Исследовательская работа "Судьбы, опалённые войной..."
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Кноль Александр Викторович

 «Жизнь прожить – не поле перейти», – гласит народная мудрость. И если эта жизнь станет примером для других, то про такого человека можно сказать: «Он оставил свой след на Земле».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_sudby_opalyonnye_voynoy.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

                      МКОУ «Таловская средняя школа»

              НА КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

                            «ВОЕВАЛИ НАШИ ДЕДЫ!»

 

                   

 

     СУДЬБЫ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ…

                                      Выполнил: Кноль Александр Викторович,

                                                          учитель русского языка и литературы

                                                           

 

                                                                             

 

                                                      2015

                                                 ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

ГЛАВА 2. ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ

ГЛАВА 3. МОИ ПРЕДКИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

                3.1. ПРАДЕД  

3.2. ДЕДЫ

3.3. БАБУШКИ

3.4. ОТЕЦ

3.5. МАМА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                       ВВЕДЕНИЕ

    Самой большой ценностью на земле является человеческая жизнь. И мы порой забываем, что человек приходит в мир, чтобы обогатить его, сделать добрее, чище. А значит, и сам человек должен быть духовно богатым, бескорыстным. Он рождён для того, чтобы оставить после себя след, память. 

    В истории нашей Родины проявлений истинного героизма немало. Но разве обязательно сделать что-то необычное, чтобы стать героем своего времени? По-моему, нужно быть просто человеком, жить так, как подсказывает совесть. Мы живём в такое время, когда важные человеческие ценности постепенно начинают терять свой смысл. В погоне за наживой и комфортом люди забывают о самом главном – об истинном назначении человека. Зачастую нас, к сожалению, окружают зло, равнодушие и жестокость. В мире происходят страшные войны, межнациональные конфликты, террористические акты. А ведь нашему и последующим поколениям строить жизнь, создавать будущее. И каким оно будет, зависит от того, что и кто нас окружает. Ведь чем больше будет рядом добрых, честных и умных людей, тем добрее и сильнее будем мы. «Жизнь прожить – не поле перейти», – гласит народная мудрость. И если эта жизнь станет примером для других, то про такого человека можно сказать: «Он оставил свой след на Земле».

Для меня примером является жизнь моих предков.

История моей семьи интересна и богата. Она тесно переплетается с историей нашей страны.

 Цель моей работы – проследить историю жизни моих предков, в том числе во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

В работе использованы  воспоминания моих родственников, архивные документы, фотографии, творческое наследие семьи (стихи, поэмы, рассказы).

Перед собой я поставил следующие задачи:

  1. Расспросить родственников о моих предках, их жизни и судьбе.
  2. Изучить историю жизни российских немцев.
  3. Изучить творческое наследие моей семьи.
  4. Собрать и систематизировать фотоматериал, письма, дневниковые записи из своего семейного архива и семейных архивов родственников.

Почему я обратился к этой теме? Я считаю, что каждый человек должен знать историю своей семьи, семейные традиции. В истории моей семьи есть примеры проявления мужества, благородства. Это мои деды, бабушки, отец и мать. Благодаря им, я сейчас живу, занимаюсь любимым делом. Изученный и собранный мною материал о жизни моих предков будет храниться в моей семье, как реликвия, и  передаваться из поколения в поколение.

                            ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

                                                           Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Всё это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой.

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

                          Л. Иванова

      Каждый человек должен знать свои корни, уважать память прошлого и гордиться делами своих родных. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово»,[1] – отмечал Д. С. Лихачёв.    

      «Родители» и «Родина» – слова одного корня. Д.С.Лихачев писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».[2]

      «Памятные вещи, семейные реликвии, письма, медали, монеты, фотографии – молчаливые свидетели прошлых лет. Связь времен – это тайные нити. Вот она, наша история, в фотографиях, в родных именах, в любимых лицах».[3]   

      Надо чаще смотреть в семейные альбомы, беречь их. Память коротка. Человек должен доказать себе, что он не безроден. Нужно знать свою родословную. Многих ошибок и несчастий нам удалось бы избежать, если бы не забывали, что каждый из нас – это звено в цепи поколений. Лучшие наши поступки будут окрылять детей и внуков, а просчёты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь дети наследуют не только цвет глаз и волос, но и историю нашей жизни со всеми её достоинствами и недостатками.

                           ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ

 Мой род имеет богатую и  интересную историю. Среди предков есть  представители русской и немецкой наций.  Первые упоминания о моих предках – немцах – относятся ко времени переселения их из Германии в Россию.  

       Какова же история русских немцев?

Самые первые переселения немцев относятся к IX веку. К концу XII век в русских городах уже оседали немецкие купцы, ремесленники, воины, лекари и учёные. Первое письменное упоминание о существовании в Новгороде «немецкого двора» — места, где жили купцы и хранились товары, относится к 1199 году. Но основан он был, очевидно, раньше, поскольку о постройке в городе немецкой церкви Святого Петра, бывшей центром немецкого двора, сообщается уже в 1184 году.

Значительное число немцев переселилось в Московское государство в период правления великих князей Ивана III и Василия III — в XV-XVI вв. В период правления Ивана IV Грозного доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились кварталы компактного проживания немецкой диаспоры — так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве.

В XVIII веке широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, военных, дипломатов, деятелей искусства, и некоторые из них были немцами. Потомки этих людей зачастую оседали в России, в значительном числе случаев сохраняли немецкий язык в качестве основного.

В 1763 году Екатерина II издала специальный "Манифест о привлечении иностранных поселенцев на русские земли". Большую долю этих поселенцев составили именно немцы.  

Расширение границ Российской империи (в основном на юг) привело к тому, что огромная часть земель оказалась пустующей и необработанной. Необходимо было заселить её, разработать и превратить в обжитые, полезные земли. На Руси не хватало учителей, большая часть населения была безграмотной. В решении этой проблемы тоже должны были помочь немцы.

Первые переселенцы появились в Крыму и в Поволжском районе. На этих территориях были созданы целые немецкие поселения, существовавшие по своим законам и правилам. Эти законы сильно отличались от тех, по которым жило остальное население России. Ниже приведены некоторые из основных законов.

  1. Полная административная автономия немецких поселений.
  2. Каждая немецкая семья наделялась неограниченным куском земли.

3. Полная культурная и религиозная автономия.

4. Льготы при прохождении государственной службы.

Надо отметить, что российские немцы всегда были лояльны к государственной системе страны. Они практически не участвовали в гражданских войнах и революциях, однако основное население России относилось к немецким переселенцам с явным недовольством.

 Отношения немецких поселенцев с советской властью складывались непросто. После 1917 года, когда к власти пришло советское правительство, национальная политика в корне изменилась. Все льготы, привилегии и статусы немецких поселенцев были отменены.

Однако для тех, кто не покинул Россию после прихода советского режима, самым страшным периодом должна была стать Великая Отечественная война. В это время сталинский режим встал на путь депортации целых народов. В августе 1941 года, по сфабрикованному обвинению в измене и содействии гитлеровским захватчикам, была ликвидирована государственность российских немцев Поволжья, а все советские немцы (по различным данным их было от 438 до 446,5 тыс. человек) насильно переселены в Казахстан и Сибирь.

При отъезде разрешалось брать с собой минимум вещей, поэтому многие оказались не готовы к жизни в новых условиях. Часть людей погибла в пути или в местах новых поселений.

28 октября органы НКВД отрапортовали, что "операция по переселению закончена успешно". Однако переселение продолжалось. С осени 1941 года шло выселение немцев из других областей под видом того, что они замечены в "выступлениях против советской власти". Всего, по данным НКВД, за 1941 - 1942 годы из европейской части России на восток были отправлены 1,2 млн. немцев.

Депортации подлежали и те, кто защищал страну от фашистских захватчиков. В 1942-1945 годах с фронта в срочном порядке были демобилизованы все военные немецких национальностей (порядка 33,5 тыс. человек) и направлены в трудовые армии Челябинска и других городов севера и Сибири.

