Рабочая программа по литературе.7 класс. УМК Т.Ф.Курдюмова.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Борисова Наталья Анатольевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику-хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой.7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2»

Утверждено

Директор __________ Музыка Н.А.

 Приказ №  от

 «      сентября   2017 г.

Рабочая программа

 по  литературе  

  7 классы

базовый уровень

2015/16 учебный год

Составитель

Борисова Н.А.

г.о. Котельники

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и на основе авторской прогрммы "Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5—9 классы)"/ Под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Главнейшая цель школы — подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, способствует самодостаточности подрастающего ученика.

Данная программа по литературе создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения». Она ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по литературе, однако ее насыщенность материалом предполагает возможность использования и при обращении к профильному уровню.

Общая характеристика учебного предмета Литература.

При обучении литературе используется учебное пособие:

Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.

Литература как учебный предмет помогает учащимся освоить искусство слова — эстетически совершенный, эмоционально яркий и нравственно влиятельный способ общения с окружающей действительностью. Она вооружает их способностью ориентироваться в жизни и активно участвовать в ее свершениях.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

  •         читают и изучают лучшие произведения родной и всемирной литературы. Эти произведения изучаются с учетом образной природы искусства слова, опираясь на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  •         последовательно (поэтапно) формируют умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  •         осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению искусства слова;
  •         овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью;
  •         расширяют опыт коммуникации, совершенствуя собственную устную и письменную речь;
  •         формируют представление о литературе как виде искусства, знакомятся с литературным процессом и осознают его связь с процессом историческим;
  •         получают представление о месте литературного процесса в культуре страны и народа;
  •         совершенствуя читательское мастерство, целенаправленно развивают способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
  •         овладевают общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирования, осуществление библиографического поиска, умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

Реализация этих задач способствует формированию духовно развитой личности, активно включенной в современную жизнь, обладающей гуманистическим мировоззрением и освоившей опыт продуктивной коммуникации.

Большую роль при реализации программы играет использование принципа вариативности к которому обращаются и учитель и ученик. Именно поэтому программа насыщена большим количеством авторов и произведений и обозначен характер их изучения. В учебной практике начинающего читателя важна возможность выбора как автора и произведения, так и способа общения с ним. При обращении к одним авторам это будет краткое знакомство, к другим — постижение конкретных художественных произведений, при встрече с классиками родной литературы — относительно обстоятельное знакомство с историей жизни и творчества.

В процессе литературного образования важна система: четкая логика и последовательность этапов. Они отражены в содержании и структуре программы.

Формируя читателя, мы определяем круг его чтения, расширяем имена героев, которые окружают ученика и запоминаются на всю жизнь. Юный читатель знакомится с классикой и вместе с авторами решает проблемы, которые были важны во время их создания и сохранили свою важность до сегодняшнего дня.

Каждый этап литературного образования обогащает ученика как читателя — учит адекватно воспринимать и активно использовать искусство слова. Этому способствует и овладение техникой диалога, и различные формы обращения к художественному тексту: планирование своих ответов, пересказы, работа над сочинениями, рефератами, творческими заданиями и даже использование литературных игр.

Воспитательный эффект воздействия литературы тесно связан с эстетическим совершенством художественного слова, но он зависит и от возраста и подготовленности учеников, что последовательно учитывается в программе.

Именно поэтому важно определить этапы совершенствования литературного образования.

Как указано в стандартах второго поколения, «курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов», а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

Каждый этап предполагает достижение конкретных результатов. Это предметные и межпредметные, а также личностные результаты, которые фиксируют знания, умения и навыки учеников.

Средние (5—8) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов обращена к литературному процессу в его движении от древности до наших дней.

Программа фиксирует границы и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы в читательской практике сегодня. Именно по этой причине литература XX века занимает в нашей программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Обозначим последовательность этапов.

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня создавались, утверждались и сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы.

Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую — специальные разделы, посвященные истории жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.

