рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РС (Я)
календарно-тематическое планирование (10 класс) на тему

Винокурова Екатерина Рафаэловна

Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.

       Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.

       Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_knya.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка к рабочей программе по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РС (Я)

       Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.

       Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.

       Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.

       Важной особенностью поликультурного образования Российской Федерации становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

       В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» структурированы 3 ступени формирования российской гражданской идентичности:

1) взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека;

2) осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, региона через такие понятия как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род» и др.;

3) принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.  

                                                                           

                                                             Содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»

 

      Соответствует структуре идентичности, приведенной в Концепции. Курс структурирован по ступеням образования: основное 9-11 классы. Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур», отраженному в Концепции обновления и развития национальных школ Якутской-Саха ССР (1991).

Целью курса:  «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.

Задачи курса:

  • освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материаль-
    ной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;
  • формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
  • умение соблюдать традиции, обычаи родного народа;
  • описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
  • воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.

        Предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения в объеме 1 час в неделю  10-ом  классе.

                                                         

                                                    Календарно – тематическое планирование по предмету «Культура народов Якутии» 10 класс

Час

Тема урока

Дата

Цель и задача урока

1 полугодие

План

Фактич.

1 ч

Водный урок

    Формирование чувства гордости за свою малую Родину Республику Саха (Якутию), еѐ историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального общества; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей.

     Понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить.

     Самостоятельно работать с источниками информации; находить заданное произведение;            Сравнивать малые жанры фольклора северных народов (по теме, главной мысли, героям);

     Задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

2 ч

Выдающиеся государственные деятели РС (Я)

3 ч

Мои друзья – северяне. Эвены, долганы

4 ч

Исторические памятники РС (Я).

5 ч

Семѐн Дежнѐв – мореход, землепроходец, путешественник.

6 ч

Обработка шкур.

7 ч

Зимнее и летнее жилище якутов.

8 ч

Национальные блюда из рыбы.

9 ч

Таежная азбука. Огонь – наш друг и враг.

10 ч

Весенние календарные праздники и обряды народов РС (Я).

11 ч

Обычаи и обряды, связанные с сохранением жизни ребенка у народов РС (Я).

12 ч

Культ огня у народов РС (Я).

13 ч

Культ стерха у народов РС (Я).

14 ч

Национальный праздник Ыhыах – богатство якутского народа.

15 ч

Детские настольные игры народов РС(Я).

2 полугодие

Планир.

фактич

      Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей.

      Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов.

      Самостоятельно работать с источниками информации; находить заданное произведение; выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

       Задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

16 ч

Физическое воспитание и развитие детей в семьях народов

РС (Я).

17 ч

Якутские народные сказки.

18 ч

Эвенские и эвенкийские народные сказки.

19 ч

Долганские и чукотские народные сказки.

20 ч

Юкагирские сказки.

21 ч

Якутский богатырский эпос – олонхо.

22 ч

П.А. Ойунский «Нюргун Боотур Стремительный».

23 ч

Якутские писатели и поэты – детям. Моисей Ефимов.

24 ч

Эвенские и эвенкийские писатели и поэты – детям.

25 ч

Журнал «Колокольчик».

26 ч

Газета «Юность Севера».

27 ч

Живопись Андрея Васильевича Чикачѐва.

28 ч

Графика Эллея Сивцева.

29 ч

Резьба по кости. С.Н. Пестерев.

30 ч

Летняя нарядная одежда народов РС (Я).

31 ч

Народная песня – дэгэрэн.

32 ч

Экскурсия в краеведческий отдел музея.

33 ч

Знаешь ли ты свой район?

34 ч

Человек и окружающая среда.

35 ч

резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

Предмет относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений в объеме 1 час в неделю с 7 по 11 классы. Программа курса «Культура народов Якутии&r...

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

    Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компо...

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

     Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей....

Учебная программа по культуре народов Ямала

Культура народов Ямала в основной школе изучается  только в  5 классе, всего -  35 ч.   Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Про...