                 МОИ ПРЕДКИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

                                                       ПРАДЕД

           Мой прадед по отцовской линии, Кноль Иван Иванович, родился в 1883 году в селе Шталь Красноярского района Саратовской области. Он был образованным человеком – имел высшее образование, преподавал в Саратовском университете высшую математику. Перед Великой Отечественной войной Иван Иванович проживал с семьёй в селе Степное Красноярского района Саратовской области, работал председателем сельского совета. Проводил большую общественную работу среди населения. Чтобы быть в курсе происходящих в стране событий, выписывал все газеты: центральные, областные, районные. После депортации поволжских немцев в Сибирь работал в колхозе, в деревне Листвянка Черепановского района Новосибирской области. Он был трудолюбивым, честным человеком, любил свою семью, занимался воспитанием внуков. В 1956 году семья переехала жить в деревню Бочкари Черепановского района Новосибирской области. Умер Иван Иванович в 1957 году.

                                                           ДЕДЫ

           Кноль Иван Иванович, мой дед, родился в 1904 году, проживал в Саратовской области (Приложение № 1). Имел шестерых детей, работал в колхозе бригадиром. В 1937 году по ложному доносу он был арестован и осуждён. Его жена, моя бабушка Елена Генриховна, осталась одна с детьми. Прадед взял воспитание детей на себя. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, всех поволжских немцев депортировали в Сибирь (Приложение № 2, 3). Взрослые мужчины были призваны в трудармию и направлены на строительство оборонительных сооружений. Иван Иванович вместе со всеми рыл траншеи, противотанковые рвы. Условия были тяжелыми, не хватало продовольствия, тёплой одежды, обуви, поэтому многие болели и умирали. Отношение к русским немцам со стороны гражданского населения и регулярных войск Красной Армии было неоднозначным. Некоторые относились с пониманием, другие обращались с ними жестоко, избивали, называли «врагами народа». В конце октября 1941 года, во время наступления фашистских войск на Москву, мой дед от непосильного труда и болезни умер. О трагической судьбе Ивана Ивановича стало известно уже после войны, спустя много лет, от очевидцев.  

     Мой второй дед, Отставных Константин Ксенофонтович, родился в 1904 году в Рязанской области (Приложение № 4). Когда началась Великая Отечественная война, он ушёл добровольцем на фронт и пал смертью храбрых 30 октября 1941 года в битве за Москву (Приложение № 5). О деде Константине Ксенофонтовиче я узнал из воспоминаний моей мамы Кноль (в девичестве Отставных) Марии Константиновы. Когда началась война, она была маленькой, но многое из военного времени она хорошо помнит. На всю жизнь сохранился в памяти день, когда её мама, Анастасия Прокопьевна, собирала своего мужа на фронт. Отставных Константин Ксенофонтович был шахтёром, он мог не идти на фронт: у него была бронь. Но он и думать не хотел об этом. Константин Ксенофонтович настойчиво добивался отправки на фронт. «Надо идти бить фашистов», – сказал он родным. А ведь дома оставалось шестеро детей. Старшей, Анне, было 13 лет, самому младшему, Вите – 1 годик. Марии, моей маме, было 3 года, но она хорошо помнит, как отец при расставанье достал из своей котомки варёное яичко и дал ей. Больше Константина Ксенофонтовича родные не видели. Мама помнит, как принесли письмо, и её мама, читая его, долго плакала. Это была похоронка – официальное извещение о том, что «стрелок рядовой Отставных Константин Ксенофонтович пал смертью храбрых в бою по защите столицы нашей Родины Москвы». Эта фраза надолго врезалась в память всем членам семьи. И до сих пор мама не может без слёз вспоминать эти горькие минуты своей жизни.

     Спустя сорок лет после окончания войны стало известно место захоронения моего деда Отставных Константина Ксенофонтовича. Это братская могила под Москвой.

      Своим дедам – Кнолю Ивану Ивановичу и Отставных Константину Ксенофонтовичу – я посвятил стихотворение «Иван и Константин»:

 

                    Где война… А где я – русский немец по духу и крови…

                       Мои деды лежат в глубине подмосковных долин:

                       Кноль Иван – землекоп, разношёрстной трудармии воин,

                       И царицы полей рядовой – Отставных Константин.

                       Познакомились так: ткнулись лбами два будущих деда.

                       Хохотал Константин, улыбался смущённо Иван,

                       А из сердца Сибири, пронзая рязанское небо,

                       По их души уже направлялся седой караван.

                       Был конец октября. Октября сорок первого года.

                       Моросил липкий дождь, вдоль траншеи рыжела земля.

                       Понеслось по цепи: «Эй, кончай прохлаждаться, пехота –

                       Сотня вёрст до Москвы, а вы здесь… Сотня вёрст до Кремля!»

                       Слово за слово – всё обсудили: чего и откуда…

                       Оказалось, что дома по шестеро малых ребят.

                       Столько дел и забот, а тут Гитлер, проклятый Иуда…

                       И суровел, предчувствуя страшное, дедовский взгляд.

                       Пулемётная сечь. Скрежет гусениц вражеских танков.

                       Орудийный огонь беспощаден, неистов и жгуч.

                       Русский мат на крови… И земля, и душа наизнанку,

                       А сквозь тучи и дым пробивается солнечный луч.

                       И когда, наконец,  из огромного чёрного дула

                       Прилетел смертоносный металл – как-то сразу и вдруг

                       Тяжело-тяжело моя бабушка Лена вздохнула,

                       А у бабушки Насти молитвенник выпал из рук.

                       Константин и Иван! Знайте,  в памяти сердца не меркнут

                       Ни солдатская честь, ни рубцы бессловесных траншей.

                       Я присвоил вам звание «дед» – пусть  хотя бы посмертно,

                       А ещё – именами героев назвал сыновей.

 

                       …Холод братских могил. Молчаливые, строгие лица.

                       И в звенящей тиши ты уже никогда не поймёшь:

                       То ли плачут с тобой те далёкие гордые птицы,

                       То ли просто скорбит постаревший октябрьский дождь...

                                                БАБУШКИ

     Моя бабушка, Отставных (в девичестве Кострюкова) Анастасия Прокопьевна, родилась 19 декабря 1902 года в деревне Кочугуро-Выселки Милославского района Рязанской области (Приложение № 6). Её детство и молодость пришлись на годы революций, Гражданской войны. Чтобы прокормиться, нужно было от зари до зари работать в поле и дома. Анастасия Прокопьевна рано вышла замуж. В семье было шестеро детей, жили бедно, но дружно: всё делали сообща, а по вечерам пели песни. В первые месяцы Великой Отечественной войны на фронте погибли её родные братья и муж Константин Ксенофонтович. Бабушка осталась одна с детьми. От голода умер младший сын Витя, которому едва исполнился один год. Сильный характер, неуёмная энергия, любовь к жизни помогли Анастасии Прокопьевне вырастить остальных детей. Ни разу она не упрекнула мужа в том, что он добровольцем ушёл на фронт, оставив дома жену и шестерых детей. В феврале 1948 года семья переехала в Сибирь – сначала в деревню Ключи, а затем в деревню Бочкари Черепановского района Новосибирской области. Бабушка работала в колхозе, бралась за любую работу, занималась воспитанием детей и внуков.

     Моя мама Кноль Мария Константиновна вспоминает: «Помню, как мы получили похоронку. Все ревели, ой, как ревели… Мама там вся, ой… А я маленькая была – три года всего, ничего ещё не понимала, думаю: «Чего они все плачут?» А похоронку мама потом за божничкой хранила. Долго хранила! А каждый вечер доставала и читала. Лампу керосиновую зажжёт – еле-еле огонёк горит, и читает, читает… Я с печки смотрю: ничего не слышно, только губы у неё шевелятся. И плачет всё, плачет… Она, эта похоронка, от её слёз-то, наверно, вся потом и рассыпалась. Ой, ребятишки, не приведи Господь такое пережить».

     Умерла Анастасия Прокопьевна 19 сентября 1982 года в селе Криводановка Новосибирского района Новосибирской области, не дожив два месяца до своего восьмидесятилетия.

   Я посвятил своей бабушке поэму «Анастасия»:

       

      Тебе пою, мой край! От сердца к сердцу

       Широкая дорога пролегла.

       Наверное, мне это по наследству

       Когда-то бабушка передала.

       Анастасия, или просто Настя,

       Жила, весь мир прощая и любя.

       Обрёл я человеческое счастье,

       Восьмым родившись внуком у тебя.

       Ты испытала всё в житейском море,

       Дитя родной рязанской стороны.

       Твоя судьба на радость и на горе

       Переплелась с историей страны.

       Сибирь казалась ласковой в морозном

       Послевоенном третьем феврале.

       И вот состав под перестук колесный

       Примчал тебя к неведомой земле.

