Конспект урока "Полифония в музыке и живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Данный конспект выдавался в качестве материала урока музыки в период дистанционного образования. Поэтому содержит в себе слайды из презентации к уроку,ссылки на музыкальные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klassy_2_tema_material_1.docx1000.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.20 и 16.04.20

Тема урока: Полифония в музыке и живописи.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_551a8719e0b19/img_user_file_551a8719e0b19_6.jpg

Здравствуйте, дорогие ребята!

  Ребята, у испанского музыканта и композитора Пабло Казальса есть такое высказывание: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.

Чтобы узнать о ком идёт речь, давайте с вами отправимся в путешествие по Германии, чтобы выяснить его имя. 

Откройте, прикреплённую к файлу презентацию! Обратите внимание на слайды 2,3,4. Там есть фото дома, в котором родился великий композитор, а также прилагается фото церкви Святого Фомы в которой много лет служил И.С. Бах.

 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bc2/00001f49-e66cb195/640/img6.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bc2/00001f49-e66cb195/640/img7.jpg

Итак, мы с вами в Германии, а именно в городе Айзенахе, где родился великий немецкий композитор И.С. Бах. 

Кому не известно это имя?  Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.

   

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0590/00004027-d6e29548/640/img2.jpg

    Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по -прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.  Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.

      Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею»

Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган.

 Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание прежде всего связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония.

Ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите название темы урока, краткую информацию о И.С. Бахе, а также расшифруйте понятие полифония!

Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b50/000bcb1f-d7c0b704/img6.jpg

А теперь мы прослушаем с вами произведение И.С. Баха «Токката и фуга ре минор». Одно из самых узнаваемых произведений композитора, я уверена, что многие из вас его слышали.

Слушание «Токкада и фуга ре минор»

Серьёзности поставленных проблем и характеру органной музыки И.С. Баха соответствует стихотворение А. Рождественского “Голос человека”.

Пройдя у старой ратуши дозором,

Ночная стража гасит фонари

Над городом, над крыш его простором,

Все небо – в оперении зари.

Уже порозовели черепицы,

Осел туман у крепостных ворот,

И вновь перекликаются синицы,

О том, что утро новое встаёт.

Глухими переулками к предместью,

К ещё не разбудившейся реке,

Спускается, постукивая тростью,

Сухой старик в косматом парике.

Пред ним собор свои возносит стрелы,

Он кажется чудовищно немым,

Торжественный, в веках окаменелый,

Плывущий в предрассветный дым.

У низкой двери бокового свода,

Старик устало замедляет шаг,

Звенит ключом, труднее год от года,

На хоры путь сквозь паутинный мрак.

Но вот уже за кисеей тумана

Блеснули трубы - прямоствольный лес

Высокого и стройного органа

Под гулким скатом каменных небес.

Долой камзол, парик! И поединок,

С регистрами, вздохнувшими навзрыд,

Он начинает. Тонкий луч пылинок

По глянцевидной лысине скользит.

Он здесь один над немотой органа,

Пускай воскреснет всё, что отошло!

Живи и здравствуй, миг сей лучезарный,

И вей прохладой, времени крыло!

Всё, что цвело и мучило когда-то,

Что брошено раздумьем на весы,

Широким гулом скорбного раската

Разносит приглушённые басы.

Неудержимо рвётся воздух пленный,

По горлу труб под натиском мехов,

Смятеньем человеческой вселенной

И музыкой – гармонией миров.

Торжественно вдыхает грудь органа,

И катят волны в солнечной пыли,

Поёт о море жизни “голос человека”,

О радостях и горестях земли.

Вслушиваясь в это стихотворение, можно добавить, что великий ученый А. Эйнштейн слышал в музыке Баха “Гармонию вселенной”.

 Помимо инструментальной музыки у И.С. много вокальных произведений. Послушайте одно из них.

       

Слушание вокального произведения И.С. Баха «Весенняя песня».

http://3.bp.blogspot.com/-BacnBq0BKFs/VVO0ZoAwpGI/AAAAAAAAM4Y/8Ta2yX5LT2s/s1600/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA2.jpg

Обратите внимание на картины, написанные в стиле полифонии и фуги.

Слайд 12. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2713584/34191207-899c-45b2-82e3-38f1ea713e8e/s1200?webp=false

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0590/00004027-d6e29548/img9.jpg

Фуга в живописи.

Домашнее задание:

Дорогие ребята! От вас требуется сделать записи в тетради, и посмотреть данное видео.

 https://yandex.ru/video/preview?filmId=10148952417936566760&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%20%D0%B8.%D1%81.%20%D0%B1%D0%B0%D1%85&path=wizard&parent-reqid=1586739255913360-667496496993069641600272-production-app-host-vla-web-yp-147&redircnt=1586739266.1

Фото своих работ на этот раз мне высылать не нужно!

Желаю вам творческих успехов! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект  урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...

Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».

Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными  и художественными  произведениями о весне....

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе   по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...