Так, история басни предстает в виде путешествия басни о Вороне и Лисице по литературам разных времен и народов. Ученики видят, как этот сюжет сохранялся, немного изменяясь, в баснях разных народов в течение многих веков. Они размышляют о причинах стойкости сюжета и его взаимосвязи с жанром басни. Учащимся на протяжении этого учебного года предстоит подумать и о том, когда и почему рождаются различные жанры, почему только некоторым из них уготована долгая жизнь.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

В 7 классе — роды (эпос, лирика и драма) и жанры. Их особенности, история возникновения, роль и судьба каждого из них.

На каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами.

Последовательное осуществление принципа вариативности дает учителю возможность творческого решения вопроса выбора. Оно предполагает как сокращение, так и расширение списка произведений, если подготовленность класса или какие-то иные обстоятельства подскажут учителю целесообразность такого решения. При этом возможен пропуск отдельных произведений или использование их для самостоятельного чтения.

В тематических подборках произведений, рассчитанных на чтение и обсуждение, не только возможен, но даже неизбежен свободный выбор. (Например, в разделах «Поэтический образ Родины», «Героическое прошлое России» и др.)

В течение учебного года каждый ученик 5—9 классов выучит не менее 12—15 произведений (стихотворений, фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, овладевая при этом техникой их исполнения.

В конце программы в Приложении даются две таблицы («Примерное тематическое планирование в 5—9 классах» и «Основные слагаемые процесса литературного образования в 5—9 классах»), помогающие организовать педагогический процесс, методику работы учителя на всех этапах этого процесса и позволяющие целесообразно и своевременно использовать важнейшие сведения по теории литературы.

Место предмета в учебном плане

Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования:

в 7 классе — 68 ч,

В календарно-тематическом планировании количество часов по темам распределено в соответствии с содержанием учебного материала

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета "Литература"

Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и межпредметными результатами.

.

7 класс

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

Метапредметные результаты:

— расширение круга приемов составления разных типов плана;

— использование различных типов пересказа;

— расширение круга приемов структурирования материала;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.

Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Основное содержание

7 класс 

Роды и жанры литературы (1ч.)

Богатство и разнообразие жанров

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Т е о р и я.  Роды и жанры литературы.

М е т о д и к а.  Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.

Античная литература (1ч.)

Гомер.  «И л и а д а»,  «О д и с с е я»  (фрагменты).

Героический эпос древности». «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Т е о р и я.  Героический эпос.

М е т о д и к а.  Использование материалов, изученных на уроках истории.

Фольклор (2ч.)

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Т е о р и я.  Жанры современного фольклора.

«Б а р и н».  Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

М е т о д и к а.  Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.

Литература эпохи Возрождения (3ч.)

Великие имена эпохи и герои их произведений.

У. Шекспир.  «Р о м е о  и  Д ж у л ь е т т а».  С о н е т ы.

«Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты (Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).

Т е о р и я.  Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин.  «С о н е т»  («Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский.  «П е р е б о й  р и т м а»;  К. Д. Бальмонт.  «Х в а л а  с о н е т у»;  В. Я. Брюсов.  «С о н е т  к  ф о р м е»;  Н. С. Гумилев.  «С о н е т»;  Игорь Северянин.  «Б у н и н»  и др. (по выбору учителя).

М е т о д и к а.  Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.

Литература XIX века (36ч.)

Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Т е о р и я.  Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Т е о р и я.  Басня и притча.

М е т о д и к а.  Возможен конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский.  «П е р ч а т к а»,  «С в е т л а н а».  Баллады Жуковского. Трагические сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

Т е о р и я.  Баллада

М е т о д и к а.  Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

А. С. Пушкин.  «Э л е г и я»,  «К  п о р т р е т у  Ж у к о в с к о г о»,  «К***»  («Я помню чудное мгновенье...»),  «Н а  х о л м а х  Г р у з и и  л е ж и т  н о ч н а я  м г л а...»,  «Я  в а с  л ю б и л:  л ю б о в ь  е щ е  б ы т ь  м о ж е т...»,  «Т у ч а»,  «Д р у з ь я м»,  «19  о к т я б р я»  (Роняет лес багряный свой убор...»),  «М о я  э п и т а ф и я»).  Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и  Б е л к и н а»  («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Д у б р о в с к и й».  Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Т е о р и я.  Жанры лирики и эпоса.

