Методы и формы организации работы учащихся на уроке
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Статья, опубликованная в региональном сборнике памяти филолога Н.М.Лебедева в 2017 г рассматривает важные формы, методы, приемы работы на уроках словесности, которые активизируют мыслительную деятельность школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. Н. БИРЮКОВА

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Вернейший способ узнать человека –

его умственное развитие,

его моральный облик, его характер –

прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачев.

Слова эпиграфа из книги академика Д. С. Лихачева «Земля родная» – письма подрастающему поколению» ярко говорят о том, что речь человека – это важное мерило его воспитания, образования, культуры. В письме «Учиться говорить и писать» Д. С. Лихачев рассуждает о роли русского языка, о его влиянии на развитие общества и самого человека.

Перед школой стоит задача – выпустить востребованного на рынке труда человека, грамотного, коммуникабельного, творческого, креативно мыслящего. Внедрение ФГОС нового поколения ставят перед педагогом ряд задач по формированию ключевых компетенций: учебно- познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, общекультурной и др.

Уроки словесности берут на себя первостепенную задачу по развитию коммуникативной и читательской компетенции. А вместе с тем, изучая то или иное произведение по литературе, происходит формирование учебно-познавательной компетенции, личностно-ориентированной и ценностно-смысловой.

При внедрении ФГОС нового поколения меняется подход к преподаванию учебных дисциплин. Многие задания рассчитаны на жизненный опыт учащихся, на их самостоятельность, на их умение добывать знания и применять их на практике, на творческий подход к построению урока со стороны педагога

Помогает современному педагогу интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, а также использование активных методов и приемов обучения.

Хотелось бы остановиться на формах организации учебной и внеурочной деятельности школьников, которые развивают речь, учат учащихся говорить и писать грамотно, правильно, т.е. формируют коммуникативную компетенцию. А как мы отметили выше, именно речь человека, его умение говорить и писать красиво и правильно говорят, прежде всего, о его интеллекте. Формировать ключевые компетенции помогают следующие формы организации работы:

Читательские конференции. Например, читательская конференция «Емельян Пугачев в истории и литературе». Учащимся предлагаются примерные темы: «Емельян Пугачёв в Капитанской дочке» А. С. Пушкина, «Емельян Пугачев в поэме С. А. Есенина», « Емельян Пугачев в творчестве В. Я. Шишкова», «Емельян Пугачев как историческая личность». Выбрав тему, учащиеся готовят дома материал к выступлению. Как памятку можно использовать письмо «Учиться и писать правильно» Д. С. Лихачёва из упомянутой выше статьи, в которой очень подробно описано, как правильно делать публичное выступление. Задача для школьников подготовить краткое лаконичное выступление, которое могло бы заинтересовать одноклассников – это трудная работа. Казалось бы, что вся информация сейчас есть в Интернете, и не составит труда сделать выступление. Но дело в том, что школьники не умеют обрабатывать добытую в интернете информацию, не умеют выступать и строить связное сообщение. Поэтому на первых порах учитель должен стать наставником, который помогает составить план выступления, выбрать нужную информацию, построить небольшое яркое выступление, дает рекомендации по подготовке к публичному выступлению. После выступления предлагается публике (одноклассникам) задать вопросы по прослушанной теме – это тоже будет служить дополнительными баллами к оценке за урок. Такой вид работы приучает учащихся к самостоятельности, развивает устную речь, формирует умение делать публичные выступления и может в будущем помочь при обучении в ВУЗах.

Кружковая работа. Внеклассная работа тоже обогащает жизнь школьников и играет важную воспитательную роль. Кружок «Художественное слово» создает возможность развития творческих способностей школьников и формированию метапредметных компетенций.

Экскурсии в библиотеку. Экскурсии в библиотеку тоже полезны для школьников. Это может быть организовано как урок или как внеклассное мероприятие. «Живые уроки» выводят учебный процесс на метапредметный уровень. В библиотеке может состояться встреча с писателями, тематические выставки и беседы. Кроме того, учащиеся получают возможность прикоснуться к книге, познакомиться с теми тематическими разделами, которые предлагает библиотека.

Современные педагогические технологии: урок-диспут, урок- диалог, творческая мастерская, мозговой штурм, проблемное обучение, продуктивное бучение, кейс –технологии и т.п. – нацеливают учащихся на самостоятельность, учат применять собственный опыт, креативно мыслить, а также носят практический характер и способствуют развитию творческих способностей и активизации мыслительной деятельности.

Урок – игра позволяет повысить заинтересованность и мотивацию школьников. Уместно проводить игру в 5-7 классах. На уроках русского языка и литературы приемлемы такие формы, как викторины, квесты, командные соревнования, КВН, деловые игры. Игровая форма организации учебного процесса расширяет кругозор школьников, тем самым формирует учебно-познавательные и личностно-ориентированные компетенции, развивает речевую активность учащихся.

