Научно-исследовательская работа на тему «Создатель Мира Средиземья»
проект (10 класс) по теме
Роль книги в жизни человека.
Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время является не желание, не умение детей пользоваться книгами и читать их.
К сожалению, в наше время, в век компьютерных технологий многие люди пренебрегают чтением книг в свободное время, считая, что его вполне могут заменить интернет и телевидение.
Книга - это возможность прожить сотни жизней и испытать тысячи эмоций, попутешествовать в другие страны или миры, находясь дома. Книга способствует духовному развитию человека и становлению его как личности. Читая, человек расширяет свой кругозор. Очень часто в книгах можно найти ответы на многие интересующие и волнующие человека вопросы, а порой и пути решения каких-либо проблем, связанных не только с романтическими отношениями, но и с проблемами выбора правильного пути в жизни. Это связано с тем, что в героях книг читатель зачастую может обнаружить схожие с его собственные черты характера и отношение к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdatel_mira_sredizemya.docx | 43.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51 г. Улан-Удэ»
Тема:
«Создатель Мира Средиземья»
Автор, Карбушева Яна,
ученица 8 класса
МБОУ СОШ № 51
Руководитель, Цыдыпова Татьяна Борисовна
г. Улан – Удэ
2016 год
Содержание:
- Введение: Роль книги в жизни человека.
- «Это интересно!» Факты биографии Дж. Р. Р. Толкина.
- История создания книги « Хоббит, или Туда и Обратно»
- Краткое содержание повести «Хоббит, или Туда и Обратно»
- Противопоставление добра и зла, темного и светлого.
- Мифологическое и сказочное в повести.
- Природа фантастических образов в повести « Хоббит, или Туда и Обратно»
- Заключение: Дж.Р.Р. Толкин как создатель мифологической системы.
Объект: Творчество Дж. Р. Р. Толкина
Предмет: Повесть «Хоббит, или Туда и Обратно»
Цель работы:
- Пробудить интерес к чтению книг у детей на примере рассмотрения повести «Хоббит, или Туда и Обратно».
- Выяснить причины популярности творчества Дж. Р.Р. Толкина.
- Проанализировать особенности повести «Хоббит, или Туда и Обратно».
- Установить природу фантастических образов.
Задачи:
1. Изучить биографию Дж. Р.Р. Толкина.
2.Проанализировать отличительные черты, свойственные жанру фэнтези.
3. Изучить повесть «Хоббит, или Туда и Обратно».
4. Установить природу фантастических образов Дж. Р. Р. Толкина.
1.Введение: Роль книги в жизни человека.
Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время является нежелание, неумение детей пользоваться книгами и читать их.
К сожалению, в наше время, в век компьютерных технологий многие люди пренебрегают чтением книг в свободное время, считая, что его вполне могут заменить интернет и телевидение.
Книга - это возможность прожить сотни жизней и испытать тысячи эмоций, попутешествовать в другие страны или миры, находясь дома. Книга способствует духовному развитию человека и становлению его как личности. Читая, человек расширяет свой кругозор. Очень часто в книгах можно найти ответы на многие интересующие и волнующие человека вопросы, а порой и пути решения каких-либо проблем, связанных не только с романтическими отношениями, но и с проблемами выбора правильного пути в жизни. Это связано с тем, что в героях книг читатель зачастую может обнаружить схожие с его собственные черты характера и отношение к жизни.
Чтобы пробудить у подростков интерес к чтению книг , я бы хотела рассказать о творчестве великого зарубежного писателя Джона Рональда Руэла Толкина на примере одного из его величайших произведений «Хоббит, или Туда и Обратно».
Творчество писателя представляет собой культурный феномен, соединивший традиции древнего и современного искусства.
2.Интересные факты биографии Дж. Р. Р. Толкина.
Благодаря стараниям голливудского режиссера Питера Джексона, о полуросликах, могучем волшебнике, эльфах, орках и путешествии в Мордор не знает, пожалуй, только ленивый. Но вот об авторе, который сотворил мир Средиземья, все знают лишь в общих чертах.
Что же нам известно?
Родился Джон Рональд Руэл Толкин 3 января 1892 года, до трех лет жил в Южной Африке, а затем вместе с матерью и братом переехал в Англию. Что с раннего детства писатель увлекался изучением языков, и это увлечение привело его в колледж при Оксфордском университете. Что женился он довольно рано по меркам сегодняшнего дня , что было у него три сыночка и лапочка-дочка, что Толкин много лет преподавал английский язык и литературу в Мертон-колледже и скончался в 1973 году…
Однако это лишь десятая часть сведений об авторе. Поэтому я решила привести некоторые удивительные и любопытные факты из его биографии.