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М е т о д и к а.  Сопоставление повести и романа.

М. Ю. Лермонтов.  «С м е р т ь  п о э т а»,  «Н е т,  я  н е  Б а й р о н,  я  д р у г о й...»,  «Э л е г и я»,  «С т а н с ы»,  «П е с н я»,  «Р о м а н с»,  «Д у м а»,  «М о л и т в а»  («В минуту жизни трудную...»),  «э п и г р а м м ы  и  м а д р и г а л ы»,  «э п и т а ф и я».  Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«М ц ы р и».  Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.

Т е о р и я.  Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.

М е т о д и к а.  Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.

Н. В. Гоголь.  «Р е в и з о р».  История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Т е о р и я.  Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

М е т о д и к а.  Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.

И. С. Тургенев.  «С в и д а н и е»,  «С т и х о т в о р е н и я  в  п р о з е»  («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Т е о р и я.  Стихотворение в прозе.

Н. А. Некрасов.  «Ж е л е з н а я  д о р о г а»,  «Р а з м ы ш л е н и я  у  п а р а д н о г о  п о д ъ е з д а».  Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.

Т е о р и я.  Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.

М. Е. Салтыков-Щедрин.  «П о в е с т ь  о  т о м,  к а к  о д и н  м у ж и к  д в у х  г е н е р а л о в  п р о к о р м и л»,  «П р е м у д р ы й  п и с к а р ь»,  «Б о г а т ы р ь».  Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

Т е о р и я.  Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.

Н. С. Лесков.  «Л е в ш а».  Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Т е о р и я.  Сказ как жанр эпоса.

А. П. Чехов.  «Х и р у р г и я»,  «Ж а л о б н а я  к н и г а»,  «С м е р т ь  ч и н о в н и к а».  Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.

Т е о р и я.  Юмореска.

Описания на страницах художественных произведений

Портрет героя в произведениях различных жанров

Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Т е о р и я.  Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.

Т е о р и я.  Пейзаж.

М е т о д и к а.  Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов.

Литература XX века (25ч.)

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

М е т о д и к а.  Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а  ч е л о в е к у»,  «Т р у д»;  И. А. Бунин.  «И з г н а н и е»,  «У  п т и ц ы  е с т ь  г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт.  «Б о г  с о з д а л  м и р  и з  н и ч е г о...»;  Игорь Северянин.  «Н е  з а в и д у й  д р у г у...»;  Р. Киплинг.  «Е с л и...»  (перевод С. Маршака),  «З а п о в е д ь»  (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский.  «К а к  п о с л е  м а р т о в с к и х  м е т е л е й...»,  «И ю л ь — м а к у ш к а  л е т а».  Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий.  «Г р о з а  и д е т»;  Б. Ш. Окуджава.  «А р б а т с к и й  р о м а н с»;  В. С. Высоцкий.  «Я  н е  л ю б л ю...»;  М. Карим.  «Е в р о п а — А з и я»  и др.

Т е о р и я.  Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.

М е т о д и к а.  Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.

М. Горький.  «П е с н я  о  Б у р е в е с т н и к е»,  «С т а р у х а  И з е р г и л ь»,  «С т а р ы й  Г о д».  Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня — призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.

Т е о р и я.  Разнообразие жанров в творчестве писателя.

В. В. Маяковский.  «Н е о б ы ч а й н о е  п р и к л ю ч е н и е,  б ы в ш е е  с  В л а д и м и р о м  М а я к о в с к и м  л е т о м  н а  д а ч е»,  «Г и м н  о б е д у».  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Т е о р и я.  Тонический стих Маяковского.

М. А. Булгаков.  «Р е в и з о р  с  в ы ш и б а н и е м»  (новая постановка). Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

Т е о р и я.  Драматическая сценка.

М е т о д и к а.  При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что каждый сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.

К. Г. Паустовский.  «Р о ж д е н и е  р а с с к а з а».

Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Т е о р и я.  Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения эпоса: роман — повесть — рассказ.

