Конспект интегрированного урока "Поэзия Пушкина - музыке и живописи сестра родная"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Толмачева Наталья Николаевна

Конспект интегрированного урока русского языка, литературы и музыки по поэзии А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения "Туча")

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: « Определение и его роль в  выразительности русского языка».

Цель: Обобщение сведений об определении, известных учащимся по курсу V- VI классов; формирование умений различать согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения, использовать в речи как средство выразительности.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Вступительное слово учителя. Активизация внимания.

Итак, начнём урок. Согласитесь со мной, что нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум дождя, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и радость. Для всего найдётся красивое русское слово.

III. Эксперимент с целью привлечения внимания к одной из единиц текста, связанной с новой темой.

- Посмотрите, пожалуйста, на предложение, в котором пропущены слова. Прочитайте его вслух.

        …лучи…. дней….посылают….привет ….полям.

- Какова главная мысль этого предложения?

- Какие слова можно вставить на месте пропусков?

- Какой частью речи мы распространили это предложение? ( прилагательными, причастиями).

- Какие это члены предложения? (определения).

IV. Формирование темы, сообщение целей. Рассмотрение темы на учебном материале.

- Итак, сегодня мы будем говорить об определении. Обобщим уже известные вам сведения об этом члене предложения; посмотрим, чем могут быть выражены определения; какими они бывают, и, конечно же, поговорим об использовании определений в нашей речи как средстве выразительности.

- Итак, что такое определение?

- Назовите определения из этого предложения.

- Назовите их в словосочетании.

- Давайте запишем их.

Короткие дни

Тёплые лучи

Последний привет

Пустующим полям

Свой привет

- Какой частью речи может быть определение?

-Вспомните, как называется способ связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово – прилагательное и ли слова с признаками прилагательного? (согласование).

- Как по-другому объяснить, что такое согласование?

- Так вот, определения, связанные с главным словом по способу согласования, называются согласованными.

- От слова дни ещё зависит одно слово, какое?

                                Дни осени

- А от слова лучи?

                                Лучи солнца

- Какой вопрос задали?

- Как называется такой способ связи слов в словосочетании? (управление).

- Каким членом предложения являются эти слова?

- Какой вопрос ещё можно задать?

                                Дни осени

                                Лучи солнца

- Если можно задать вопрос какие?, то как можно подчеркнуть эти слова?

- Это тоже определения, но они необычные. Называются несогласованные.

-Как вы думаете, почему они несогласованные?

- Какой частью речи они выражены?

- Каким способом связаны слова в словосочетании? ( управлением, т.е. не согласованием).

- Вернёмся к данным словосочетаниям.

- Постройте так их, чтобы данные несогласованные определения стали согласованными. Какую часть речи нужно сделать?

                                Дни осени

                                Лучи солнца

Мини-итог. Благодаря согласованным и несогласованным определениям наша речь звучит образнее, разнообразнее.

V. Упражнения, позволяющие научить применению новых знаний.

- На столах у вас лежит задание №1. Прочитайте.

- Обратите внимание на это предложение. Иногда несогласованные определения могут быть выражены неделимым словосочетанием.

Мини-итог.

- Какие бывают определения?

- Какой частью речи они могут быть выражены?

VI. Самостоятельная работа творческого характера, требующая речевого высказывания, продолжающая идею проанализированного в начале урока текста и построенного с учётом новых знаний.

- Давайте сейчас вспомним начало урока. Я попросила вас распространить предложение прилагательными. Вот что в итоге получилось.

- Какой вариант предложения звучит красивее? Почему?

- Действительно, ребята, в русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать даже самую сложную мысль.

        Н.В.Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Вдумайтесь в эту мысль: писателя восхищает метко сказанное слово, т.е. образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя.

- Как вы думаете, благодаря чему создаётся образность речи?

- Какие вы знаете художественно-изобразительные средства речи?

- Что такое эпитет?

- Перед вами хризантема. Создайте, пожалуйста, её художественный образ.

Мини-итог. Благодаря эпитетам русская речь образная. И нет в мире ни одного языка, где бы присутствовали эпитеты.

- А сейчас мы с вами проведём самостоятельную работу творческого характера. На уроке не случайно репродукция картины художника Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники». На ней изображён подмосковный пейзаж, который навсегда покоряет нас своей скромной поэтической красотой.

- Что вы видите на картине?

- Интересна история изображения на полотне дамы в чёрном. Её нарисовал на картине Левитана брат писателя Антона Чехова – Николай. Ему казалось, что у картины должен быть какой-то центр, вот он и пририсовал даму в чёрном.

        Левитан мастерски подобрал краски осеннего дня. А мне бы сейчас хотелось, чтобы вы переложили всё это на лист бумаги при помощи определений.

- У вас на столе лежат составленный мною небольшой текст с описанием этой картины, но в нём пропущены слова. А именно определения. Вам сейчас необходимо прочитать этот текст и добавить, на ваш взгляд, определения, используя также и эпитеты.

 - Прочитайте, что получилось

Мини-итог. Такие разные работы, но красивые и живые. Благодаря чему достигается красота речи?

VII. Итог урока. 

-О чём говорили сегодня?

- Что такое определение?

- Что нового узнали об определении?

VIII. Домашнее задание.

 Составить творческий диктант по картине Б.В.Щербакова «Русь подмосковная».



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Поэзия Пушкина – живописи и музыке сестра родная»

Цели: продолжить знакомство с поэзией А.С.Пушкина; дать понятие о поэзии как виде искусства; сравнить поэзию с живописью и музыкой; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; показать многообразие интонаций пушкинского стиха; развить наблюдательность, внимательность к поэтическому слову.

Оборудование: репродукции картин Н.П.Крымова «Туча», И.И.Левитана «Озеро» или других картин с изображением начала грозы и момента после грозы; запись романса И.Ф.Стравинского «Туча»; карточки со значениями некоторых слов, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем жизнь и творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал этого поэта? Объясните, почему вы смогли это сделать.

Дети. Мы лучше узнали поэта, потому что познакомились не только с его произведениями, но и с фактами из жизни Пушкина, с людьми, которые его окружали.

Учитель. Всё это и составляет мир Пушкина, мир, который мы начинаем видеть, когда читаем его стихи.

II. Тема урока. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с его удивительным миром, главной частью которого является поэзия. Мы поговорим о том, как она связана с миром живописи и музыки. Прочитайте тему урока.

Д. Поэзия Пушкина – живописи и музыке сестра родная.

Учитель. Как понимаете, что такое живопись, музыка, поэзия? Какую родственницу мы называем сестрой?

- Почему поэзию Пушкина называют сестрой живописи и музыки?

III. Подготовка к первичному восприятию стихотворения А.С.Пушкина «Туча».

Учитель. Перед вами репродукция картины Николая Петровича Крымова. Какое явление природы изображено на ней?

Дети. Гроза.

Учитель. Какой момент грозы? Где на картине это видно особенно ярко?

- какое небо? Какие краски использовал художник, чтобы изобразить грозовое небо? Представьте, что вы оказались на улице под таким небом. Что вы чувствуете?

- А теперь представьте, что вы оказались под таким небом, как на картине Исаака Левитана. Что вы чувствовали бы? Какой момент грозы изображён? Какие краски использовал художник, чтобы это изобразить?

- Посмотрите, ребята, ведь это всего лишь картины, но, глядя на них, мы смогли пережить и чувство страха, и чувство успокоения,. И ужас, и радость, и испуг, и облегчение. Кто помог нам испытать эти чувства? С помощью чего художнику удалось это сделать?

По мере вопросов на доске выстраивается схема.

                                        Живопись

                                        Художник

                                        Краски

                                        Чувства

- Пушкин тоже описал тучу и грозу. С помощью чего он это сделал? Есть ли что-то общее между картинами и стихотворением, мы постараемся определить, прочитав его.

IV. Первичное чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Туча».

V. Проверка первичного чтения стихотворения.

Учитель.  Какие чувства, мысли, образы возникли у вас, когда вы слушали это стихотворение?  

- Чем похожи стихотворения и картины? Чем отличаются? Давайте ещё раз перечитаем это произведение и попробуем объяснить. Но прежде узнаем значения некоторых слов, которые могут быть вам непонятны.

Рассеянный – разогнанный, рассеянный ветром.

Лазурь – голубизна неба, голубое небо.

Ликующий – очень радостный, праздничный.

Облегала – заволакивала со всех сторон.

Алчный – желающий, жаждущий, жадный.

Миновалась – прошла.

VI. Повторное чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Туча».

1-я строфа.

- Прочитайте про себя первую строфу стихотворения. К кому обращается поэт? Кто из вас когда-нибудь разговаривал с тучей? Вот видите, вам даже не приходило в голову это, а Пушкин обращается к туче с речью. Почему?

Дети. Пушкин необычный человек.

Учитель. Да, ребята, только необычный человек может разговаривать с тучей, солнцем, обращаться к природной стихии. А как поэт обращается к туче? Прочитайте.

Дети. «Последняя туча рассеянной бури».

Учитель. Как понимаете эту строку? Какие слова повторяются в первой строфе? Что хотел этим подчеркнуть автор? Какую интонацию это повторение предполагает?

- Попробуем прочитать первое четверостишие с выбранной вами интонацией.

2-я строфа.

Учитель. Прочитайте вторую строфу. Что произошло с тучей? Какие чувства вы испытали, читая эти строки? Изменилась ли интонация стихотворения? Какой она стала?

- Прочитайте вторую строфу с выбранной интонацией.

3-я строфа.

Учитель. Прочитайте 3-ю строфу. О чём просит тучу автор? Почему поэт обращается к ней с просьбой? Прочитайте слова, с помощью которых поэт описывает конец бури.

Дети. Освежились, промчалась, гонит.

Учитель. Прочитайте, какими стали небеса после бури. Как это понимаете?

Дети. Успокоенные.

Варианты интонации: спокойная, успокаивающая, интонация просьбы.

-   Прочитайте выразительно третью строфу.

- Мы с вами внимательно прочитали стихотворение, попытались выяснить, что хотел сказать автор в каждой строфе. Подумайте и скажите: какому четверостишию подходит картина Крымова, Левитана? Подберите к каждой подходящие строки из стихотворения.

- А теперь, вспомнив интонацию каждого четверостишия, глядя на эти картины, постарайтесь выразительно прочитать все стихотворение.

- Какие чувства мы с вами испытали, слушая и читая это стихотворение? Кто помог нам в этом? С помощью чего поэту удалось пробудить в нас эти чувства?

По ходу ответов выстраивается схема:

                                        Поэзия

Поэт

Слова

Чувства

- Взгляните на обе схемы и скажите: можем ли мы назвать поэзию и живопись сёстрами? Почему?

- С помощью чего пробуждает эти чувства художник? С помощью чего поэт?

VII. Прослушивание романса И.Стравинского «Туча».

- Нам осталось выяснить, почему же музыку и поэзию тоже называют сёстрами. Великий русский композитор Игорь Стравинский сочинил романс «Туча» на стихи Пушкина. Сейчас вы, послушав этот романс, попробуете определить. Какая по характеру музыка сопровождает каждое четверостишие.

- Что вы можете сказать о музыкальной интонации в романсе и поэтической в стихотворении?

- Я рада. Что вы заметили, как близки интонация стиха и интонация музыки. А почему так получилось? Что стремился передать Стравинский? Удалось ли это ему? С помощью чего композитор передал свои чувства, настроение? Чем близка музыка и поэзия? Правильно ли будет назвать их сёстрами? Чем они отличаются?

VIII. Итог урока.        

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Чем близки живопись, музыка и поэзия? Чем отличаются? Как одним словом можно назвать живопись, музыку и поэзию? А живопись, музыку и поэзию по отдельности? А картины, романсы, стихи?

-  Как можно назвать композиторов, поэтов, художников, которые создают, творят эти произведения?

-  С помощью чего они выражают свои чувства в произведениях?

По ходу ответов детей на доске получается схема ( на экране).

XI. Домашнее задание.

- Дома вы можете уточнить по словарю значение слова «искусство» и посмотреть, какие ещё есть сёстры у живописи. Поэзии и музыки. Посмотрите дома свои любимые картины и подумайте, какие строки из стихотворений Пушкина к ним подойдут.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока "Пушкин и декабристы"

Конспект урока "Пушкин и декабристы" для 8 класса. Борисова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы, Самсонова Розалия Владимировна, учитель истории...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского

Задачи деятельности:               1.     Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2.    Обратить внимание детей...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Конспект интегрированного урока изо , музыка "Народный праздник - Пасха".

Конспект интегрированного урока (изо, музыка) для учащихся начальной школы по теме "Народный праздник - пасха". Учащиеся на уроке узнают о празднике, играют в игры. Знакомятся с росписью пасхальных яи...

Презентация к уроку "Поэзия Пушкина- музыке и живописи сестра родная"

Презентация к интегрированному уроку  "Поэзия Пушкина -музыке и живописи сестра родная"...

Конспект урока "Полифония в музыке и живописи"

Данный конспект выдавался в качестве материала урока музыки в период дистанционного образования. Поэтому содержит в себе слайды из презентации к уроку,ссылки на музыкальные произведения....