Презентация к уроку "Союз как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Плетнева Лилия Григорьевна

Представлена презентация на тему: "Союз как часть речи". Ви ней предусмотрено повторение изученного, новый материал предполагает активную работу учащихся для самостоятельного рассмотрения нового материала с записью основных положений в памятку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Союз как часть речи ЦЕЛЬ: (определяют учащиеся)

Слайд 2

Повторим 1. Карточки – 5 чел. 2. Орф. задача: (не) исправленная вовремя ошибка; (не)красивый, ( не) вспаханное поле; роман не дописан; далеко не)главный, (не) не забываемое впечатление; (не)пять, не успокоившееся море; не сжатая рожь; телефон не отремонтирован; (не)глубокая, но бурная, не написанное сочинение; калитка не закрыта, (не)прочитав, вовсе (не)высоко.

Слайд 3

Синтаксическая разминка. 1.Задание: прочитайте предложение А, Б, В, Г и выполните задание. А. По-моему, эта сказка могла бы быть написана о Генрихе Шиллере. Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди зимы белыми душистыми цветами. В. Куст расцветал, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука. Г. «Он обладал даром,- сказал о Шиллере Гете,- облагораживать все, к чему прикасался». А) В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Варианты ответа: 1) Г, Б, А,В. 2)А,Б,В,Г. 3)Б,В,А,Г 4) Б, А, В, Г. Б) У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки: 1. Засохший – действ. прич.прош.вр. 2. Среди – предлог, употр. с род. пад. 3. Расцвел – гл. сов.в. 4. Даром – наречие В) В этом предложении есть союз: 1)А 2) Б 3) В 4) Г. Г) Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1)Г,2)В,3)Б,4)А.

Слайд 4

ОТВЕТ А – 3 Б - 4 В – 3 Г – 3

Слайд 5

Создание проблемной ситуации. Разберите по составу слова и скажите, что между ними общего? СОЮЗ, УЗЫ, УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ

Слайд 6

Справочное бюро – Название «союз» появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов. Ученые исследовали союз «и», его значения, частоту употребления и обнаружили, что: – «и» – один из самых древних союзов русского языка; – союз «и» за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения; – слово «и» за столь долгий срок не изменило своего звучания; – союз «и» тысячелетия был и остается исключительно частотным словом. Итак, союз «и» – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи.

Слайд 7

Разграничение функции союзов Сравните два предложения: 1. В саду цвели розы и ромашки, душистый табак и лилии. 2. В саду зацветали розы, и ромашки весело вертели головками, и душистый табак наполнял воздух ароматом, а лилии важно тянули свои язычки к солнцу. (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложносочиненного предложения). Определите, что такое союз как служебная часть речи. ( Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Слайд 8

Союз 1. По морфологическому составу Простые: а, но, даже, что, если, да, также. Составные : потому что; так как; после того, как; несмотря на то, что. 2. По употреблению: Одиночные : песни и стихи. Повторяющиеся : и стихи, и песни. Двойные: и-и; ни-ни; либо-либо; либо я, либо ты. РАССКАЖИТЕ О СОЮЗЕ, используя таблицу. Записать в памятку

Слайд 9

Синтаксические функции союзов В памятку. По синтаксическим функциям Сочинительные: а) соединительные: и; да; ни-ни; и-и; б) сопоставительные: не только; но и; как-так и ; в) противительные: а; но; однако; же; зато ; г) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то - не то; то ли- то ли ; д) присоединительные: да и; также; тоже. Подчинительные: а) временные ( с тех пор, как ); б) причинные ( потому что ); в) целевые ( затем; чтобы ); г) условия ( если ); д) уступительные ( хотя ); е) сравнительные ( как ); ж) изъяснительные ( что ) и т.д. Две части в союзах: потому, что; с тех пор, как; затем, что.

Слайд 10

Пунктуационная задача №1. А) На встречу с выпускниками школы пришли и родители и учителя и ребята. Б) Быстро лето пролетело и наступил учебный год. В) Летом мы с удовольствием купаемся и загораем. Расставь знаки препинания в предложениях и сделай вывод об условии постановки запятой. Создание алгоритма по постановке запятой перед союзом И

Слайд 11

Алгоритм выполнения задания 1. Обозначьте в предложении грамматические основы. 2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. 3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой. 4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет: - если союз И соединяет однородные члены предложения, то перед ним не ставится запятая; - если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая.

Слайд 12

3. Игра «Собери пословицу». 1. Чтобы Надо сильным, смелым быть напишешь пером 2. Что Не вырубишь топором Родине служить. 3. Когда Цену вещи узнаешь с полки не достанешь. 4. Так и Руки не протянешь потеряешь. 5. Что Смелый находит то ворон считает. 6. Потому что Рассеянный ничего не знает робкий теряет. 7. Где Там и счастье много знать. 8. Чтобы Надо любить книгу труд. 9. Что Ласковое слово дерево без корней. 10. Что Калач тем и хорош весенний день. 11. Что Человек без друзей горяч.

Слайд 13

Ответы 1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 2. Что напишешь пером, не вырубишь топором. 3. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь. 4. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь. 5. Смелый находит то, что робкий теряет. 6. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Где труд, там и счастье. 8. Чтобы много знать, надо любить книгу. 9. Ласковое слово что весенний день. 10. Калач тем и хорош, что горяч.

Слайд 14

Рефлексия – Какие цели мы ставили в начале урока? – Какой алгоритм разработали вместе? – Какие признаки союза обнаружили? – Попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать союзы в тексте?

Слайд 15

Итоговое обобщение по теме: Вставь пропущенные понятия 1. В русском языке есть ………… и служебные части речи. 2. Служебные части речи это……… 3. Союз – это…………………….. 4. Союзы, состоящие из одного слова, называются………… 5. Союзы не являются……………………… 6. Союзы связывают…………………………………. 7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………. 8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

Слайд 16

ДОМА УПР. 355 Материал памятки учить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация к уроку "Удивительная часть речи - глагол".

Слайдовая презентация к уроку по русскому языку для учащихся 5 класса....

презентация имя существительное как часть речи

презентация имя существительное как часть речи...

Презентация Не с разными частями речи

Презентация "Не с разными частями речи" предназначена для повторения метериала...

Презентация "Имя существительное как часть речи"

Презентация используется на первом уроке по данной теме ( образовательная система "Школа 2100")....

Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе

Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Д...

Презентация "Не с разными частями речи"

Данная презентация предназначена для урока - обобщения правила "Не с разными частями речи" в 7, 9, 10 классах. Презентацию можно использовать присмешанном обучении в качестве учебного материала для са...

Презентация " Морфологический разбор самостоятельных частей речи"

Презентация " Морфологический разбор самостоятельных частей речи"...