       Непросто обживать другое место,

       Но понемногу страх в душе утих –

       И ты топила печь, месила тесто,

       Работала в колхозе за троих…    

      Рязанский край ты часто вспоминала,

       Со светлой грустью устремляя взгляд

       Туда, где речка Барская Канава,

       Где Кочугуро-Выселки стоят…

       Когда, усевшись на твои колени,

       Я пробовал немного рифмовать,

       Ты мне шептала: «Скоро, как Есенин,

       Родную землю будешь воспевать».

       Уж четверть века нет тебя со мною,

       Уже давным-давно я взрослым стал,

       Но так же берег шепчется с волною,

       Где я с тобой о будущем мечтал.

       

       Родная бабушка, Анастасия,

       Твой светлый образ в сердце берегу

       Не потому ли, что сама Россия

 Была со мной на этом берегу…

     Моя вторая бабушка, Кноль (в девичестве Отс) Елена Генриховна, родилась в 1905 году в Саратовской области (Приложение № 7). В августе 1941 года семья была депортирована в Новосибирскую область. Бабушка наравне со всеми работала в колхозе, занималась воспитанием детей и внуков, вела домашнее хозяйство. Это была трудолюбивая, отзывчивая женщина, которая стойко переносила все тяготы и лишения, выпавшие на её долю. На швейной машинке, которую она чудом привезла из Саратовской области, Елена Генриховна обшивала всю семью. Чтобы как-то прокормиться, делала кое-какую работу на заказ. Но далеко не все относились к этому с пониманием. Однажды председатель колхоза, который ненавидел депортированных немцев, ворвался в дом, забрал швейную машинку, а мою бабушку жестоко избил: повалил на пол и долго пинал сапогами в живот, по голове… Спустя несколько дней бабушка, кое-как оправившись от побоев, сшила матерчатую сумку и отправила шестилетнего сына Витю побираться, просить милостыню, так как надо было чем-то кормить детей. Сердобольные русские женщины  делились последним с «немчурёнком»: кто лепёшку подаст, кто картофелину. Благодаря добрым людям,  семья Кноль сумела выжить, не умерла от голода.

     В 1956 году семья Елены Генриховны переехала жить в деревню Бочкари Черепановского района Новосибирской области.

     Умерла Елена Генриховна в 1967 году.

                                                   ОТЕЦ

      Мой отец, Кноль Виктор Иванович, родился 1 сентября 1935 года в селе Степное Советского района Саратовской области (Приложение №  8). Ему было пять лет, когда началась Великая Отечественная война.

      В августе 1941 года в результате депортации поволжских немцев семья Кноль приехала в Новосибирскую область. Проживали сначала в деревне Листвянка, затем в деревне Бочкари Черепановского района (Приложение №   9).

      Мой отец познал все тяготы военного времени, испытал обиды и горечь унижения. Немцев во время войны ненавидели, хотя к детям некоторые относились снисходительно, с пониманием. Маленькому Вите пришлось побираться, чтобы прокормиться самому и прокормить семью. Русские женщины, несмотря на то, что их мужья, братья и сыновья воевали на фронте (многие погибли или числились пропавшими без вести), делились последним с голодным немецким парнишкой. Но были и такие люди, которые вымещали свою ненависть к фашистам на всех немцах вообще, в том числе и на детях. Однажды один мужчина спустил на моего будущего отца сторожевых собак, которые едва не загрызли его насмерть. Хорошо, что жена этого мужчины вовремя оттащила собак, промыла и перевязала мальчику раны, а затем дала несколько блинов и картофелин. Спустя много лет, когда мой отец Виктор Иванович стал взрослым и работал шофёром, он постоянно помогал этой, к тому времени – одинокой и престарелой, женщине по хозяйству: привозил дрова, сено, ремонтировал дом. Однажды зимой, когда она серьёзно заболела (случился приступ острого аппендицита), Виктор Иванович среди ночи, в метель, увёз её в районную больницу. За три  километра до райцентра машина заглохла, и Виктор Иванович на руках донёс эту женщину до больницы. После операции врач сказал: «Опоздай на полчаса, и всё – не спасли бы…». Вот так мой отец отплатил добром за добро.

      После войны Виктор Иванович учился в школе, затем работал конюхом. Окончив курсы, стал работать шофёром. В 1958 году женился на Отставных Марии Константиновне. В 1996 году мой отец Виктор Иванович умер.

