«Почему повесть Т.М. Керашева называется «Дочь шапсугов»
план-конспект урока (8 класс) на тему

Хатхе С. А.
“Дочь шапсугов - повесть со счастливым концом, так как на защиту счастья молодых встают не только их любовь и мужество, но и вольнолюбивый шапсугский народ”.

                                                            (В.Михельсон)   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование «Почему повесть Т.М. Керашева называется «Дочь шапсугов» Хатхе С.А. учитель адыгейского языка и литературы МБОУ «СШ №25» пос. Энем, Тахтамукайского района

Слайд 2

ТЕМА УРОКА Почему повесть Т . М . Керашева называется “ Дочь шапсугов ”? Цель урока Путем исследования повести Т . М . Керашева доказать , что Гулез является носительницей лучших качеств свободолюбивого шапсугского племени и любимой героиней Керашева , что вынесено в названии повести .

Слайд 3

ЭПИГРАФ К УРОКУ . “ Дочь шапсугов - повесть со счастливым концом , так как на защиту счастья молодых встают не только их любовь и мужество , но и вольнолюбивый шапсугский народ ”. ( В . Михельсон)

Слайд 4

Учащиеся предварительно были разделены на 5 групп по интересам . Каждой группе предстояло собрать материал .

Слайд 5

ИССЛЕДОВАТЕЛИ 1)Детально исследовать отрывок из повести ” Дочь шапсугов ” Т . Керашева . 2)Сравнить поведение Гулез в родной Шапсугиии при ее похищении темиргоевским князем Болотоковым.

Слайд 6

ИСТОРИКИ 1) Найти в исторических документах факты , изложенные в повести Керашева . 2) Сравнить социально- экономическую эпоху адыгов в начале XIX века и создание Керашевым в повести атмосферы русско- адыгейских дружеских отношений.Социальная борьба в Бжедугии .

Слайд 7

ЗНАТОКИ АДЫГЕЙСКИХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ . 1)Какие адыгейские традиции и обычаи показывает Т . Керашев в повести? 2) Какую цель преследовал Болотоков , похитив Гулез ? 3)Как по адыгейскому обычаю совет шапсугских старейшин решает судьбу Гулез и Анчока .

Слайд 8

АНАЛИТИКИ 1) Дать анализ главам , в которых раскрывается образ героини Гулез . 2) Определить роль эпиграфа к этим главам .

Слайд 9

СОВРЕМЕННИКИ 1) Выяснить вопросы , по которым повесть Т . Керашева “ Дочь шапсугов ” является актуальным . 2) Какие “ вечные вопросы ” в ней затронуты .

Слайд 10

ХОД УРОКА 1 . Слово учителя о значении повести Т . Керашева “ Дочь шапсугов ”, о вопросах поднятых в ней . Определить тему и цель урока . Связь эпиграфа с темой урока . Исследование проблемы “ Почему повесть Т . Керашева называется “ Дочь шапсугов ?”

Слайд 11

1 ГРУППА – “ ИСКУССТВОВЕДЫ ” Рассказывают о тех видах искусства , где отразились духовная и материальная культуры адыгов XIX века , использование фрагмента спектакля ” Дочь шапсугов ’’ Т.Керашева в постановке Адыгейского драматического театра , адыгейская народная песня-плач : ‘’ Хатхе Мхамет ’’, адыгейские танцевальные мелодии , фотоальбом , посвященный творческой деятельности Т,Керашева .

Слайд 12

ВТОРАЯ ГРУППА Репродукция картины ” Бородино ”. Портрет Т.Керашева . Репродукция картины “ Герои Отечественной войны 1812 года . Историческая карта Черкесии XVIII-XIX в . в .

Слайд 13

ТРЕТЬЯ ГРУППА Группа «Искусствоведов» показывают свои рисунки к повести “ Дочь шапсугов ” Т . Керашева . Все познакомились творческой работой , подготовленный группой “ Искусствоведов ”, а теперь попробуем перенестись в далекое прошлое , в 1-ую половину XIX века в страну Черкес c ию .

Слайд 14

ИСТОРИКИ Вопросы для освещения этой группой : 1) Расскажите об общественно-политическом строе Черкес c ии XIX века . Социальная борьба . Бзиюкская битва . 2) C чем связаны события Отечественной войны против Наполеона ? 3) Как они отражены в повести “ Дочь шапсугов ” 4) Какие исторические материалы послужили основой для создания повести . 5) Почему введена героиня Гулез , давшая название всему произведению .

Слайд 15

СЛОВО УЧИТЕЛЯ Итак , мы подошли к главному выводу всей повести – изображение высоких и низких качеств человека , таких , при которых можно оставаться человеком . И носителем лучших качеств является народ , народные герои борются за справедливую жизнь , дружеские русско-адыгейские межнациональные отношения. Шапсугская девушка , оказавшись в сложной ситуации , смогла выдержать все невзгоды и вернутся в родную Шапсугию , нарушив при этом адыгейские обычаи и традиции . Именно ее сделал Керашев своей героиней . А как это ему удалось , расскажут представители других групп .

Слайд 16

АНАЛИТИКИ 1) Какие качества характера проявляются в Гулез во время мирной жизни ? Доброта Слабость Решительность Скромность Уверенность

Слайд 17

КАКИЕ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА ГЕРОИНИ РАСКРЫВАЮТСЯ В МОМЕНТ ПОХИЩЕНИЯ ЕЕ КНЯЗЕМ БОЛОТОКОВЫМ ? Глубина натуры Мужество , стойкость Слабость Способность на подвиг во имя любимого , во имя свободы . Смелость

Слайд 18

КТО ПОМОГАЕТ АНЧОКУ И ГУЛЕЗ СОЕДИНИТЬ СВОИ СУДЬБЫ ? Верные друзья Свидетели на заседании Адыгэ Хасэ Решение Адыгэ Хасэ об оказании помощи Гулез и Анчоку.

Слайд 19

ЗНАТОКИ АДЫГЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ . Как по древнему адыгейскому обычаю производился посев урожая , сенокос , уборка урожая ? Одновременно всем аулом производилась весенняя вспашка , прополка , уборка урожая . Устраивались на ночь на поляне , люди ночью под вооруженной охраной пасли быков , а на рассвете возы целыми караванами двигались в аул.

Слайд 20

КАКИЕ АДЫГЕЙСКИЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В ПОВЕСТИ “ ДОЧЬ ШАПСУГОВ ”? Организованная уборка урожая Конокрадство Ритуал похорон у адыгов . Траур . Поминки 40 дней , год . Похищение девушки Наказание изменников народа Гостеприимство Роль Адыгэ Хасэ в жизни адыгов .

Слайд 21

ИССЛЕДОВАТЕЛИ 1) В отрывке из повести дается эпизод , где Гулез отказывается выйти замуж за князя Болотокова. При исследовании этой главы вы должны дать ответ на вопрос : «Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде ? » Любовь и уважение к свободолюбивому шапсугскому племени , преданность к любви Анчока , народного защитника в стране Шапсугии .

Слайд 22

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ , ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА БЫЛА АВТОРУ СЦЕНА ПОБЕГА ГУЛЕЗ НА КОНЕ ВОЗЛЮБЛЕННОГО ” НАЛЬМЭС ”? Какую роль в жизни адыгов играл Адыгэ Хасэ ? Покажите на примерах из повести ?

Слайд 23

СОВРЕМЕННИКИ 1) А если бы не похитили Гулез , как сложилась бы ее жизнь ? Смогла бы Гулез без препятствий выйти замуж за Анчока ? Нет , старшие братья позаботились бы выдать замуж сестру за состоятельного дворянина .

Слайд 24

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. СЛОВО УЧИТЕЛЮ. Несомненно , мудрый адыгейский писатель Керашев не случайно называет свою повесть именем простой шапсугской девушки . Историческое прошлое адыгов , особенности образа жизни свободолюбивого шапсугского народа , легендарные образы народных героев првлекало интерес Т, Керашева давно . Образ наездника - одиночки в повести – это был художественно обобщенный тип прошлого адыга , отражающий классовую ненависть к поработителям народных масс . В повести показан образ народного героя Хатхе Мхамета , участника Отечественной войны 1812 года. Он служил в партизанском отряде Дениса Давыдова.

Слайд 25

СЛОВО УЧИТЕЛЯ На фоне песни- плача « Хатхе Мхамет», путем обсуждения разных вопросов мы пришли к выводу о том, что Керашева несомненно привлекает образ Гулез. красивая , гордая, свободолюбивая простая девушка, достойно выйдя из сложнейших жизненных ситуаций обрела дом, семью, счастье, соединила свою судьбу с любимый Анчоком. Честность, нравственная чистота- основные черты характера Гулез. Не случайно повесть носит название « Дочь шапсугов» Гулез – любимый образ Т.М. Керашева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему космонавтов называют героями"

Презентация по тематике "Космос" в подготовительной группе...

Презентация по информатике 5 класс. "Происхождение символа "@". Почему символ "@" называется собакой"

В данной презентации говорится о истории возникновения понятия символа "@"...

Почему так называются?

В данной работе рассказывается об этимологии названий некоторых олимпийских видов спорта....

Презентация к уроку окружающего мира "Почему Красную площадь называют красной?" (ПНШ, 2 класс)

Презентация к уроку окружающего мира "Почему Красную площадь называют красной?" (ПНШ, 2 класс)...