Как ни странно, но в Интернете до сих пор ведутся дискуссии: как правильно – Толкин или всё-таки Толкиен? Отвечаю: правильным будет первый вариант – Толкин. Почему? Ну, потому что, во-первых, фамилия автора происходит от немецкого Toll-kühn, что означает «отчаянно храбрый».
А, во-вторых, сам писатель произносил свою фамилию без лишней «е».
К изучению различных языков Толкина влекло с детства. Он выучил не только латынь и греческий, но древнеанглийский, средневековый английский, англосаксонский, французский, немецкий, испанский, готский, финский, валлийский и древнеисландский. Но помимо изучения реальных и мёртвых языков, Джон Рональд мог играючи придумать свой собственный язык.
Например, вместе с двоюродными сёстрами Марджори и Мэри Инклдон, он выдумал животный язык, где каждое слово соответствовало названиям зверей и птиц в английском языке. После появился язык невбош - «новейшая чепуха», в основу которого легли искаженные до неузнаваемости слова из английского, французского и латыни. А еще позже Толкин на основе испанского создал наффарский язык.
Невероятно, но Толкин был однолюбом. Его женой стала Эдит Мэри. Поженились влюбленные перед отъездом Джона Рональда на фронт, в 1916 году. В начале Первой мировой войны поступил на офицерские курсы.
Увы, но «романа» с армией у Толкина не сложилось.
В октябре 1916 года он тяжело заболел, был направлен в госпиталь, выздоровел, отправился на переподготовку, но… снова заболел. И так весь остаток войны. Именно это время стало «золотым» для творчества, были заложены основы будущего Средиземья. Зная о способностях и таланте мистера Толкина выдумывать новые языки, в начале Второй мировой войны писателем заинтересовался криптографический департамент министерства иностранных дел, пригласивший Джона Рональда поработать дешифровальщиком. Создатель Средиземья согласился, но… дальше разговоров дело не пошло. После курса обучения в Лондонском штабе Центра правительственной связи Толкин получил формальный отказ. Джона Рональда информировали о том, что департамент не нуждается в его услугах. После этого писатель расстался с мечтой о военной службе и с головой окунулся в преподавательскую деятельность и написание романов.
В 60-е года прошлого столетия возник культ Профессора и толкинистика. В те годы среди американских студентов были популярны такие лозунги, как: «Гендальфа в президенты!» и «Уходим в Средиземье!». Сам Толкин был обескуражен этим, он искренне недоумевал, почему молодые американцы не видят в его произведениях нечто большее. В конце концов слава так утомила мастера, что он даже сменил номер своего телефона, чтобы не слышать назойливых поклонников.
3.История создания книги « Хоббит, или Туда и Обратно»
« На чистом листе я нацарапал: «В норе под землей жил да был хоббит»
Я много лет ничего с этой фразой не делал. Но в начале 1930х оно выросло в Хоббита…»
Джон Рональд Руэл Толкин, из письма к Одену, 1955 год
Писателем Джон Рональд стал совершенно случайно. Обычно вечерами он рассказывал своим четырем детям сказки, только часть из которых была перенесена на бумагу. И не просто перенесена, а даже оформлена в виде книжек с иллюстрациями. Одна из таких книжек – это был «Хоббит» - попала к студентке профессора Толкина. Та, прочитав и восхитившись дивной историей, решила пристроить рукопись в знакомое издательство. Издатель подумал, подумал и отдал «Хоббита» на рецензию своему сыну. Отзыв был благоприятным, и в 1938 году книгу напечатали. Читатели были в восторге.
Большинство толкинистов заняты изучением творческого наследия Дж.Р.Р. Толкина и называют себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена, руководствуясь языками из мира Толкина (Средиземья). Они называют себя представителями различных рас, описанных у Толкина (людьми, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, эльфами и прочими), и дополняют это путём нанесения соответствующего грима, изготовлением характерной одежды и макетов оружия.
Некоторые изучают языки эльфов (Синдарин или Квенья) и орков, придуманные Толкином.
Многие из толкинистов считают, что мир, описанный в книгах Толкина, в самом деле существовал и ищут тому подтверждение или живут соответственно данному утверждению, и зачастую «помнят» тот мир и верят, что имеют там воплощение; либо наоборот - данное их воплощение лишь тень жившего там, и что они не люди, а эльфы.
