Актуальные вопросы обучения чувашскому языку в начальной школе.
статья на тему

Новикова Альбина Артуровна

Выступление из опыта работы  учителя начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novikovoy_a.a.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы  учителя начальных классов МБОУ «Кошки-Новотимбаевская  основная общеобразовательная школа имени И.Я.Яковлева»   Новиковой А.А, в рамках семинара учителей чувашского языкаи литературы  Тетюшского района РТ от 23.10.15.

Актуальные вопросы обучения чувашскому языку в начальной школе. 

         Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации.

        Сегодня начальная школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В свою очередь новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем.

          В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено  метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.      Формирование УУД  в начальных классах осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся предоставляет определённые возможности для формирования УУД.

            Чувашский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается в 1 классе, ( количество часов на изучение которого уменьшено и разделено с татарским языком и литературой) в этой ситуации   чтобы обучение было успешным на ряду с основными задачами обучения языку и литературе, должны решаться  ещё следующие задачи:

1) Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.

2) Родители должны видеть положительные результаты работы детей.

3) Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.

           С 2011 года мы перешли на обучение по новым  государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС)  УМК «Перспектива». Уровень подготовки дошкольников к школьному  обучению очень низкий.  Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, в частности чувашского языка. Одной из причин снижения мотивации служит не востребованность языка. (По окончании школы учащиеся не сдают ЕГЭ, нет необходимости постоянного общения на чувашском языке и т.д.)

          В современном быстроменяющемся мире, где телевидение, интернет всё больше входят в нашу жизнь, большинство чувашей разговаривают на русском языке. Часто, поступая в школу, ребенок , не только не подготовлен к обучению в школе (в связи с отсутствием дошкольной подготовки), но и не разговаривает на своем родном языке, родители негативно относятся к изучению чувашского языка, не желая загружать ребенка. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

             В этой ситуации (для сохранения интереса изучения чувашского языка) ведущую роль должен играть учитель. Мы оснащены, почти, так же как и городские школы. Единственное, что нас отличает, это менталитет родителей: в городе родители более мотивированы на то, чтобы дети хорошо учились, а в сельской местности, к сожалению, нам сначала нужно воспитывать родителей. До сих пор есть стереотип, что «раньше было так…».

          Времена меняются, очень высокие требования к выпускнику начальной школы. Как же заинтересовать детей изучением чувашского языка?

       Прежде всего, разными средствами поднять значимость родного языка, дать понять, что это язык нашего родного народа. Сберечь его – очень важная задача.  Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни.    И.Я. Яковлева, основоположник чувашского языка,  в своей книге «Моя жизнь» писал, что чувашами считалось, отказ от материнского языка естественно может повлечь за собой отказ, как от матери-родительницы, так и матери – Родины.

         В своей работе над сохранением языка, он опирался на опыт русских педагогов, в частности К.Д. Ушинского. Который считал, что родной язык есть лучшее орудие передачи от одного поколения к другому мыслей, чувств, жизненного опыта людей. Особенно К.Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, его традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории .  

       Даже на уровне Правительства Чувашии  выражают озабоченность  состоянием чувашского языка в республике: все меньше школьников изучают предметы на родном языке в начальном звене, а в ряде сельских районов чувашский язык стали изучать только как предмет. Исправить ситуацию должна республиканская целевая программа "О языках в Чувашской Республике на 2013-2020 годы", которая была принята, 12 сентября, на заседании Кабинета министров.

          Чувашский язык непрерывно связан с другими предметами. Его невозможно изучать в отрыве от изобразительного искусства, музыки, математики, русского языка, информатики, культуры родного края.

          Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

        Метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые позволят применить приобретённые умения в жизненной ситуации. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного  плана.

            Каким образом происходит формирование универсальных учебных действий на уроках чувашского языка в начальной школе?

        В последние годы учителя используют все новые подходы, как к содержанию, так и к формам организации учебного процесса. Источниками творчества являются встречи с учителями разных школ на обсуждении открытых уроков, обмен наглядными пособиями, разработками уроков, методической литературой (порою через сети интернета). Но тут хочется отметить недостаточность методических разработок по чувашскому языку и литературе для начальной школы, что значительно затрудняет работу учителей.

         Программа всех классов начальной школы предусматривает изучение  детского фольклора. Перед нами встаёт цель ознакомить детей с одеждой чувашского народа, пословицами, поговорками, танцами, песнями, способствовать воспитанию уважительного отношения к культуре родного края. Такой урок требует большой подготовки.

           Мы готовим выставку чувашской национальной одежды, женские украшения, образцы вышивок, подбираем музыкальное сопровождение. В течении урока,  играем в народные игры, отгадываем загадки, поём хороводные песни и танцуем. Разговариваем на чувашском языке, не просто разговариваем, а учимся думать, задавать вопросы и отвечать на них. На таких уроках устраиваем посиделки. Дети вышивают или вяжут, порою привлекают и родителей. С ребятами постарше можно говорить об обычаях и праздниках, откуда пошли их названия, и приглашаем детей принять участие в проведении урока-праздника (сурхури, масленица).

          На уроках чувашского языка используем такую нетрадиционную форму как дидактические игры, игры драматизации, объединённые темой и сюжетом. Игра содержит не только развлекательный материал, но и обогащает учащихся новыми знаниями, умениями. Играя, дети сами того не замечая научаться говорить. В процессе игры дети слышат чувашскую речь и лучше запоминают её. Следят за своей речью, за речью своих товарищей, учатся правильно ставить ударения в словах. В младших классах игра стимулирует обучение, развивает речь, память, мышление. Каждый хочет отличиться в игре, быть первым в соревновании, победить. Для того чтобы победить, нужно правильно ответить, а для этого нужно думать, ученик, умеющий думать, успевает в учёбе.

          Много познавательного даёт урок - встречи в сельской библиотеке,  посвящённый  памятным датам,  жизни и деятельности чувашских  писателей и поэтов. Проводить такие уроки можно совместно с  ребятами из старших классов. Подготовить выступления, разучить стихи, монологи, инсценировки.

               Чувашский язык в последнее время изучаем с применением информационно-технических средств. Например: в 1 классе при изучении письму можно использовать материалы для письма  электронных носителей из русской азбуки, пояснения давая на чувашском языке. Также с  ребятами создавать свои презентации. Это вызывает ещё больший интерес, нежели задания на бумажках .

                Неотъемлемой формой формирования УУД является и проектная деятельность. Темы проектных работ могут быть взяты по изученным произведениям или разделам. Так в 4 классе , изучая тему о войне, можно выполнить проектную работу «Моя семья в Великой отечественной войне». Выполняя работу, учащиеся составляют свою родословную, изучают материалы своей семьи, оформляют и выступают с сообщением.

           Большую роль в развитии интереса к чувашскому языку играют внеклассные мероприятия. Традиционно в нашей школе проводятся различные встречи с гостями из Чувашии, из других регионов России, встречи с писателями, артистами  в музее И.Я.Яковлева и т.д. Такие мероприятия воспитывают чувство принадлежности к чувашам, гордость за народ, за своё село, так как это место где родился И.Я.Яковлев.

         И в то же время развивает ответственность за сохранение языка и культуры родного народа. Участвуя  в олимпиадах по чувашскому языку «Чувашская ласточка» ребята ощущают свою принадлежность к родному чувашскому народу.

         Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества,  решения важных задач жизнедеятельности  учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждой семье .

      Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...

Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе

Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе...

Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах

Статья о проблемах возникающих в процессе обучения иностранным языкам на современном этапе. Приемы, помогающие их решать из практики учителя....