«Из опыта работы: формирование коммуникативных технологий на уроках татарского языка»
материал на тему

Хакимуллина Чулпан Фархулловна

«Из опыта работы: формирование коммуникативных технологий на уроках татарского языка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2018.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №147 Авиастроительного района г. Казани»

Выступление на педсовете на тему:

«Из опыта работы: формирование коммуникативных технологий на уроках татарского языка»

Учитель татарского языка

 и литературы МБОУ «Школа №147

 Авиастроительного района г.Казани»

Ч.Ф.Хакимуллина

2017/2018 уч. год

«Формирование коммуникативной и языковой компетенции на уроках татарского языка и литературы».

Наш мир сегодня подвержен постоянным изменениям, в числе которых глобализация, ускорение темпов развития общества, переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, возникновение и рост глобальных проблем, возрастание роли человеческого капитала. В связи с этим миру необходимо такое общество, которое сможет не только выдержать подобный темп развития, но и неустанно ставить перед собой и решать все новые и новые задачи. Образование играет важнейшую роль в формировании общества нового уровня. Цели, парадигмы, методы, которые были актуальны десять лет назад, должны уступить место новым целям, парадигмам и методам.

В настоящее время школа, так же как и образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни.

Если ранее результатом обучения являлся ученик, владеющий всеми знаниями, умениями и навыками, которым научили его учителя, то сегодня результатом обучения является личность, компетентная в конкретной области знаний.

Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания, умения, навыки усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно в порядке возрастающей трудности и сложности, чтобы школьник поднимался по ступеням.

При изучении любого языка мира человек старается научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому работаю над проблемой: «Индивидуальный подход в формировании коммуникативной и языковой компетенции на уроках татарского языка и литературы».

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Лингвистическая (или языковая) компетенция предполагает владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста. Учащийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике. На качество языковой компетенции в изучаемом языке влияет не только степень владения им, но и уровень компетенции учащихся в родном языке. Языковая компетенция по Н. Хомскому означает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. (Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1992).

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

  Ученики должны уметь решать реальные коммуникативные задачи, которые возникают на уроке татарского языка в процессе реального общения «ученик – учитель», «учитель – ученики», «ученики – ученик», «ученик – ученики». Причем решать эти задачи нужно так:

- поздороваться, попрощаться с учителем / одноклассником;

- поблагодарить за урок / за помощь;

- поздравить с праздником;

- попроситься выйти, ответить на вопрос, пересесть;

- попросить ручку;

- уточнить домашнее задание / оценку / содержание грядущей контрольной работы;

- вызваться к доске;

- спросить о разнице между словами, понятиями;

- попросить объяснить правила;

- восхититься / порадоваться оценке, каникулам и т.д.

 Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций.

Компетенции

Общепредметные компетенции

Татарский язык

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог

(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность, чёткость.

Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.

На уроках татарского языка и литературы, также на внеклассных мероприятиях мною ведется  работа, направленная  на всестороннее развитие личности. Подготавливаю подрастающее поколение к жизни, труду, учу детей, любить Родину, уметь трудиться, быть чуткими и заботливыми по отношению к людям и животным.

Я вижу свое место в школе, и как учитель, обязан формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, и, наконец, я должна быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляя своих воспитанников на новые открытия.

Цели и задачи.

Основная цель моего педагогического опыта: формирование коммуникативной и языковой компетенции учащихся на уроках татарского языка и литературы.

          Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

  1.  Изучить индивидуальные особенности учащихся с помощью консультации с психологом.
  2. Подобрать индивидуальные формы и методы для повышения мотивации учащихся к изучению татарского языка.
  3. Проанализировать результаты внедрения данных форм и методов работы и скорректировать в дальнейшем их эффективное применение.
  4. Приобщать учащихся к нравственным ценностям; воспитывать толерантность и чувство принадлежности к своей национальности.

Условия реализации изменений.

Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом? Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несешь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах все лучшее. Надо любить свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. А чтобы быть творческой личностью, необходимо постоянно изучать опыт других и анализировать свои достижения и неудачи. Кроме этого, я должна обладать мастерством изобретателя, талантом артиста, аргументированностью оратора.

Работу с детьми веду на принципах открытости и доверия и предполагаю  овладение как коммуникативной, так и межкультурной компетенциями. Учащиеся организовывают свой досуг творчески, учатся сотрудничеству и умению жить в социуме. Поэтому на уроках я часто применяю различные методы и приемы, вовлекаю детей в разнообразную деятельность, чтобы ребенок мог сам добывать знания, наблюдая, делать выводы. Между мною и моими учениками должна царить атмосфера уважения и взаимопонимания, доверия и сочувствия. На всех уроках стараюсь создать непринужденную обстановку, настроить детей на урок, дать им почувствовать себя его хозяевами, посоветоваться, каким получился урок, что им понравилось, каким они хотят видеть последующие уроки.

Средства, методы, организационные формы, ресурсы.

Важнейшей характеристикой коммуникативного обучения для меня является использование связного текста в качестве дидактической единицы учебного материала.

На основе связных текстов мои ученики наблюдают факты языка, усваивают готовые выражения, формируют навыки порождения текста.

Опора на текст помогает мне объединить процессы формирования языковой и коммуникативной компетенции. В учебной деятельности придаю значение общению с учеником. Через общение презентую новую информацию; через общение учащиеся усваивают новый материал.

Главным средством общения на моих уроках является специальная система ситуативных упражнений.

Это:

- коммуникативные целевые установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, поддерживать сказанное, присоединиться к сказанному, дополнять собеседника (согласитесь, продолжите сказанное);

- установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, событиям, фактам (выразите радость, огорчение, сомнение, удивление);

- установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора (поправьте меня, объясните, возразите мне).

При этом внимание учащихся направляю не только на содержание высказывания, но и на то, что соотносится с их жизненным опытом, с окружающей их действительностью. Все это стимулирует учеников не только на речевую, но и на познавательную деятельность.

Речевая ситуация побуждает учащихся к высказыванию, вызывает потребность в общении.

Преподавание татарского языка в русскоязычных классах с использованием технологии коммуникативно-развивающего обучения по альтернативным учебникам Р.З.Закиевой (в начальной школе), Р.Р. Нигматуллиной (в средней школе) даёт возможность повышать практическую направленность уроков, развивать разговорную речь учащихся.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения татарскому языку как иностранному, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.

В своей практике я использую современные технологии: личностно-ориентированные технологии, компьютерные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии. Это повышает продуктивность обучения, вызывает стойкую мотивацию к изучению татарского языка и литературы.

 Индивидуальный подход к школьнику предполагает создание положительной мотивации к изучению татарского языка и литературы. В этой связи учитель должен знать и учитывать природные возможности ученика, его интересы, так как учащиеся имеют разные способности. Некоторым детям нужно уделять больше внимания, постоянно контролируя их действия, другим для получения желаемого результата достаточно объяснить один раз. Так как у меня все классы русскоязычные, обучение этих детей  татарскому языку – сложный, длительный по времени процесс. Чтобы вызвать интерес к предмету у русскоязычных учащихся, я стараюсь использовать разные методы. Например, рассказ, объяснение, описание; толкование понятий, беседа; демонстрация и иллюстрация; самостоятельное наблюдение; упражнения (устные и письменные); объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; творческие письменные работы, аудирование, диалоги; разные игры и другие. Провожу  различные типы уроков: урок-аукцион, урок-игра, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-выставка, урок-викторина и т.д.      

              Например, уроки-аукционы наиболее эффективны при прохождении тем: «Ашамлыклар кибетендә», «Киемнәр кибетендә», «Ашханадә». На аукционе продаются предметы, относящиеся к той или иной теме. В качестве платы за товары можно считать постановку вопросов, перевод слов, составление словосочетаний и предложений с ними, описание свойств, качеств, размера предметов, составление реплик, диалогов, рассказа. Такие занятия вызывают у детей большой интерес и повышают их активность на уроках.

Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок базируется на предыдущих. Своеобразие педагогического сотворчества состоит в том, что организуется единство деятельной и эмоциональной основы учебного процесса, которое осуществляется в совместных действиях учебных, познавательных, поисковых и других, а учитель выступает как консультант – наставник.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как основное  техническое средство, которое активно внедряется во все сферы преподавания татарского языка как иностранного, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.

Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность.

Я использую информационно-коммуникативные технологии  обучения, как на уроках, так и во внеурочной работе. Для этого я применяю текстовый редактор, создаю презентации по изучающим темам, пользуюсь услугами Интернет, использую различные тесты на бумажных носителях и тестовые задания на компьютере для оценки знаний учеников. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя.

            В старших классах ребята с большим интересом занимаются                  проектной деятельностью по теме “Татарские (русские) обрядовые праздники”.  Класс делится на группы. На первом уроке даю общую информацию про народные обычаи и праздники. Каждая группа выбирает себе один праздник и начинает собирать материал. Потом под моим руководством продумывают, как сделать презентацию праздника. Две группы сделали презентацию  в программе Microsoft Power Point.

  Работая  в группах над этими проектами, дети изучают этнографию, культуру своего народа, археологию, фольклор, впитывая и погружаясь в народное творчество. В дальнейшем, это способствует развитию чувства национальной гордости за свой народ.

Опыт показывает, что в процессе обучения татарскому языку как иностранному, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетентности:

  1. осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
  2. моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео, создавать эффект контакта с языковой средой;
  3. наглядно представляя речевую ситуацию, использовать её как стимул, опору в процессе учебного диалога;
  4. обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.

Неоспорима польза   электронных учебных  изданий. Например, в качестве тренажера для индивидуальной работы обучаемых, можно использовать электронный самоучитель татарского языка под авторством Ф.Г.Ахмадиевой «Татар теле 2002» и диск к учебнику Нигматуллиной Р.Р. «Татарча да яхшы бел».

В классах начальной школы применяю развивающее обучение, которое гарантирует формирование широких познавательных потребностей и мотивов полноценной учебной деятельности.

При изучении нового материала применяю методы наблюдения и анализа, которые дают ученику ощущение самостоятельности открытия.

В процессе предметно-умственной деятельности учащиеся приходят к усвоению и пониманию теоретического материала, к открытию общего и выделению частного.

С целью мотивации к изучению предмета использую игровые моменты. Это способствует активизации учебной деятельности. Учащиеся активно работают, развиваются. Они высказывают свои мнения смело, используют в речи фразы:  «По- моему», «Я считаю», «Я думаю», «По моему мнению» и т.д.

Развитие интереса к предмету глубоко связано и с развитием индивидуальных способностей учащихся. В классе есть одаренные дети, которые стремятся получить высокий процент ЗУН, имея высокий потенциал к обучению. Наряду с ними есть и слабоуспевающие учащиеся. Учитывая эти особенности, широко применяю технологию уровневого обучения.

Суть технологии сводится к следующему: для ученика отводится то время, которое соответствует его личным способностям и возможностям, что позволяет ему усвоить учебную программу. При этом учебные группы в классах, где я веду уроки татарского языка, формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения; в процессе каждого обеспечивается переход обучающихся с одного уровня на другой. Я становлюсь как бы дирижером оркестра, где у каждого ученика своя партия.

Такое разделение учащихся облегчает их обучение. Но индивидуальные задания на своих уроках не превращаю в средство дискриминации отдельных учеников, наоборот, они способствуют укреплению веры учащихся в свои силы, в возможность преодолеть трудности. Поэтому в моих классах нет неуспевающих. Индивидуализируя задания, имею в виду не только слабых учеников. Ведь в каждом классе есть учащиеся, которые быстрее и успешнее усваивают материал по данному предмету. Я не ограничиваю их работу выполнением лишь заданий среднего уровня, а включаю систему индивидуальных заданий повышенной трудности, олимпиадных заданий, которые способствуют дальнейшему развитию познавательных интересов.

Между тем даже трудный материал запомнится без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению татарского языка. Различные опорные схемы, таблицы, видеофильмы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение учащихся к татарскому языку как учебному предмету.

В своей работе я создаю условия для гармоничного развития личности. При проведении уроков учитываю психологические особенности учащихся. На уроках провожу физкультминутки, зарядки, подвижные и развивающие игры. Проведение подвижных игр способствует укреплению здоровья детей. Интересны рифмовки песен с движениями. Четверостишия о животных, природе, о детях легко запоминаются и делают физкультпаузы увлекательными и полезными. Тексты, звучащие на физкультминутках, сопровождаются движением рук и туловища.

 Уроки литературы помогают воспитывать. Обращаю внимание на уроках выразительному чтению, правильному и полному ответу учащихся. Учащиеся переводят прочитанный текст, выражают свою оценку,  учатся применять готовые выражения из текста в своем ответе.

Большое значение придаю выразительному чтению учащихся, работе учащихся по группам, составлению диалогов - воспитываю в них дружелюбие, взаимопомощь.

Внеурочная работа  по татарскому языку и литературе стимулирует  мотивацию к  учению; расширяет сферы применения татарского языка в качестве средства социального взаимодействия; развивает чувство патриотизма, толерантности у учащихся.

В творческой лаборатории  имею дифференцированные задания в форме компьютерных тестов и  дидактический материал по темам и классам. А также имеются методические пособия, сборники упражнений и  контрольных диктантов, программы по татарскому языку и литературе; словари, газеты-журналы, фонотека с записями произведений татарских писателей и поэтов, аудио-видео кассеты, диски  с музыкальными произведениями татарских композиторов и детских песен, компьютерные диски с обучающими программами по татарскому языку, мультфильмы, творческие работы учащихся и т.д.

Дети с увлечением посещают уроки татарского языка, активно участвуют в совместной деятельности по изучению истории родного края, культуры татарского народа и традиций. С родителями налажено тесное сотрудничество и взаимопонимание. В мой адрес приходят письма от выпускников, родителей  со словами благодарности.

         В заключении можно сделать вывод о том, что, если в начальной школе заложить хорошую основу и привить детям любовь к татарскому языку, а самое главное, сделать так, чтобы они начали понимать о чем идет речь во время урока, то это и послужит тем фундаментом, на котором в будущем можно будет кирпичик за кирпичиком возводить дворец знаний татарского языка.

Мои ученики чувствуют мою любовь и на уроках всегда радуют меня знаниями. Могу уверенно сказать, что мои ученики любят татарский язык. Иногда даже от того, какая обстановка дома, у ребенка может быть плохое настроение, он замыкается в себе.     Главное, найти индивидуальный подход к каждому, относиться к детям с пониманием и любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Особенности формирования коммуникативных технологий на уроках английского языка у учащихся начальной школы

В работе представлены формы работы (игровые технологии, речевое творчесто, интегрированные уроки, проектная деятельность,...) для формирования коммуникативных технологии с учетом особенностей учащихся...

"Информационно-коммуникативные технологии на уроках татарского языка"

Информационно-коммуникативные технологии как средство подачи материала...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы как средство формирования личностных результатов младших школьников

Материал Всероссийской НПК «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей: проблемы и перспективы»,  2014 г....

"Коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы". Из опыта работы.

Данная работа - это выступление на заседании педагогического совета школы. В  нем рассказывается о формах, методах и приемах коммуникативной технологии, используемых  мною на  уроках ру...

"Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в  реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит ч...

Проектная работа по теме «Использование креативных технологии на уроках татарского языка в формировании морфологических навыков учащихся»

Хәзерге заман мәктәп эшчәнлегенең төп максаты – белем алу күнекмәләре формалаштыру, ягъни субъектның үз-үзен камилләштерүгә аңлы рәвештә, яңадан-яңа социаль  тәҗрибәләр туплау аша барырга с...