Использование современных педагогических технологий на уроках литературы
статья на тему

Главная задача учителя русского языка и литературы - не только дать определённую сумму знаний, но также и показать практическую ценность этих знаний в дальнейшей жизни. Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся я использую различные современные технологии, но подробнее хотелось бы остановиться  в данной статье на технологии проектного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лысенкова Н.Н., учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы)

Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых педагогических технологий обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.

В современной школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать  практическую ценность знаний  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую различные современные технологии, но подробнее хотелось бы остановиться на технологии проектного обучения.

        Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.

Метод проектов решает следующие задачи:

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления.

Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и обучающимися, - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. Метод проекта использую и на уроках литературы и русского языка, и во внеклассной работе метод. Обучающиеся  создавают довольно интересные и качественные  проекты как в групповой, так и в индивидуальной форме.

        Особенно жизненный характер проектная деятельность приобретает при изучении русской литературы, так как влечёт за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Так, проект, предложенный в 9 классе при изучении жизни и творчества А. С. Пушкина, названный «Путешествие по Пушкинским местам» предполагает обращение к истории, архитектуре, культурной жизни северной столицы середины 19 века, при изучении творчества Ф. М. Достоевского и романа «Преступление и наказание» в 10 классе предлагаются  проекты  заочной экскурсии «Петербург Достоевского» , «По следам героев романа «Преступление и наказание» обучающиеся могут обратиться не только к историческому, справочному материалу, а и окунуться в атмосферу той эпохи, пройдя в выходной день вслед за главным героем романа Раскольниковым…Интересен проект «Поэзия Серебряного века русской литературы», ведь поэты жили здесь, в северной столице…

         Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы обучающихся. Обращение к методу проекта возможно и на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), и при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), и при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).

.Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и с интересом приобретают недостающие знания из разничных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

 Обращение к проектной методике при  изучении русского языка и литературы позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.

Следует отметить, что проектная деятельность в доступной для обучающихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса обучающихся к изучению предмета литература, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы. 

Материалы проектов обучающихся остаются в копилке наглядных материалов кабинета литературы и русского языка, а результаты проектов могут представлять интерес   для преподавателей и истории, и музыки, и МХК, и ИЗО.

Надеюсь,  что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе. 

Использованная литература

1.Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. –М.: Просвещение 2014

2.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.-  М, Просвещение, 2010

3.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках литературы"

Материал может быть использован при подготовке учителя к урокам литературы....

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Система работы «Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»

Система работы "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"...

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках родного языка и литературы"

Ни для кого не секрет, что родной язык считается одним из трудных предметов школьного курса. Редко можно встретить людей, которые знают и владеют родным языком. Высокой целью многолетнего терпеливого ...

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...