Методическая статья на тему: " Словом надо дорожить".
статья на тему

Методическая статья содержит полезную информацию о словарном богатстве русского языка, о бережном отношении к родному языку. этот материал может быть использован как учителем, так и учащимся при подготовке к уроку, конференции, сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya_na_temu.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья на тему: " Словом надо дорожить".

Автор: Овсова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы 

ГБОУ школы №181 Центрального района СПб.


     Вначале было слово… Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет «языкового» выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. Когда общество идёт к упадку, к упадку идёт и язык. 

Слов в русском языке не так уж много, если иметь в виду часто употребляемые в нашей повседневной речи. А вот какую лексику мы употребляем - зависит только от нас. И не надо ссылаться на образование, воспитание. Человек с детства запоминает те слова, которые называют те или иные предметы мира, окружающего его. Потом, когда мы научимся читать, наши возможности пополнить собственный словарный запас расширяются. Мы можем, например, сказать о небе, что оно не только голубое, но и бездонное, синеглазое, прозрачное – так  создается образ, потому что мыслить начинаем образно. В этом нам помогают синонимы, устойчивые сочетания слов, и предмет нашего разговора будет более конкретным

 Давайте задумаемся, так уж безлики, бессмысленны слова? Ответ будет однозначным.    Слово МИР… сколько в нем  значений? -  тишина, спокойствие, любовь, благоразумие, надежда на будущее, желание жить и созидать. Наоборот, сколько беды, горя, несчастья, безумия, страха в слове ВОЙНА.

        Думаю, надо бережнее относиться к слову, стараться делать нашу речь богатой, образной, интересной и благозвучной. Тем более, что для человека главное - это общение, а общаемся мы друг с другом Словом. Не надо забывать, что мы живем в материальном мире и сами представляем материю, а мысль можно выразить (материализовать) только с помощью слова. И если слово неблагозвучно, скудно, значит, и мысли наши таковы.

Язык – живое существо, и к нему нужно относиться очень бережно. К сожалению, наш язык засоряется многими иностранными и грубыми словами. Мы должны бороться за чистоту языка, относиться к родному языку бережно и с любовью. А вот если мы пренебрегаем богатством слов, экономя «время» в процессе разговора, незаметно для себя превращаем свою речь в косноязычие, нас уже не интересно слушать, порой не хочется слышать.

Язык, который создан В.И.Далем , А.С.Пушкиным, И.С.Тургеневым,  начинает скудеть, исчезать благодаря нам из-за нашей же лени. Чтобы слова могли оправдать рухнувшую и потерявшую всякий смысл империю, их пытаются исказить до неузнаваемости или привнести в обиход новые. Устоит ли русский язык против «элементов», «вердиктов», «целых пакетов инициатив» и прочего?

   В русском языке сложная грамматика, но изумительно красив язык. Сколько красивых и мудрых слов родилось в недрах народа, сколько подарили классики литературы и языка: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский… Этот список не имеет конца… 

 А сколько откроет нам мир книг таких мастеров "художественного слова"...Уже с первых строк начнешь понимать, как прекрасен наш язык, как каждое слово наполнено определенным смыслом, точностью, звучностью. Чтение образцовой литературы пополнит наш словарный запас, сделает нашу речь правильной и красивой.

Привычка читать хорошие книги - это добрая привычка, это правило хорошего тона.  

Произведения наших русских писателей переведены на сотни языков, и тем не менее многие люди хотят прочитать их в подлиннике, потому что понимают, что подлинные мысли и чувства нельзя передать даже в самом лучшем переводе

Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство – русский язык – досталось нам от прошедших веков? Ведь язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.

20 век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы, далёких друг от друга, возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур. Языку учат не только на уроках литературы и словесности… Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову – мудрому, чистому, родному. Богатство нашего языка хранится в словарях, только тайники эти надо открывать чаще и наслаждаться их содержимым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

Методическая статья на тему: "Словом надо дорожить".

Словом надо дорожить, в нем столько силы, что им можно не только воскресить, но и убить. Тот словарь, который мы употребляем в своей речи, надо тщательно подбирать, чтобы речь была красивой и интересн...

Учебно-методическая статья по теме: Система экспериментальных домашних заданий по физике с использованием детских игрушек.

Эта статья может быть полезна учителям физики, работающим в 7-9 классах по программам различных авторов. В ней приведены примеры домашних опытов и экспериментов, проводимых с помощью детских игрушек, ...

Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""

В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...

Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)

Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся  через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:демонстрационные опыты, проводимые учителем в процесс...

Методическая статья на тему: "Технология написания сочинения в 9 классе на ОГЭ".

Пошаговая инструкция к написанию сочинения на экзамене по русскому языку четко разъясняет, что должен сделать выпускник при работе над сочинением....

Методическая статья по теме: "Методические рекомендации по развитию Soft Skills у учащихся"

Данная статья обобщает существующий опыт по развитию Soft Skill...