Проектную технологию можно использовать на уроках. Этот вид работы нацелен на малый период времени (урок), работа предусматривается в группах. Каждая группа получает задание, план работы над проектом, необходимые материалы. В конце урока группа должна представить проект и защитить его. Также проектная деятельность может быть долгосрочной. В начале учебного года каждый учащийся или группа учащихся выбирает предмет, по которому будет писать проект и предлагает педагогу интересную им тему. В течение всего года учащиеся работают над проектом, проводят исследования. В конце учебного года в школе организуется научный семинар, на котором учащиеся защищают свои проекты. Этот вид деятельности помогает развить умение работать с научной литературой, оформлять научные труды, а также формирует коммуникативную компетенцию.

ФГОС нового поколения предъявляют ряд требований к использованию методов и приемов обучения. Рекомендуется традиционные методы заменять на активные. Активные методы строятся на практической направленности, носят творческий характер, позволяют обратиться к жизненному опыту школьников. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

А теперь остановимся на активных методах и приемах, которые позволяют учителю работать над формированием ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Начало урока должно быть эмоциональным и служить лейтмотивом ко всему действию в ходе урока. Можно использовать мотивационные ролики по теме или фрагменты из кинофильмов, музыкальные клипы, которые создают фон урока и настраивают школьников на работу на уроке. Название темы урока может быть строчкой из песни, фразеологизмом, метафоричным. Это позволяет в начале урока создать проблемную ситуацию по формулированию целей и задач урока. Например, при изучении поэмы Н. А. Некрасова «Дедушка» тему урока можно сформулировать так: «С чего начинается Родина?». Урок можно начать с видеоклипа всем известной песни. А потом школьникам задать вопросы: О чем пойдет речь на уроке? Какие важные понятия мы должны изучить? Плавно перейти к работе над ассоциациями: Как вы понимаете слово Родина? Ассоциации можно оформить в форме солнышка, кластера, таблицы. В начале урока еще один вид работы, как выбор наиболее удачного эпиграфа, позволяет учащимся вдумчиво подходить к осознанию целей и идее урока. Предлагается ряд эпиграфов, из числа которых учащиеся выбирают соответствующий теме урока.

В основной части урока учитель должен также разнообразить методы и приемы работы. Они должны носить творческий, практический характер. Например, каждый учитель-словесник должен использовать творческие работы: сочинений, эссе, писем и т.п. Уроки словесности ставят своей первостепенной задачей – формирование речевой компетентности школьников: устной и письменной. Формирование письменной речи происходит на уроках русского языка и литературы посредством написания сочинений, эссе, писем. Можно использовать проблемные вопросы, которые предполагают развернутого ответа и собственных аргументов. Традиционное сочинение позволяет школьникам высказать свое мнение по поводу прочитанного произведения, дать оценку поступкам героев, дать характеристику персонажам.

Интересный прием – это составление синквейнов. Это пятистрочие, которое в лаконичной форме позволяет проверить уровень освоения материала. Например, 1 строка – Онегин; 2 строка – скучающий, разочарованный; 3 строка – тратит время, убивает. любит; 4 строка – Онегин разочарованный эгоист; 5 строка – пессимист.

Составление устного рассказа по заданной теме (Снежный ком). Это игровая форма позволяет по заданной теме составить коллективный рассказ. Например, предлагается на уроке русского языка в 5 классе тема для игры: "Осенняя пора, очей очарованье". И каждый ученик встает и добавляет свое предложение об осени. Получается красивый устный рассказ, который потом можно предложить оформить письменно.

Описание героя на уроках литературы (по плану). На уроках литературы учащиеся должны уметь оценивать героев книги, давать им характеристики, давать оценку их поступкам. Чтобы учащиеся смогли составить рассказ о герое, можно предложить план. Этот план можно оформить в тетради в форме таблицы и совместно с учителем, используя текстовой материал, учащиеся заполняют графы. После того как таблица заполнена, можно сильному учащемуся рассказать о персонаже книги, а в качестве домашнего задания целесообразно предложить дать оценку какого-нибудь поступка героя. Например, изучая произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души», уместно предложить план характеристики помещиков. Давая характеристики помещикам по определенному плану, учащиеся могут иметь возможность сравнивать персонажей.

Составление кластеров. В круге пишем имя персонажа художественного произведения, а стрелки показывают характеристики. Учащиеся записывают максимальное количество характеристик, а потом можно предложить составить рассказ об этом персонаже.

Заполнение цитатных таблиц. Например, в первой графе таблицы даны те направления, по которым необходимо выписать цитаты из художественного текста. Можно предложить такие направления при описании жизни Евгения Онегина в Петербурге: воспитание, образование, внешность, увлечения, занятия и т.д.

Создание буктрейлеров. Это творческая работа предусматривает наличие компьютера и специальной программы. учащиеся создают видеоролик о книге, сюжете, подбирают картинки и музыку. Обычно буктрейлеры занимают 3-5 минут. Учащимся очень нравится просматривать работы своих одноклассников. После просмотра можно предложить обсуждение: у кого лучше получилось реализовать замысел автора, кто смог наиболее удачно подобрать картинки, музыка.

