рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
календарно-тематическое планирование (11 класс) на тему

Винокурова Екатерина Рафаэловна

       Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.

       Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.

       Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_knya.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Пояснительная записка к рабочей программе по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

       Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.

       Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.

       Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.

       Важной особенностью поликультурного образования Российской Федерации становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

       В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» структурированы 3 ступени формирования российской гражданской идентичности: 1) взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека; 2) осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, региона через такие понятия как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род» и др.; 3) принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.  

                                                                              Содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»

      Соответствует структуре идентичности, приведенной в Концепции. Курс структурирован по ступеням образования: основная 7—9 классы. Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур», отраженному в Концепции обновления и развития национальных школ Якутской-Саха ССР (1991).

Целью курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.

Задачи курса:

освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материаль-
ной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;

формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;

умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;

воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования. Предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения в объеме 1 час в неделю  11-ом  классе.

                                             Календарно – тематическое планирование по предмету «Культура народов Якутии» 11 класс

Чаас

Уруок темата

Уруок ыттыллыбыт

күнэ-дьыла

Уруок сыала-соруга

Былаан.

кунэ-дьыла

Фак. кунэ-дьыла

1-2 ч

Хантан хааннаахпытый?

Киьи дьонунан олорор.

Саха сирин омуга дьоно-сэргэтэ

07.09

14.09

Боьуолэкпит олохтоохторо.Араас омук дьоно.Ааттара Идэлэрэ.

Биьиги чугас ыалларбыт. Кинилэр дьиэ кэргэттэрэ.Дьонно сэргэ5э сыьыаннаах ос хоьоонноро.

Араас омук остуоруйаларын, ырыаларынистии, оонньууларын уорэтии.

В.В.Радлов тыл уерэхтээ5э уерэтиитэ.

Г.В. Ксенофонтов тыл уерэхтээ5э, историк уерэтиитэ.

А.П. Окладников уерэтиитэ

И.Е.Зыков историк уерэтиитинэн.

А.И. Гоголев историк уерэтиитин версията (кинигэтин томнарын керуу)

3-4ч

Норуоттар айыл5а5а сыьыаннара

Айыл5а уонна киьи.

21.09

28.09

Сирии уоту кору –харайыы, оноруу – тупсарыы. Сирии уоту аьатыы туома сиэрэ.

Айыл5а5а сугуруйуу.куннэ уокка сугуруйуу.

Хотугу дойду олохтоохторугар уот суолтатата.

Норуотум утуо угэстэрэ, саха итэ5элэ.

  1. Оьуохай
  2. Айыыьыт
  3. Ойуун уонна уда5ан
  4. Харысхал

05.10

Дьон ортотугар сэрдээхтик сылдьыы.Ытыктаьыы.быьыы майгы ос хоьоонноро.О5олор тута хапта сылдьыыларыгар, дьонно сэргэ5э сыьыаннара. Бэйэ бэйэ5э сыьыанна быраабылалар.

Практическа үлэ.

Былыргы ыьыах уонна ый толуна

12.10

Айыы ыьыа5а, ынах-суеьу ыьыа5а

19.10

Норуотум угэс буолут бырааьынньыктара.

  1. Ыьыах араастара.
  2. Уруу

26.10

Норуотум угэс буолбут бырааьынньыктара:Ыьыах, эвинэк, бакалдын, суктул.о5о торооьунэ.Аат биэрии, сана дьиэ малааьына .куулэй, мунха уо.д.аАраас алгыстары истии, уорэтии, толоруу.

Танха

Танха туьунан ейдебулу тириэрдии.

Танха туохтан хантан теруттэммитин ейдетуу.

Танха кэминээ5и билгэлэр

10ч

Былыргы ый халандаара уонна ойуун дунурэ.

Халандаары ойуулааьын (прак.улэ)

Я.И.Линденау,В.М.Ионов, А.Е.Кулаковскай А.А.Саввин хомуйан хаалларбыт материалларыгар оло5уран уерэтии.

11ч

Табык уонна бах танара

Былыр табык ытык кыыл тириититтэн оноьуллар. Кэпсээннэ оло5урбуту ырытыы.

Дунур уонна ойуун суолтата сыьыана.

Археолог С.И.Руденко керуутэ

Учуонай Ендерей Саабыс оло5уруутунан уерэтии.А.П.Окладников улэтин керуу.

12ч

Дунур уескээьинэ

Дунур туьунан ейдебул туохха хана туттулларын уерэтии.Ендерей Саабыс кэпсээннэригэр оло5уруу.

13ч

Ойуун тутуута

14ч

Айыы ойууна уонна сиэмэх ойуун

Ойуун икки керунун уерэтии ырытыы.

В.Е.Васильев Саха терут итэ5элэ былыргы сэьэннэргэ диэн улэтигэр оло5уруу

Саха итэ5элэ диэн итэ5эли уерэтэр кинигэни туьаныы.