4.Мифологическое и сказочное в повести.
По моему мнению, образ главного героя Хоббита - отражение личности самого писателя Дж. Р. Р. Толкина. Мифология и фольклорная сказка - основные составляющие повести . Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, то затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, всякого важного действия, совершаемого человеком, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. Мифы отличаются от сказок различием функций: основная функция мифов - объяснительная. Основная функция в сказке – развлекательная. Миф воспринимается и рассказчиком, и слушателем как реальность. Сказка воспринимается как выдумка - также воспринимается и повесть Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» как миф и сказка, только вместе взятые.
Краткое содержание повести:
История книги повествует нам о путешествие хоббита Бильбо Бэггинса и тринадцати гномов во главе с Торином Дубощитом с целью вернуть гномам их сокровища, захваченные драконом по имени Смауг и теперь хранящиеся в пещере внутри горы Эребор (Одинокой горы). Во время путешествия хоббиту и гномам так или иначе помогают волшебник Гэндальф, горные орлы и эльфы. Бильбо, который в начале путешествия только мешал гномам, а затем неоднократно выручал их в трудных ситуациях. Во многом ему помогало найденное кольцо, делавшее своего носителя невидимым. Наконец, гномам удалось достичь горы и найти вход в пещеру. Бильбо похитил у Смауга драгоценную чашу, чем разозлил дракона. В ярости Смауг сжёг город Эсгарот (Озёрный город), но был убит стрелой, пущенной человеком-лучником Бардом. Гномы получили свои сокровища, но теперь на них претендовали люди и эльфы. Торин отказался делиться и запросил помощи у своего родственника Даина, который явился к Эребору с армией гномов. Но в это время у людей, эльфов и гномов внезапно появился общий враг — гору атаковала армия гоблинов. Началась Битва пяти армий, в которой гоблины были с большим трудом побеждены. В числе погибших были Торин и его племянники Фили и Кили. После победы люди, эльфы и гномы примирились друг с другом и разделили сокровища между собой…
Каждый из образов повести выполняет в произведении определённые функции, которые во многом традиционны и соответствуют представлением мифологии. В повести Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» происходит слияние мифологии и сказки. Это объясняет и устройство мира, и поведение персонажей, и их характеры: «Там всё было в порядке. Бард построил в Доле новый город, куда переселились многие жители Эсгарота, так же люди с юга и с запада; Дол вновь стал плодороден и богат, а в заброшенных землях пели птицы и цвели цветы, осенью там собирали плоды и пировали. Озёрный город тоже восстановили, и он сделался краше и богаче прежнего. Вверх и вниз по реке ходили корабли с товарами, а эльфы, гномы и люди жили в мире и согласии…»
На протяжении последних двадцати лет произведения Толкина, и, особенно его мифологическая эпопея «Хоббит, или Туда и Обратно», привлекают к себе внимание многочисленных исследователей.
В повести тесно переплетаются мифологические и сказочные персонажи.
•Персонажи мифологии: эльфы, гномы, тролли.
Сказочные образы: волшебник - Гендальф, человек-медведь - Беорн, Орлы, Пауки, Варги-Волки, дракон - Смог.
Толкин придумал и ввёл в сказочный мир двух персонажей: главного героя - Хоббита и Орков.
5.Противопоставления в книге добра и зла, темного и светлого.
В повести присутствует много фантастических персонажей.
Они отражают две стороны мира: тёмную и светлую, добрую и злую.
Персонажи | От какого слова произошло | Описание персонажей | |
Хоббиты | От англ. Halfings (Существа) | Вымышленные Толкиным , Полурослики. | Положительные |
Гномы | Германская и скандинавская. | Карлики, охраняющие подземные сокровища. | Положительные |
Эльфы | Германская и английская. | Светлые, добрые духи природы, населяющие воздух, землю, лес, жилища людей. | Положительные |
Гендальф | Кёльтская, скандинавская, английская. | Архитипичный мудрый волшебник. Сказочный персонаж. Младшее божество. | Положительный |
Беорн | Древне скандинавская, древнеанглийская, русская.От англ. Beorn, от сканд. Bgorn (Медведь) | Человек превращающийся в медведя. | Положительный |
Гоблины | Английский фольклор. | Это низшие духи природы, из-за экспансии человека вынужденные жить в его среде. | Отрицательные |
Тролли | Скандинавская, норвежская, исландская. От швед. Troll, мн. ч. Trollen (Людоеды.) | Горные духи, ассоциирующиеся с камнем, обычно враждебные человеку. | Отрицательные |
Смауг | Дракон из мифологии многих стран, в т.ч. русский - змей-горынычОт греч. Drakon (Крылатый огнедышащий змей.) | Красно-золотистый дракон. | Отрицательные |
Орки | От англ. Qrcs. | Вымышленная раса в произведениях Толкина | Отрицательные |
•Сказка всегда делит мир на добрых и злых - в повести мы также наблюдаем это «двоемирие». В «Хоббите» 7 добрых персонажей: Гендальф, Беорн, эльфы, хоббиты, гномы, орлы, люди и 7 злых: Смауг, орки, Голлум, волки-варги, пауки, тролли, гоблины. Толкин в повести объясняет устройство мира через восприятие поведения персонажей, и их характеры…
6.Природа фантастических образов повести.
Хоббит Бильб Бэггинс - главный герой повествования.
Повесть, в которой главным героем выступает хоббит Бильбо Бэггинс, содержит в себе, часть англо-скандинавской мифологии и щепотку фантазии автора. Так на свет появился Хоббит, маленький человечек с густым волосяным покровом на ступнях, заострёнными ушами и, Толкин отдаёт персонажу частичку себя.
Что же означает «хоббит»? Откуда появилось само слово? Кто является прототипом хоббита Бильбо Бэггинса?
Слово «Хоббит», по версии самого Толкина, есть сокращенная форма слова «Holbytlan», то есть «Hole-dwellers» - жители нор; по другим версиям, в нем соединяются слово «rabbit» («кролик») со среднеанглийским словом «hob», значит мы можем сделать вывод, что хоббит - это существо, которое «состоит» из человека и кролика.
Хоббиты - народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).Вот, что пишет автор о хоббитах в начале повести: «Кто такой хоббит? Пожалуй, стоит рассказать о хоббитах подробнее, так как в наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа, как они называют нас, людей». •Хоббит Бильбо Бэггинс - главный герой сказочной повести английского писателя Д.Р. Толкина.
•Хоббит как персонаж был придуман автором в историях для собственных детей.
•Слово «хоббит» образовано от слияния 2 слов
•Прообразом хоббита являются фольклорные маленькие человечки, которые обладали схожими внешними чертами с хоббитами автора. •В основу образа Бильбо Бэггинса положены внутренние противоречия, которые свойственны многим людям.
Гендальф - мудрый волшебник, один из центральных персонажей книг Джона Р. Р. Толкина в жанре фэнтези, в частности «Хоббит, или туда и обратно». Прототипом для внешности Гэндальфа стала швейцарская почтовая открытка под названием «Горный Дух», на которой изображен старый бородатый мужчина в широкополой шляпе, кормящий с руки оленя.
•Гендальф - один из главных персонажей повести.
•Мудрый волшебник.
•Возможным прототипом являются персонажи кельтского и скандинавского фольклора.
•Имеет человеческий облик.
•Выступает на стороне добра.
•Помогает всем существам и людям творить добрые дела.
Гоблины - волшебные существа в английском фольклоре.
Гоблины — сверхъестественные человекоподобные создания, живущие, согласно западноевропейской мифологии, в подземных пещерах и не переносящие солнечный свет.
•Гоблины - отрицательные персонажи, проклятие, источник зла.
•Они представляют опасность для всего доброго, светлого и живого на земле.
•Главная задача героев повести Толкина - победить зло, образом которого являются Гоблины.
Тролли - существа из скандинавской мифологии, фигурирующие во многих сказках. Тролли представляют собой горных духов, ассоциируемых с камнем, обычно враждебных человеку.
•Тролли - ограниченные существа.
•Они владеют силой в ущерб ума.
•Природа их справедливо наказывает за зло, представителями которого они являются.
•Тролли боятся солнечного света, так как сразу превращаются в каменные глыбы.
•Герои повести чудом спасаются от ужасной гибели, благодаря волшебнику, который использовал их агрессивность, конфликтность и тупость против них.
Эльфы - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Во многих произведениях нет фактических различий между эльфами и феями.
•Эльфы - порождение фантазии германцев.
•Эльфы у Толкина - добрые существа, которые ценят дружбу и могут оказать помощь и заботу о них.
•Эльфы - помогают принимать серьёзные решения, благодаря тому, что обладают глубокими познаниями.
•Они гостеприимны, дружелюбны, умны, тактичны и благоприятно влияют на душу.
•Они прекрасные войны и лучники.