Ф. А. Абрамов.  «О  ч е м  п л а ч у т  л о ш а д и».  Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

Т е о р и я.  Сюжет и аллегорические герои.

А. В. Вампилов.  «Н е с р а в н е н н ы й  Н а к о н е ч н и к о в».  Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.

Т е о р и я.  Водевиль.

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский.  «Р а д о с т ь  т в о р ч е с т в а».

Т е о р и я.  Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

А. Н. Толстой.  «Р у с с к и й  х а р а к т е р».  События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.

М. А. Шолохов.  «О н и  с р а ж а л и с ь  з а  Р о д и н у»  (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Т е о р и я.  Живой отклик искусства на события войны.

В. Г. Распутин.  «У р о к и  ф р а н ц у з с к о г о».  Трудные военные годы в жизни страны. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Т е о р и я.  Живой отклик искусства на исторические события.

Фантастика и ее жанры

Фантастика и ее жанры в современной литературе.

Р. Шекли.  «З а п а х  м ы с л и».  Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З — М — 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Т е о р и я.  Жанры научной фантастики.

Детективная литература и ее жанры

Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл.  «П л я ш у щ и е  ч е л о в е ч к и».  Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX вв. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.

Т е о р и я.  Новелла.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Т е о р и я.  Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.

Итоги (2ч.)

Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

М е т о д и к а.  Обзор изученных в 5—7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. 1.Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5—9 классы)

Авторы: 5—7 классы — Т. Ф. Курдюмова, 8—9 классы — Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина. М: Просвещение 2015

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 6 класс- М.: Вако, 2007
  2. Золотарева И.В, Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс - М.: Вако, 2005г.
  3. Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., - М.: Просвещение, 2009
  4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс. - М.: Вако,2006

 Для учеников:

  1. Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  • Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

 Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

Образовательный портал «Древнерусская литература».

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

Наукомания

Театр:

Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.

Музеи:

Государственный Бородинский военно-исторический музей.

Музей-заповедник «Московский Кремль».

Государственный Эрмитаж.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература».

7 класс

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

Метапредметные результаты:

— расширение круга приемов составления разных типов плана;

— использование различных типов пересказа;

— расширение круга приемов структурирования материала;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.

Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Календарно-тематическое планирование

7 класс

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Формирование УУД

Предметные

Личностные

Метапредметные

Введение (1 час)

1

Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять основные роды литературы: эпос, лирику ,драму

Освоение

личностного

смысла учения,

желания учиться.

Формирование

стартовой

мотивации к

обучению.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе 

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

        Фольклор и его жанры (2 часа).

2

Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической  драмы «Барин»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять художественные особенности сатирической драмы

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Регулятивные:

уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения; овладение техникой инсценирования

Познавательные:

научиться определять жанрово – композиционные особенности произведений фольклора

3

Детский фольклор

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять жанрово- композиционные особенности фольклора

Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя.

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Регулятивные:

выделять и формулировать познавательную цель

Познавательные:

 узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

         Античная литература (1 час ).

4

Гомер «.Илиада»

Урок «открытия» нового знания

Научиться выделять мифологические черты в героической поэме

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

Коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть умением диалогической речи

Регулятивные: выполнять УД в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, анализировать текст в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

        Литература эпохи Возрождения(3 часа)

5

В. Шекспир

«Ромео

и Джульетта»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться анализировать   драматическое произведение

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности

Коммуникативные:

уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные:

уметь определять меры усвоения изученного материала

Познавательные:

научиться определять идейно-эмоциональное содержание драматического произведения

6

В. Шекспир

«Ромео

и Джульетта»

Урок рефлексии

Научиться анализировать   драматическое произведение

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность

 Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

7

Сонеты В.Шекспира.

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять жанрово-композиционные особенности сонета

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи.

Коммуникативные:

сопоставляют вариантов переводов на русский язык, выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями

Регулятивные:

уметь искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:

научиться определять жанрово-композиционные особенности сонета

        Литература 19 века ( 36  ч. )

8

Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять жанрово-композиционные особенности басни

Формирование навыков исследования текста с опорой на жанр, композицию и выразительные средства.

