Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся»
статья на тему

Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данилова Маргарита Борисовна –

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 212  Санкт-Петербург

Фрунзенского района.

Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся»

Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.

Навыки  - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. При этом надо учитывать, что слово автоматизированный «означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации».

Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: автоматизированный навык «позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться сознательным …»

Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.

Объем знаний по орфографии определен школьной программой по русскому языку. Кроме того, в программе указаны основные умения и навыки, которыми должны овладеть уч-ся того или иного класса.

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

- высокий уровень преподавания орфографии;

- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;

- знание орфографических правил;

- знание схемы, применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

- упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Причем следует подчеркнуть, что «упражнение и правильно понятая тренировка - это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи; в процессе которой первоначальное движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется».

Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил.

И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

Как известно, формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Изучается орфография в 1-3 (начальный курс) и в 5-6 (основной курс) классах. Повторяется в 7-8 кл. и в 9, 10, 11 кл.

Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем – совершенствуются.

В 1-3 кл. орфография изучается на элементарной лингвистической основе.

В поле зрения учащихся находятся все четыре части русской орфографии:

I Обозначение звуков буквами.

II Раздельное написание слов.

III Употребление больших (прописных) и малых (строчных) букв.

IV Перенос частей слова с одной строки на другую.

На этой основе у учащихся начальной школы складывается первоначальное представление о русской орфографии и формируются элементарные навыки правописания.

В 5-6 кл. перечисленные выше правила закрепляются на другом, более трудном, дидактическом материале (отрабатываются неизученные в начальных классах трудные варианты соответствующих орфограмм). Именно так решается вопрос о преемственности между начальными и 5, 6 кл.

Работа по орфографии в 7-9 кл. и  в 10, 11 кл. имеют свою специфику. В 7-9 кл. орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 7 кл. и в конце учебного года в 9 кл., при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам, изложениям, сочинениям, в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.

В 10, 11 кл. учащиеся учатся самостоятельной работе по совершенствованию орфографических навыков: обращаться к справочной литературе, исправлять ошибки, вести работу по предупреждению ошибок.

Изучаемые в школе орфографические правила детализируют применительно к отдельным частям орфограмм основные принципы, лежащие в их основе.

Ни в одном классе учитель не должен упускать из виду, к какой части орфографии относится изучаемое  орфографическое правило и на каком принципе оно основано. В таком случае учащиеся будут воспринимать отдельное орфографическое правило как часть целого. Они должны знать части русской орфографии: основные положения, свойственные каждой части.

        Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.

        Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы».

        При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения другого действия. В результате вырабатывается прочный орфографический навык.

        Что значит развить речь учащихся? Развить речь учащихся – это значит работать над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов,  над словосочетаниями, предложениями связной (контекстной) речью.

Действующая программа по русскому языку предусматривает работу по развитию речи в трех направлениях:

1) овладение нормами русского литературного языка (нормами литературного произношения, словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью);

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.

Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при осуществлении связи между обучением орфографии и развитии речи. Эта связь имеет место в тех случаях, когда при изучении орфографии попутно производится работа над произношением, над значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической формой слов, над словосочетаниями и предложениями, а также по обогащению словарного запаса.

В ходе формирования навыков связной (контекстной) речи попутно производится работа и по орфографии.

Обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи, что чрезвычайно важно, потому что, как уже было сказано, орфографический навык – это речевой навык.

Изучение орфографических правил как руководство к действию.

Первым условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил.

Формирование орфографических навыков является сознательным процессом.

«Всеобщее признание, - пишет Д.Н. Богоявленский, - получил принцип сознательного усвоения орфографии, по которому основой обучения орфографии полагались грамматические знания учащихся, а самообучение строилось на изучении орфографических правил и на выполнении разнообразных орфографических упражнений». При этом важное значение придается осознанию способов орфографических действий и вариантности дидактического материала для упражнений по орфографии.

Очень важно добиться того, чтобы правила были руководством к действию для учащихся в практике их письма. Это возможно тогда, когда смысловые, фонетические, грамматические признаки орфограмм указываются в той последовательности, которая фактически нужна ученику при анализе соответствующих орфограмм, т.е. схема орфографического разбора строится в полном соответствии с формулировкой орфографического правила. В результате учащиеся, усвоив эту формулировку, запоминают и схему применения правила (схему орографического разбора). При выполнении упражнений типа списывания, при написании диктантов, работ творческого характера школьники производят орфографический разбор в устной и письменной форме в соответствии со схемой орфографического разбора, т.е. учатся применять орфографические правила в ходе письма.

Важно также подчеркнуть, что дидактический материал для упражнений должен подбираться с учетом вариантов орфограмм, т.е. с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при письме.

И последнее: необходимо стремиться к тому , чтобы учащиеся уяснили основные принципы каждой части русской орфографии и чтобы эти принципы были для них своеобразными «общими правилами».

Внутри первой и второй частей русской орфографии правила группируются с учетом опознавательного признака орфограммы. Прежде чем изучать новое правило, необходимо повторить все ранее изученные правила с этим же опознавательным признаком. Это будет способствовать систематизации знаний по орфографии, глубокому освоению формулировок правил, осмысленному запоминанию обобщенной схемы их применения.

Такая работа важна на всех этапах изучения орфографии в школе: при формировании орфографических навыков в 5, 6, 7 классах, в ходе совершенствования в 8, 9 классах, при обучении учащихся 10, 11 классов самостоятельной работе.

Список использованных источников информации:

  1. Д.Н.Ушаков, С.Е. Крючков «Орфографический словарь», Москва, Просвещение, 2000 год
  2. С.Г.Бархударов, С.И.Ожегов « Орфографический словарь русского языка» ,
  3. Н.В.Соловьев « Русское правописание», орфографический справочник. СПб 2000 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию орфографических навыков учащихся.

Работа по формированиюорфографических навыков учащихся.          Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя – словесники при...

Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией.

Научно-методическая статья, исследующая проблему возникновения дизорфографии у детей младшего школьного возраста....

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Статья "Формирование исследовательских навыков у учащихся посредством эколого-краеведческих экспедиций"

Статья "Формирование исследовательских навыков у  учащихся  посредством эколого-краеведческих экспедиций"...

Статья Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС

Статья Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС...