презентация на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках литературы"
учебно-методический материал по литературе на тему

Материал может быть использован при подготовке учителя к урокам литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zachetnaya_rabota_v_iro.ppt975 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование педагогических технологий на уроках литературы

Слайд 2

Понятие педагогической технологии Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле , мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев) Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Слайд 3

Технология критического мышления  Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися.  Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся.  Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками.  Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций.  Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний.  Облегчение социализации учащихся.

Слайд 4

Трехфазная структура урока (системная деятельность):  Стадия вызова  Стадия осмысления  Стадия рефлексии

Слайд 5

Роль учителя в ТРКМ:  направляет усилия учеников в определенное русло;  сталкивает различные суждения;  создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;  дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Слайд 6

Романтизм как литературное направление Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия 1.Организационный момент Включение в деловой ритм. Подготовка к работе. Личностные : самоопределение Вызов 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Создаёт условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации. Создает проблемную ситуацию. Пробуждает интерес к теме Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. (Актуализируют знания по предыдущим темам: «Классицизм», «Сентиментализм» - сравнивают и определяют принадлежность стихотворения к направлению, аргументируя свой выбор, представляют свои выводы. Находят одно из стихотворений, которое нельзя отнести к известным им направлениям, аргументируя свой ответ) см. приложение Коммуникативные : умение выражать свои мысли; познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Слайд 7

3. Постановка учебной задачи Помогает сформулировать цели и предположить результат Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, предполагают результат Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные : общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические -формулирование проблемы 4. Построение проекта выхода из затруднения Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)., чертят таблицу «Знаю…Хочу знать…Узнал… Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные : моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Слайд 8

Осмысление 5. Первичное закрепление . Создаёт условия для работы с научной статьёй по теме «Романтизм» (учебник под ред. Т.Ф.Курдюмовой, с. 141-142) Заполняют таблицу «Знаю…Хочу знать…Узнал…», работая со статьёй, обсуждают полученную информацию в парах. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные : общеучебные - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные : управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Слайд 9

6. Самостоятельная работа Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. (Сравнивают самостоятельно полученные выводы с высказыванием классика на эту тему (см. приложение) Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение 7. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию. Задаёт домашнее задание: составить синквейн по теме «Романтизм» Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. ( Обсуждают и заполняют листы с вопросами по теме «Романтизм», афишируют и представляют ответы, задают свои вопросы и отвечают на вопросы одноклассников) - см. вопросы в приложении Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные : рефлексия, моделирование личностные : смыслообразование

Слайд 10

Технология проблемного обучения Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс "в зону ближайшего развития" (Л. Выготский, Л. Занков). Этим и обладает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне -противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно. Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании учащихся через проблемную ситуацию.

Слайд 11

И. Бунин «Сверчок» Этап Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат (УУД) Первый этап: мотивационный Познакомить с проблемой, которую надо решить в ходе урока. Учитель ставит задачи будущей работы детей в группах - осмыслить рассказ И.А. Бунина "Сверчок": понять характер главного героя; почему рассказ назван «Сверчок»; осознать, какова авторская позиция. Познавательная: слушают учителя, задают вопросы по плану проведения урока Коммуникативная: взаимодействуют с учителем, обсуждая вместе с ним предъявляемый план урока Регулятивная: планируют собственную деятельность в рамках предлагаемой работы Познавательные: выделяют существенную информацию, которая поможет правильно выстроить собственную стратегию работы в группах; выбор оснований и критериев для сравнения объектов Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение задавать вопросы Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение планировать Личностные: личностное осознание поставленных целей и задач урока