Коммуникативные : уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу  , планировать и регулировать свою деятельность
  Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

9

И. А. Крылов -великий баснописец

Урок рефлексии

Научиться  

понимать и выразительно читать текст, выполнять устное рецензирование выразительного чтения

Формирование личностной позиции школьника  на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

Познавательные:

 узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

10

Из истории баллады. Баллада В. А. Жуковского «Перчатка»

Урок «открытия» новогознания

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание баллады

Формирование навыков исследования текста с опорой на жанр, композицию и выразительные средства.

Коммуникативные:

уметь моделировать монологическое высказывание и аргументировать свою позицию, координировать её с позициями партнёров при выработке решения в совместной деятельности

Регулятивные:

уметь анализировать стихотворный текст

Познавательные:

научиться определять жанрово-композиционные особенности баллад

11

Баллада В. А. Жуковского «Светлана»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание баллады

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог

Коммуникативные:

уметь моделировать монологическое высказывание и аргументировать свою позицию, координировать её с позициями партнёров при выработке решения в совместной деятельности

Регулятивные:

уметь анализировать стихотворный текст

Познавательные:

научиться определять жанрово-композиционные особенности баллад

12

А. С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Лирика

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Коммуникативные:

уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные:

уметь анализировать стихотворный текст

Познавательные:

научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

13

А.С.Пушкин .Стихотворение «!9 октября»

Урок рефлексии

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирования навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности

Коммуникативные:

уметь выразительно читать вслух и понимать прочитанное

Регулятивные:

формировать умение работать по плану (анализ стихотворения)

Познавательные:

научиться определять интонационно – сюжетный рисунок стихотворений

14

А.С.Пушкин. «Туча» ,  «Я помню чудное мгновенье…» .

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при  консультативной помощи учителя

Коммуникативные:

уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные:

уметь определять меры усвоения изученного материала

Познавательные:

научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

15-16

Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и композиции

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять жанровые и композиционные особенности повести

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

17

Роман

А. С. Пушкина «Дубровский». История создания романа, завязка. Дубровский –старший и Троекуров.

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять сюжетно-композиционные особенности романа

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми

Коммуникативные:

уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте

Регулятивные:

уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Познавательные:

научиться определять особенности сюжета и композиции романа

18

Изображение русского барства. Отец и сын.

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться анализировать прозаический текст

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми

Коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть умением диалогической речи

Регулятивные: выполнять УД в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

19

Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Композиция.

Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность

 Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

20

История любви Владимира и Маши.

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения

Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при  консультативной помощи учителя

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

21

Судьба героев. Троекуров и Верейский. Маша и Владимир Дубровский.

Урок рефлексии

Научиться давать характеристику литературному герою

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

Познавательные: строить сообщение исследовательского характера

22

Р.Р .Сочинение по роману «Дубровский»

Урок развивающего  контроля

Научиться составлять и редактировать текст творческой работы

Формирование навыков исследовательской деятельности и приёмов самодиагностики

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Познавательные:  уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

23

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирование устойчивой мотивации к самосоверщенствованию

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Регулятивные:

формировать умение работать по плану (анализ стихотворения)

Познавательные:

научиться определять интонационно – сюжетный рисунок стихотворений

24

М. Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон...», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия

Р.Р.  Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений

Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при  консультативной помощи учителя

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Регулятивные:

формировать умение работать по плану (анализ стихотворения)

Познавательные:

научиться определять интонационно – сюжетный рисунок стихотворений

25

Поэма

М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Сюжет, герои.

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание поэмы

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми

Коммуникативные:

уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

Регулятивные:

уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Познавательные:

научиться определять особенности сюжета и композиции поэмы

26

Основное идейное содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять сюжетно-композиционные особенности поэмы

Формирование устойчивой мотивации к самосоверщенствованию

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Регулятивные: применять метод информационного поиска

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

.

27

Сочинение по поэме «Мцыри»

Урок рефлексии

Научиться   выявлять авторское отношение к герою поэмы

Формирование устойчивой мотивации к самосоверщенствованию

Коммуникативные:

уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

Регулятивные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание

Познавательные:

научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел поэмы

28

Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Переполох в уездном городе. Анализ 1 действия.

