. Рефлексия

-Ребята, вам понравился урок?

А теперь свои впечатления об уроке выразите в синквейне.

7.Слово экспертной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Слитные и раздельные написания наречий"

Тип урока: урок закрепленияВид урока: урок – путешествие в историю модыТехнология: элементы технологии развивающего обучения...

Приложение к уроку "Слитные и раздельные написания наречий"

Данная презентация-приложение к конспекту урока русского языка в 6 классе "Слитные и раздельные написания наречий"...

Конструкт урока по ФГОС по теме "Слитное и раздельное написание наречий" для 7-го класса

Создает мотивацию к открытию новых знаний, формирует умение слитного и раздельного написания наречий,развивает способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной речи,  адекватно ...

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание наречий с приставками"

Урок-введение в тему. Цель: путем анализа правописания наречий сформулировать правило и составить алгоритм действий при выборе орфограммы. При планировании урока использованы элементы структуры урока ...

Тест по теме "Слитное и раздельное написание наречий"

Данный тест можно использовать при изучении темы "Слитное и раздельное написание наречий"...

Слитное и раздельное написание наречий

урок русского языка в 7 классе...