    В 2009 году я написал стихотворение «Мужской разговор», которое посвятил своему отцу, Кноль Виктору Ивановичу.

                             

                                «Любим, помним, скорбим»

                                      (эпитафия на могиле отца)

                   

              Здравствуй, папа, я здесь, я пришёл рассказать:

              Ты стал прадедом! Прадедом, слышишь!?

              Вот – мальчонка у нас, нарекли – Святослав,

              А вчера,

              А вчера громыхали салюты над крышей…

                   

              Собрались за столом и друзья, и родня.            

              Тост за тостом – в привычное русло.              

              Вдруг в открытом окне я увидел тебя –

              Ты стоял,

              Ты стоял и смотрел, удивленный и грустный.

              Эту грусть иногда называют судьбой,

              Той судьбой, что морозом по коже.

              Ты ушел в шестьдесят, я уйду за тобой

              В шестьдесят,

              В шестьдесят, а быть может, немного попозже.

              Помнишь, ты напевал про Танюшу и рожь,

              Волгу-речку и русское поле.

              Ты всегда говорил мне: «Чужого не трожь»,

              А ещё:

              «Кто советскою властью у нас недоволен?»

              Наш мужской разговор подытожит ольха –

              Брызнет под ноги царским червонцем,

              И в багряный закат упадут облака,

              Кровеня,

              Кровеня эпитафией, выжженной солнцем…

                                                      МАМА

             Моя мама, Кноль (в девичестве Отставных) Мария Константиновна, родилась 25 мая 1938 года в деревне Кочугуро-Выселки Милославского района Рязанской области (Приложение № 10).

        Из воспоминаний мамы я знаю, что её детство, выпавшее на годы войны, было очень трудным. Постоянное чувство голода испытывали все, особенно дети. Приходилось есть гнилую картошку, крапиву, лебеду, саранки. Но все же не удалось уберечь всех – от голода и болезни умер младший братик. Маме запомнился такой случай. Когда фашисты подошли к Москве, на полях был убран урожай. Зерно было на току. Но чтобы хлеб не достался вражеским захватчикам, его подожгли. Кто-то, конечно, успел припрятать зерно. В семье у мамы вообще нечего было есть. Её мама пошла на ток, набрала горелой пшеницы, растолкла в ступе и испекла лепешки. Они были очень горькие и черные. Мама помнит, как она сидела на завалинке возле дома и грызла этот «хлеб». Подошел какой-то дяденька и попросил у неё кусочек. Но мама заплакала: ведь это была единственная еда. Мужчина оказался уполномоченным района. Он вызвал председателя сельсовета и отругал его. Уполномоченный сказал: «Отец воюет на фронте. Почему дети голодают?». Тогда семье выдали со склада немного муки. Её мама – моя бабушка, Анастасия Прокопьевна – напекла лепёшек на сковородке, которую смазывала солидолом. Лепёшки показались очень вкусными, ведь это был настоящий хлеб, вкус которого дети давно забыли.

    После войны стало полегче. Семьям, у которых погибли отцы и мужья на фронте, помогало государство. Мама помнит, как раздавали квашеную капусту, которую готовили для фронтовиков. Казалось, ничего вкуснее на свете не было. После войны, в 1948 году, бабушкина семья, поддавшись уговорам дальних родственников, переехала в Сибирь. Ехали в товарных вагонах, очень долго, почти месяц. На каждой станции приходилось переоформлять проездные документы. Думали, что в Сибири будет полегче. Но когда приехали в деревню Ключи Черепановского района Новосибирской области, поняли, что будет очень тяжело. Ни жилья, ни денег не было. Семье из шести человек пришлось поначалу жить в тесной землянке с маленьким окошечком и земляным полом. Мама рассказывала, что её мама сильно плакала, жалела, что уехали из Рязанской области. Там у них был большой дом, сад, хозяйство, но всё пришлось продать. В Сибири постепенно становились на ноги, государство оказало помощь семьям погибших фронтовиков: выделили тёлку, продукты питания, семена для посадки. Семья получила комнату в деревянном бараке – это было настоящим счастьем! Приходилось много работать, от зари до зари. Дети подрастали, помогали старшим. Трудности войны закалили и взрослых, и детей. Крепились, верили в лучшее, надеялись, что жизнь наладится. Главное – кончилась война.    