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять жанрово-композиционные особенности драматического произведения.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми

Коммуникативные:

задавать вопросы, слушать,  отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Регулятивные:

уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте

Познавательные:

научиться определять жанрово-композиционные особенности драматических произведений

29

Причины ошибки чиновников. Анализ 2 действия.

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться анализировать текст драматического произведения

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми

Коммуникативные:

задавать вопросы, слушать,  отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Регулятивные:

уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте

Познавательные:

научиться определять жанрово-композиционные особенности драматических произведений

30

Особенности характера Хлестакова. Анализ 3 действия

Урок рефлексии

Научиться давать характеристику литературному герою

Формирование устойчивой мотивации к самосоверщенствованию

Коммуникативные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Регулятивные:

уметь планировать алгоритм ответа

Познавательные:

научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел пьесы

31

Кульминация и развязка сценического действия Анализ 4 и 5 действий.

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять жанрово-композиционные особенности драматического произведения

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Регулятивные:

выделять и формулировать познавательную цель

 Познавательные:

научиться  анализировать  драматическое произведение

32

Уездный город ,его правители и обитатели.

Урок рефлексии

Научиться   выявлять авторское отношение к герою поэмы

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Регулятивные:

выделять и формулировать познавательную цель

 Познавательные:

научиться  анализировать  драматическое произведение

33

Р.р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Урок развивающего  контроля

Научиться составлять и редактировать текст творческой работы

Формирование навыков исследовательской деятельности и приёмов самодиагностики

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Познавательные:  уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

34

И.С.Тургенев             « Стихотворения в прозе».

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять жанровые особенности стихотворений в прозе

Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи

Коммуникативные:

читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения

Регулятивные:

планировать учебную задачу (самостоятельно или  в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

Познавательные:

самостоятельная работа с литературоведческими терминами, , выразительное чтение, рецензирование

35

И. С. Тургенев «Стихотворение в прозе». Анализ произведений

Р.Р. Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять нравственный пафос и художественные особенности стихотворений в прозе

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми

Коммуникативные:

уметь читать вслух и понимать прочитанное

Регулятивные:

уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

Познавательные:

уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

36

Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля

Коммуникативные:

работа в парах (составление тезисного плана для рассуждения)

 Регулятивные:

составление письменного ответа на проблемный вопрос

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

37-38

Творчество Н. С. Лескова. Сказ «Левша». Особенности жанра сказа

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять жанрово-композиционные особенности сказа

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми

Коммуникативные:

 уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные:

 уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Познавательные:

 уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

39

Характеристика героев сказа «Левша»

Урок рефлексии

Научиться давать характеристику литературным героям

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Коммуникативные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Регулятивные:

уметь планировать алгоритм ответа

Познавательные:

научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел сказа

40-41

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться   выявлять авторское отношение к героям произведения

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Познавательные:  уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

М.Е. Салтыков- Щедрин .Сказка «Дикий помещик»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться   выявлять авторское отношение к герою сказки

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Коммуникативные:

задавать вопросы, слушать, отвечать

 на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Регулятивные:

уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте

Познавательные:

научиться определять идейный замысел  сатирической сказки

42

М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять жанрово-композиционные особенности сатирического очерка

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Коммуникативные:

читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения.

Регулятивные:

уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

Познавательные:

самостоятельно собирать  информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных

43

А. П. Чехов. Ранние рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять языковые и композиционные особенности рассказа

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность

 Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

        Литература 20 века (25ч.)

44

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку»

Урок «открытия» нового знания.

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля

Коммуникативные:

 уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Регулятивные:

 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

 уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

45

Лирика К.Д.Бальмонта

Р.Р .Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при  консультативной помощи учителя

Коммуникативные:

 формировать навыки выразительного чтения.

Регулятивные:

 применять метод информационного поиска.