Гномы - существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «цверги», «дворфы», «карлики», «краснолюдки» ,«свартальвы» ,само слово «гном» как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Возможно, он назвал гномами существ, знающих и указывающих людям точные месторождения металлических руд.
•Гномы скрытны, трудолюбивы, мастеровые, помнят и обиды, и добро, прирождённые рудокопы и рудознатцы, искусные камнерезы, ювелиры и кузнецы, огранщики.
•Являются долгожителями, их возраст колеблется от двухсот до трехсот лет.
•Гномы отличаются небольшим ростом (ниже людей, но выше хоббитов), плотным телосложением и выносливостью.
Орки - вымышленная раса в произведениях жанра фэнтези. Орки имеют большое сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» рас в фэнтези.
•Авторский образ. Орки - силы зла.
•У орков есть своя иерархия, которая основана на силе и страхе.
•Орки - разрушители всего прекрасного и живого.
•Ведут паразитический образ жизни, используя чужие блага, чужой труд. Безжалостные, коварные, сильные, воинственные.
Смауг - огнедышащий крылатый золотисто-красный дракон. Один из последних великих драконов в Средиземье. Известен тем, что уничтожил город Дейл и овладел сокровищами гномов Одинокой горы. Как указывается в «Хоббите», шкура взрослого дракона почти непробиваема, так как была покрыта золотыми чешуйками, причём Смауг дополнительно «усилил» свою броню драгоценными камнями. Под ним в немыслимых количествах лежали груды золота и драгоценностей. В книге, его иногда называют Смауг Золотой или Смауг Великолепный.
•Дракон - традиционный сказочный образ, присутствующий у многих народов.
•Образ Дракона в сказке-повести Д.Р. Толкина наделен как традиционными чертами (сила, гордыня), так и не свойственными ему в фольклоре чертами.
7.Заключение: Дж. Р. Р. Толкин как создатель мифологической системы.
Толкин стал создателем целой мифологической системы, в которой нашлось место и сказочным эльфам, и трудолюбивым гномам, и милым хоббитам. Атаки и осады, поражения и победы, чудеса дружбы и ужасы предательства – все это “Хоббит”. Творения Толкина впервые стали появляться в России в середине семидесятых годов. Сегодня число поклонников творчества одного из лучших писателей 20 в. в нашей стране, не уступает количеству поклонников мира Средиземья и в других странах.
Повесть особенно популярна среди тех, кто сразу чувствует биение сердца великого поэта Средиземья между строчек его волшебных и непревзойденных книг.
Сила произведений Толкина в том, что его книги уводят нас от реальности, чтобы потом , после прочтения, наполнить эту реальность смыслом. И в наш век интернета и космических полетов книгу ничто не заменит. Каких бы высот не достигло человечество в своем развитии, оно всегда будет беречь и ценить книгу.
Захотелось прочитать что-нибудь будь по-настоящему стоящего ?
Начните с «Хоббита».
Список используемой литературы:
Дж. Р. Р. Толкин : «Легендариум Средиземья» (АСТ. Москва) 2014.
Толкин, Джон Рональд Руэл: « Хоббит, или Туда и Обратно» (АСТ. Москва)
Толкин, Джон Рональд Руэл: Полная история Средиземья {сборник}
Серия: Золотой фонд мировой классики. АСТ, Mainstream.
«Джон Р. Р. Толкин. Биография.»; Автор: Хамфри Карпентер
C. Алексеев. Джон Рональд Руэл Толкин. Жизнь и легенды. Опубликовано в журнале "Знание-Сила", № 9, 1997.
http://www.nat-geo.ru/planet/46483-google-pomestil-na-kartu-mir-sredizemya/
Анастасия Баринова 22 ноября 2013
http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/23-dokazatelstva-chto-knigi-delayut-nas-luchshe-869110/ AdMe.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)
Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...
Научно - исследовательский проект "Работа со словарями как средство повышения культуры речи"
Научно - исследовательский проект по русскому языку...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»
В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...
Контрольная работа по теме "Население мира"
Контрольная работа предназначена для систематизации и обобщения знаний по теме "Население мира"...
Проектная работа на тему "Вулканы мира"
Проектная работа учащихся 6 класса и учителя биологии и географии на тему "Вулканы мира"...
Контрольная работа по теме Население мира в 10 классе
Определить уровень ЗУН по итогам изучения темы...
Контрольная работа по теме Население мира в 10 классе
Определить уровень ЗУН по итогам изучения темы...