     Учиться мама пошла только в 10 лет, так как не было подходящей одежды и обуви. Школа находилась в соседнем селе Троицкое, до которого было семь километров. Несмотря на плохую дорогу, дожди, сильные морозы и частые метели, дети с большим желанием шли учиться. Моя мама училась очень хорошо, хотела поступать в медицинское училище. Но направление на учёбу в училище ей не дали. Председатель колхоза сказал: «Кто же тогда будет работать в поле?» И мама осталась работать в колхозе, выполняла любую  работу: косила траву, метала стога, таскала тяжёлые мешки с зерном, ухаживала за скотом.

     В 1954 году семья переехала жить в деревню Бочкари Черепановского района. Мама работала завклубом, занималась организацией культурной жизни односельчан. Она любила петь и плясать. У неё был очень красивый, сильный голос: она пела в хоре, исполняла частушки. Мария Константиновна проводила большую общественную работу, пользовалась уважением среди односельчан. В 1957 году мама, как активная комсомолка, была направлена делегатом в Москву на Международный фестиваль молодёжи и студентов.

     В 1958 году Мария Константиновна вышла замуж за Кноля Виктора Ивановича. У них родились дети: Татьяна и Александр.  Когда дети немного подросли, Мария Константиновна поступила в сельскохозяйственный техникум. Окончив учёбу, она получила диплом зоотехника и работала по специальности.

     Мария Константиновна – ветеран труда Новосибирской области. В настоящее время она живёт в селе Криводановка, занимается хозяйством, воспитывает внуков и правнуков.

     Несмотря на преклонный возраст, мама всё такая же трудолюбивая, энергичная, жизнерадостная. Мария Константиновна очень добрый, щедрый, отзывчивый человек, всё тепло своей души она отдаёт родным и близким людям.

    Я посвятил ей поэму «Мама»:

     

       Шёл тридцать восьмой. Расцветала сирень

       И к солнцу тянулась упрямо.

       Рязанщина, хмелем увитый плетень,

       И твой День рождения, мама!

       

       И сразу в тебе зазвенела струна,

       Как отзвук весенней капели:

       Какая нелегкая доля ждала!

       Какие снега и метели!

       Пылал над селом раскаленный закат:

       Ты ела крапиву, болела…

       От голода умер твой маленький брат,

       Ты ж, смерти назло, уцелела.

 

       Не стало отца – унесли журавли…

       Наукой, суровой и грозной,

       Война заменила тебе буквари,

       Война тебя сделала взрослой.

       Бои отгремели. Ты едешь в Сибирь –

       В дорогу судьба торопила.

       Здесь та же Россия, и вольную ширь

       Не сразу, но ты полюбила.      

      Косила, копнила, метала стога –

       В колхозе была заводилой –

       Могла ухватить и быка за рога

       Всерьёз, чтоб помериться силой.     

      Росла, хорошела, звенел голосок,

       Прозрачный и звонкий, как речка,

       Струился в ладони березовый сок,

       Уже замирало сердечко…

       

       Коса – в ней дурманящий запах цветов!

       А имя – Мария! Маришка!

       Недаром к тебе засылает сватов

       Красивый чубатый парнишка.

       

       На свадьбе вовсю заливалась гармонь,

       И долго искрились повсюду

       Твоя разудалая пляска-огонь

       И песни, подобные чуду!

       Я жизнь твою знаю почти наизусть!

       Как мне по-другому жить, если

       Во мне твоя радость, во мне твоя грусть,

       Во мне твои звонкие песни!?

       Как будто вчера: расцветала сирень

       И к солнцу тянулась упрямо,

       Рязанщина, хмелем увитый плетень,

       И твой День рождения, мама! 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучая историю своей семьи, я узнал много интересного о жизни и судьбе моих предков. Я горжусь своими дедами, которые погибли, защищая нашу Родину, бабушками, которые самоотверженно трудились в тылу, приближая Победу, мамой и отцом, которые пережили голодное военное детство, во всём помогая взрослым. Они стали для меня примером мужества и стойкости, любви к своему Отечеству. Благодаря им я стал таким, какой есть.

     Моя семья живёт в доме, который я построил сам. Есть такая примета, что дом, построенный своими руками, приносит счастье.  

     А ещё я с детства мечтал найти себе дело по душе: настоящее, которое приносило бы пользу людям и удовлетворение самому себе. К своей цели я шёл долго. Сейчас я работаю учителем – это моё призвание.

     Несмотря на то, что у меня два высших образования (филологическое и юридическое), я постоянно стремлюсь к знаниям, не могу сидеть сложа руки. Читаю книги, мастерю что-то для дома, играю в шахматы с друзьями, пишу стихи и рассказы. Принимаю активное участие в работе Международного союза писателей «Новый современник», членом которого являюсь с 10 февраля 2010 года. С любовью и уважением отношусь к детям, отношения с их родителями и коллегами по работе выстраиваю на принципах сотрудничества и взаимного уважения.

     Человек сам строит свою жизнь. Главное –  жить честно, любить и уважать людей, свято хранить традиции семьи, своего народа. А если понадобится – встать на защиту Отечества. Я всё время ловлю себя на мысли, что супружеский союз моих родителей – Кноль (Отставных) Марии Константиновны и Кноля Виктора Ивановича – неслучаен. Он символизирует собой не столько любовь, мир и согласие двух любящих сердец, сколько союз двух народов – русского и немецкого, и это вселяет надежду на светлое и мирное  будущее.  

     И я бесконечно благодарен своему сыну Ивану, студенту пятого курса Новосибирской государственной геодезической академии, который под впечатлением воспоминаний наших родных об Отставных Константине Ксенофонтовиче, погибшем под Москвой в конце октября 1941 года, написал стихотворение «Приходят люди к Вечному Огню». Может быть, эти несколько четверостиший нельзя назвать поэзией в общепринятом смысле этого слова в силу имеющихся технических погрешностей, но в них присутствует главное: порыв души, искренность, любовь к Родине.

                      Приходят люди к Вечному Огню

                      Почтить погибших траурным молчаньем –

                      Тех, что стояли насмерть за страну

                      Четыре года днями и ночами.

                      Суровые глаза фронтовиков

                      Теплом наполнит огненное пламя.

                      Добыть Победу было нелегко –

                      Но над рейхстагом заалело знамя.

                      Друзей теряли на полях войны,

                      С которыми сроднились, словно братья.

                      Шли в бой, чтоб отомстить врагу за них.

                      Летели пули, сыпались проклятья

                   На головы кровавых палачей,

                      Готовых жизнь построить на обмане.

                      Неужто их теплом своих лучей

                      Взрастило солнце крохотной Германии?

                      Неужто их, как всех, рожала мать,

                      Они, как все, дружили и любили?

                      Они пришли нас жечь и убивать,

                      Но оказались в собственной могиле.

                     

                      А раны кровоточат, только тронь…

                      Забудется ли эта боль когда-то?

                      Нет, не забудется, пока горит Огонь

                      В горячем сердце русского солдата.

     Работая над темой, я понял, как важно знать свои корни. Из воспоминаний своих родственников я узнал, что история моей семьи очень интересная, переплетается с историей России. Мои предки принимали активное участие в судьбе страны. Это честные, трудолюбивые, мужественные люди. Свою жизнь они посвятили нужным и важным делам: защите Отечества, труду на благо своей Родины, воспитанию детей. Главное, что отличало моих родных – любовь к Родине, к семье, к детям. Они стремились к знаниям, старались быть в гуще событий, вели активный образ жизни. Для меня мои предки являются примером для подражания. Я хочу продолжить их дела, реализовать свои способности, приносить пользу людям – внести свой вклад в историю своей семьи, своей Родины.

   

                                      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Л. Веков связующая нить. В журнале «Воспитание школьников», № 8, 2009, с.79

2. Кноль А.В. Этот зов пронесу по судьбе. –Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2007

3. Кноль А.В. Мелодия истин. –Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2009

4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.;1979, с. 12

5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского словаря. – М.: Азбуковник, 1999, с.692

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_немцы


[1] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.;1979, с. 12

[2] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.;1979, с. 13

[3] Иванова Л. Веков связующая нить. В журнале «Воспитание школьников», 8, 2009, с.79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строки,опалённые войной

Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....

разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"

внеклассное мероприятие по истории  для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....

Строки, опалённые войной

Сценарий литературной гостиной о  творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.

В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10  класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...