Урок литературы в 6 классе. «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок литературы в 6 классе.

«Мой первый друг, мой друг бесценный…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6klass_tema_druzhby_v_lirike_pushkina.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

«Мой первый друг, мой друг бесценный…»

Тип урока:  объяснение нового материала.

Форма урока:  решение вопроса, что такое «дружба», урок-беседа, размышление.

Цели урока:

-заинтересовать учащихся  рассказом о лицейских друзьях поэта;

-учить детей видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл произведений;

-закрепить ощущение связи времён;

-развивать способности к творческой деятельности;

-воспитывать толерантность.

Оборудование:

-репродукции портретов А.С. Пушкина;
-репродукция картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»;
-портреты друзей-лицеистов;
-интерактивная доска;
-компьютер;
-проектор;
-презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»;
-учебник «Литература», 6-й класс;
-методическое пособие по литературе, 6-й класс;
-фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6-й класс».

                                     Ход урока.

Урок сопровождается компьютерной презентацией. 
I. Организационный момент

II. Беседа:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое  в вашем понимании дружба?

- Что значит настоящий друг?

-А у вас есть настоящие друзья?

-Обратимся к словарю Ожегова и прочитаем в нем, что такое дружба. (Работа со словарем). 

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном

доверии, привязанности, общности интересов. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка».)

-Недавно на уроках литературы вы  говорили о фольклоре.  Приведите примеры пословиц о дружбе.

(Без друга на сердце вьюга.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друг познается в беде. И др.)

-Сегодня разговор пойдет об А.С. Пушкине. Как вы думаете, у такого великого поэта были настоящие друзья? Вот сегодня мы поговорим о  них и узнаем, а умел ли он сам дружить.

Поэт  В.А.Жуковский, которого Пушкин считал своим учителем, написал маленькое, но очень ёмкое стихотворение  про дружбу. Прочитаем его и прокомментируем (читает учитель).

                  Дружба.

Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый...
О Дружба, это ты!

-Почему слово Дружба написано у В.А.Жуковского с большой буквы? (Поэт преклоняется перед великой дружбой. Это пример того, что друга не бросают  в трудный час.)

19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

III. Проверка домашнего задания.

-Расскажите, что вы узнали о жизни и учебе мальчиков в царскосельском Лицее. (Пересказ стр.45-54  учебника).

 

IV. Слово учителя:

-Вот в этом Лицее проучился поэт со своими друзьями целых 6 лет.

Итак, «у нас в гостях» Александр Пушкин со своими друзьями-лицеистами.

Давайте познакомимся с ними.

  1. Вольховский Владимир (слайд)

Вольховский Владимир, прозвище - Суворочка.

Он был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах:

Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.

Это первый ученик, который окончил Лицей с золотой медалью. В будущем - член тайного общества декабристов.

  1. Горчаков Александр (слайд)

Горчаков Александр, прозвище – Франт.

С Пушкиным они встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Друзья  решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую.

19 октября 1880, 1881, 1882 годов Горчаков  отмечал один - последний живой лицеист.

Он стал министром. А.С. Пушкин в  своём стихотворении «19 октября» (1825г.)  посвятил ему такие строчки:

 

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

К Александру Горчакову Пушкин обратиться, когда будет работать над образом Петра I. И Горчаков, уже будучи, министром, тайным советником, преобразователем библиотеки, очень  помог  своему лицейскому другу богатейшим материалом.

      3) Дельвиг Антон

Дельвиг Антон, прозвище – Тося.

Он  любил шумные игры, возню. Его считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Ему  тогда написали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

 

А Дельвиг- близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыплённый,
И бодро я судьбу благословил.

Писал поэт в том же стихотворении «19 октября».


    4. Корсаков Николай

Корсаков Николай, 11 лет.

За лето и осень лицеисты  уже привыкли друг к другу, так что им было не так страшно 19 октября в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I  c семьёй, было много гостей.

В Лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.
Н. Корсаков был  редактором  лицейских журналов, музыкантом. Весёлый и милый друг. Он умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:

Прохожий, поспеши к стране родной своей.
Ах! Грустно умирать далёко от друзей.

    5. Кюхельбекер Вильгельм

Кюхельбекер Вильгельм, прозвище – Кюхля.  Они  с Пушкиным были очень дружны. Пушкин  писал о нем  много и по-разному:

За ужином объелся я.
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, друзья мои,
И кюхельбекерно, и тошно.

В.Кюхельбекер был  членом  общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке.

…Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
«19 октября» 1825 г.

     6. Малиновский Иван

 Малиновский Иван, прозвище – Казак, Санчо  Панса. «Я знал много поговорок и пословиц, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса», - напишет он в своих воспоминаниях.

Малиновский И. был  сыном  директора Лицея. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

   7. Пущин Иван

Пущин Иван, прозвища - Большой Жано, Иван Великий. В своих воспоминаниях он пишет, что запомнил только одного мальчика - живого, курчавого, быстроглазого - Александра Пушкина. По сходству фамилий (он - Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

 Это самый близкий друг поэта. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен.14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.

   8.  Пушкин Александр

 Пушкин Александр, прозвища – Француз, Егоза, Стрекоза, Сверчок, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с мартышкой.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс…

Слово учителя: Великий русский поэт.

V.Учитель:

- А вот что говорят о своей дружбе  лицеисты. (Слайд)

Дельвиг:

-Дружба - это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.

Малиновский:

-Дружба выше карьеры.

Корсаков: 

-Это больше удачи.
Кюхельбекер:

-Дружба выше и больше даже любви.

VI. Слово учителя:

-Самым близким другом поэта в Лицее и после его окончания был Иван Пущин.

Потом их  пути разошлись: Пушкин поступил в Коллегию иностранных дел, а Пущин - в гвардию, в конную артиллерию. Затем он стал членом тайного общества "Союз благоденствия". Участие в тайном обществе положило между ним и Пушкиным известную преграду, мешавшую полной откровенности.

В мае 1820г. Пушкин был сослан на юг, и друзья расстались на целых пять лет.  Во время пребывания в Одессе, в Кишеневе  Пушкин был замечен в интересе к атеизму,  стал неугоден начальству, был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери, в село  Михайловское, под надзор духовенства и местных властей. Запрещено было вести переписку, общаться лично с опальным поэтом (с августа 1824 по сентябрь 1826 г).

6 мая 1820 года ещё один лицейский друг Антон Дельвиг (он первым, еще в Лицее,  предсказал огромную поэтическую славу Александру Сергеевичу) проводил  А. Пушкина в южную ссылку в Одессу, а оттуда -

в Михайловское. Он непрерывно писал ему, ободряя, утешая, веселя, рассказывая все свежие петербургские новости и новости семьи родителей Пушкина, с которыми он был дружен чрезвычайно, расспрашивая о литературных планах. Многие из этих писем не сохранились, не дошли до нас.

         Итак, Пушкин оказался в изоляции. Но его друг Иван Пущин нарушил запрет государя и, несмотря на бурный протест  своих родственников, тайно приехал в Михайловское. Рано утром 11 января 1825 года Александра Сергеевича разбудил звон колокольчика за окном. Выскочив зимой босиком, в одной рубашке на крыльцо, он увидел бегущего к нему из саней Ивана Пущина! Радостным, взволнованным было их свидание. О многом они переговорили, вспомнили многих, в первую очередь лицейских товарищей. Позднее  в своей книге «Записки о Пушкине» Пущин напишет: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод…  

         …Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему ещё не верится, что мы вместе.

         …Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня!..

Я привёз Пушкину в подарок «Горе от ума»: он был очень доволен этою рукописною комедией, до того ему почти вовсе незнакомой.

…Потом он мне прочёл кое-что своё…»

В этот свой приезд Пущин поведал другу  о тайном обществе.

        Свидание оказалось кратким: Иван Иванович спешил. Но они надолго запомнили эту встречу. Это было последнее свидание друзей перед вечной разлукой.

Многое изменилось в положении друзей за пять лет. Пушкин был уже знаменитый поэт. Пущин же преобразился из блестящего гвардейского офицера в скромного судейского чиновника. В 1823 году он бросил военную карьеру и занял судейское место в Уголовной палате - сначала в Петербурге, а потом в Москве. По тем временам это был гражданский подвиг. В суде служили люди не родовитые, бедные, необразованные, жившие взятками. А Пущин принадлежал к знатной дворянской фамилии: его дед был адмирал екатерининских времен, отец - генерал-лейтенант. Задачей Пущина было облагородить судейское ведомство, искоренить взятки, защитить простой народ от притеснений.    Пушкин писал о нем в черновом варианте  «Мой первый друг…»: 

Ты победил предрассужденья
И от признательных граждан
Умел востребовать почтенья,
В глазах общественного мненья
Ты возвеличил темный сан.

14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов.

- А что  вы, ребята, знаете об этом событии? (Декабри́сты  - члены различных тайных обществ второй половины1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания. Они выступали  против самодержавного режима и крепостного права. Восстание было жестоко подавлено правительством, организаторы приговорены к смертной казни, остальные сосланы в Сибирь на каторжные работы).

Иван  Пущин одним  из первых пришел на Сенатскую площадь. Князя Трубецкого, выбранного начальником, на площади не было. Пущин вместе с Рылеевым отправился к нему и потребовал, чтобы он явился на площадь. Но Трубецкой, потерявший веру в успех, так и не явился. Тогда Пущин принял участие в командовании. Он действовал хладнокровно и оставался на площади до картечных выстрелов. Его шуба была прострелена в нескольких местах. По воспоминаниям декабриста А.Е. Розена, «всех бодрее в каре стоял И.И. Пущин, хотя он, как отставной, был не в военной одежде, но солдаты охотно слушали его команды, видя его спокойствие и бодрость».

Лицейский товарищ Пущина князь Горчаков предлагал ему после разгрома выступления декабристов бежать за границу на иностранном корабле побег, но Пущин отказался. На другой день, 15 декабря, он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость.

В декабре 1825 года Пушкин, находившийся в ссылке, узнал о восстании декабристов и о его жестоком подавлении. Многие друзья Пушкина были членами  тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья - Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Александр Сергеевич  пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решения царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворения, поэтому для ареста Александра Сергеевича были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось.Пушкина вызвали  из Михайловского в сопровождении фельдъегеря к царю. Пушкин держал себя с Николаем 1 с исключительным достоинством и прямотой. Поэт сказал государю, что если бы он был не в ссылке, то непременно пришел на Сенатскую площадь поддержать друзей.
Николай I, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода, полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма.

          Иван Иванович Пущин был осужден и приговорен к смертной казни, но позднее по указу Николая I велено было его "по лишению чинов и дворянства, сослать вечно в каторжные работы в Сибирь". Спустя месяц после приговора срок каторги был сокращен до 20 лет. Более года провел он в Шлиссельбургской крепости. В октябре 1827 года отбыл в Читу. И Пущин пишет:

«Сцена переменилась. Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог.

Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г. Муравьёва  (жена декабриста) и отдаёт мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было...»

VII. Включается  фонозапись к учебнику литературы за 6-й класс.

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил.
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье;
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Тянулись годы каторги, и только через 12 лет, в 1839г., Пущин был выпущен на поселение.

        Мужественно перенося невзгоды, Пущин оказывал всевозможную помощь товарищам по каторге и ссылке, активно участвовал в организации помощи нуждающимся.

VIII. А теперь вы поучитесь выразительному чтению стихотворения «И.И. Пущину» и поработаете над текстом.

- Стихотворение начинается восклицательным предложением. Ребята, как надо произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?

(Наверное, задушевно, грустно, светло).

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

( Я думаю, благодарностью и нежностью.)

-На сколько частей можно разделить это стихотворение?

(На две части.)

- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?

Слова «то же утешенье» - ответ на давние события; невозможно увидеться друзьям, но есть другой способ соединения – «голос» и «душа», для них расстояния не преграда.)

- Как надо произнести эти строки?

( Возвышенно, торжественно.)

-По каким дням грустит поэт?

( По былым, «лицейским ясным дням»).

IX. Домашнее задание

- Ребята, запишите домашнее задание:

1)стихотворение «И.И. Пущину» - наизусть; 

2)задание на «5»: написать письмо, послание лицейскому другу (можно в стихах).

X. Итог урока:

Пушкин в одном из своих писем Плетневу писал: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей».

Лицеисты сохранили свою дружбу и пронесли ее через всю жизнь. Пушкин напишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие, куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

«Эстафетная палочка ДРУЖБЫ» передана вам, ребята, и хочется, чтобы вы через много лет, пройдя через жизненные испытания, встретившись, могли бы сказать: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Я хочу предложить всем спеть песню о дружбе:

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг друзей не бросит,
Лишнего не спросит-
Вот что значит настоящий, верный друг! (2 раза)

VII. Мировое значение А.С. Пушкина

Слово учителя: Н.В. Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет».

И действительно, А.С. Пушкин явился.

1999 год был объявлен ЮНЕСКО годом Пушкина – в честь 200-летия со дня его рождения.

И в 2014 году будем отмечать уже 214 годовщину со дня рождения великого поэта, которую можно назвать ВСЕМИРНОЙ, так как он объединил не только семьи, страны, народы, но и поколения. Действительно, для дружбы нет преград! Я советую вам посмотреть фильм  о Царскосельских лицеистах «18 - 14» режиссёра Андреса Пуустусмаа.

 На этом наш урок окончен. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...

Урок литературы 11 класс "Изображение первой мировой войны в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон""

Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" основан на исседовательско-поисковой работе обучающихся в группах...

Конспект урока в 5 классе "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"

Конспект урока в 5 классе "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"...

«Мой первый друг, мой друг бесценный…» Лицейские друзья А.С. Пушкина (внеклассное мероприятие)

Внеклассное мероприятие, рассказывающее о Лицее, о близких друзьях А.С. Пушкина...