15-16ч

Норуот тылларын культурата

Торообут тыл торут кэрэтэ.Тыл баайа. Норуот уус уран айымньыларынДьон санатын , о5о санатын кэтээн кору, сыаналааьын.

Тыл кууьэ.этиьимэ, куьа5аны санарыма , быдьар тылы туттума .

Тыл иччитигэр алгыс.тыл туьунан ос хоьоонноро.

17-18ч

Саха сирин омуктарын тылынан уус уран айымньылара

Саха сирин омуктарын Ос хоьоонноро.,таабырыннара , тыл номохторо.Остуоруйалара. Олонхо. Биллииллээх олонхоьуттар.

Биллиилээх оьуохайдьыттар.

19-20ч

Норуот ойуулуур дьуьуннуур искусствота.

Норуоттар уус уран оноьутара.

Норуот биллиилээх уруьуйдьуттара.

Комус , масс уустара. Биллииээх иистэнньэннэр.

Оьуор , иис анньыы

21ч

Саха сирин норуоттарын оонньуулара

Саха оонньууларын туьунан билиьиннэрии.

Оонньуулар туохтан теруттээхтэрин кэпсээьин уруок

22ч

Саха сирин ытык кэрэ сирдэрэ

Саха сирин киэнник хабан кердеруу слайд.

Практическай улэ «Халыма кэрэ сирэ дойдута»

23-26ч

Былыргы сэьэннэр уьуйээннэр номохтор

Аа5ыы керуу били ырытыы уруок.

Номохтору уьуйээннэри аа5ыы.

Дьин олоххо буолан ааспытын туьунан кэпсэтиьи.

«Дойдум номохторо» диэн ааттаах проект оноруу.

27ч

Саха ырыата

Ырыа диэн тугуй? Ырыа хайдах айыллары? Норуот ырыаларын уерэтии

26ч

Уруу тэрийии, уруу-аймах

Уруу диэн тугуй уруу аймах диэн кимнээ5ий урууну тэрийэр сиэрэ-майгыта.

29ч

Саха сирин улуустара

Саха сиригэр баар улуустары уерэтии

Сурун дьарыктарын

Олохторун туелбэ тылларын. Культураларын тыллларын естерун уерэтии билиьиннэрии

30ч

Саха сирин былаа5а, герб, улуустар былаахтар

Саха сирин туьунан улуустарын киэнник ырытыы.

31ч

Киһи илдьэ сылдьар сиэрэ –майгыта, аныгы киһи культурата.

Хас биирдии үөрэнээччи сиэр-майгы туһунан, суолтатын билиэхтээх. Үрдүкү кылаас үөрэнээччитэ улахан киһи суолугар үктэнэригэр культура сиэр-майгы туһунан билэрэ чопчулаах.

Урукку кэм сиэрин-майгытын үөрэтии уонна аныгы олох кэрчигэ.

32ч

Практическай үлэ

Хас биирдии үөрэнээччи бэйэтин билиитин сатабылын туһаныахтаах

Санарарга үөрэниэхтээх

Научнай үлэ суолтатын билиэхтээх

1. үөлэ сыалын соругун ситиһии

2. үөлэ сөптөөхтүк суруллубутун күрөө

3. ис хоһоонун ырытыы.

4. туһанылыбыт материал туох суолталааҕын ырытыы.

5. кэпсиир, үлэни көмүскүүр дьоҕуру сайыннарыы.

33ч

Практическай үөлэни түмүктээһин

34ч

резерв

Уопай хатылааһын

Сыл түмүгүнэн үөрэнээччи туох билиини ылбытын чинэтинэн көрүү.

                                                                                                Туттуллар матырыйаал:

  1. Боло С.И. «Лиэнэ5э нуучча кэлиэн иннинээ5и саха оло5о». 1994с
  2. Попов Г.В. «Хантан хааннаахпытый?» 1994с
  3. Саввин А.А. Этнографические заметки. 1940г.
  4. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. 1958 с
  5. Антонов Н.К. Наследие предков. 1994 с
  6. Бравина Р.И. Олох уонна еруу саха итэ5элигэр. 1996 с.
  7. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай-сахалар. 1992 с
  8. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах. Истоки и представления 1994 с.
  9. Ойуун. Ойууннар уонна ойуун сиэрин-туомун туьунан кэпсээннэр. 1993 с.
  10. Константинов Х.И. Ойуун кыырыылара. 1945 с.
  11. Суорун Омоллоон. Саха фольклора. 1994 с.
  12. Саха итэ5элэ. Культураны уерэтэр кинигэ.    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура народов Якутии.Тема: «Зачем мы пришли в этот мир?»

План – конспект урока по культуре народов Якутии в 8 классе.Тема: «Зачем мы пришли в этот мир?»           Урок – философское размышление.Цель урока: о...

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

Предмет относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений в объеме 1 час в неделю с 7 по 11 классы. Программа курса «Культура народов Якутии&r...

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ

    Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компо...

рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РС (Я)

Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей....

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...

Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса

Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Про...