Создание рекламы о книге. Как творческую работу можно предложить учащимся создать рекламу прочитанной книги. Это может быть письменный отзыв, который учащиеся зачитают на уроке и поделятся своими впечатлениями с одноклассниками. Это может быть видеореклама о книге.

Выбери характеристику герою. Такой вид работы активизирует мыслительную деятельность учащихся. Из предложенного списка характеристик учащиеся выбирают правильные необходимы и аргументируют, подтверждают текстовым материалом. Можно предложить продолжить список.

Составление диалогов. На уроках русского языка есть ряд заданий, которые предлагают школьникам составить монолог или диалог на заданную тему. На уроках литературы тоже можно составлять диалог. Начать можно с составления вопросов литературному герою. Например, изучив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель», можно предложить учащимся составить вопросы Дуне, дочери станционного смотрителя. Опросы могут получится следующие: Дуня, почему ты покинула отца? Дуня, почему ты не помогала отцу? Дуня, почему ты так поступила? Дуня, почему ты не проявила сочувствие к своему старому отцу? Почему ты была равнодушна? Зачем ты приехала просить прощения уже на могиле отца? Такие вопросы затрагивают эмоции школьников и позволяют формировать личностно-ориентированные компетенции школьников. После составления вопросов можно предложить попробовать ответить на них, представив себя в роли литературного героя. Таким образом, может получиться диалог с героем книги.

Маршрутные листы. Такой раздаточный материал помогает учащимся сразу видеть план работы на уроке. Лист маршрутного листа разделен на две колонки: в первой колонке – даны задания, вопросы, указаны необходимые главы. Вторая колонка пустая – здесь учащиеся должны записать свои мысли, суждения. В маршрутном листе даны задания, вопросы, учащиеся могут подумать и написать ответ, потом уже сделать устное выступление. Маршрутные листы могут служить опорой для составления рассказа, развернутого ответа на вопрос.

Использование на уроках проблемных вопросов, которые позволяют развивать мыслительную деятельность школьников, а также формирует умение высказывать свою точку зрения, приводить аргументы и доказательства.

Составление лексического словаря произведения. Такая лексическая работа необходима, когда изучается произведение, где встречаются устаревшие слова. Например, изучая «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, можно предложить учащимся выписать незнакомые слова, устаревшую лексику: кудесник, хазары, вещий… и т.д. А также объяснить толкование устаревших слов, значение которых непонятно современному читателю. Также можно провести межпредметную связь с уроком русского языка (раздел «Лексика) и предложить разделить слова на группы: архаизмы и историзмы.

Сравнение художественного текста и кинофильма, снятого по изучаемому произведению. Например, изучив рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» и просмотрев кинофильм во внеурочное время, можно предложит заполнить сравнительную таблицу и сделать соответствующие выводы.

Прием «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение: «+» – «узнал новое» «~» – «уже знал» «-» – «думал иначе» «?» – «есть вопросы».

Метод «Спайдерграмма» призван помочь учащимся систематизировать свои знания по теме. На доске или плакате учитель рисует круг в центре, которого пишется главное слово. От данного слова отходят стрелки с такими же кругами, в которых пишутся слова, связанные с данной темой. Учащиеся диктуют слова сами. Данный метод помогает вспомнить и систематизировать изученный учениками материал, и подготовить учащихся к дальнейшей проработке темы.

На этапе рефлексии в финале можно использовать следующие методы и приемы для установления обратной связи:

Метод «Лестница успеха». На завершающей стадии урока учитель предлагает учащимся оценить свое участие в уроке, степень удовлетворенности общением, которое состоялось на уроке, своим вкладом в работу всей группы, в итог урока с помощью «Лестницы успеха». Учащиеся проходят к ватману с «Лестницей» и приклеивают смайлик там, где считают нужным. Полученная картина обсуждается учителем и учащимися: сколько учащихся позиционировали себя на верхней ступеньке, сколько на второй, сколько на третьей.

Метод «Светофор». Обучающиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно. Затем приклеивает ее на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая картину урока.

Методы «Смайлик», «Вместе мы построим дом», «Наш урожай» позволяют оценить собственную работу на уроке, вклад в общее дело по достижению поставленной совместной цели в начале урока, оправдались ли опасения или ожидания, которые были у них в начале урока, понравился ли урок.

Таким образом, подводя итоги выше изложенному, можно сделать следующие выводы, что современные педагоги в условиях внедрения ФГОС нового поколения должны использовать активные и интерактивные методы обучения, вовлекая каждого ученика в творческий процесс, давая возможность высказать свое мнение, опираясь на свой жизненный опыт, учить аргументировать свои ответы. Планомерная комплексная работа позволит сформировать ключевые компетенции обучающихся и вместе с тем повысить мотивацию и заинтересованность школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Приоритетные методы и формы организации деятельности учащихся на уроках физики 2021г

Приоритетные методы и формы организации деятельности учащихся на уроках физики...

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках биологии

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследователь...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы на современном этапе своей деятельности. Автор предпринял попытку проанализировать методы и  формы организации деят...

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках истории

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания....