рабочая программа по чтению и развитию речи
рабочая программа (6 класс) на тему

Полякова Людмила Викторовна

6 классVIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_6_kl.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена  на

заседании МО

      от                    

Утверждена

протоколом педсовета

     от                 

 Рабочая программа учебного предмета

«Чтение и развитие речи»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Класс: 6

на 2017-2018 учебный год

Разработчик:

Полякова Людмила Викторовна,

учитель


Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Чтение и развитие речи 6 класс” составлена на основании:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой.
  • С учётом авторской учебной программы А.К. Аксёнова  М: Просвещение, 2013 г  и учебника «Чтение» И. М. Бгажновой, Е. С. Погостиной для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2008г.   
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Приказа Минобрнауки России от 5 июля 2017г. № 629 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат»  на 2017/18 учебный год.
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».

    Настоящая рабочая программа курса «Чтение и развитие речи» имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

-развитие положительных качеств и свойств личности.

    Программа адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение учебного предмета  «Чтение и развитие речи» позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки обучающихся, предусматриваемый государственным стандартом начального общего образования.    

     Основными формами контроля знаний, умений, навыков является контроль знаний (текущий и промежуточный), позволяющий определить уровень знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

  По завершению изучения курса «Чтение и развитие речи» 6 класса обучающиеся должны достигнуть определенных результатов.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2)воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

-правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

-определение темы произведения (под руководством учителя);

-ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

-участие в составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

-пересказ текста по частям на основе  составленного плана (с помощью учителя);

-выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

-установление последовательности событий в произведении; определение главных героев текста;

-составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;

-нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

-заучивание стихотворений наизусть (7-9);

-самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

-правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

-ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

-определение темы художественного произведения;

-определение основной мысли произведения (с помощью учителя); -самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

-формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

-различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

-определение собственного отношения к поступкам героев (героя);

-сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

-пересказ текста по составленному плану;

-нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

-ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого);

-самостоятельное чтение художественной литературы;

-знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

Содержание   учебного предмета.

    Чтение — один из важнейших предметов в системе уроков  специальной (коррекционной) школы VIII вида. Все содержание материала направлено на развитие речи учащихся как средства общения.Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире, о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней» о знаменательных событиях в жизни страны. Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Литературные сказки, басни.  Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

Навыки чтения.

  Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

   Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

  Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины  природы.

  Составление плана в форме повествовательных, назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

  Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Знание основных сведений из жизни писателей.

  Заучивание наизусть стихотворений.

Произведения для внеклассного чтения.

В.Бианки «Птичья песенка», «Голубые лягушки», А.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича», «Приемыш», А.Р.Беляев «Остров погибших кораблей», Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Е.А.Пермяк «Волшебные истории», «Лесной», «Волшебная правда»,  «Голубые белки», Г.А.Скребицкий. «Длинноносые рыболовы», П.П.Бажов «Живой огонек», «У старого родника».

                       Произведения для заучивания наизусть.

М.Ножкин «Россия», И Бунин «Лес, точно терем расписной», Б.Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…», И. Суриков « Белый снег пушистый в воздухе кружится…», С.Смирнов «Первые приметы», В.Жуковский «Жаворонок», А.Твардовский «Как после мартовских метелей», В.Набоков «Дождь полетел», Н.Рыленков «Нынче ветер».

                                    Тематическое планирование

                        по чтению и развитию речи 6класс (136  часов).

No п/п

Тема  

Количество часов

1

Люблю природу русскую.

  30 часов

2

О далеком прошлом России.

  10 часов

3

Будь человеком, человек.

  55  часов

4

Животные в нашем доме.

  41 часов

Итого:

  136 часов

                                           

Календарно - тематическое планирование

 по чтению и развитию речи 6класс (136  часов)

Раздел

урока

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Люблю природу русскую

(30ч.)

Первая четверть

1

По В.Пескову «Отечество».

01.09.

2

М.Ножкин «Россия».

04.09.

3

В.Бианки «Сентябрь».

05.09.

4

И.Бунин «Лес, точно терем расписной…»

07.09.

5-6

Ю.Качаев «Грабитель».

08.09.

11.09.

7-8

Б.Житков «Белый домик».

12.09.

14.09.

9-13

А.Белорусец «Звонкие ключи».  

15.09.

18.09

19.09.

21.09.

22.09.

14-16

К.Паустовский «Заячьи лапы».

25.09.

26.09.

28.09.

17

Внеклассное чтение по произведениям В.Бианки «Дробинка», «Птичья песенка».

29.09.

18

И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».

02.10.

19

Е.Носов «Хитрюга».

03.10.

20

В.Бианки «Октябрь».

05.10.

21

С.Михалков «Будь человеком».

06.10.

22

Б.Заходер «Петя мечтает».

09.10.

23

По Д.Биссету «Слон и муравей».

10.10.

24

По Д.Биссету «Кузнечик Денди».

12.10.

25

Внеклассное чтение по произведению А.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича».

13.10.

26

Дж.Родари «Как один мальчик играл с палкой».

16.10.

27-30

Дж.Родари «Пуговкин домик».

17.10

19.10.

20.10.

23.10.

О далеком прошлом России

(10ч.)

31

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины).

24.10.

32

Ф.Глинка «Москва». (В сокращении.)

26.10.

33

В.Бианки «Ноябрь».

27.10.

Вторая четверть.

34

По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря».

06.11.

35-36

По С.Алексееву «На берегу Невы»

07.11.

09.11.

37

По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге».

10.11.

38-40

По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин».

13.11.

14.11.

16.11.

Будь человеком, человек

(55ч.)

41

По Н.Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

17.11.

42

Внеклассное чтение по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

20.11.

43-44

Е.Пермяк «Тайна цены». (Сказка).

21.11.

23.11.

45

Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!». (В сокращении.)

24.11.

46

В.Бианки «Декабрь».

27.11.

47

Е.Благинина «Новогодние загадки».

28.11.

48

А.Никитин «Встреча зимы».

(В сокращении.)

30.11.

49

А.Дорохов «Тёплый снег».

01.12.

50

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

04.12.

51

Д.Хармс «Пушкин».

05.12.

52

В.Бианки. Январь

07.12.

53

Х.-К.Андерсен «Ель» (Сказка).

08.12.

54

А.Чехов «Ванька».

11.12.

55

И.Никитин «Весело сияет месяц над селом…»

12.12.

56

И.Суриков «Белый снег пушистый…»

14.12.

57

Внеклассное чтение Е.А.Пермяк «Волшебные истории».

15.12.

58-60

М.Зощенко «Лёля и Минька».

18.12.

19.12.

21.12.

61-62

Ю.Рытхэу «Пурга».

22.12.

25.12.

63-64

Ю.Дмитриев Таинственный ночной гость».

26.12

28.12.

Третья четверть.

65

В.Бианки «Февраль».

12.01.

66

Внеклассное чтение Г.А.Скребицкий «Длинноносые рыболовы»

15.01.

67-71

С.Маршак «Двенадцать месяцев».

16.01.

18.01.

19.01.

22.01.

23.01.

72-77

По Х.-К.Андерсену  «Снежная королева» (Сказка).

25.01.

26.01.

29.01.

30.01.

01.02.

02.02.

78

Внеклассное чтение П.Бажов «Живой огонёк»

05.02.

79

С.Смирнов «Первые приметы».

06.02.

80

В.Бианки «Март».

08.02.

81

М.Пришвин «Жаркий час».

09.02.

82-83

Г.Скребицкий «Весенняя песня».

12.02.

13.02.

84

В.Жуковский «Жаворонок».

15.02.

85

А.Толстой «Детство Никиты» (отрывок).

16.02.

86

А.Твардовский «Как после мартовских метелей…»

19.02.

87

А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой…»

20.02.

88

В.Бианки «Апрель».

22.02.

89

Внеклассное чтение Е.Пермяк «Лесной».

26.02.

90-92

К.Паустовский «Стальное колечко». (Сказка).

27.02.

01.03.

02.03.

93-95

По В.Астафьеву «Злодейка».

05.03.

06.03.

09.03.

Животные в нашем доме (41ч.)

96-99

По У.Барониной «Рассказы про зверей».

12.03.

13.03.

15.03.

16.03.

100-102

В.Драгунский «Кот в сапогах».

19.03.

20.03.

22.04

Четвертая четверть.

103-104

В.Драгунский «Кот в сапогах».

02.04.

03.04.

105-106

Д.Хармс «Заяц и Ёж».

05.04.

06.04.

107

И.Крылов «Зеркало и обезьяна». (Басня).

09.04.

108-112

По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави».

10.04.

12.04.

13.04.

16.04.

17.04.

113

В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…»

19.04.

114

Внеклассное чтение М.М.Пришвин «Барсук».

20.04.

115

В.Бианки «Май».

23.04.

116

М.Дудин «Наши песни спеты на войне».

24.04.

117-121

В.Медведев «Звездолёт «Брунька».(Сказка.)

26.04.

27.04.

30.04.

03.05.

04.05.

122-125

ПО К.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».

07.05

08.05.

10.05.

11.05.

126-128

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

14.05.

15.05.

17.05.

129-132

В.Астафьев «Зорькина песня».

18.05.

21.05.

22.05.

24.05.

133-135

Внеклассное чтение А.Р.Беляев «Остров погибших кораблей».

25.05.

28.05.

29.05.

136

Обобщающий урок.

31.05.

Всего:  136 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...