Слайд 12

Второй этап: актуализации имеющихся знаний (работа с необходимыми понятиями); Знакомство с новыми словами и понятиями (толкование неизвестных слов) Выяснить, знают ли дети значение слов, которые встречаются в рассказе Учитель предоставляет список слов, которые могут вызвать у детей затруднения в понимании их значения и список новых (неизвестных) слов Познавательная: работают со словарем Коммуникативная: предъявляют найденную информацию Регулятивная: Организуют самостоятельную работу по поиску и интерпретации информации Познавательные: производят поиск информации по словарю, анализируют её Коммуникативные: умение извлекать информацию в соответствии с определенной установкой, формулировать и предъявлять собственные суждения Регулятивные: волевая регуляция, умение удерживать учебную задачу при работе со словарем, выдерживать временные рамки выполнения заданий Личностные: умение составлять алгоритм сопоставления слов и значений

Слайд 13

Третий этап: выполнение практических заданий, направленных на достижение поставленной цели Осуществить работу детей в командах с целью решения проблемных вопросов, обозначенных в начале урока Объявляет о начале работы команд по проблемным вопросам Познавательная: выдвигают тезис и подбирают аргументы для его защиты, отвечают на заданные вопросы Коммуникативная: взаимодействуют с собеседниками Регулятивная: в ходе заслушивания ответов своих товарищей дети осуществляют самоконтроль понимания предъявляемой информации Познавательные: выдвигать гипотезу и обосновывать её; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли; умение задавать вопросы и отвечать на них; умение слушать и слышать собеседника; умение п онимать на слух ответы обучающихся Регулятивные: умение обнаруживать несоответствие; умение прогнозировать результаты деятельности; навыки саморегуляции Личностные: понимание значимости собственного вклада в общие действия группы

Слайд 14

Четвертый этап: поведение итогов, оценивание Подвести итоги работы детей в группах, сделать общий вывод Объявляет о завершении работы. Передает слово экспертам. Комментирует решение экспертов Познавательная: экспертная группа объявляет результаты работы, остальные учащиеся слушают Коммуникативная: взаимодействуют с учителем, обсуждая вместе с ним предъявленный результат работы групп Регулятивная: анализируют соотношение оценки экспертов и самооценки Познавательные: умение строить высказывание Коммуникативные: умение слушать; умение оценивать речевые действия партнера в ситуации общения Регулятивные: умение оценивать полученные результаты Личностные: формирование критического мышления

Слайд 15

Пятый этап: рефлексия Осознание пройденного пути, сбор всего замеченного обдуманного, понятого каждым. Цель: не зафиксированный результат, а выстраивание смысловой цепочки Предлагает проанализировать полученные результаты, провести самооценку Познавательная: отвечают на вопросы учителя и одноклассников Коммуникативная: взаимодействуют с учителем, обсуждая вместе с ним предъявленный результат Регулятивная: оценивают свою работу в группе с точки зрения приобретения новых умений Познавательные: умение строить высказывание; умение структурировать знания; выделять существенную информацию Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение сотрудничать друг с другом, при выполнении общего задания; рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осущест­вляемых действий) Регулятивные: умение оценивать полученные результаты; умение соотнести конечный результат и начальные условия, оценить результативность собственной деятельности; развитие навыков принятия решения из предложенных вариантов; формирование позиции, корректирующей собственное поведение Личностные: воспитание чувства уважения, гражданской позиции, осмысление личного отношения к проблеме текста. Применение полученных знаний и умений на практике (при работе с информацией на других предметах).

Слайд 16

Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Обратим лишь внимание на то, что логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса здесь проявляется очень зримо. Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема

Слайд 17

Спасибо за внимание! Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Презентация на тему "Современные педагогические технологии на уроке музыки"

В своей работе я посторалась показать те педагогические технологии которые  которые наиболее часто  используются на уроках музыки и которые я сама постоянно использую на своих уроках....

Современные педагогические технологии на уроках литературы

В статье дан краткий анализ современных педагогических технологий, используемых на уроках литературы....

Современные педагогические технологии на уроках литературы

Теория и практическое применение современных технологий...

Использование современных педагогических технологий на уроках литературы

Главная задача учителя русского языка и литературы - не только дать определённую сумму знаний, но также и показать практическую ценность этих знаний в дальнейшей жизни. Для реализации познавательной и...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...