Познавательные:

 уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

46

Лирика И.Северянина

Р.Р. Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Коммуникативные:

 уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Регулятивные:

 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

 уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

47

Два перевода стихотворения            Р.  Киплинга «Если», «Заповедь»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться проводить сопоставительный анализ стихотворений

Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Регулятивные:

уметь планировать алгоритм ответа

Познавательные:

научиться  определять идейно – эмоциональный пафос стихотворений , проводить сопоставительный анализ лирических произведений

48

Из истории сонета

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять жанровые особенности сонета

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

 Коммуникативные

: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

 Регулятивные:

 выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные:

 уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

49

М. Горький

«Старый год»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять языковые и композиционные особенности рассказа

Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при  консультативной помощи учителя

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность

 Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

50

М. Горький

«Старуха

Изергиль»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства

Коммуникативные:

готовность  и способность вести диалог с другими людьми в совместной деятельности

Регулятивные:

уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

Познавательные:

научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел рассказа

51

Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького

Урок рефлексии

Научиться давать характеристику литературным героям рассказа

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля

Коммуникативные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Регулятивные:

уметь планировать алгоритм ответа

Познавательные:

научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел произведения

52

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при  консультативной помощи учителя

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Регулятивные:

уметь аргументировать свою точку зрения, самооценка

Познавательные:

научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

53

Сатирические стихи В. В. Маяковского «Гимн обеду»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Регулятивные:

уметь аргументировать свою точку зрения, самооценка

Познавательные:

научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

54

М. А. Булгаков «Ревизор с вышиванием»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться анализировать   драматическое произведение

Формирования навыков самоанализа и самоконтроля

Коммуникативные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Регулятивные:

уметь планировать алгоритм ответа

Познавательные:

научить определять  идейный замысел драматического произведения

55

К. Г. Паустовский «Рождение рассказа»

Урок «открытия» нового знания

Научиться выявлять характерные особенности содержания рассказа

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Коммуникативные:

рецензировать  устно выразительное чтение одноклассников

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

56-57

События и герои Великой Отечественной войны. М. А. Шолохов «Они сражались за Родину»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных

58

Лирика А.Т.Твардовского

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные:

уметь планировать алгоритм ответа

Познавательные:

перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму.

59-60

В. Г. Распутин «Уроки французского»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Регулятивные:

уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте

Познавательные:

научиться определять особенности сюжета и композиции произведения

61

Р.Р Сочинение по рассказу «Уроки французского»

Урок развивающего контроля

Научиться составлять и редактировать текст творческой работы

Формирование навыков исследовательской деятельности и приёмов самодиагностики

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Познавательные:  уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

62

Из истории эссе

Урок «открытия» нового знания

Научиться определять особенности жанра эссе

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Коммуникативные:

 уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, формулировать свои затруднения 

Регулятивные:

 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

 уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

63

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Регулятивные:

уметь планировать алгоритм ответа

Познавательные:

перерабатывать информацию для получения нового результата, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

64

А. В. Вампилов «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять художественные особенности жанра «водевиль»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Коммуникативные:

читать различную литературу, понимать прочитанное,  владеть навыками смыслового чтения

Регулятивные:

уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

Познавательные:

самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных

65-66

Научно-фантастическая литература. Р. Шекли «Запах мысли»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться определять художественные особенности научно-фантастического рассказа

Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию

Коммуникативные:

понимать возможность различных точек зрения на вопрос, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Регулятивные:

сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач

Познавательные:

добывать новые знания из различных источников различными способами

67-68

Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»

Урок общеметоди-ческой направленности

Научиться выявлять характерные особенности  детективного рассказа

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форм,. представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

69-70

Подведём итоги.

Урок рефлексии

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Формирование интереса к чтению

Коммуникативные: уметь читать и понимать прочитанное.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса

Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-те...

Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....

рабочая программа по литературе по программе Курдюмовой 5-9 классы

Данная рабочая программа содержит в себе  пояснительную записку, Обязательный минимум содержания основных  образовательных программ,содержание программы 5-6 класс, содержание программы 7-8 к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по литературе (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)

Программа соответствует требованиям ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...